Разрушений почти не было История Старые фото
Ташкент I vsedaokolo.uz
Сергей Бородкин
Только что прочел о руинах Ташкента 1966 года. Бред мощнейший. Я жил и учился на Кашгарке в самом эпицентре. Где-то обрушился дувал, трескались стены и в некоторых старых домах выпадали вместе с окнами. Какие тысячи жертв? Погиб мой одноклассник когда солдаты сносили аварийный дом и он случайно попал под рухнувшую стену. Старые дома признавались аварийным и людям выдавались палатки. Да, трясти долго, но никаких руин не было. Руины появились когда стали массово и быстро сносить старые дома для постройки новых многоэтажных домов.
И в школе занятия проходили, правда в целях безопасности на первых двух этажах. Школа 21, 5, 7, 3, 9 И не далеко 43 И 50 выстояли и стояли много лет. Пострадали только старые постройки, 4х и 5ти этажи стоят до сих пор. Наш сосед (помню как сейчас) дядя Андрюша уже утром схватил лом и начал крушить свою квартиру т.к. она была в полном порядке, он очень боялся, что ему не дадут новую. Это было в моем дворе на улице Коммунальная. Да, был гул и зарево и разговоры о войне, но руин и тысяч жертв не было. Все получили сначала временные а потом и постоянные квартиры. Вот как-то так. Всем ташкентцам привет.
Олег Баленков: Да, и мои родители, и многие другие люди рассказывали, что разрушений домов практически не было, встречались их повреждения. В детстве я жил на Первомайской, где были ещё дореволюционные старые дома, бабушка и другие родственники, жили на К.Маркса и Жуковской, и там стояли такие же старые дома, с которыми вообще ничего не случилось во время того землетрясения. Как и с домами на Сквере, на Хорезмской, и в районе Алайского и парка Тельмана, да и вообще, во всём центре города. Также его пережили все сталинские и хрущовские дома. Слышал, что тогда сильные повреждения получили ветхие саманные постройки в старом городе. И все очевидцы, с которыми я беседовал на эту тему, говорили, что число погибших было очень небольшим и это число, скорее всего, соответствовало официальным цифрам.
Я тоже очевидец. Подтверждаю, что реальное количество жертв вполне сопоставимо с официально озвученными данными.
шел мимо…[Цитировать]
Всё правильно, за исключением того, что продолжились занятия в школах. Внеплановые каникулы во всех школах начались на следующий день. Я заканчивал 7-й класс, у нас должны были быть экзамены. Их отменили и всех распустили по домам. Затем практически всех детей Ташкента вывезли во все пионерские лагеря и здравницы СССР. Я был в лагере под Ленинградом.
Владимир[Цитировать]
Нет, занятия не прекратили, я училась в 18-й школе, в первый день занятия как бы проводили на спортплощадке, потом это закончилось субботником и так до 1-го мая — это всего дней пять, а потом нас перевели в 99-ю школу и там шли занятия в обычном порядке, но каникулы — да, начались недели на две раньше срока.
Тут на сайте много воспоминаний о тех днях, обычно это пишут в апреле-мае — к дате.
FZL[Цитировать]
Занятия в школах, конечно, продолжались. 26 занятий не было. Я заканчивал 8 класс и мы через пару дней начали учится во второю смену в 43-й школе. Но в 50-ой не было начальных классов с 1 по 7-й и может быть в других школах этих классах занятия не проводились?
Что касается разрушений, то они конечно в центре были. Когда утром 26-го мы пришли в школу, а занятия отменили, то с друзьями пошли пешком по маршруту Хорезмска, Энгельса, Коммунистическая, Кирова до театра Навои. Вид Коммунстической с вываленными на тротуар оконными рамами, лепными карнизами и т.д. до сих пор стоит у меня перед глазами. На углу Коммунистичекой и Кирова находилась детская больница. Угол крыла этой больницы со стороны Коммунистичекой был полностью разрушен. Как раз через дорогу от этой гостиницы жил мой дедушка. Дом не развалился, но стены разшлись и в щель можно было видеть улицу. Конечно, никто уже после этого не отваживался ночевать в этих домах.
Boris[Цитировать]
Многие дома и постройки выстояли,некоторые даже не повредились,другие получили трещины.Вот те,которые развалились и те,аварийные,которые получили трещины и сносили.
Eugen[Цитировать]
В течении длительного времени продолжались периодические подземные толчки.И в детских учреждениях круглосуточного типа ночевали то в помещении,то в беседках во внутреннем дворе,благо погода была тёплая и тёплых одеял хватало.Были палатки военные возле частного сектора,а к осени поселили в общежитии техникума.Летом следующего года переселили в многоэтажные дома.Иногда и сейчас «трясёт»,то средне,то приходится мебель придерживать.Про девятиэтажки и другие высотки могут жители такого жилья рассказать.
