Интересные люди: Белла Сабирова Искусство Ташкентцы

В гостях рубрики #Интересные_люди — большой любитель и ценитель искусства, создатель и директор галереи современного искусства ZEROLINE Белла Сабирова.

Собственно герой нашей рубрики

— Начало – стандарт: где и на кого вы учились?
— Я училась в Ташкентском Государственном экономическом университете (бывший НарХоз – это легче воспринимается). По профессии экономист, но никогда, к сожалению, или к счастью, по специальности не работала.

— И как же вы пришли к…
— Долго. Я была домохозяйкой, и мне это нравилось, да и сейчас бы понравилось, ведь даже к обыденным домашним делам можно относиться творчески и с любовью. Так получилось, что я начала коллекционировать фарфоровую скульптуру – немецкий, китайский фарфор. Затем заинтересовалась картинами узбекских живописцев советского периода. Ну а раз так, то конечно стала посещать выставки, знакомиться с художниками, искусствоведами, галеристами Ташкента. А если ты хочешь коллекционировать, то чтобы это было на уровне, профессионально, тогда необходимо делать атрибуцию, к каждой картине должен быть соответствующий документ. Так ты открываешь для себя художника, начинаешь интересоваться историей искусств, разбираться в живописи — и это целый мир, в котором настоящее – самое интересное, потому что связано непосредственно с нашей реальностью, а прошлое – неотъемлемая часть будущего. Постепенно я втягивалась в этот интересный процесс и уже как-то трудно оттуда выпадать. Из простого хобби родилась галерея современного искусства.

— Т.е. все случилось в процессе банального ведения домашнего хозяйства?
— Не хотелось вас разочаровывать, но это правда. Сложно, конечно, начинать с полного нуля. Тем более, если у тебя нет специального образования и ты не работал в сфере искусства. В этом случае, чему-то научиться можно только через опыт, порой даже негативный, и, конечно, посредством самообразования.

— Как пришла идея открыть галерею?
— Это была очень острая история. Я – активный пользователь соцсетей, как и многие люди от искусства. И у каждого из нас есть свой круг общения в том же Facebook. Творческая интеллигенция старается следить, кто что написал, какие проходят события, выставки и все это порой очень бурно обсуждается. Так я познакомилась с художником-концептуалистом Вячеславом Ахуновым. Начались, мягко говоря, острые дискуссии, споры, часто недопонимание. Банальное выражение «в спорах рождается истина», как раз очень подходит для данной ситуации. Всё-таки, мы нашли общий язык и решили начать общее дело, внести свой посильный вклад в нашу культуру. Открылась галерея, где Вячеслав является куратором, носителем идей, которые я пытаюсь воплотить в жизнь. На сегодняшний день мы уже провели тринадцать выставок, о каждой можно прочитать на нашем сайте.

Но начиналось всё непросто. Однажды, после очередной «битвы» в ФБ Вячеслав мне написал, не знаю, из каких соображений, «Сабирова, что вы можете? Вы же ничтожество. Вы же ни на что не способны». Конечно, меня это сильно задело. А через некоторое время поступило, предложение, от которого я не смогла отказаться: «Я вижу, как ты интересуешься искусством. Не хочешь ли ты открыть свою собственную галерею?» -, спросил меня очень близкий мне человек.

Я не сразу согласилась, потому что не знала, как к этому подойти. Но пространство уже было, независимо от моего решения, и надо было с ним что-то делать. Хорошо, что у меня мама – архитектор и она активно включилась в этот тяжелый процесс. Это были обсуждения, чертежи, привлечение строительной команды. И уже когда примерно 60% было готово, то есть было ясно, что тут – одно пространство, там – второе, здесь – холл, и, хотя никакой отделки еще не было, я позвонила Ахунову. «Не хотите ли вы посетить нас? Может вам будет интересно, и вообще, я хочу с вами посоветоваться». Он пришел, посмотрел, ему понравилось увиденное, конечно, мы нашли общий язык, поняли, что мы можем сделать что-то важное вместе, и вот уже два года работаем, никаких трений между нами нет.

