ВЕЛИКий вопрос, или Как в стране развивать этот экологически чистый вид транспорта? Разное
Говорят, нельзя купить счастье, но можно приобрести велосипед. Приверженцы таких поездок с ветерком встречаются в любом уголке нашей страны. Как создать лучшие условия и возможности для райдеров — об этом вопросе задумывались давно и неоднократно.
На портале СОВАЗ обсуждается проект нормативно-правового документа, предусматривающего строительство сети велосипедных дорожек в стране и организацию производства этого современного, экологически чистого вида транспорта.
Место под солнцем
Еще несколько лет назад о специально выделенных территориях для езды двухколесных читали разве что на зарубежных сайтах. Однако прокатные пункты появились и стали теперь привычными и у нас. Они по-прежнему пользуются успехом как у тех, кто умел кататься, так и новичков. Заглянули в один такой.
Помимо суммы за аренду транспорта, попросили ксерокопию или оригинал паспорта — как гарантию, что вернем арендованное. На видном месте вывешен перечень деталей, которые могут выйти из строя во время пути и, соответственно, штраф за их поломку. В некоторых случаях эта сумма в разы превышает уплаченную за прокат. Однако доказать, что велосипед изначально был исправен, тоже непростая задача. Получается, что те финансовые затраты, которые идут за аренду, плавно перетекают в доход владельцев проката. А состояние двухколесного — на счету пользователей услуг, равно как и техническая исправность.
Выбираем маршрут — от юнусабадского универсама до улицы Сайилгох, которую в просторечии именуют Бродвеем. Заблудиться довольно-таки сложно, и это очевидный плюс. Есть выбор, по какой дороге ехать — проезжей части или тротуару. Но ни один из вариантов не отличается безопасностью. В первом случае есть риск попасть в «слепую зону» машин или автобусов, даже двигаясь по краю полосы. И если водитель не заметит, считай, велосипед не вернется в прокат.
По ПДД запрещается поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в этом направлении. Тем не менее за время пути можно увидеть велосипедистов — нарушителей этого правила, равно как и других лихачей, которые, не дождавшись нужного сигнала светофора, набирают скорость в надежде обогнать. Визг тормозов, недовольство, а самого райдера и след простыл. То есть налицо отсутствие знаний правил дорожного движения прежде всего у самих велосипедистов.
На тротуарах не лучше. Если идет компания, перекрывшая всю дорогу, ждать от них, что они уступят место, не стоит. В итоге на загруженных участках, например, возле вузов, поездка превращается в сплошное мучение. Можно бесконечно лавировать в потоке, но рано или поздно наткнуться на тех, кто не собирается делиться полосой. Среди велосипедистов со стажем их в шутку называют «кеглями». На практике смешного в этом мало, но начинаешь понимать эмоциональные истоки прозвища.
Без проблем можно прокатиться вдоль набережной Бозсу. Здесь тоже часто прогуливаются люди, однако из-за широты дороги столкновения с ними сводятся к нулю. Радует и качество асфальтового покрытия, которое особенно начинаешь ценить. До этого ямы на тротуарах приходилось объезжать, если было где совершать маневры.
Все познается в сравнении. После проделанного пути отдельно отведенная территория для велосипедистов возле бывшего кинотеатра «Казахстан» воспринимается как настоящий праздник. Однако заканчивается «светлая» полоса достаточно скоро. И впереди ждет обычная дорога.
Дорога на улице Сайилгох выложена плиткой. Для пеших прогулок подходит, а для поездки на велосипеде — нет. Приемлемое покрытие только на территории напротив Национальной библиотеки имени Алишера Навои. Одно но — много поворотов, в итоге скорость не наберешь.
Завершая поездку, невольно задумываешься о том, что стоит тщательнее продумывать маршрут. Даже ровный асфальт на проезжей части, как и тротуаре, еще не гарантирует безопасность. А еще нужно возвращать обратно велосипед, а значит, вновь преодолевать все тот же путь. Жаль, что нельзя оставить его в филиале прокатного пункта прямо здесь…
Байкшеринг и все-все-все
Однако такое возможно было бы, окажись мы в Копенгагене, Амстердаме, Барселоне или Токио. Эти города в топе «bike-friendly cities», то есть в этих уголках планеты есть все необходимые условия для удобных и безопасных поездок на велосипедах. В мире также вовсю набирает обороты байк- или велошеринг — система совместного использования двухколесных. В отличие от проката, в этом случае «железного коня» можно арендовать в одном пункте, а оставить в другом.
