Доктор наук Абдулахат Ходжаев рассказал о происхождении узбеков История Разное
Доктор исторических наук, автор множества книг, монографий и научных статей Абдулахат Ходжаев рассказал в интервью корреспонденту «UzNews.uz» о происхожденииузбекови поделился своим мнением, касательно многонациональности в Узбекистане.
Фото:UzNews.uz
Абдулахат Ходжаев, расскажите, пожалуйста, о происхождении национальности «узбек».
Узбеки являются одним из тюркоязычных народов. Из всех тюркских наречий бытовой узбекский язык максимально близок к уйгурскому, так как в плане этнического происхождения эти родственные национальности имеют много общего. На протяжении более 2 тыс. лет, в процессе миграции народов, значительная часть племен уйгуров оказалась в составе узбеков. Среди этих племен были также 3 племени карлуков. Этноним уйгур происходит от словосочетания «уй угуз», имеющего значение «объединенныеогузы». Известно, что в VIII веке в состав объединенных огузов (уйгуров) входили 30тюркских племен.
После распространения культуры ислама в Центральной Азии, народы ее населявшие стали использовать арабскую письменность, а в 30-х годах прошлого столетия узбеки, наряду с казахами, кыргызами, туркменами и таджиками перешли на кириллицу. Уйгуры же, будучи в подчинении Китая, продолжили пользоваться арабским алфавитом. Смена письменности привела к некоторому фонетическому изменению языка. После объявления независимости в Узбекистане начали использовать в письменности латиницу, которую в настоящее время знают молодые люди, а взрослое поколение продолжает пользоваться кириллицей.
Узбеки являются многокомпонентным полиэтническим народом, состав которого в различные времена формировался из потомков древних тюрков, в том числе саков, хуннов, уйгуров, киргизов, казахов, татар, а также из представителей не тюркских народов: арабов, каракитаев (киданей), таджиков и монголов (этноним монголы – собирательный и в их состав входили многие тюркские племена). Нередко встречаются также потомки жителей Индии. По внешнему (антропологическому) признаку среди узбеков встречаются европеоиды, монголоиды и смешанные. В основном узбеки темноволосые.
По территории современного Узбекистана с древних времен проходили различные торговые пути, включая Великий шелковый путь и мигрировали разные народы. В центры торговли стремились купцы из разных стран. Конечно эта территория была объектом завоевания различными народами и государствами, которые также оказали влияние на процесс формирования узбекской нации.
Обычно считается, что узбекский народ формировался на современной территории Узбекистана. В действительности зона формирования выходит за рамки этой территории. В настоящее время в Узбекистане проживают около 23 млн узбеков, а за его пределами порядка 2-3 млн.
Этноним узбек сравнительно молодой, но это не означает, что этот народ возник недавно.
В советской историографии укоренилась ошибочная концепция, что испокон веков на территории Узбекистана жили ираноязычные племена, а их тюркизация началась с VI в. н.э. Новые исследования ученых Узбекистана, проведенные за годы независимости, показывают, что тюркские племена жили здесь задолго до нашей эры.
Согласно данным археологических изысканий, территория современного Узбекистана была населена еще в каменном веке. В разное время местные жители именовались по-разному. Найденные артефакты не позволяют определить этническую принадлежность самых ранних жителей. В письменных источниках сообщается, что в первом тысячелетии до нашей эры здесь жили саки, относившиеся к древним тюркам. Некоторые авторы, ссылаясь на данные об использовании ими персидского языка, ошибочно причисляют их к иранским племенам.
В течение первой половины первого тысячелетия на этой территории обосновалась часть потомков хуннов и других тюркских племен, живших на севере, а во II веке до н.э. сюда переселились огузы(юэчжи, древнее произношение разие, нгузие), поэтому можно сказать, что современный узбекский народ формировался на протяжении нескольких тысяч лет.
Некоторые зарубежные авторы считают, что в основе формирования узбеков лежалисогдийцы. Однако согласно письменным источникам история не знала этноса под таким названием. Согдом называлась местность на юге современного Узбекистана, жители которой именовались согдийцами вне зависимости от их этнической принадлежности. Например, когда мы говорим ташкентцы мы не имеем ввиду национальность.
Какие национальности относятся к тюркоязычным?
В настоящее время к тюркоязычным народам относятся: узбеки, уйгуры, кыргызы, казахи, туркмены,каракалпаки, татары, крымские татары,азербайджанцы, турки (Турция),гагаузы,балкарцы,кумыки, карачаевцы, ногайцы, чуваши,башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы, салары (в КНР – выходцы изСамаркандаи огузы по происхождению) и др.
Насколько близки между собой тюркские национальности в этническом плане? Уместно ли их приравнивать к одной национальности?
Все эти народы и этносы различаются и не приравниваются к одной национальности, но исторически они имели общее происхождение. Этноним тюрк(древнекитайская транскрипция тиек), как общее название всех тюркоязычных племен появился в китайских источниках 4 тыс. лет тому назад. В III-V в. свыше 40 тюркских племен обитали на огромном пространстве от современного города Пекина до берегов Черного и Средиземного морей, включая Западный иВосточный Туркестан.
