Улица имени Героя Tашкентцы История Старые фото

Сегодня мы гуляем в районе бывшего магазина «Океан». Хороший был магазин, красивый, богатый на любые рода рыбные деликатесы. Неподалеку находится улочка, связанная напрямую с одной из страниц нашего города.

Она незаметна среди других, ей подобных. И, по мнению некоторых жителей города, не может ни о чем рассказать. Ну, что там могло быть – узенькая, кривоватая, школ на ней нет, заводов тоже. А между тем эта действительно узкая, проходящая через всю махаллю улица, может поведать о многом…

Внешне она почти не изменилась за прошедшие семьдесят с лишним лет. Правда, появились двухэтажные особняки – здесь почти центр города, престижное место. Правда, наверное, и в том, что новые постройки соответствуют старому названию – они тоже благоустроенные.

Правда, по решению топонимической комиссии города ей было возвращено историческое название – Кичик Миробод. В те дни у меня возник вопрос – зачем это было сделано, для чего? Наверное, стоило оставить предыдущее наименование, хотя бы потому, что имя Юрия Ивлиева было присвоено ей не просто так. Оно превратилось в настолько запоминаемый топоним, что даже таксисты до сих пор возят пассажиров именно «на Ивлева»…

Ивлиев — памятник в Гродно

Юрий Дмитриевич Ивлиев…

Ему было неполных двадцать два года. Ему было ВСЕГО двадцать два года, а он уже был капитаном. Сложно предположить, что современным молодым выпускникам военных училищ удастся в подобном возрасте получить такое же звание.

Он уже был командиром авиационной эскадрильи, что также невозможно в современной армии в столь раннем возрастном периоде.

В 21 год, 7 месяцев и 10 дней от роду он был удостоен высшего воинского отличия – звания Героя Советского Союза.

Чем же так отличился капитан, что его именем была названа целая улица?

Он наш, коренной ташкентец, родившийся на этой улице 16 марта 1923 года. Как и все его сверстники, учился в школе, где-то озорничал, ходил в кинотеатры, на танцы, возможно, даже дрался с пацанами с соседней улицы. Наверное, была у него и девушка, которая, возможно, обещала ждать его, пока он будет служить в армии.

А в 1940-м году паренька призывают в армию. Именно здесь он нашел свое предназначение, именно армейская среда привела его в Чкаловское авиационное училище. Оно в то время располагалось в Оренбурге, да и сам городок носил имя знаменитого пилота – Валерия Чкалова.

Чкалов и сам закончил это же училище, и, самое интересное, немногим позже, всего через пятнадцать лет после Юрия Ивлиева в это же самое училище поступил учиться Юрий Гагарин. Вот такая вот историческая коллизия в судьбах трех пилотов двадцатого века.

Несмотря на начало Великой Войны, на уплотнение графика учебы, сержанта Ивлиева направляют на фронт лишь в 1942-м году. Почему сержант? – могут спросить некоторые «сведущие» в воинских званиях читатели.

Да потому, что до 1943-го года авиационные училища своим выпускникам присваивали именно это воинское звание, подчас доводя служебную ситуацию до абсурда – командир экипажа – сержант, – подчиненный — механик самолета – лейтенант. Существовал же в то время подобный приказ…

Этот военный год был наитяжелейшим для нашей страны. В том числе и для пилотов особой, штурмовой авиации. Дело в том, что на фронте в то время имелись лишь одноместные машины, еще не имевшие бортстрелка, что приводило к большим потерям этого класса самолетов. Штатные стрелки стали появляться только на новых машинах во второй половине 1942-го года. Так что, вполне возможно, герою нашего повествования пришлось повоевать на и одноместной машине.

Ил-2 в воздухе

Ил-2 на взлете

Одноместный Ил-2

Война быстро все ставит на свои места.

Молодой командир был направлен на службу в 312-й штурмовой авиационный полк, входивший в состав 233-й штурмовой авиационной дивизии, она в свою очередь, находилась в составе 4-й воздушной армии.

А что такое – самолет – штурмовик, коим тогда являлся знаменитый Ил-2, называемый немцами «черная смерть»?