Жительница Нью-Йорка рассказывает, что таких станций под лейблом «Ситибайк» множество по всему городу. Есть даже карты с указанием всех точек. Отдельный показатель — доступность как по удобным локациям, так и по цене. На велосипедах можно увидеть и туристов, и людей в строгих костюмах, которые сделали выбор не в пользу машин. Об особом статусе этих участников дорожного движения говорят стикеры, которые таксисты вешают на стекло. Они призывают быть осторожнее и обращать внимание на то, что рядом могут быть велосипедисты.
С идеей продвижения этого бизнеса в нашу страну приехал гендиректор велошеринговой компании «Nextbike» Ральф Калупнер. На организованном в столице мероприятии он отметил, что фирма — не новичок на рынке, ее филиалы действуют более чем в 20 странах мира. От современных проектов невольно перешли и к актуальным проблемам. Говорили о качестве велодорожек, необходимости принятия мер по контролю за неправильной парковкой и превышением скорости со стороны автомобилистов.
Гонки по исполнительной вертикали
В столице можно встретить велополосы на проезжей части дороги, которые обозначают белой линией. Есть и велодорожки, которые делят пространство с тротуаром. Такие можно увидеть вдоль набережной до круга Октепа. Недавно они появились также на центральной улице возле Дворца «Туркистон». Но под колесами — тот же асфальт. Специальное покрытие велодорожек есть в столичном Экопарке. Там они выделены цветом. Однако даже это не влияет на посетителей, которые прогуливаются именно по отведенной для велосипедистов территории. Тут уже вопросы к общей культуре поведения.
В Экопарке также можно взять напрокат и сам велосипед. Среди пользователей этой услуги — как дети, так и взрослые. Перефразируя классика, велосипедам все возрасты покорны. В этом можно убедиться на тренировках в Ботаническом саду, которые проводит заслуженный тренер Республики Узбекистан по велоспорту Людмила Маркелова. Всем желающим она готова помочь советом. Рассказывает, что среди посетителей есть женщина, у которой уже не только дети, но и внуки. Одна из участниц решила освоить новый для себя вид спорта. Как правильно держать руль и равновесие, тормозить — новичку эти вопросы не кажутся легкими. Какой же восторг был в ее глазах, когда преодолевала первые метры с возгласом: «Я еду!»
Сама Людмила Маркелова вспоминает, что будучи на спортивных соревнованиях в Голландии, брала велосипед в велошеринговой компании. А ведь это целая система. Речь идет не только о наличии самих «железных коней» в достаточном количестве, но и создании велопарковок, в том числе возле общественных учреждений. Она отмечает, что в нашем городе не хватает закольцованных велосипедных дорог, а те, которые есть, разрозненны и не объединены между собой.
Обсуждаемый на СОВАЗ проект документа — еще один шаг к созданию условий для желающих прокатиться на двухколесном. Не менее важно, что говорится о всей стране. Например, в Каракалпакстане или Ферганской долине можно встретить много велосипедистов. «Железный конь» — простое решение, если нужно быстро преодолеть маршрут из пункта А в пункт Б в пределах одного города. К тому же он — достойная экологическая альтернатива машинам.
На перспективу предусматривается адресный перечень устройства велосипедных дорожек, их строительство в границах автодорог общего пользования регионального значения. Учитывается и их наличие в садах и парках. А при подготовке заданий на проектирование, строительство, реконструкцию магистральных автодорог общего пользования регионального значения, обеспечивающих въезд на территорию регионов, предлагается в установленном порядке предусматривать велосипедные дорожки. Еще один плюс в пользу отечественного предпринимателя — создание в Куйичирчикском районе Ташобласти ИП ООО «Ya Mei Gong Ye Yuan» по производству велосипедов.
Радует, что определенные шаги в этом направлении предпринимаются. А плюсы не только скорейшей, но и качественной реализации намеченных идей бесспорны. Это укрепление здоровья населения, привлечение новых любителей, а в дальнейшем, может, и профессионалов, развитие туризма. Ведь те же локации, связанные с достопримечательностями, можно включить в веломаршрут. Словом, есть простор для идей. А судя по большому числу клиентов у прокатов «железных коней», и коммерческий успех не за горами.
Юлианна Мороз.
Правда Востока.
Уже по пятому кругу пошли. А воз и ныне там…
genezone[Цитировать]