Катастрофа на канале Актепе в 1973 году История Разное

19 января 1973 года, около 7 часов утра рейсовый автобус (типа ЛиАЗ) маршрута 131 Беш-Агач — Мясокомбинат, маршрут которого проходил вдоль канала Актепе, отъехав от остановки «1-й мост», начал обгонять идущий впереди троллейбус, но водитель автобуса не справился с управлением на скользкой зимней дороге. На гололёде автобус занесло, и он, съехав с дороги, упал с крутого обрыва в канал.

Спастись удалось только водителю, успевшему открыть дверь кабины и выскочить на ходу из автобуса, и молодому человеку, находившемуся в момент происшествия рядом с кабиной водителя — ему удалось выбраться из автобуса через открытую дверь кабины водителя.

Спасательные работы были в значительной степени затруднены сложным рельефом местности в этом месте — высокие обрывистые берега и быстрое течение воды, а также низкой температурой воды в канале (около +7 °C), что также способствовало большому числу жертв этой трагедии. По архивным данным дневная температура воздуха в Ташкенте 18 января 1973 года составляла −5,5 °C, а 19 января −6,5 °C, поэтому пассажиры автобуса были одеты в тяжёлую, зимнюю одежду, которая во время случившегося также затрудняла им возможность спасения.

Каких-либо сообщений об этом происшествии в местных СМИ, также как и в республиканских или всесоюзных, не было. Однако, по радиостанции «Голос Америки», вещавшей на русском языке, вечером этого дня было сообщено достаточно подробно о случившейся в Ташкенте трагедии. Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.

http://grazy-gunner.livejournal.com/1923139.html

59 комментариев

  • Фото аватара J_Silver:

    Да, слух распространился тогда моментально — место-то не пустынное, рядом махалля не самая простая…

      [Цитировать]

  • Фото аватара edisit:

    Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.

    В те дни меня несколько раз отправляли на мяскомбинат с работы.
    Часов в десять, услышав страшную новость, мать примчалась на такси ко мне на работу — удостовериться, что в тот день меня не отправили в Урта — Сарай. Через пару дней сотрудники угощались нашим пловом — мать организовала «худои».

      [Цитировать]

    • Фото аватара Анатолий Грозный:

      edisit:
      Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.

      В те дни меня несколько разотправляли на мяскомбинат с работы.
      Часов в десять, услышав страшную новость, мать примчалась на такси ко мне на работу — удостовериться, что в тот день меня не отправили в Урта — Сарай.Через пару дней сотрудники угощались нашим пловом — мать организовала «худои».

      Товарищ!В 1973 году в Урта Сарае кладбища еще не было.Оно появилось гораздо позже и посему туда маршрут автобуса под№131 никак не мог ездить.Да и слишком рано вас собирались там хоронить.Через каких то пару часов после падения автобуса,когда в Урта Сарае кладбища в помине еще не было.А может быть ваша мама заранее забронировала там место?

        [Цитировать]

  • Фото аватара Vladimir:

    Единственного спасшегося пассажира звали Сергей Степанюк. Я его хорошо знал. Он работал в Минводхозе.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Доктор Водкин фон Портвейнов:

    Автобус был ЛАЗ, а не ЛиАЗ. На 131 маршруте не было ЛиАЗов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Anvar:

    Сколько человек погибло тогда?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Рахим:

      Автобус был переполнен. Год указан правильно — 1973, 19 января. Отлично помню тот день, видел как вытаскивали трупы с воды на левый берег. Автобус упал как раз посередине между мостами на правом берегу. Автобус направлялся на мясокомбинат в сторону Янгиюля. Жаль, что автор статьи не указан.

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЛеНиН:

        Рахим: тот день, видел как вытаскивали трупы с воды на левый берег.

        Не может быть! Автобус НОЧЬЮ поднял вертолёт.

          [Цитировать]

        • Фото аватара J_Silver:

          Ну это вряд ли! Если я не ошибаюсь, то трупы вылавливали ниже по течению на решетках после перекрытия воды в канале — рассказали очевидцы, но больно давно!

            [Цитировать]

          • Фото аватара ЛеНиН:

            J_Silver:
            Если я не ошибаюсь

            Вы ошибаетесь. Водитель автобуса, не открыл двери cалона,
            выпрыгнул из своей боковой двери уже на откосе канала, зацепившись за дерево.
            Все пассажиры,’ как сельди в банке’, были изолированно ЗАКРЫТЫ.
            Спасатели с Комсомольского озера в холодной воде смогли прикрепить трос за задний фаркоп.
            Первый раз вертолёт прилетел где то в полдень, зацепил лебёдкой и поднял над поверхностью.
            Но фаркоп не выдержал + вес воды,..оторвался от перегруза и автобус рухнул в воду вновь.
            Вертолёт улетел…
            Вызвали водолазов, которые цепями зацепили за шасси /и СПЕЦИАЛЬНО ночью/
            вертолёт под прожекторами подцепил автобус, вытащил из воды, подождал сток воды,
            после высоко поднял и улетел на Аэродром Сергели, где проходило опознание всех тел.
            Никак «…трупы вылавливать по течению…» НЕ могли!
            * Тогда не было перекрытия канала, возможно позже.
            P.S. Решётки постоянно ‘ловят криминал’.