Вячеслав с удовольствием включился в эту работу, тем более, что художник, широко известный и востребованный за рубежом имел многие годы запрет на выезд из нашей страны. Это было связанно с его политическими взглядами и внятной гражданской позицией, которая кому-то очень не нравилась. Но сегодня тучи развеялись, и Вячеслав может свободно передвигаться по миру. У Ахунова очень богатый опыт работы с галереями, без его советов как всё устроить и с чего начать, мне было бы очень трудно. Ведь выставочное пространство – это очень сложный организм, хотя зрителю, конечно, это не видно. «Бог в мелочах». И действительно, нужно отработать каждый угол, каждый поворот, у нас сложный потолок, освещение, само пространство легко должно трансформироваться под различные проекты. Даже крючки для картин нужно было заказывать из Москвы – здесь их нет. Так что было много сложностей. Но наконец-то мы закончили с ремонтом и открыли свою первую выставку «Картина как образ времени». Были представлены работы в основном из частных собраний. Было важно показать, что у нас есть коллекционеры, которые с трепетом относятся к своим коллекциям.

— Какой это год?
— 2016 год. В общем-то, мы открылись в горячее время – сентябрь 2016 года. Но одно с другим не связано. Мы бы все равно открылись в это время, дата была давно назначена. Конечно был риск. Работать с Ахуновым, с точки зрения нашего художественного бомонда – это было недопустимо, невозможно. Много я тогда слышала «зачем вы это делаете?», «да как вы можете?». Но я не видела никаких препятствий, для меня было совершенно очевидно, что передо мной человек незаурядный, признанный классик мирового искусства, основатель современного узбекского искусства с огромным жизненным багажом и бесспорным талантом.

Затем, в начале 2017 года мы сделали выставку Вячеслава Ахунова. Для нас это было огромное событие. Ведь это художник, долго не признаваемый у себя на родине, ни один выставочный зал и сегодня не готов открыть его экспозицию, хотя лучшие мировые площадки современного искусства всегда готовы предоставить ему возможность высказаться.  Поэтому конечно, открытие выставки «ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ…»(СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗМ), для нас было знаковым событием. У нас в стране не должно быть запрещённых художников, это всегда будет выглядеть дикостью в глазах мирового сообщества, это не наш путь.

Вторым важным для нас событием являлось открытие персональной фотовыставки Умиды Ахмедовой «СМИРНОЕ НЕБО». Это тоже громкое имя в отечественном фотоискусстве и также не самый приветствуемый художник на наших государственных арт-площадках. Тяжело видимо кому-то, когда художник говорит правду.

Я считаю, что государство очень мало тратит на искусство. Зачем, казалось бы, тратить на это большие деньги, ведь многим кажется, что культура – это второстепенное направление… Не важнее ли накормить сирот, помочь инвалидам, обездоленным… Безусловно, это очень острые социальные проблемы, важно помогать людям в трудных жизненных ситуациях, это одна из первоочередных задач любого государства. Но искусство – это не менее важно. Если у незаурядных молодых людей нет возможности себя выразить, если у них нет для этого площадок, нет перспектив получить достойное образование, громко заявить о себе, то, конечно, они обязательно выплеснут свою огромную энергию, но только в других, для общества часто небезопасных направлениях.  Про Пикассо говорили, что «если бы он не стал художником, он бы стал террористом». Поэтому, на мой взгляд, искусству и культуре необходимо уделять пристальное внимание, чтобы потом обществу не пришлось платить гораздо больше. Нет, скорее, расплачиваться.

— Продолжая тему «для чего нужно искусство»: для чего нужна галерея ZEROLINE?
— Для создания культурной среды. Не буду хвалить сама себя, давайте посмотрим со стороны. Международная группа DVV при ЮНЕСКО в своем исследовании о продвижении обучения на протяжении всей жизни в Узбекистане, сделала вывод, что наряду с Национальной библиотекой, мы единственные, кто предлагает людям лекции просветительского или научного характера. Да, к сожалению, только у нас в галерее в этом городе-трёхмиллионнике и в стране в целом, вы можете попасть на лекцию о Павле Петровиче Бенькове, узнать о Караваджо, динозаврах и даже Чёрных дырах.

— В принципе, вы описали то, что есть.
— Да, тем более, вы сами, Влад, стали неожиданно активным участником всего этого процесса,

— Случайно, совершенно неожиданно! Когда работал в Citizen, я мельком упомянул, что хорошо знаю биологию, и вдруг меня позвали читать лекцию по динозаврам…
— Потому что я спрашивала, где же наши ученые, биологи, мы их искали. Представьте себе, люди все еще хотят знать о самых опасных животных мира или о мифах Древней Греции.