Он был предназначен для выполнения самых рискованных, самых тяжелых боевых задач. Недаром, до 1942-го года, согласно приказу штаба ВВС, звание Героя страны присваивалось летчику – штурмовику за успешное выполнение тридцати боевых вылетов.

А это — проведение атаки противника на сверхмалых высотах – с четырехсот до пятнадцати — пяти метров, под буквально ливнем снарядов и пуль, заходя на противника по два – три раза, пока не расстрелян весь боекомплект.

Это – возможное ведение боя с истребителями противника при наличии патронов к пушкам и пулеметам. Это свободное ведение боя с бомбардировщиками противника, если происходило подобное столкновение.

И если пилот возвращался из первого боевого вылета невредимым, то его уже можно было считать обстрелянным. Ну, а коли удалось уцелеть после тринадцатого вылета (а летчики крайне суеверны) – пилот мог считаться почти неуязвимым.

Так вот, у молоденького «летуна» хватало и смелости, и дерзости, и находчивости ходить в страшные, изматывающие атаки, бывало, без истребительного прикрытия.

Например, 10 июня 1943-го года, экипаж лейтенанта Юрия Ивлиева, возглавлявший четверку «Илов», в составе двадцати четырех самолетов произвел налет на один из самых защищенных аэродромов противника рядом с поселком Сеща, что под Смоленском.

Несмотря на яростный огонь всех зенитных средств, штурмовики прорвались к летному полю и уничтожили пятнадцать нацистских самолетов. При отходе от цели ведущий был атакован двумя тяжелыми истребителями «Фокке-Вульф — 190». Две отраженные пилотом и его бортстрелком атаки разъярили немцев.

В третьей атаке кормовой пулемет был разбит, в кабине стрелка начался пожар, который стрелку удалось погасить прямо под обстрелом, и даже, удивительное дело, отбить четвертую атаку выстрелом из ракетного (!) пистолета.

На помощь пришли наши истребители, отбившие противнику охоту уничтожить неимоверно поврежденный самолет.

Штурмовик, выдержавший несколько прямых попаданий и получивший при этом десятки повреждений, летел буквально на «честном слове и на одном крыле». С трудом доведя машину до ближайшего аэродрома истребителей, Юрий Ивлиев умудрился посадить израненный штурмовик только на левое колесо. Причем сажал он его в стороне от основного направления посадочной полосы, чтобы истребители тоже могли спокойно приземлиться на своей базе.

Сразу после посадки, после того, как экипаж выдержал страшный бой, приведя искалеченный Ил к своим, пилот самолета потерял сознание.

И подобных вылетов и атак Юрию удалось выполнить более ста двадцати… Представьте себе – сто двадцать раз под ураганным огнем ВСЕХ видов оружия, по два – три захода на цель, атаки истребителей противника…

Так что к званию Героя страны молодой комэска был представлен вполне заслуженно. Из наградного листа: «Всего на боевом счету капитана Ивлиева числится 20 уничтоженных танков, 11самолётов на аэродромах и 1самолёт, сбитый им в воздушном бою, 15повреждённых и выведенных из строя батарей полевой и зенитной артиллерии, 10взорванных складов с горючим и боеприпасами, 5уничтоженных железнодорожных эшелонов, до 100автомашин, уничтожил и вывел из строя до 500человек немецких солдат и офицеров.

Солидный боевой счет летного экипажа…

Январь 1945-го года. Недалеко от Кенигсберга — города прусских королей была обнаружена крупная цель – танки и пехота противника, выдвигавшиеся на боевой рубеж.

Над аэродромом зеленая ракета – команда – взлет разрешен. И комэска, капитан Ивлиев поднимает свою эскадрилью в воздух на выполнение очередного боевого задания.

Это был его последний вылет…

Обнаружив цель, эскадрилья легла на боевой курс, в первом заходе отстреляв по цели реактивные снаряды.

Командир повел подчиненных на второй заход, ведя обстрел цели пулеметно-пушечным вооружением самолета. И в это момент, как сказано в боевом донесении, написанном в штабе части, «при атаке скопления танков с пехотой противника, прямым попаданием снаряда из танка на втором заходе во время пикирования был сбит и врезался в землю».