              [Цитировать]

        • Фото аватара Рахим:

          ЛеНиН: Не может быть! Автобус НОЧЬЮ поднял вертолёт.

          Зачем обвинять во вранье, если человек говорит, что видел. Водолазы с Комсомольского озера — мои знакомые, вытаскивали трупы с автобуса под водой и тащили к берегу. Может некоторая часть осталась в автобусе.

            [Цитировать]

          • Фото аватара ЛеНиН:

            Кто кого «обвиняет во вранье»> я Вас или Вы меня?
            * На Комсомольском озере не было водолазов!
            Там были Спасатели / около лодочной станции/,
            c лёгкими аквалангами ‘Юнга’ из 2-х баллонов,
            у них не было даже гидрокостюмов.
            Ведь одно дело — плавать в мелком тёплом пруду,
            другое — холодная горная вода и речное дно.
            P.S. Знакомые, что
            «…вытаскивали трупы с автобуса под водой и тащили к берегу»
            как это делали, если :
            1.Двери автобуса были закрыты.
            2.Откосы берегов обрывисто круты
            .
            На фото > место трагедии.

              [Цитировать]

        • Фото аватара Анатолий Грозный:

          ЛеНиН: Не может быть! Автобус НОЧЬЮ поднял вертолёт.

          Интересно,интересно…А может два вертолета сразу поднимали?Вспомните,пофантазируйте…может еще чего нибудь вспомните,то бишь придумаете.

            [Цитировать]

  • Фото аватара ЛеНиН:

    J_Silver: Мелочи в каждой трагедии -лучше умолчать,
    эти подробности ранят Душу воспоминаниями.
    P.S. Хотя всё помню буквально по часам.
    То, что сказал = не газетная Правда!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Анатолий Грозный:

      ЛеНиН:
      J_Silver: Мелочи в каждой трагедии -лучше умолчать,
      эти подробности ранят Душу воспоминаниями.
      P.S. Хотя всё помню буквально по часам.
      То, что сказал = не газетная Правда!

      А какая газетная Правда,товарищ Ленин?Вы там целый день стояли что ли?Расскажите тогда поминутно,что происходило в тот день,а мы послушаем,то бишь почитаем.Какие мелочи еще?

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЛеНиН:

        Анатолий Грозный:
        Расскажите тогда поминутно,что происходило в тот день,
        а мы послушаем,то бишь почитаем.

        Предистория: сначала городской мясокомбинат был на Беш-Агаче,
        что создавало трудности улицы — при разгрузке скота транспорт стоял в пробке.
        + в округе смрадный запах был заметно очень ‘тяжеловат’…
        Поэтому построили новый мясокомбинат в Урта-Ауле,
        все работники стали ездить на автобусах ПАЗ маршрута №131 на работу
        .
        В тот день я пришёл на работу к 9 часам утра на Центральный Телеграф,
        где уже все всё знали = была правительственная телеграмма.
        Дальнейшее подробное развитие событий узнавал с такой же скоростью
        и для этого не нужно было «там целый день стоять»
        .
        P.S. После этого происшествия пригородные автобусы ПАЗы
        стали постепенно менять на ЛАЗы.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Анатолий Грозный:

          Очень складно врете(то бишь сочиняете,пардон),товарищ Ленин!Весьма недурно!Особенно с предысторией.И правительственной телеграммой.Только неизвестно кому телеграмма?Да еще в такое раннее время.Продолжайте,товарищ Ленин.Только не увиливайте от ответов,которые я задал вам выше.Расскажите поподробнее про вертолеты.Очень интересно.Вы же с утра до поздней ночи в Центральном телеграфе работали.Скорость распространения информации Центрального телеграфа завидная.БиБиСи нервно в сторонке курит.Тоже правительственная телеграмма сообщила?Вы знаете,как рождаются слухи?Я на картинке популярно объясню.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Отгремели салюты,отпраздновали встречу одноклассников через 45 лет,устроенную одноклассницей,мама которой спаслась в той страшной трагедии.Единственной спасшейся.Помимо водителя автобуса.Читаю комменты и удивляюсь спорам.Только нас жителей Байнал Минал,тупик 1 не спросили ни о чём.Именно той улицы,с которой похоронили аж 5 человек.В том числе и нашего родственника.Именно той улицы,где находилась остановка»Первый мост».Какая рядом махалля непростая,сидели мы жители улицы и вспоминали?А никому даже в голову не пришло,что слух распространился через пассажиров троллейбуса,которые передали по телефону в детском приюте на втором мосту.А никому даже в голову не пришло,что в окрест места трагедии нет махаллей.Есть только кладбище.Ладно.Пока не буду о подробностях из уголовного дела и рассказов семей погибших.Будет настроение,напишу.Узнаете всю правду.А пока почитайте фантазии на тему,как вылавливали утопленников на решетках по течению.Только не забудьте задаться вопросом,как они из автобуса выплыли…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Если автобус был ЛАЗ, то это автобус Львовского автомобильного завода. В Ташкенте в то время ездил только ЛАЗ-695. Мотор у него был сзади. На крыше характерный воздухозаборник.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Azim:

    В одном комменте написано, что Единственного спасшегося пассажира звали Сергей Степанюк. В другом … одноклассницей, мама которой спаслась в той страшной трагедии. Единственной спасшейся.