Eugen[Цитировать]
Про «практически всех детей Ташкента» сказать сложно. Но, судя по официальным документам из фонда Госархива УзССР (2515, 2, 59, л.23), 103 тысячи детей были вывезены в здравницы и пионерские лагеря республики, а более 22 тысяч детей провели лето в домах отдыха и пионерских лагерях союзных республик. К тому времени дети из 6338 семей вместе с родителями переселились в союзные республики (2515, 2, 58, л.6). Так что вне разрушенного города оказались, как минимум, 130 тысяч ташкентских детей. В Ташкенте их в момент землетрясения явно было гораздо больше. Совершенно лишились крова 34267 семей, общее число нуждавшихся в крове (включая обладателей аварийного жилья) 78583 семьи. На 23 марта 1967 года было отремонтировано уже более 56 тысяч квартир (2515, 2,59, л.1)
Любопытствующий[Цитировать]
Были и такие дети, которых вывезли сами родители, например я. Подтверждаю, что среди моих сврестников и соседских детей выехало 90% детей. Учителя нашей школы ходили по домам и уговаривали родителей послать детей в московские и ленинградские лагеря.
Зухра[Цитировать]
Из моего окружения (двор, школа, друзья, мне было 10 лет) никто никуда не поехал и не предлагали. Меня с братом отправили на лето к родственникам в Душанбе, хотя там регулярно трясёт не меньше.
EC[Цитировать]
«Подверглись разрушению более 2 миллионов квадратных метров жилой площади, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, 36 учреждений культуры, 185 медицинских и 245 промышленных зданий. Без крыши над головой остались 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда в Ташкенте полутора миллионов.» Не все из этих 300 тыс человек стали дожидаться когда восстановят или предоставят жилье взамен разрушенного ..Около 200 тыс ( предположительно)человек ..переехали на новые места жительства ..в различные республики Союза .. Литву , Азербайджан ,Белоруссию , Молдавию ….различные города Российской федерации в течении июня -ноября 1966 года ..Может больше ..может меньше ..На новых местах предоставляли новое жилье по существующим тогда нормам ..работу ..учёбу .выделяли на переезд подъёмные , оплачивали билеты , контейнер с вещами ..компенсировали в денежном выражении оставленное жильё.. выделяли энную сумму на обустройство на новом месте …….Из нашего двора уехало 10семей ( в среднем по 3 человека в семье )..Три семьи в Литву( Вильнюс ) , 5 семей понесло в Азербайджан ( Баку )..одна семья по каким то связям прорвалась в Москву , одна в Ленинград ..
olga[Цитировать]
Вы не учитываете, что руководство Республики взяло курс на отстройку центра города заново, согласно Генплану, а не на точечную застройку, поэтому всё, что только можно было в центре пустить под снос — снесли, под это попали и крепкие дома, ну не оставлять же один-два дома среди, расчищенного под новую застройку, поля.
FZL[Цитировать]
Мне было 7 лет, и я ходила в подготовительную группу детского сада № 50, что на Сельмаше. Наутро после землетрясения нас всех привели в детсад, и мы продолжали ходить туда и после. Никого никуда не увозили. Так что, про ВСЕХ детей говорить не надо. Разрушений на Сельмаше не было, хотя этот район недалеко от Центра. У нас дома вывалился кирпич вместе со штукатуркой, но по счастью никто не пострадал. Правда, спали все лето во дворе под брезентовым тентом. Благо, двор был свой собственный, и собрались там все ближайшие родственники. Впрочем, и следующее лето 67-го спали там же. Нам, детям, было весело. И вспоминается все это, как счастливое время. Никто из знакомых никуда из Ташкента не переехал тогда. Не то,что после принятия независимости, в 91-м… Вот тогда нас всех и разметало…
Елена[Цитировать]
А сотни и сотни домов, заштопаных швеллерами, стяжками и подпорками — это разве не разрушения?
Николай Басов[Цитировать]
Вообще-то это повышение сейсмостойкости. Стройбатовцы ударно построили сотни и сотни контрфорсов, после чего сотни и сотни домов были ударно снесены. А некоторые на удивление до сих пор стоят.
Усман[Цитировать]
Нет, это не разрушения !
Это страховка и перестраховка на случай возможных землетрясений в дальнейшем.
Посмотрите , например, на дома, так называемого военного городка, около Оксороя между метро » Космонавтов» и пл. Мустакиллик — они были построены пленными японцами после войны,
крепкие, никак вообще не пострадавшие от землетрясения, хотя находились в самом центре его,
аих стянули мощнейшими стяжками ( которые и через 50 лет , как новые),
военные постарались для себя, на всякий случай.
FZL[Цитировать]
А что было на этой территории до 1945 года? если учесть, именно на этой территории под защитой Крепости были построены первые жилые дома для офицеров, приехавших с семьями и без них?