— Какие основные виды деятельности существуют у галереи ZEROLINE и у галерей в мире?
— Невозможно сказать за все галереи. Каждая галерея основана каким-то конкретным человеком. У каждого галериста есть свой личный жизненный багаж, опыт, своё видение процессов, которые происходят вокруг него, в арт-индустрии, в его стране, в мире в целом. У любой галереи свои особенности и свой зритель. Но конечно, практически все галереи занимаются организацией выставок, продвижением художников и продажей произведений искусства.

Кстати, сейчас, под Новый Год, мы делаем целый ряд мероприятий для детей. Не банальные хороводы вокруг ёлки, а через отрывки из мультфильмов об искусстве, викторины, репродукции, знакомим ребят с шедеврами мировой живописи и в игровой форме говорим об искусстве, в целом.

— У галереи существуют какие-то финансовые проблемы? Она самоокупается?
— Это не простой вопрос. Когда в конце месяца наступает момент платы по счетам, я всегда переживаю. Статистика говорит, что искусство — это такой сложный бизнес, что в любой точке мира самое большое достижение галереи – выйти на ноль в течение первых семи лет. Я была в ужасе, когда это прочитала и, видимо, так сильно испугалась и начала активно работать, что практически с первых месяцев галерея покрывает все свои текущие расходы. Сразу скажу, что ни государство, ни меценаты, которых и сегодня нет, никак не содействовали этому процессу. Но с другой стороны, в нашем случае, невмешательство – это уже большая помощь.

— И все-таки, инвесторы галерее нужны?
— Конечно! Если кто-то хочет помочь, то можно провести свое мероприятие именно в нашем пространстве, а не в другом месте, купить картину именно в нашей галерее, а не в другой…

— Как много в Узбекистане художников и где их можно посмотреть и почитать об их творчестве?
— Посмотреть можно. У нас большое число государственных выставочных площадок: Государственная галерея НБУ, Музей искусств, Центральный выставочный зал академии художеств, Дом фото. Но в книжных магазинах вы вообще ничего не узнаете о корифеях живописи Узбекистана, вы не сможете купить ни одну репродукцию, ни одного художника ушедшей эпохи и современности. Зато литературы религиозного характера у нас стало очень много. Делайте выводы сами.

— Каких наших художников должен знать рядовой узбекистанец?
— В первую очередь, наших, узбекских художников: Павел Беньков, Усто Мумин (А.Николаев), Александр Волков, Игорь Савицкий… Знаковых имён не мало, у нас есть лекции по узбекскому искусству, мы постараемся увеличить их количество в следующем году.

— Каких современных художников мы должны знать?
— Т.к. мы выставляем определенных художников, тогда я их и назову. Это Вячеслав Ахунов, Евгений Мельников, Медат Кагаров, Раис Абдулгалимов, семья Мардвинцевых… Конечно, Рахим Ахмедов – человек, который очень много сделал для узбекского искусства, более 20 лет он был председателем Союза художников Узбекистана. Это важная фигура.

— У нас искусство как-то оторвано от жизни…
— Думаю, представители арт-сцены внесли в это свой «посильный вклад», многие из них никогда не проявляли свою гражданскую позицию ни по каким вопросам. Даже известное уничтожение фресок или целых зданий и сооружений уже ушедшей советской эпохи, деревьев, никак не беспокоило художников, это часто последние, кто реагирует на то, что происходит вокруг. При этом, живопись многих из них мы должны воспринимать как некое Откровение, снизошедшее «на носителя прекрасного», самостоятельно расшифровать «шедевр» и желательно, без всякой критики и лишних вопросов – принять. А лучше – сразу купить. Это более чем сомнительная позиция для современного художника.

Искусствоведение тоже внесло «положительную» лепту. Чем известнее узбекский «официальный» художник, тем чаще в описаниях к выставке говорится о вещах очень абстрактных, метафизических, обязательно вселенского масштаба, о проблемах не меньше, чем «миру мир», а если поднимаются проблемы гендерные или экологические, то описываются очевидные, давно понятные и известные любому обывателю вещи. И всегда акцент на то, что художник чувствует эти проблемы больше, чем остальные. А какие проблемы? Что война – плохо, а мир – хорошо? Мы все это чувствуем и знаем. В чём здесь новость?