    Так где истина-то?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Анатолий Грозный:

      Azim:
      В одном комменте написано, что Единственного спасшегося пассажира звали Сергей Степанюк. В другом … одноклассницей, мама которой спаслась в той страшной трагедии. Единственной спасшейся.

      Так где истина-то?

      В ходе следствия было выяснено,что спаслись двое.Женщина,работница мясокомбината,чудом выбравшаяся из автобуса,который уже был на дне.Фамилию запамятовал к сожалению.Помню,что она с Беш Агача,9 января.И водитель автобуса,который выпрыгнул на ходу тут же,как автобус начало заносить.Выпрыгнул не дожидаясь приближения к берегу.И не зацепившись за дерево,как каскадер и так мастерски описанный товарищем Лениным прыжок,как будто он сам видел своими глазами весь процесс падения.Центральный телеграф сообщил в правительственной телеграмме.Могу сообщить,что водитель того автобуса моментально скрылся с места происшествия.Был найден и пойман спустя несколько дней на квартире родственников его жены.Вся эта информация подтвердилась на суде,который прошел в закрытом режиме и куда были приглашены только близкие родственники погибших.Наберемся терпения и подождем о чем расскажет нам Олег Ким и когда у него появится настроение.А пока почитаем фантазии на темы Фарятьева.Для сведения.Жили мы на Беш Агаче.В том доме,где находился гастроном и аптека.Брат мой в тот день 19 января 1973 года заступал на дежурство.Работал на мясокомбинате электромонтером.Поэтому мне известны многие обстоятельства катастрофы.

        [Цитировать]

  • Фото аватара ЛеНиН:

    Необоснованное обвинение > Где видите «складное враньё»?
    Упрямство или притворное непонимание фактов?
    Тогда вперёд = обоснованно ДОКАЖИТЕ обратное !
    !!
    Тем более, если Вам «…известны многие обстоятельства катастрофы.»
    «Расскажите тогда поминутно (Вы!), что происходило в тот день,
    а мы послушаем,то бишь почитаем…»
    @
    P.S. Пререкаться в таком же ответном тоне = нет желания уподоблятся.
    «В излишних спорах теряется Истина.»

      [Цитировать]

    • Фото аватара Анатолий Грозный:

      Браво,браво,товарищ Ленин!Продолжайте.Только у вас не спор,а одно увиливание от ответов.Вы скользкий,как мыло.Про вертолеты мы так и не прочитаем от вас больше ничего толкового,хотя вы так красиво начали доказывать вашему визави.Помолимся Богу,что в той страшной аварии не оказалось ни одного вашего близкого родственника.Не дай Бог,после чего отец наш так и не оправился от такого удара и через три месяца умер.Мама наша ослепла от слез.Слава Богу,что вам не пришлось стоять на берегу Актепе в тот морозный день до полуночи и ждать когда из воды поднимут твоего родного брата и опознавать.Так требует протокол.Почитал бы я ваши,так называемые споры.Посему и не стал выкладывать аргументы после прочтения всего вашего бреда.На диване,глядя в потолок,хорошо сочиняется.Ауфвидерзеен,господин Ленин.Удачи!

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЛеНиН:

        Анатолий Грозный:
        Посему и не стал выкладывать аргументы после прочтения всего вашего бреда.

        Посему = Вам НЕЧЕГО выкладывать как контраргументы!!!
        На очередной бред грозного балабола есть болт с винтом.
        Тут ‘новому прокурору’ и мыло не поможет — запаситесь ведром вазелина «на диване, глядя в потолок,»

          [Цитировать]

        • Фото аватара Анатолий Грозный:

          Теперь виден ваш внутренний»кругозор».Болт с винтом,мыло,ведро с вазелином…видать все эти штучки были испробованы вами на себе…раз вы их предлагаете в качестве»контраргументов».Продолжайте,Владимир Ильич.Вы,видимо,не все доводы привели до конца.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Начну с того,что пользователь Рахим в своем комменте пишет,что автор статьи не указан.Автор статьи указан в ссылке в конце.Это некий grazy-gunner.Опубликовал он данную статью в живом журнале(ЖЖ) более 5 лет назад.Вся информация скопирована с Википедии.Кроме этого он от себя лично добавил:»Каких-либо сообщений об этом происшествии в местных СМИ, также как и в республиканских или всесоюзных, не было. Однако, по радиостанции «Голос Америки», вещавшей на русском языке, вечером этого дня было сообщено достаточно подробно о случившейся в Ташкенте трагедии. Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.»Мало того grazy-gunner в своей статье в ЖЖ разместил фото якобы места катастрофы.В Википедии это фото названо как канал Актепе,а не место падения автобуса.Это же фото использовал в своем комменте пользователь ЛеНиН и так же подписал,что на фото место катастрофы.На самом деле фото ничего общего не имеет с местом падения автобуса и снято со Второго моста.Это где метро выходит на эстакаду.Слева видно здание Узводоканала,которого в 70-х годах не было.До Первого моста и места падения достаточно далековато.Эти два моста разделяет больше километра расстояния.Наиболее точно место падения указан на карте,который опубликован в Википедии.Однако в самой Википедии не указан источник информации об катастрофе и в примечаниях указано лишь то,что 19 января 1973 года был рабочий день в пятницу.Всё!!!Больше ничего!!!Откуда в Вики появилась данная информация,на мои запросы был ответ,что из воспоминаний очевидцев.На просьбу предоставить этот список очевидцев,администрация Вики ответила,что не имеет право разглашать.Выходит,что список литературы и ссылки на историю Ташкента и возникновения канала Актепе Вики имеет право опубликовывать,а данные очевидцев нет.Хотя при опубликовании или правке статьи по регламенту Вики все отправители ОБЯЗАНЫ предоставлять источник информации.Далее,мной был дан запрос в ЖЖ по поводу Голоса Америки,уточнить,откуда у этого grazy-gunner такие сведения,если к тому времени(1973 год)в СССР не выпускали радиоприемники с частотой до 13 метров,а Голос Америки вещал на частоте в диапазоне 9,5-9,7 метров.Ответ последовал,что пользователь якобы имеет достоверную информацию,что Голос Америки якобы вещал на СССР по другому каналу.По какому он не указал.Чушь!На данный момент эта статья,ссылка которой приведена в конце,заблокирована на территории Узбекистана,как не заслуживающего доверия и посмотреть статью можно только через прокси-сервер.Что касается моих сведений,то они до конца еще не доведены и уточняются некоторые детали,после чего я опубликую,то,что обещал.На фото акведук и Первый мост канала Анхор.Правее акведука метров 10-15 остановка Первый мост.Падение автобуса произошло в метрах 20-ти от остановки.До второго моста примерно больше километра и он не виден из за поворота,хоть и плавного.Направления слева направо от Беш Агача в сторону Второго моста,где эстакада метро выходит параллельно Дружбе народов.

