Парфёнов Г. В.: «Древнейшие цивилизации существовали и на территории Узбекистана» История Старые фото Ташкентцы
В. Костецкий
23 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Гавриила Васильевича Парфёнова (1893-1968) – историка-археолога, педагога, музейного деятеля, основателя краеведческого музея в Термезе, первооткрывателя и первоисследователя выдающихся археологических памятников эпохи палеолита, расположенных в Сурхандарьинской области. Благодаря ему на весь мир прославились грот Зараутсай с наскальными рисунками эпохи раннего неолита и пещера Тешикташ с останками мальчика-неандертальца.
При посещении залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге, посвященных истории Средней Азии, экспозиция которой занимает 11 залов и охватывает временной промежуток от 4-го тысячелетия до н. э. до IV в. н. э., вы сможете увидеть снимки древней живописи Зараутсая и находки в пещере Тешикташ. Невозможно не остановиться перед наскальными рисунками Зараутсая: в стремительном движении по стене Зараутсая несутся люди, догоняя быков. И вот уже стрелы впиваются в огромных животных.
А справа и слева, как бы выстроясь вдоль выступа скалы, идут к быкам какие-то странные фигуры, одетые в колоколообразные капюшоны. У этих фигур луков нет, лишь какие-то трещотки или топорики, но они явно принимают участие в охоте. Эти наскальные рисунки были обнаружены в горном ущелье в юго-западных отрогах Гиссарского хребта, Сурхандарьинской области местным охотником в 1939 году, а затем исследовались Г. В. Парфеновым вплоть до 1945 года, позже – другими археологами. Этим рисункам уже как минимум семь тысяч лет! Они стали яркими доказательствами существования древних цивилизаций на территории нашей страны.
А все для Гавриила Васильевича начиналось с русского города Смоленска, в котором он родился, окончил гимназию, затем учился в Москве на военных курсах. Работая в архиве и в музее, увлекся археологией и даже участвовал в раскопках останков мамонтов и носорогов. Встреча со знаменитым земляком ученым-исследователем Центральной Азии П.К. Козловым оказала решающее влияние на его выбор, и в мае 1930 года он приезжает в Самарканд. Здесь он работает в Самаркандском музее со знаменитым ученым-краеведом В.Л. Вяткиным. Участие в обследовании пещерной стоянки древнейших людей Мачай, окончательно определила его всю последующую жизнь. Огромное значение пещеры Мачай в изучении истории цивилизации человечества состоит в том, что здесь, как и в Тешикташе, были найдены фрагменты человеческих костей, принадлежащих мужчине, женщине и ребенку. Для постоянных исследований он переезжает в Сурхандарью и становится одним из первооткрывателей знаменитой стоянки древних людей и наскальных рисунков в ущелье Зараутсай. Ее обнаружили еще русские военные топографы до 1917 года, но потом о ней забыли. Г.В. Парфенов не только вновь открыл ее, но и много сделал для ее дальнейшего изучения и популяризации. Уникальность этих рисунков состоит в том, что человек каменного века впервые запечатлел то, что его волнует, чем он живет. Это была одна из первых попыток древних людей сохранить и передать важную информацию другим.
Г.В. Парфенов принимает также участие в исследовании еще более знаменитого грота Тешикташ. На основе собранных материалов он основал краеведческий музей в Термезе, который и сегодня является одним из лучших краеведческих музеев в Узбекистане. При активном участии Г.В. Парфенова начались изыскания на многих древних городищах южного региона, вошедших сегодня в сокровищницу мировой археологии.
Результаты своих исследований Г.В. Парфенов изложил в рукописях, составляющие более 20 тысяч страниц и зафиксировал в 13 альбомах с зарисовками и фотографиями. Его многочисленные рукописи с археологическими, историческими, этнографическими заметками, сегодня бережно хранятся в фондах Термезского археологического музея и изучаются археологами, этнографами и историками. Ведь тайна мальчика-неандертальца из пещеры Тешикташ не раскрыта полностью и сегодня, над которой работают множество ученых из разных стран.
Несмотря на то, что наскальные рисунки Зараутсая в 2008 году внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, по утверждению археологов и историков, сегодня наскальным рисункам грозит исчезновение. Их не спасли ни отдаленность от населенных пунктов, ни труднодоступность. «Автографы» экскурсантов, ветровая эррозия, влажность делают свое беспощадное дело. При этом если Г. Парфенов выявил в ущелье Зараутсай 27 гротов с более чем 200 изображениями, то сегодня археологи фиксируют лишь 8 гротов и около 40 изображений. Куда подевались остальные? Созданный Термезский государственный заповедник «Сурхан» способствует сохранности памятника. Только, к сожалению, на практике археологические объекты остаюся доступными для всех желающих и установить постоянную охрану трудно, но проблему необходимо решать, если мы хотим сохранить уникальные объекты для потомков.
«Автографы» экскурсантов — странно какие экскурсанты там могут быть? Там давно погранзона.
ANV[Цитировать]
Выше Бричмулы по Коксу тоже погранзона однако экскурсанты попадаются. Конечно это исчезающий вид но ещё попадаются.
cergey[Цитировать]
Гаврила Васильевич Парфенов, действительно, незаслуженно забытый, гимназию, к сожалению, не окончил. Он проучился только три года, то есть после третьего класса выбыл. На курсах он учился, только не на военных, а на вечерних бухгалтерских. Строго говоря, у него специального образования не было, но благодаря настойчивости он многого достиг посредством самообразования. Слава открытия захоронения «тешикташского неандертальского мальчика» ускользнула из рук Парфенова, и принадлежит археологу А.П.Окладникову, в ту пору стажеру, прикрепленному к экспедиции, руководителем которой был Парфенов, но как раз в тот день, когда было сделано открытие захоронения, вызванному в Ташкент по какому-то рутинному поводу.
Ю. Флыгин[Цитировать]