“Покинув город, не узнать его прежнего…” Ташкентцы
В Ташкенте можно встретить достопримечательности из разных уголков земного шара. Вот у дороги — макет парижской Эйфелевой башни, а здесь — набросок римского Колизея, по магистралям рассекают огненно-красные даблдекеры — привет из Лондона. Однако столица не теряет уникальности и самобытности, притягивая все новых туристов.
Город меняется, а значит, остается живым. Это может только радовать.
Более полувека назад, когда жители его родного района еще просыпались под звуки работающего карборундового завода, он представлял себя в иной профессии. Гранитные основы химии не только оказались по зубам молодому специалисту, но и как будто всецело завладели им. Он окончил Ташкентский государственный университет (ныне НУУз), стал кандидатом химических наук. На его счету более полусотни научных работ и пять изобретений в области химии и технологии полимеров. Результатом стали десятки опубликованных трудов в России, Франции, Казахстане и других странах. На протяжении многих лет продолжал сотрудничество с профильными научными институтами столицы. Редактировал книги, учебники по химии и физике. Что же вырвало из стен научно-исследовательских лабораторий?
Теперь сразу и не скажешь, выбирал ли изучение родного края своей стезей или все это воля случая. Сам Борис Анатольевич признается, что историей интересовался с ранних лет. Успевал не только публиковать научные труды, но и заниматься журналистикой — главным образом писать об историческом наследии Узбекистана. Позже голос прозвучал на радио, а перед отечественным зрителем предстал на телеэкране в авторской передаче «Улица моя…». О столице он говорит и со страниц опубликованных изданий, среди которых книга из серии «Ташкент. Шедевры Центральной Азии», вышедшая на шести языках. Еще один томик «Мои господа ташкентцы» нашел своего читателя как среди профильных специалистов — преподавателей школ, лицеев, вузов, так и представителей самых разных специальностей. Столице также посвящена книга «В этом городе камня и солнца», ряд радио- и телепрограмм. По его сценариям на «Узбектелефильме», «Узбеккинохронике» и других студиях снято семнадцать документальных лент, а картина «Корни и ветви древа святого» завоевала специальный приз на международном фестивале «Ялта-2000». Он выступал научным консультантом для кинофильмов и театральных спектаклей. Борис Анатольевич и по сей день продолжает изучать разные аспекты исторической хроники. В свет вышла книга «Полониа Туркестаниана», в которой нашло отражение этнографическое исследование о жизни поляков в Узбекистане. Герои — талантливые представители различных профессий XIX — начала XX веков.
Ташкент для него — вечный город. Видит тут пласты разного времени — и прошлого, и настоящего. В электронном ли, живом ли звучании, печатном ли тексте Голендер сумеет подобрать нужные слова и рассказать об истории, да так, что дух захватит.
«Какие только названия не обозначали местоположение города на исторической карте — Чач, Шаш, Бинкет. Он поистине каменный, выстоял столько веков. Покинув Ташкент на десяток лет, уже не узнать его прежнего. Взлетают вверх фонтаны на фоне возводимых современных многоэтажек — архитектурных памятников современности. А вот мы с вами проезжаем канал Анхор, который был водной границей, делившей Ташкент на старый и новый город»,
На его экскурсии нет места заученному тексту. Времена года не пугают превратностями погоды. Он всегда находит нужные слова и эпитеты о городе и в самый пик лета, и в дождливый день под спасительной крышей здания, и даже зимние холода. И слушателям они становятся нипочем. Среди них немало и представителей молодого поколения.
Говорит, что историю нужно воспринимать объективно, изучать одни и те же факты с разных сторон. Тогда не будет предвзятого суждения и неверных определений. Ведь мы в зависимости от толкований по-разному смотрим на события. Задача любого историка и человека, связанного с этой наукой, уметь критически подойти к тому или иному событию.
В Государственном музее Сергея Есенина старший научный сотрудник Борис Анатольевич всегда может вспомнить об интересных моментах жизни литератора. Он рассказывает посетителям, как голос поэта звучал 20 весенних дней из открытых окон в домах его знакомых, кинотеатрах и библиотеках того времени. Именно в Ташкенте впервые услышали поэму «Пугачев». Отправной точкой для создания автором в последующем цикла стихотворений «Персидские мотивы» стали впечатления от шумных базаров и неспешных разговоров с аксакалами нашего города. Голендер особо отмечает, что коллекция музея пополняется постоянно. Он знает здесь каждый уголок, всегда с радостью приветствует молодых людей, проявляющих интерес к истории родного края. А она в свою очередь продолжает и сегодня удивлять новое поколение. Каждый может найти что-то свое, стоит только прислушаться к голосу времени.
Юлианна Мороз.
Правда Востока.
Может немного скромнее надо быть? Чай пока не умер, дай ему бог здоровья…
J_Silver[Цитировать]
Был на экскурсии с Борисом Анатольевичем — лучшим и интересным!
Eugen[Цитировать]