      [Цитировать]

    • Фото аватара ЛеНиН:

      Олег Ким:
      .Это же фото использовал в своем комменте пользователь ЛеНиН

      Вcё верно, согласен! Хорошо, с местом определено. Пожалуйста,
      укажите где в моих комменариях есть «складное враньё».
      А то тут ‘наш новый прокурор’ так многократно квакает —
      что, видать, у него весенняя течка.
      * «Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.»

        [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Уважаемый,я не Бог и не судья и изложил лишь только свои сведения.Я и в предыдущем комментарии даже не обвинил вас в том,что вы якобы преднамеренно загрузили фото и как будто специально вводите в заблуждение других пользователей.Я лишь подчеркнул,что вы так же воспользовались дезинформацией автора статьи.На самом деле точное место падения автобуса могут показать те,кто жил на нашей улице.В интернете есть много фото как со стороны второго моста,так и первого.Я выбрал наиболее приближенный ракурс места падения автобуса,а остальное объяснил на словах.Вернее на пальцах.Надеюсь понятным языком.В этом нетрудно убедиться,сходив на место происшествия и посмотреть местность.С тех пор,по происшествии почти полвека,рельеф местности не изменился.Разве только разделили полосу и поставили заградительные барьеры.Будь водитель осмотрительней и не сделал бы одну глупость,которую другие водители не совершали,то трагедии могло и не быть.К сожалению,многих жителей нашей улицы нет уже в живых,кто то покинул родные пенаты.Оставших старожилов нас всего три человека.Остальные либо те,кто еще не родился к тому времени,либо купили дома после трагедии.И то двое не хотят вспоминать,ибо для них это тяжело.Пришлось встретиться с другими и уточнять некоторые моменты.Остальное изложу отдельными комментариями.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Рахим:

    Олег Ким — а ваш погибший родственник работал на мясокомбинате бухгалтером?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Олег Ким:

      Да.Тян Иван.Дальний родственник.Мой отец тоже работал на мясокомбинате,но после переноса в Урта аул в 1968 году уволился и перевелся на молочный комбинат.Я с дочерью дяди Вани Аллой ходил в один детсад,который был при мясокомбинате.Она на год старше меня.Дядя Ваня был разведен,но после развода дети остались у него.Старший сын его Алик.Он был как пострадавший и посему многие подробности уголовного дела стали известны от него и остальных соседей.Но самый главный источник информации это моя одноклассница,у нее мама спаслась.От ее мамы мы тогда многое услышали.Это врезалось в память крепко.Сейчас мы с одноклассницей уточняем кое какие детали.Ведь прошло то без малого почти полвека.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Рахим:

    Олег, я отлично знал вашего дядю Алика — он ухаживал за моей тетей в начаде 60-х. Помню их дом на коммунальном дворе, где был единственный на всю улицу водопровод. Вас можно найти в ОК?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Олег Ким:

      Дядю Ваню.Вы опечатались наверное)))Это двор жактовский от мясокомбината.Тогда там был единственный водопровод на весь наш Байнал Минал.Позже мы провели каждый себе отдельно.Сначала возле трансформаторной будки общая колонка водопроводная,затем каждый от колодца сам себе.Мы жили напротив трансформаторной.А жактовский двор был огорожен массивным кирпичным забором.Жактовский двор мы называли Маленький двор.Где были ворота от Маленького двора,шагах в двадцати была трансформаторная будка.Дядя Ваня к тому времени в начале 60-х был разведен.Когда Алла переходила из детсада в школу(это был 1963 год),то дядя Ваня к тому времени был уже разведен.На ОК есть моя страница.Наберите сhКим Олег,поскольку на сайтах по моему запрещено печатать персональные данные.Ну,а остальные подробности желаю всем набраться терпения и подождать.Мной еще не получено согласие одного участника на опубликование данных.Как этот участник даст согласие,то я уже тогда смогу написать все подробности.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Рахим:

    С моей тетей встречался Алик. Они вдвоем как-то даже забирали меня с детсада, потом мы гуляли на Комсомольском озере.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Олег Ким:

      Алик это сын дяди Вани.Он намного старше нас,но я звал его просто Аликом.Мы привыкли так на ты.Он и был на следствии и суде как пострадавшая сторона.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Усман:

      Только дошло, где Вы жили. Это как 13-ый автобус ходил в сторону Бешагача, слева Комса, справа шанхай типа нахаловки, там многие дома были с плоскими крышами, крытыми толем.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Олег Ким:

        Усман:
        Только дошло, где Вы жили. Это как 13-ый автобус ходил в сторону Бешагача, слева Комса, справа шанхай типа нахаловки, там многие дома были с плоскими крышами, крытыми толем.

        Ну вот)))В конце нахаловок жактовский коммунальный дворик,огороженный кирпичным забором.Дядя Ваня с детьми жил с левой стороны забора,откуда был вход во дворик.Их дом был самым первым.На моем фото видна машина,которая движется в сторону наших нахаловок.Через пару метров остановка,где останавливались 13,27,131 автобусы и 7,12 троллейбусы.Затем сразу начинаются наши нахаловки.От дома дяди Вани в сторону базара сразу была автобаза,откуда отправили автокраны на место падения.Затем находился пирожковый цех ухо-горло-нос)))

          [Цитировать]

        • Фото аватара Усман:

          В старые времена напротив Вашей стороны улицы был еще 25-ый, кажется, по номеру детдом для художественно одаренных детей. О нем ничего не знаете?

            [Цитировать]

          • Фото аватара Олег Ким:

            Что могу сообщить по данному вопросу?Напротив нашей улицы от Первого моста до перекрестка с Фуркатом(раньше Богдана Хмельницкого)был только парк Комсомольского озера.На втором мосту,это где метро выходит на эстакаду,есть дет.дом №22.Сейчас имени Хлебушкиной.Он там находится давно.Адрес у этого дет.дома тоже Байнал Минал.Со стороны Беш Агача на нашу улицу находилось Республиканское Художественное училище им.П.Бенькова.Адрес Байнал Минал,тупик 1,дом 2.При этом училище находилась школа-студия для детей.Но там не было детдома внутри.От Первого моста до Второго ничего не было.Пустырь и летний пионер.лагерь им.А.Набиева.Внутри лагеря нет строений.Во время летних каникул там устанавливали палатки.

              [Цитировать]

          • Фото аватара Олег Ким:

            Усман:
            В старые времена напротив Вашей стороны улицы был еще 25-ый, кажется, по номеру детдом для художественно одаренных детей. О нем ничего не знаете?

