Авиаконструктор Б. П. Лисунов. К 120-летию со дня его рождения Tашкентцы История Старые фото

Пишет Радик Газиев

О Борисе Павловиче Лисунове (19 августа 1898 — 3 ноября 1946) освещается скупо в Википедии, причем, отсутствует его фото, это можно понять, он прожил короткую жизнь, всего 48 лет, был скромен,  мало сохранил о себе сведений.  Ветераны ТАПОиЧ помнят о нем благодаря первому, успешно освоенному, пассажирскому самолету в Ташкенте — Ли-2, также из некоторых сведений в музее завода, сохранившимся там заводским книгам: «50 крылатых лет» и «Строители крылатых машин» (фото3).  

Любители авиации помнят его по небольшим, печатным изданиям, типа «Уголок неба» и др. Можно упомянуть о изысканиях энтузиастов завода: группы «Музей ТАПОиЧ» в сайте «Одноклассники», что было к празднованию 85-летия завода в 2017 году и участников публикаций сайта «Письма о Ташкенте».

Начинал авиаконструктор Б.П. Лисунов свою творческую жизнь вместе со своим другом С.В. Ильюшиным, пишет корреспондент А. Иванова в газете «Ударник» ТАПОиЧ под заголовком «Труд, подобный подвигу»: «В заводском музее ценная реликвия сберегается под стеклом витража – фотография выпускников Военно-Воздушной академии им.Жуковского. Б.П. Лисунов со своим близким другом, будущим прославленным конструктором, С.В. Ильюшиным улыбается в центре снимка».  Судьба распорядилась с ними по своему, яркому для обоих по направлению в истории, однако, сохранила память о них по разному.

Попытаемся мы внести посильную лепту к биографии  «авиаконструктора, инженер-полковника, организатора производства самолета Ли-2  Б.П. Лисунова».  В 1936 году небольшая делегация авиаспециалистов СССР выехала в США для ознакомления производства закупленного там со всем оборудованием и документацией нового, пассажирского самолета ДС-3. Наиболее интересным и передовым в самолетостроении было изготовление деталей и сборка самолета с помощью плазовошаблонного метода, которого не было нигде раньше. Большая сложность состояла в системе перевода в чертежах всех размеров деталей с американских дюймов в метрическую систему, принятую в СССР, и заодно, приобщиться в доработке к местным, климатическим условиям  самолета и новых двигателей, и их систем.

 В 1937 году при авиационном заводе № 84 в Химках было создано специальное КБ по освоению и запуску в производство самолета ДС-3, где: Директором завода был назначен А.М. Ярунин, Главным конструктором В.М. Мясищев и Главным инженером Б.П. Лисунов, который, будучи ранее Главным инженером Харьковского авиационного завода, уже тогда проявил себя вдумчивым и грамотным специалистом в области авиации. За его плечами была учеба в мужской гимназии и ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Делегация, выехавшая в США, в течении короткого времени успешно справилась с поставленными задачами, что позволило через два года в городе Химки (предшественник ТАПОиЧ) начать выпуск аналогов самолета ДС-3 под новым названием — самолет ПС-84 (пассажирский самолет завода №84).

В 1938 году, после поездки в США, (по подозрению) забрали Главного конструктора В.М. Мясищева, вся ответственность за доведение до кондиции самолета ПС-84 легла на плечи Б.П. Лисунова. Здесь проявился его талант, как авиаконструктора и как организатора внедрения в производство всего того нового, которое было собрано участниками делегации и отработано при запуске первых самолетов, причем, применительно к новым условиям производства, с использованием отечественных материалов.  Были выпущены первые самолеты ПС-84, но война прервала  начатое. Б.П. Лисунов вместе с директором А.М. Яруниным возглавили перебазирование авиационного завода в Ташкент, где по его наброскам и чертежам возводились новые цеха на территории бывшего полиграфического комбината, и где в холодную зиму, под открытым небом, устанавливали необходимое оборудование.

По некоторым источникам, эвакуация авиационного завода была принята и произведена в Ташкент в последнюю очередь, когда уже были исчерпаны все площади и ресурсы города под прибывшие ранее предприятия. Руковолитель республики Усман Юсупов  после работы вновь организовал пленум партии и выжал все возможности города для размещения прибывших работников и оборудования авиационного завода. Как гласит легенда, в знак солидарности, он отважился сделать круг над Ташкентом на первом, собранном на заводе самолете Пс-84. Конечно, организацию полета самолета и ответственность за безопасность руководителя республики легла на плечи Б.П. Лисунова.

 В 1942 году, еще при жизни организатора производства Б.П. Лисунова, доработанному им самолету присвоили имя Ли-2 и в 1943 году, вместе с директором А.М.Яруниным, Б.П. Лисунов получил правительственную награду (выступает А.М. Ярунин, справа, второй, сидит будущий директор завода Л.А.Гуськов, увы, Б.П.Лисунов не показан).

Самолет Ли-2 с его различными модификациями, проработанными под руководством Б.П. Лисунова, (фото 6,7,8), изготавливался на ТАПОиЧ вплоть до 1952 года, всего в СССР были изготовлены около 5000 экземпляров, последний самолет был списан в 1972 году, (но и позже они эксплуатировались любителями авиации).

На других заводах СССР, пытающихся выпускать самолеты  Ли-2, все новшества принимались сразу после ТАПОиЧ. Не было равных самолету Ли-2 по количеству выпущенных, также, по надежности и долговечности среди других, пассажирских самолетов.

 Для меня самолет Ли-2 памятен тем, что я вырос при нем, все курсовые работы и дипломные проекты в Ташавиатехникуме в течении 5 лет мы делали на этом самолете (особенно памятны дни, когда при выкатке Ли-2 из сборочного цеха нас, парней в 15-16 лет, приглашали помогать выталкивать самолет из цеха, и за это желающим позволяли влезть в самолет на первый испытательный полет, старая взлетная полоса шла от сборочного цеха территории «Б», все было проще в 1948-50 годах). В мире самолет Ли-2 (ДС-3) выпускался, в основном, в США и в СССР, причем массово,  другие страны (Германия, Япония и др.) не смогли их полностью освоить.

В феврале 1946 года Б.П. Лисунов был назначен Главным инженером ГУ НКАП в Москве, но в ноябре того же года он скоропостижно скончался на 48-м году жизни. К сожалению, в память об авиаконструкторе Б.П.Лисунове, улица, кинотеатр его имени и жилой массив рядом с бывшим ТАПОиЧ — ныне переименованы.  Остался легендарный самолет Ли-2 на заводском пьедестале, возглавляющий, по времени, плеяду самолетов бывшего авиационного  завода, под которым  встречались, а позже, прощались трудовые коллективы ТАПОиЧ .

Прилагаются сохранившиеся, старые заметки (49 Мб, PDF, на любителя) из местной печати и заводской газеты «Ударник» о первых шагах завода ТАПОиЧ, о Б.П.Лисунове, о самолете Ли-2 и т.д.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.