Авиаконструктор Ш. Б. Бабаханов История Старые фото Ташкентцы

Пишет Радик Газиев

С первых дней работы на Ташкентском авиационном заводе, в 1941 году, Шеар Бабаханович Бабаханов проявил себя грамотным и исполнительным работником, начав работать рядовым конструктором-инженером в отделе стандартизации и, затем, он вырос до начальника сборочного цеха оперения самолета Ли-2. К этому времени он имел уже за плечами образование: текстильный институт и МВТУ имени Баумана. В 1953 году после окончания авиационной Академии повышения квалификации в Москве его назначили Главным конструктором СКО — Серийного Конструкторского отдела ТАПОиЧ.

Период его работы в должности Главного Конструктора СКО завода связан с освоением новых, больших в СССР и в мире, в то время, пассажирских и транспортных самолетов, типа Ли-2, Ил-14, Ан-8, Ан-12 и Ан-22. Состав Серийного конструкторского отдела насчитывал уже несколько сотен работников и требовал четкой работы, требующей быстрого и грамотного решения на возникающие на производстве вопросов по всем агрегатам самолетов и их систем. Нареканий со стороны эксплуатации выпущенных с завода самолетов, почти не поступали, СКО, возглавляемое Ш.Б.Бабахановым, демонстрировало слаженность и высокую организованность в работе. Известно, в 1962 году он был награжден очередной наградой, орденом «Трудового Красного знамени».

Ли-2

Что характерно, Ш.Б.Бабаханов не отличался общительностью (видимо, это связано с его образованием и спецификой работы), в наших, частных архивах не сохранились совместные фото и его выступления.  Материалы в СМИ о нем скупы по сей день, и его данные хранятся в музее ТАПОиЧ за 7-ю печатями. По роду работы, мне, как представителю ОКБ Антонова, приходилось с ним встречаться только по службе и решать спорные вопросы, если они не решались на уровне начальников КБ СКО. Он был строг, но и дружелюбен со своими подчиненными, брал на себя ответственность за их разногласия с производством и представителями.

Ил-14

Однако, меня удивляло некоторые странности в его характере, Ш.Б.Бабаханов не всегда жаловал новичков в СКО, окончивших центральные ВУЗы, например, посылал их (видимо, для опыта с производством) в неестественные, для них, условия. В частности, мои товарищи по МАИ и КАИ Х.Г. Сарымсаков, М.Н. Хасанов, С. Захидов и др. по призыву Н.С. Хрущева после окончания ВУЗа и незначительной работы в СКО были посланы руководителями МТС в целинные совхозы Узбекистана или в трудноосваиваемые цеха завода (назад в СКО они, увы, уже не все возвращались). Также, по возможности, он избегал своего присутствия на совещаниях у руководителей завода, предлагал своих замов или начальников КБ, что вызывало некоторое неудовольствие у присутствующих на совещаниях.

Ан-8

О жизни Ш.Б.Бабаханова  вспоминает И.А.Половников, который работал вместе с ним и заменил его, впоследствии, на посту Главного Конструктора завода.

В своей книге «Записки авиаконструктора», Москва, 2010 г. И. А. Половников пишет: «Начальник СКО Бабаханов был человеком культурным и весьма разборчивым во всех отношениях. У него были добротные, шерстяные костюмы, велюровое пальто и шляпы разных цветов, красивые сорочки и галстуки. Бабаханову было за 50 лет, и он был не женат и не собирался жениться. Он выглядел нормальным мужиком, интересовался женщинами, уважал их, но не более того. Несмотря на то, что он был узбек, Бабаханов увлекался европейской кухней.

Ан-12

В 20-х годах он окончил текстильный институт, во время войны работал на заводе, вырос до начальника цеха. После войны его направили в академию авиапромышленности, а по ее окончании он стал начальником СКО. Бабаханов был умный человек, в мелкие конструкторские дела не влезал, отдавал их своим заместителям и начальникам КБ. Но он вел правильную политику, защищая интересы отдела, мог разобраться досконально в любом деле и принять правильное решение. Говорил он по-русски с небольшим акцентом, писал грамотно, четко излагал мысли» (другие, незначительные замечания в его адрес здесь упущены).

Ан-22

Хотелось бы добавить: — Ш.Б.Бабаханов за время работы Главным конструктором завода пережил 4х директоров ТАПОиЧ и различных представителей ОКБ и министерств Москвы и Киева, причем, при сложном освоении 5 типов больших самолетов, не с каждым из представителей, особенно из молодых и новых, удавалось ему спокойно отстаивать свои права и права большого коллектива конструкторов завода, находить со всеми общий язык, что, впоследствии, сказалось на его здоровье. В 1966 г., по возрасту и по состоянию здоровья, он в 60 лет вышел на пенсию и (по слухам) продолжил дома свое увлечение — перевод персидской поэзии. В 1985 году, на 80 году жизни он ушел из жизни (был рожден и похоронен в Ташкенте). В газете «Вечерний Ташкент» от 14 февраля 1985 года «группа товарищей» тепло отозвалась о жизнедеятельности Шеара Бабахановича Бабаханова.

4 комментария

  • Фото аватара IMM:

    Вроде бы про него ходила байка — на совещании у Бабаханова разбирался очередной затык связанный с несогласованными действиями двух разных подразделений.Отвечая, один из них заявил что вовремя подготовил записку и передал в другое подразделение (относящееся к ОГК),но нач другого подразделения (КБ?) невозмутимо сказал,что никакой записки не было — на что первый негромко выругался «помянув чью то мать»,громко-не громко,но Бабаханов всё же услышал,возмущенно привстал и со словами — Как?В кабинете главного конструктора завода кто то позволил себе ругаться матом?,попросил говорившего выйти
    «в трудноосваиваемые цеха завода» -подобная практика частично(при возникновении темы положенного жилья) сохранилась и позже на уровне зам. ГД по кадрам(вообще то это их вопрос)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светослав:

    МВД им.Баумана — Е.С. — исправьте, пожалуйста — наверное, правильно будет — МВТУ имени Баумана.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сергей:

    Бабаханов жил в нашем доме. Хорошо его помню. Был не очень общителен. В нем была тайна. Это чувствовал ось. Так же в доме жили Мышак А. Сафаров К. Медведев В. Нуделльман. Плат 8ков М. Параде 8

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.