            Недавно просматривая свои фотографии,я наткнулся на один из них,в котором года три назад приняли очень много участников.Все вспоминали Беш Агач и его окрестности,кто где жил,где учился или работал.Там на обсуждениях я загрузил одну фотографию,где я был в детском саду при мясокомбинате.Одна участница увидела это фото и написала,что тоже ходила в этот детсад.Загрузила тоже свое фото.Оказалось,что мы снялись в одной и той же комнате,где висел как правило портрет Ленина.Она снялась на год позже меня.Другой участник опознал тоже комнату.Оказывается его отец работал на автобазе при мясокомбинате.Это возле пирожкового цеха возле нашего дома.Женщина рассказывала,что в детсад ее устроила тетка,которая работала там поваром.Потом когда детсад расформировали,ее тетка устроилась работать в дет.дом.Недавно я задал ей вопрос,что за детдом.Она ответила,что после переноса мясокомбината,дет.сад где то в начале 70-х передали детдому.Затем подключился второй,у которого отец работал на автобазе.Он рассказал,что хотел проведать дет.сад,куда раньше ходил,но там его уже не было.Это был уже дет.дом для одаренных детей.Я помню,что там находились два корпуса.Один для младших групп,другой для старших и везде росли деревья.Весь комплекс мясокомбината был построен по проекту В.Гейнцельмана в 1912 году.Здания были очень добротными и красивыми.Особенно поражал зал для праздников,утренников.Детсад там был где то до 72 года.Позже оказалось,что горбачевская перестройка окончательно разорила дет.дом и дети там практически жили впроголодь.Художественное училище,которое само жило не лучше,забрало детей в свое общежитие,потому что за территорию детдома надо было платить за все коммунальные услуги.Судьба этих детей мне неизвестна.К счастью тетка той женщины жива.Она и поведала,что за детдом и как горбатый обнищал всех до такой степени,что дети стали голодать.Так и выяснилось,где находился этот детдом для одаренных детей.К сожалению нашу улицу снесли в 1998 году.Не пощадили мясокомбинат,который к тому времени был кож.заводом.Детсад и будущий дет.дом находились напротив художественного училища через дорогу недалеко.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Уточнили,наконец,где был дет.дом для одаренных детей.Как я обещал,продолжение будет,после того,как получу согласие одного пользователя.Согласие не потребовалось.Просто очередное бла-бла,о чем я напишу немного позже.За последние годы я такое начитался про катастрофу,что иногда диву даешься,откуда у этих информаторов такой источник.В одной группе одна из пользовательниц пишет,что жила в доме прямо на остановке и слышала вой людей.Когда она выскочила на улицу,то вой продолжался доноситься из автобуса даже под водой.На вопрос,в каком доме она жила,ответила,что прямо на остановке.Мол там махалля была.Тогда я ей предложил,встретиться на том месте и показать где она жила и где была махалля.На это предложение она ответила,что давно оттуда уехала и не помнит номера дома.Тогда я написал,что улица наша снесена в 1998 году и все материалы с домовыми книгами находятся в архиве Чиланзарского хокимията и там по запросу найдут в течение 5 минут все данные на все дома и кто там был прописан.Даже если там никто не жил к моменту сноса,то в архиве есть все сведения.Я сказал,что оплачу ей дорогу и все расходы беру на себя.Молчание длится до сегодняшнего дня.Другой участник пишет,что жил на нашей улице.Спросил его имя.Отвечает,что Жора.Спрашиваю в каком доме жил.Он говорит,что дома того уже нет и его снесли давно.Пишу ему,что все дома снесли в 1998 году.А те,которые снесли раньше,то они все зафиксированы в хокимияте.Снесенных домов было три.Я спросил,в каком он жил.Неожиданно этот Жорик стал слепо-глухо-немым…И здесь на форуме в самом начале один из пользователей пишет что место то не пустынное и рядом махалля непростая.Какая непростая махалля?Как она называлась?Так вот напомню.От Первого моста до второго более километра расстояния.Место не просто пустынное,а ГЛУХОМАНЬ.Справа от остановки была только малюсенькая мастерская чермет,которая никогда не работала.Далее идет летний палаточный пионерлагерь им.Абдуллы Набиева,ворота которых вечно были открыты.Он не охраняем,кроме летнего периода.Сзади мастерской и лагеря мусульманское кладбище революционных времен.Называется малым Камаланским кладбищем.Улица вдоль Анхора,куда он затекает в акведук,по направлению к улице Большевик назывался улицей Малой Камаланской.Он идет вдоль кладбища до бани 15 на Большевике.Ширина его была от силы 2 метра.Далее вдоль Байнал Минал по направлению от пионерлагеря ко второму мосту пустырь и за пустырем кладбище.Слева от остановки по другой берег Актепе(левый берег)дом артистов и ресторан.Он находится в глубине по улице Чиланзарской(бывшая Камиля Ярматова).По левому берегу в сторону второго моста только начинался строиться комбинат по ремонту холодильников Север.Дальше пустырь.В конце возле второго моста начиналась махалля в тупике Етти терак.Еще раз повторю,места ГЛУХОМАНЬ.Это позже начался застраиваться тот район.Согласно той группе,оказывается чуть ли не пол-Ташкента жили на нашей улице и в какой то несуществующей махалле.Меня так и подмывало спросить,на кладбище что ли жили или в палатках?Продолжение следует.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Анатолий Грозный:

      Отметиться как то надо в истории.Свою значимость показать,что мол тоже вставлю словечко и запечатлюсь в истории.Хвастаются про Моцарта,а сами ни одной картины его не видели…Невдомек таким горе-жителям,что существуют архивы и по ним можно узнать всё необходимое.Надеются на авось,мол,кто будет искать…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    На этом сайте и в Википедии нет ничего правильного,кроме даты катастрофы 19 января 1973 года.Даже маршрут 131 Беш Агач-Мясокомбинат написали неправильно.Не было такого маршрута.Был Беш Агач-Урта аул.Кто знает Беш Агач,тот помнит,что напротив гастронома и аптеки была конечная автобусов.Это была не просто конечная.Это была полноценная автостанция с пригородными автобусами,диспетчерской,кассами продажи билетов.Там делали кольцо городские автобусы Это №13,27,69э(экспресс).№69э был маршрут по которому ездили автобусы ЛАЗ.Остальные ЛиАЗ.На пригородных были ПАЗики.Пригородные №103 Беш Агач-Куйлюк-Красногорск,№108 Беш Агач-Куйлюк-Нариманов(через Бектемир),№109 Беш Агач-Той тепа,№131 Беш Агач-Урта аул.Сейчас там конечная городских автобусов и маршруток.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    19 января 1973 года примерно в 7:30 утра автобус 131 Беш Агач-Урта аул двигался к остановке Первый мост.Дорога до моста имела небольшой подъем,затем мост.За мостом дорога резко спускалась вниз и через 10 метров от моста остановка.Из за такого перепада мы никогда не видели,что там за мостом.Даже те,кто жил поближе к мосту,тоже не видели,что там за мостом.Никаких обгонов троллейбуса водитель не совершал.Троллейбус с места тронулся.Автобус при спуске хотел остановиться.Водитель совершил ошибку.Все водители знают,что при гололеде всегда надо тормозить почти до полной остановки машины и только потом быстро выжать сцепление на нейтрал.Это подтвердилось на допросе шофера,который свою ошибку не признавал.Он утверждал,что машина сама поехала»юзом»и начала вилять задней частью.Следствие вела прокуратура.Когда следователь обследовал местность,то он прошелся по улице и увидел на нашей улице два гаража.Один был наш,другой соседа с 12 дома.Наш дом 14.Он постучался к нам.Как раз отец вернулся с работы.У нас тогда была машина Москвич 412.Отец пригласил его войти.Следователь спросил,как отец проезжает такой опасный мост.Отец ответил,что никакой он не опасный.Просто надо уметь ездить.Если не останавливаться на мосту,то машина спокойно едет дальше.А если останавливаться,то сначала надо тормозить почти до полной остановки,потому что колесо при гололедице всегда должно быть в контакте движения(сцепления) со льдом.Когда машина почти остановится,то можно выключать сцепление.А если во время движения выключить скорость,то сцепления нет и машина начинает скользить по льду.Тогда машину начинает заносить задом.»Юз»называется.Следователь все понял.Записал в протокол.Затем зашел к соседу в 12 дом.Маркелов Юра его зовут.Он профессионал.У него Жигули были.Тот тоже с работы как раз приехал.Он точь в точь подтвердил.Сказал,что этому учат в автошколе,особенно профессионалов.Предложил сесть следователю и прокатиться.Следователь сел в машину.Отец сел назад.Поехали в сторону моста.Сосед сказал,что при гололеде ездят максимум на третьей скорости.На четвертой опасно из за большой скорости и остановить такую машину трудно,если разгонится.А если машина уже пошла»юзом»,то уже надо поворачивать руль в ту сторону,куда машину заносит.Тогда машина уже несмотря на инерционное движение заноса,поедет в противоположную сторону.Все машины тех времен имели задний привод через карданный вал,поэтому»юзить»начинала задняя часть.Объяснил,что троллейбус имеет две педали.Это акселератор тока(газ)и тормоз.Поэтому троллейбус никогда не занесет»юзом».Сосед дважды проехал по мосту,показал,как тормозить и переключать скорость.На допросе шофера автобуса тот и рассказал,что он якобы по правилам останавливал автобус-выжал сцепление и начал тормозить.Когда следователь показал результаты эксперимента,водила признался,что знал как останавливать,но не сообразил.Следователь спросил его,зачем выпрыгнул из автобуса,когда руль можно было повернуть в сторону заноса и автобус съехал бы с дороги на пустырь.Шофер сказал,что испугался.Зачем он убежал и спрятался,он так и не смог объяснить.Тян Алик,когда его приглашали на следствие как потерпевшую сторону,тоже подтвердил,что следователи установили не только по двум жителям улицы,но и провели эксперимент.Когда автобус унесло в пропасть,все пассажиры троллейбуса видели.Выскочили и не увидели автобус.Он уже ушел на дно.Звонить неоткуда.На другой стороне Актепе до архива близко,но он закрыт до 9 утра.Поэтому троллейбус поехал на второй мост и с детского дома Хлебушкиной позвонили 02.Несколько человек остались и наблюдади с берега.Они и увидели,как вдруг из воды выплыла женщина и ее быстро унесло течением.Вытащили ее уже на мосту Актепе.Это была мама нашей одноклассницы Тани Лысовой.Как она рассказала,что находилась в передней части автобуса.Когда автобус занесло,водитель выпрыгнул из автобуса и даже не открыл двери.Автобус падал вниз лобовым стеклом.Когда ударился об дно,то маму Тани вытолкнуло в кабину водителя.Лобовое стекло разбилось и вода хлынула в салон.Автобус завалился на бок в сторону дверей,а кабина водителя закрылась.Мама Тани резко оттолкнулась и выплыла через разбитое лобовое окно.Как она рассказывала,что первое пришло в голову,как Таня останется одна.Маму Тани звали Вера Алексеевна.Таня все время плачет,вспоминая это.Поэтому я не стал тревожить,когда была встреча с одноклассниками в апреле этого года.В 1977 году мама Тани вновь попала в аварию и погибла.Видно не судьба…Таня в этом году сняла могилу матери на Боткина.Девочки наши говорят,что слезы не останавливались у нее.С позволения моей одноклассницы Тани Лысовой,выставляю фото могилы ее мамы на Боткинском.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    В тот день я как обычно пошел в школу.Занятия начинались в 8:30.Никто о падении автобуса не знал и не подозревал,так как я писал выше,что дорога уходила резко вниз после Первого моста и поэтому нам,жителям Байнал Минал,тупик 1 не было видно,что там происходило.