Как известно на территории Узбекистана проживают более 130 различных национальностей. Однако, в зависимости от региона жители говорят на различных диалектах, а порой и на других языках, имеют различия в традициях. С чем это связано?
Все национальности, живущие в Узбекистане, сохранили свой язык. В период бывшего СССР государственным языком был русский. Со времен распада СССР и обретения независимости узбекский язык стал государственным, а русский – языком межнационального общения. Узбекский язык имеет множество диалектов, на которых говорят жители различных регионов большой страны. Правительство уделяет большое внимание сохранению мира и согласия между различными национальностями, рассматривая это важным фактором стабильности в республике.
Во многих странах уже действует такая практика, как отсутствие графы национальность в паспортах. Как Вы считаете нужно ли нашей стране применять данный опыт?
Пока в Узбекистане такая практика не рассматривается. Возможно жители еще не готовы к этому.
Абдулахат Ходжаев, по вашему мнению, как можно уменьшить национальные конфликты и повысить уровень толерантности среди населения Узбекистана?
Проводимая в Узбекистане национальная политика дает положительные результаты. Повышение уровня толерантности среди населения Узбекистана находится в центре внимания правительства. В республике действуют около 140 национально — культурных центров. Они имеют право развивать свою культуру, свой язык, издавать журналы и книги. Согласно законодательству, любые попытки спровоцировать межнациональные трения должны строго пресекаться.
«Абдулахат Ходжаев, по вашему мнению, как можно уменьшить национальные конфликты и повысить уровень толерантности среди населения Узбекистана?
Проводимая в Узбекистане национальная политика дает положительные результаты. Повышение уровня толерантности среди населения Узбекистана находится в центре внимания правительства. В республике действуют около 140 национально — культурных центров. Они имеют право развивать свою культуру, свой язык, издавать журналы и книги. Согласно законодательству, любые попытки спровоцировать межнациональные трения должны строго пресекаться.»
А где его личное мнение? Считаю, что тема не раскрыта! Какие-то слабоватые ответы для доктора исторических наук…
SEMYON[Цитировать]
Вообще-то такие интервью характеризуются следующим определением — жалкое блеяние!
J_Silver[Цитировать]
«В письменных источниках сообщается, что в первом тысячелетии до нашей эры здесь жили саки, относившиеся к древним тюркам. Некоторые авторы, ссылаясь на данные об использовании ими персидского языка, ошибочно причисляют их к иранским племенам.»
И с какой радости «доктор исторических наук» причисляет саков к тюркам, ежели они говорили по персидски?
Ох уж мне эти историки. Называют «историю» наукой…
Сергейс Проценкос[Цитировать]
ПРОИЗВЕДЕНИЕ И.А. КАРИМОВА «БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НЕТ БУДУЩЕГО».
https://lektsii.org/2-24579.html
«Следующий вопрос, на который обращает внимание Президент в своей работе — это этническое формирование узбекского народа. И.А. Каримов подверг критике отдельные взгляды на эту проблему. Например, нельзя начинать историю узбекского народа с XVI века, когда получил распространение этноним «узбек ». «Ведь и до того жил здесь оседлый народ! Была же у этого оседлого народа своя культура! Кто бы не наступал, например, монголы, которые господствовали с 20-х годов XIII века до 70-х годов XIV века, происходило взаимовлияние культур, и все же основной оставалась культура местного народа, преобладала именно она».»
*****
«В заключении Президент остановился на проблеме подготовки специалистов-историков, необходимости создания новых учебников, пересмотреть деятельность института истории, археологии и востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, еще раз подчеркнув, что «Создание правдивой научной истории нашего государства и нации стало для широкой общественности очень важной и актуальной задачей».»
***
«За время, прошедшее после публикации произведения И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего» и Постановления Кабинета министров, издается специальный журнал «O’zbekiston Tarixi», выпущен целый ряд научных работ по актуальным вопросам исторической науки. Среди них следует отметить: «Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости» (Т. «Шарк», 2000), Ртвеладзе Э.В., Саидов А.Х., Абдуллаев Е.В. «Очерки по истории цивилизации древнего Узбекистана: государственность и право» (Т. «Адолат», 2000), «Очерки истории государственности Узбекистана» (Т. «Фан», 2001), Шаниязов К. «Узбек халкннинг шаклланиш жараени» (Т. «Шарк», 2001), Алимова Д.А., Филанович М.И. История Ташкента (с древнейших времен до наших дней)(Ташкент, ART FLEX, 2007), История государственности Узбекистана (вторая половина II тысячелетия до н.э. – III век н.э.). (Т., Узбекистан, 2009), История Узбекистана (ХVI – первая половина ХIХ в.) (Ташкент, “Фан”, 2012) и другие, а также школьные учебники по истории Узбекистана.»
Semyon[Цитировать]