Обнаружено панно доисламского периода История Разное

Владимир Карасёв:

В Самаркандской области Узбекистана археологи обнаружили уникальную многоперсонажную композицию, вырезанную на дереве. Панно украшало стены дворца одного из древних правителей Средней Азии, сообщается на сайте Академии наук республики.

Композиция размером 124х141 сантиметров состоит из двух широких досок, скрепленных между собой железными скобами. Она была найдена на месте загородного дворца местного правителя. Находка относится к доисламскому периоду истории Узбекистана (до VII века), когда местные жители исповедовали зороастризм.

На лицевой стороне деревянного рельефа вырезана композиция из человеческих фигур, размещенных в четыре яруса. Всего в композицию включено 46 фигур. поклонение зороастрийской богине Нане, сидящей на троне в виде лежащего льва. К ней на поклон двигаются люди с различными дарами. Ниже изображены музыканты. В следующем нижнем ярусе – коленопреклоненные фигуры дароносцев. Два персонажа в центре панно помещены перед алтарем. Ученые считают находку уникальной.
«Подобная многоперсонажная композиция, вырезанная на дереве, встречена впервые в истории археологии Средней Азии и является уникальным открытием мирового значения», – говорится в сообщении.
Раскопки на левом берегу канала Даргом ведутся с 2001 года. Археологи обнаружили там остатки дворца, а также архив с многочисленными буллами, которыми запечатывали документы. Панно украшало стены тронного зала. Раскопки на этом объекте продолжаются.

А ЭТО СООБЩЕНИЕ В «САМАРКАНДСКОМ ВЕСТНИКЕ»:
Одним из памятников, на котором в течение последних пятнадцати лет ведутся раскопки, является городище Кафыркала в 12 километрах от Самарканда.
Интенсивные археологические исследования здесь возобновились с 2001 года сначала сотрудниками узбекско-итальянской экспедицией, а с 2013 года — узбекско-японской экспедиции института археологических исследований АН Республики Узбекистан.
Раскопки мощной цитадели показали, что это был важный городской центр эпохи раннего средневековья. Об этом свидетельствуют обнаруженные при раскопках комплекса высококачественная керамика, монеты, изделия из бронзы, камня, железа. Среди находок особую ценность представляют округлые буллы — своеобразные пломбы, которыми запечатывались письма, договора, товары и мешочки с деньгами. Сюжеты оттисков печатей на одних несут религиозную тематику, другие передают портреты людей, третьи — изображения животных. Имеются также и надписи, выполненные согдийским письмом. Большинство портретов имеют черты европейского облика, на некоторых прослеживается греческий и монголоидный тип лица.
Итогом работ на Кафыркале стало почти полное вскрытие цитадели. Раскопки показали, что постройки относятся к зданиям дворцово-айванной системы. Перекрытия айванов держались на многочисленных деревянных колоннах, украшенных тонкой резьбой, как и внутренние части сооружений, а стены покрыты разноцветной живописью сюжетного характера. Однако нам не суждено любоваться этими великолепными произведениями древнего изобразительного искусства. Цитадель была разрушена из-за страшного пожара, случившегося здесь, как предполагают ученые, где-то между 712 и 738 годами. В результате резные деревянные конструкции айвана выгорели, росписи были покрыты толстым слоем копоти. Почти вся расписанная штукатурка осыпалась со стен.
В ходе раскопок, в завале двора были найдены лишь небольшие фрагменты живописи. Фон росписей был ярко-голубой, а на нем сюжет, выполненный красной, желтой, черной, синей красками. Скорее всего, живопись Кафыркалы перекликается с всемирно известными афрасиабскими росписями из дворца Вархумана. Не исключено, что основная сцена приема послов Вархуманом передает реальное действие — аудиенцию в резиденции ихшида на Кафыркале.
В процессе вскрытия одного из центральных помещений в северной части цитадели была обнаружена сенсационная находка — панно и ряд других декоративных элементов из обугленного дерева, которые датируется учеными VII-VIII веками. Это очень крупные по своим размерам предметы — панно (135х114 см), арка (289х53 см) и одна доска (143х47 см). Находка уникальна своими размерами, сюжетной композицией и довольно хорошей степенью сохранности. С полной уверенностью можно сказать, что такая оригинальная находка впервые была обнаружена на территории нашей республики. Мировая наука и искусство обогатились поистине великолепным шедевром художественного наследия, который открыл новую страницу в истории среднеазиатского изобразительного искусства.
Сюжеты, изображенные резьбой по дереву, имеют религиозный характер. Панно разделено на четыре яруса. Центральную часть двух верхних регистров занимает фигура женского божества — богини плодородия и материнства Наны-Анахиты, которая особо почиталась в древнем Иране, Хорезме и Согде. Это молодая женщина, статная и весьма сильная, одетая в царскую одежду. Она восседает на престоле в виде лежащего льва. Вокруг ее головы священный нимб. В левой руке она держит знамя. С правой и левой стороны в четырех регистрах к ней идут люди в согдийской одежде с различными дарами. В третьем регистре изображены музыканты. У них в руках арфы, лютня, рожок и круг с бубенцами. В нижнем, четвертом ряду, изображены стоящие коленопреклонённо фигуры.
Арка сохранилась частично. Большая часть ее левой стороны практически утрачена. В центре изображена та же богиня Нана. Но здесь у нее четыре руки. Одна пара рук держит на поднятых вровень с головой ладонях символы солнца и луны. У другой пары рук левая придерживает на колене складки одежды, а правая, поднятая на уровне груди, держит скипетр. Вокруг головы божества изображен нимб с языками пламени. Нана восседает на троне, в основании которого сидят два льва. К богине идут дароносцы, держащие в руках различные предметы. Арку с двух сторон окаймляют два бортика, украшенных резным чешуйчатым орнаментом. Доска, на которой также были изображены фигуры людей, является продолжением арки в ее вертикальной части.
Как предполагают ученые, помещение, где была сделана эта находка, является малым тронным залом правителя Согда. Панно было расположено напротив трона. Арка и доска обрамляли внутреннюю часть входа.

Для справки
Городище Кафыркала находится в Самаркандском районе, на левом берегу Даргома у впадения в него Илонсая.
Памятник впервые обследован в 1936 году археологом И. А. Сухаревым. В 1972 году памятник обследовался Самаркандским отрядом Института археологии АН УзССР под руководством Р. Х. Сулейманова.

Эти предметы изобразительного искусства имеют довольно хорошую степень сохранности, чему, как ни парадоксально, способствовал пожар. Рухнувшие перекрытия кровли и части стен как бы законсервировали фрагменты дерева, которые в таком состоянии пролежали века. В полевых условиях реставраторами Института археологии были проведены работы по консервации и извлечению из земли этой уникальной находки. Теперь в лабораторных условиях предстоят сложные, практически ювелирные, реставрационные работы по расчистке, закреплению, выпрямлению и монтированию на единое основание панно и арки, а также их всестороннее научное изучение.

Амриддин БЕРДИМУРАДОВ, директор института археологических исследований АН РУз.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.