Эвакуация Купянского сахарного завода в Коканд История Старые фото
Я, Кожушко Елена Андреевна, 1926 г. рождения хочу засвидетельствовать некоторые факты из жизни нашей семьи и государства в годы Великой Отечественной Войны.
Война нас застала в Харькове, где мой отец Кожушко Андрей Трофимович был главным инженером Харьковского сахаротреста. Из Харькова мы эвакуировались в конце первой декады октября, т.е тогда, когда отступали войска. Задержались наша семья из-за моей болезни. Мы шли не как эвакуированные — отец имел направление на работу на Ольховатский сахарный завод Воронежской области.
Шли осенние дожди. Наши дороги всегда были предметом анекдотов, а размокшие и разбитые колоннами военных машин, они представляли нечто невообразимое. Добирались мы от Харькова до Ольховатки с трехдневной остановкой около двух недель. Месяца два отец был с нами в Ольховатке, но потом он возвратился в Купянск, где собрались работники Харьковского сахаротреста. Купянский сахарный завод был одним из крупнейших в Советском Союзе. Я и брат мой Анатолий (1932 г рождения) успели закончить учебный год и, придя с табелями успеваемости домой, неожиданно увидели отца и суету в доме. Оказалось, что отец срочно был командирован на строительство сахарного завода в Узбекистане в г. Коканде. Дело в том, что Купянский завод в начале 1942 года демонтировали, а оборудование отправили в Коканд. Монтаж завода шел медленно, и отца отправили на «прорыв».
На станции Россошь (вблизи Ольховатки) были выделены два или три вагона-теплушки, где разместилась наша семья, мастер-артельщик Козлов, мастер-выпаривщик Луцюк с сыном, инженер Базыка с женой и семья инженера Самуся. Кроме людей, было загружено ценное оборудование. Простояв два дня в Россоши (ж.д. была загружена военными эшелонами), мы поехали в Лиски, где узнали, что немцы бомбили Россошь. В Лисках мы простояли два дня. Отец нервничал, дело требовало его присутствия в Коканде. Наконец, поехали. Не доехав до Волги, мы узнали, что немцы сровняли Лиски с землей. Мы это тяжело пережили, поскольку знали, что в Лисках все пути были забиты военными эшелонами, в том числе госпиталями.
Мы переехали Волгу и впервые увидели светящиеся окна. Отец очень нервничал из-за того, что дело требовало его немедленного присутствия на стройке, а наши вагоны шли черепашьим шагом. Он взял мастера Козлова и вместе с ним, оставив семью, сел в пассажирский поезд. Мы приехали в Коканд лишь через десять дней.
Надо сказать, что технологический процесс сахароварения один из самых сложных. Соответственно, и оборудование. Одновременно нужно было строить ТЭЦ, так как город не в силах был обеспечить электроэнергией завод. Мазанные заводы строятся 2-3 года. Кокандскому заводу было отпущено около 9 месяцев. Персонал строителей, монтажников в основном был укомплектован за счет эвакуированных из Украины и, в основном, сахарниками. Люди работали в тяжелейших условиях по 12 часов в сутки при жаре 40 градусов, под палящим солнцем при скудном питании и более, чем скромных бытовых условиях. Их поддерживал только энтузиазм. В ту пору директором завода был Уманов Абрам Григорьевич, который в 1943 году был переведен на другую работу, и мой отец был назначен на его место. Одновременно со строительством завода в области были засеяны большие площади мазанной свеклы. И уже в сентябре свеклу свозили в кагаты. Сейчас даже трудно представить, с каким напряжением сил и воли работали люди. И вот… Перед Октябрьскими праздниками пошла по эстакаде в мойку первая свекла. Люди плакали и смеялись, обнимали друг друга.
Но! Технологическая линия была смонтирована, а корпус не выстроен. И первый сезон люди работали под открытым небом, под зимним дождем. Но сахар страна и фронт получили!
Хочется вспомнить имена тех беззаветных тружеников, которые сохранила память более 70 лет. Это: Заяц — бригадир монтажников, братья Куксинович -монтажники, Шептун — старший химик, Ланченко — инженер, Розенберг — инженер, Тютченко Полина Карповна — инженер ( мать двоих детей, муж на фронте), Травенко Мария — инженер ( малый ребенок, старая мать, муж на фронте), Гриншпун — инженер (мать троих детей, муж полковник погиб), Эмме Станислав Йосипович — главный инженер, Беренштейн Иветта — инженер ТЭЦ, Фалк Анатолий — электрик ТЭЦ, Колесова Ольга — инженер-проектировщик, Гонтаренко Мария — зав отделом кадров, Уманов Абрам Григорьевич — первый директор завода, Романовский Ефим — гл. бухгалтер, Шевченко — слесарь-монтажник, Кожушко Елена Андреевна — лаборант химлаборатории, Кожушко Полина Александровна — зав техучебой, Медведев — зав техотдела, Семенов — зам Гл. инженера. Это часть коллектива, имена которых сохранялись в моей памяти 75 лет.
После войны стала быстро восстанавливаться мазанная промышленность в Украине, где она всегда была одной из доминирующих. В связи с этим Союзное правительство сочло более целесообразным использовать земли Узбекистана под хлопок. 1951 г — был последним сезоном сахароварения. Уже в 1952 г завод перепрофилировали и все коренные сахарники перебазировались в Украину и Молдавию.
Наша семья переехала в Молдавию, где мой отец — Кожушко Андрей Трофимович был назначен директором сахарного завода.
Спасибо! Очень интересно и с душой написано.
виолав[Цитировать]
Сахар — продукт ценнен ВСЕГДА ! Помню, помогали Кубе —
резко в магазинах появился сахар из сахарного тростника,
такой красивый на вид /’ровными квадратиками’/,
но такой НЕ СЛАДКИЙ как наш, свой, отечественный!
«Хозяйки» меня поймут.. . Правда — сахарозы в нём гораздо меньше!!!
Да и стоил он, хоть на какие то копейки, но всё равно = дороже.
* Однажды, днями с голодухи, скрёб мазанную брюкву зубами
и ощутил ВКУС этого сладкого корнеплода…
P.S. Главный урон для сельского хозяйства : отсутствие
СВОЕГО (весьма необходимого!) корма для животных.
ЛеНиН[Цитировать]
хорошая статья. только подписи под фото, кажется, перепутаны?
Гога[Цитировать]
Светлая память Всем спасшим и отстоявшим Мир!
Лев Абрамыч[Цитировать]
Спасибо огромное за воспоминания. Я внучка инженера Розенберга, упомянутого Вами. В детстве бабушка часто рассказывала о жизни на сахарном заводе и конечно же упоминала семью Кожушко. В немыслимых трудностях все они жили как одна семья. А потом и в Молдавию перебрались вместе. Как важно сохранять и передавать следующим поколениям семейную историю, которая является частью истории национальной и общечеловеческой. Еще раз спасибо.
Duvi[Цитировать]