Елена[Цитировать]
Из протокола заседания правительственной комиссии номер 33 от 18 июля 1967 года: «С 15 мая 1966 года по 1 июля 1967 года переселено из Ташкента 14733 семьи, в том числе в братские союзные республики 6623. В связи с прекращением поступления заявлений от граждан о переселении их из Ташкента в другие города и завершением мероприятий, работу Республиканской комиссии по переселению с 15 июля 1967 года считать исчерпанной». Никаких 200 тысяч, даже приблизительно. Работайте с первоисточниками, Ольга, и не ошибетесь.
Любопытствующий[Цитировать]
Нравится людям про ужастики писать, и так и будут, особенно кто не был свидетелем, считать, что всё рухнуло и все погибли. Мне уже надоело на эту тему разговоры вести.
Елена[Цитировать]
Моя школа 32 на ул. Шевченко получила такие повреждения, что мы доучивались в другой школе. Нашу школу потом снесли, и на ее месте построили тогда другие здания Управления железной дороги. Весь район одноэтажек между ул. Шевченко и ул. Титова снесли. На этом месте построили школу 110. Все люди, живущие там, потом жили в палатках.
Нас, детей спрашивали, кто в каких условиях живет. Видимо, решали,кому куда ехать или не ехать на лето.
Мой 4-х этажный дом на ул. Шевченко так же получил серьезные повреждения, ночевать там было нельзя. Все жители дома жили в палатках до глубокой осени. Дом поначалу хотели снести, но потом переложили заново внутренние перегородки, стены стянули швеллерами. Стоит дом до сих пор.
Многое дети из нашей школы поехали на все лето на Украину, некоторые в Артек.
Насколько помню, эпицентр располагался вдоль естественного арыка Чаульи (называли Чулья), причем очень близко в поверхности земли, толчки были вертикальными. Потому и разрушения не были столь сильными и носили ограниченный характер.
Галина[Цитировать]
Я жила с родителями в момент землетрясения на территории «Крепости» в пятиэтажном кирпичном доме. Рано утром (было 6.20 утра) папа разбудил меня (я была в длинной ночной рубашке), накинул мне на плечи свою шинель (он был военным) в руки мне дал двухлетнего брата и велел спускаться с четвертого этажа на улицу. Спросоня я не очень поняла, что происходит и почему я должна бежать вниз, но послушалась. Когда я выскочила на улицу, там уже стояло несколько человек из моего класса, кто в чем, которые смеясь встретили мое появление с братишкой в отцовской шинели до пят. . . И вместе с ними я уже ждала, следующих выбегающих из дома. Встречали полураздетых сверстников хохотом. Может, потому что подростки, а может на нервной почве. Мой одноклассник, например выскочил в трусах и маленькой сестринской шерстяной кофточке, которая на нем не сходилась Родители спустились позже, не торопясь прихватив документы и что еще могло пригодиться на первых порах. Днем поставили на улице палатки и дальше мы жили в них. А поскольку было уже жарко, то днем, если забегал в палатку, например переодеться, то тут же приходилось высовывать нос, в палатке воздух был совсем раскаленным. Пошли осматривать свой дом. Он не рухнул, но торцовая стена отошла примерно на полметра. Потом побежали по городу, смотреть, где что и как… В старом городе (а наша школа №21 была на границе со старым городом) было больше разрушений. Занятий в классах больше не проводилось. Двор был поделен лентами на классы, куда вытащили парты и так мы занимались. Все были у всех на виду. Это все помнится как вчера, видимо потому что впечатления от событий были сильными. Летом детей развезли кого куда. Я оказалась в Киеве в общежитии, которое на тот момент было все заполнено ташкентскими подростками. Осенью и дальше учились в той же школе №21, которая за лето была видимо укреплена. А квартиру мы получили новую, но не сразу, а когда Ташкент немного отстроили.
Лариса[Цитировать]
В статье правда. В переходных классах в тот год в Ташкенте отменили экзамены. Сдавали только в 8 и выпускном классе. Школы работали в обычном режиме. Однажды директору нашей школы позвонили и сказали, что ожидаются сильные толчки. Нас всех отпустили домой и мы отправились гулять в парк. Разрушений, таких как в Ашхабаде, конечно не было. Жертвы были, но вполне реальны цифры официальной статистики. Город стал строительной площадкой и вот тогда многие здания снесли. А многие дома «обвязали» металлом и они стоят до сих пор.
Валерия Львовна Гентшке[Цитировать]
В переходных классах экзамены отменили раньше.Я школу заканчивала в 65-м году, так вот, экзамеы мы сдавали только в 7-м классе и в 11-м. Обязательным тогда была семилетка, а после нас уже 8-летка. В 66-м году было 2 выпуска:11 и 10 классы
Акулина[Цитировать]