Когда я искал информацию о молодом пилоте, нашел ссылку на «повтор подвига капитана Гастелло». Не верю, ибо штурмовик, мчащийся на малой высоте к цели, и находящийся под плотным огнем всего того, что может стрелять, ну никак не может мгновенно отвернуть при попадании снаряда и осознанно направиться «к скоплению техники противника».

В другой версии пилот выбрасывается с парашютом из горящей машины над полем боя. Это на предельно малой высоте? Купол парашюта просто не успел бы раскрыться…

Скорее всего, произошло все именно так, как и написано в донесении. После боя товарищам удалось отыскать место падения самолета командира эскадрильи. Он обрел свой последний покой в братской могиле, расположенной в центре белорусского города Гродно…

Мне удалось побывать в этом славном городке. К сожалению, до самого захоронения дойти не удалось – служба, мы лишь проезжали неподалеку. Сопровождавший нашу команду капитан местного гарнизона спросил у нас, молодых моряков, из каких мы городов.

Услышав, что я из Ташкента, рассказал о пилоте штурмовика, погибшего недалеко от этого тихого городка, и похороненного здесь…

На старой улочке Ташкента до сих пор стоит тот самый дом, который Юрий, вполне возможно, видел, приехав в отпуск в далеком 1941-м, будучи курсантом летного училища. Отсюда он ушел. Ушел навсегда. Ушел, чтобы, отдав свою жизнь, сохранить наши жизни, жизни наших родителей и наших с вами детей.

Я признателен владельцу кафе, которое располагается в бывшем доме семьи Ивлиевых. Он хранит память о нашем земляке.

Там, прямо в зале, находится портрет капитана Ивлиева со всеми наградами. И, может быть, а я надеюсь на это, посетителям кафе, рассказывают, хотя бы вкратце, о том человеке, который оставил свое имя на карте столицы.

А членам топонимической комиссии хочу пожелать – отнеситесь внимательнее к истории нашего города – верните славное имя Героя. И будут люди признательны вам…

Святослав Морской

15 комментариев

  • в 1982 в летние каникулы я работал на почте, разносил газеты и письма по этой улице.. то, что она названа именем человека, жившего на ней, я узнал от коллег. Однажды даже был случайным очевидцем беседы одной из наших женщин-почтальонов с пожилой женщиной на этой улице. Когда беседа закончилась и мы разошлись, моя коллега сказала : это -мать Ивлева. ..Ее дом был недалеко от угла улицы, там еще было какое-то административное здание, 2 или 3 этажа. ..Мама Ивлева ( не знаю к сож. как точно произносится фамилия) — запомнилась как женщина с ясными и грустными глазами, немолодая, но не согбенная, с легкой и быстрой походкой.. Речь негромкая, чёткая и спокойная. Запомнилось и обратило на себя моё внимание именно это — лаконичность ее речи, еще до того как мне сказали, кто она. Грустно, что улицу переименовали, горько и обидно. О таких героях, настоящих, непридуманных — необходимо всеми способами поддерживать память. То, что смог совершить этот парень в свои неполных 22 — совсем не каждому по силам. И совершил он это ради нас, живших и живущих после него.. Спасибо, что подняли тему, я думаю — надо выйти с предложением сохранения названия улицы именем Героя.

      [Цитировать]

  • Евгений До:

    Вечная память Героям, отдавшим жизнь за Родину!

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Название улице необходимо вернуть.

      [Цитировать]

  • Эту статью я читала в газете «На досуге» Только автор там себя именует «Станислав Балашкин» Там был хороший раздел «Улицы Ташкентские». Я ради него эту газету покупала.