Не хватает глубоко личных историй, живого общения, мало кто может поставить «диагноз» в «истории болезни» самого общества, вскрыть его «гнойники», которые старательно маскируют или стараются не замечать официальные власти или сам социум не желает видеть очевидное и очень болезненное. Художнику свойственно быть в поисках истины, только эта истина – в нашей непосредственной реальности, из которой следуют наше отношение к прошлому или размышления о будущем.

— Я нескромно утверждаю, что 2016 год делит историю нашей страны на «до» и «после». Историю искусства в Узбекистане этот год делит так же?
— Нет. Он вообще его никак не делит, если смотреть через призму современного искусства. Если кто-то скажет, что выставки на государственных площадках стали какими-то другими, пускай выйдет и скажет, а мы его послушаем, что именно стало для него новым.

Было не так уж и плохо, ну, и сейчас не так уж хорошо. Людей, которые сегодня пришли к власти, мы все хорошо знаем и результаты их работы мы прочувствовали уже давно. Стало больше открытости в прессе, но при этом все равно ограничивают доступ к информации, блокируют соцсети, ютуб. Это отвратительная ситуация. Это значит, что нас ограничивают в наших правах. Очень простой пример. Великий Цезарь только и велик потому, что не было в те времена фотоаппаратов, видеокамер, интернета. Мы не знаем ничего о людях, погибших в результате кровавых завоевательных походов полководца Древнего Рима, их личных историях, у нас нет видеоархива разрушенных городов, слёз матерей, потерявших своих детей, страшных картин кровавой бойни … Так рождается тирания, диктат, который сам переписывает историю, как считает нужным. Сегодня, в век высоких технологий, это делать всё сложнее и сложнее, поэтому мы всегда должны обращать внимание, когда нас ограничивают в доступе к соцсетям и интернету.

— Особенно художники.
— Особенно художники. Принцип «Реальность – это то, обо что художнику или поэту не стоит даже пачкаться» — должен быть изжит.

— ZEROLINE будет наряжаться к Новому Году?
— Да, мы, как и все, нарядили маленькую елку и встречаем маленьких гостей. А я от всей души поздравляю Вас, Влад, с наступающим Новым Годом, и конечно, всем, кто до конца прочитал это пространное интервью тоже желаю всех благ!

ОтТУда.

10 комментариев

  • Фото аватара Andrey:

    «Великий Цезарь только и велик потому, что не было в те времена фотоаппаратов, видеокамер, интернета.»

    Это круто! А все думали, что Цезарь велик своими деяниями…

    Кстати, о каком именно Цезаре идет речь?

      [Цитировать]

  • Фото аватара 1:

    А, о ком вообще идёт речь? …..

      [Цитировать]

  • Фото аватара Зухра:

    Ай да Белла! Браво! Честно, умно и справедливо.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Andrey:

    «Мы не знаем ничего о людях, погибших в результате кровавых завоевательных походов полководца Древнего Рима, их личных историях, у нас нет видеоархива разрушенных городов, слёз матерей, потерявших своих детей, страшных картин кровавой бойни … Так рождается тирания, диктат, который сам переписывает историю, как считает нужным. Сегодня, в век высоких технологий, это делать всё сложнее и сложнее, поэтому мы всегда должны обращать внимание, когда нас ограничивают в доступе к соцсетям и интернету.»

    Тезис об особенностях фальсификации истории выглядит, мягко говоря, наивным. На самом деле, возможности средств распространения информации на качество информации влияют мало. За достоверность информации отвечает, в первую очередь, автор информации. Не даром говорят, что важны не факты, а то как эти факты показывают. Примеров полно.

    Кстати, прекрасной иллюстрацией фейковой истории являются вопросы о художниках, когда личное мнение автора преподносится в качестве эталонного…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    О…помню-помню….Это-же Бэлла Чуздря(девичья фамилия)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Фома:

    Очень королиртная и эффектная женщина, судя по фото, мощь!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ефим Соломонович:

    А существует ли галерея Беллы Сабировой в данный момент? Да и самой хозяйки, то есть Сабировой, уже давно не видно и не слышно на ПОТ.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ефим Соломонович:

    Жаль, что галерея закрылась, ребята рассказывали, что это была хорошая современная галерея. А сама хозяйка не уехала из города?

      [Цитировать]

  • Фото аватара EC:

    Нет не уехала, можно читать её в Фейсбуке и в её Телеграм-канале

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.