      [Цитировать]

    • Светослав:

      Когда из редакции «На досуге» ушли хорошие люди, автор тоже ушел. Покупайте другие еженедельники — их есть еще несколько. Или, еще лучше — заходите на сайт электронного справочника «Мой Город. Ташкент». Там еще больше интересного: http://mg.uz/publish/group541 Хотя бы по этой ссылке…

        [Цитировать]

  • Любопытствующий:

    Сдается мне, что речь идет об улице Мало Мирабадской (заранее прошу прощения, если я неверно написал название). Там, справа от Пожарки, как именовалось запевное здание на правой стороне улице, если шагать от трамвайных путей, сразу за магазинчиком, был тупичок метров в 150 длиной, который был назван именем Героя — он до войны тут жил, и третье или четвертое строение от угла как раз и был дом Ивлиева, где многие жила его мама. А учился он в школе 25. Она, по сути, напротив тупичка, если смотреть наискосок. На здании школы многие годы висела доска, где говорилось о самом знаменитом ученике ее — Юрии Ивлиеве. Причем, соседствовала с другой доской, где говорилось, что школа эта для умственно отсталых. Замечательное сочетание. Многие фотографировали образец этого кошмарного и издевательского головотяпства. А потом головотяпы и вовсе обезумели. Удалили имя Ивлиева из названия улицы. А заодно из памяти города.

      [Цитировать]

    • Мих. Мачула:

      Любопытствующий:
      Там, справа от Пожарки, как именовалось запевное здание на правой стороне улице, если шагать от трамвайных путей, сразу за магазинчиком, был тупичок метров в 150 длиной…

      А в конце тупичка (теперь уже не припомню было ли у него какое-либо название, скорее всего нет, ибо имя героя перекочевало в название улицы) жила моя одноклассница с бывшей моей школы, что на улице Кафанова (не буду называть ее номер, ведь это ташкентский сайт, еще не так поймут) Женя Циркина. Я ей очень благодарен по жизни, это она в свое время хлопотала и поспособствовала тому, чтобы меня, троечника и прогульщика, приняли-таки в комсомол. Правда, плохие отметки у меня были по математике и физике, и только в той школе. В новой 160, куда я перешел в 62 году, все было в порядке. Дело в том, что у меня и моих родителей совсем не сложились отношения с супружеской парой, преподававшей эти два предмета.

        [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    Я думаю, что они просто вернули старое название улицы (раньше в 62 году она называлась Маломирабадской), а заодно, и это было их главной задачей, стерли русское название улицы.
    Так в этом районе, кроме ул. Ивлиевой, исчезли улицы Рабочая, Гордеева и Цеховая, тупики Солнечный и Вечерний. Ещё раньше, как бы предвосхищая будущие переименования, ушла в небытие ул Паровозная, получившая имя Х Сулейманова, (директора музея им. А.Навои) имевшего счастье жить на этой улице.

      [Цитировать]

  • интересно, кто командует ими ? я имею в виду вот эту топонимическую комиссию. мотив этого акта — тупая бюрократическая недалёкость или осознанная патологическая ненависть? ..значение — имеет (предвосхищаю вопрос). Главный вроде сменился по воле Всевышнего; ужель кроме него в этом .. «коллективе» — назову его так — есть личность НАСТОЛЬКО ненавидящая наш город.

      [Цитировать]

  • кто в курсе — подскажите — Сары-кульская долгое время называлась ул.Мирсалихова — тоже уроженца этого района и тоже фронтовика. К своему стыду не знаю его биографию. Потом — в 2000-ые года или раньше — «вернули историческое название». Или нет? ..Осознанно стирают, выдирают память о наших общих достижениях и победах?

      [Цитировать]

    • Светослав:

      О капитане Хамиде Мирсалихове: Он похоронен, как мне когда-то рассказали, около своего дома. тело доставили из-под Праги, где он погиб. В «сети» практически нет информации.Нужно идти в архив, что не всегда возможно.
      «тупая бюрократическая недалёкость или осознанная патологическая ненависть» — возможно, попросту поставленная задача — стереть память. Подобный пример — бывшая некогда единой — «жовто-блакитная страна». Выводы делать Вам самим.

        [Цитировать]

    • Усман:

      Нет. Мирсалихова в глубь района шла, где дом пионеров и дальше.

        [Цитировать]

      • Светослав:

        На карте показано современное местоположение улицы и могилы капитана Хамида Мирсалихова. С чего бы это его тело было доставлено из-под Праги и захоронено именно около этого дома, а не на хотя бы Боткинском кладбище?

          [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.