В школе где то на третьем или четвертом уроке в класс ворвалась какая то девчонка и начала кричать Тане Лысовой,чтобы бежала домой и ее мама чуть не утонула.Мы ничего не поняли.Таня быстро сорвалась и помчалась домой.Что произошло,никто не знал.После уроков я пошел домой.Дорога проходила через озеро.Вижу,что вход на озеро закрыт и стоят менты.Меня не пропустили.Справа от входа я попытался через улицу Большевик,но там тоже поставили ментов и они не пропускали никого.Народу скопилось достаточно.Тут я и услышал,что автобус сорвался в Актепе.Я пошел к Байнал Миналу на мясокомбинат.И там поставили бетонную балку и ментов.Меня тоже не пропустили,несмотря на то,что я сказал,что живу на Байнал Минал возле пирожкового цеха.Я вернулся ко входу на озеро и ждал там,когда откроют.Стоял долго до вечера.Смотрю по озеру мама идет.Она поняла,что проходы все закрыли и вышла посмотреть,почему я домой не иду.Только тогда менты открыли боковую дверь и я вошел.Пришел домой,пообедал.Сказал маме,что у нашей одноклассницы мама вроде выплыла.Мама говорит,что обратила внимание,что по улице нет транспорта и троллейбуса и заезжали только ментовские машины.Она вышла за калитку и увидела,что возле магазина на мосту люди собрались.Она пошла посмотреть,что там привели в магазин,хотя возле магазина у нас никогда не было очередей.Когда она подошла,то увидела за мостом внизу милицию,скорую,пожарную и прочую технику.Стояло много людей.Некоторых стали выпроваживать.Разговоры шли,что в обрыв упал Урта аульский автобус.Потом милиция стала выпроваживать и возле магазина.Магазин закрыли.Оказывается дороги закрыли и со стороны второго моста с обеих сторон Актепе и со стороны улицы Мукими.Везде поставили бетонные балки для ограждения и сбоку въезды для техники.После обеда приехала какая то аварийная машина на Первый мост.Оттуда видимо вышли специалисты по шлюзам.Они прошли в проход между домами и спустились вниз к шлюзам.Потом поднялись и уехали в сторону Беш Агача.Я вышел на задний двор.Шлюз был под нашим домом внизу метров 15.Через час я заметил,что вода в Бурджаре немного спала.Потом аварийка приехала снова и спустились вниз.Перекрыли шлюз на Актепе полностью.Вода конечно полностью не остановилась,но уровень резко и заметно упал почти до дна.Через шлюз вода поступала,но немного.Оказывается аварийка поехала на 9 января возле дома специалистов и немного перекрыла шлюз на Бурджар и излишняя вода ушла на Анхор мимо Комсомольского озера,Большевика,на Первый мост.Полностью Бурджар перекрывать нельзя,так как могла остановиться Бурджарская ГЭС.Актепинскую ГЭС решено остановить.Запаса энергии у них хватало.Уже темнело,когда приехала еще одна какая то машина с печной трубой.Через минуту из трубы пошел дым.Затем приехала машина и привезла людей.Эти люди оказались спасателями из озера.Еще на подмогу привезли двух человек из клуба моржей на Анхоре.Все они зашли в машину,где была печка.Нас любопытных стали разгонять.Но я не заходил домой и продолжал смотреть с улицы.Затем приехал с работы отец,сказал,что со стороны Беш агач не пускают на Байнал Минал и он показал паспорт.Потом его пропустили.Через некоторое время по улице пошли двое в штатском и начали нас предупреждать,чтобы мы ничего не разглашали и ничего не видели.Как потом выяснилось это были КГБшники.Они вошли в маленький коммунальный двор и там тоже начали предупреждать строго,потому что этот двор был ведомственный от мясокомбината.Там из этого двора двое утонули.Кроме дяди Вани там был казах дядя Коля.У его жены тети Нади рядом жила сестра.Она и утонула.В этом же дворе у тети Надиной сестры жил брат.Когда пришли двое в штатском,муж сестры и брат с дядей Колей начали разговаривать на повышенных тонах с КГБшниками.КГБшники видимо начали угрожать за разглашения.Все трое накинулись на КГБ,повалили на землю и начали их пинать.Одному из них удалось выбраться и он выбежал на дорогу возле дома Тян и стал по рации вызывать помощь.Через полчаса приехала какая то служебная машина и милиция.Они разняли пинающих,хотя тот КГБшник уже не шевелился.Вытащили на дорогу и быстро отправили видать в больницу.Травматология то была рядом на Арпапая в 6-й горбольнице.Никого из троих не задержали.Дальше между хлеб.заводом и худож.училищем был проход на Комсомольское.Справа от этого прохода тоже был маленький коммунальный двор,сзади училища.Там трое утонули.Туда КГБшники не заходили.После этого избиения на нашей улице из ментовских и КГБшников никто так и больше не показывался.Поняли,что и убить могут за это.Из за этой драки уже половина нашей улицы выскочили.Потом дорогу возле моста полностью оцепили менты.Я только видел,как из машины с трубой вышли водолазы в утепленных гидрокостюмах.Их начал спускать на подставке подъемный кран с правого берега.Тян Алик был уже там.Позже он рассказывал,что туда прибыли родные,чтобы опознать на месте утопленников.Он говорил,что автобус лежал на боку,вода спала примерно наполовину автобуса.Разбили молотком боковые окна и начали вытаскивать по одному.На другом берегу уже стояли подъемные машины с прикрепленными досками и поднимали водолаза с утопленником.Затем поворачивали к берегу,где уже стояли скорые и родственники утонувших.Увозили в 16 горбольницу и Жуковского.Там были морги.Итак по очереди две машины поднимали утопленников.Водолазы сменяли друг друга.Тян Алик опознал отца сразу и вместе с ним уехал на скорой в Жуковского.Где то часа в 2 ночи закончили и двумя подъемниками вытащили сам автобус.Несмотря на поздний час люди стояли у окон только строящего Севера.Через пару дней дорогу открыли.Слухов было много,что якобы утопленники выплыли из автобуса и поплыли по Актепе.Якобы трое спаслись.Кто то говорил,что какой то мужик,кто то говорил,что какой то солдат.На самом деле,Алик рассказывал,что когда перекрыли шлюз,то автобус был целым,кроме лобового стекла.Люди с троллейбуса видели только женщину в платке,которая и выплыла.Однако после этого,Таня не приходила в школу больше недели.Когда она появилась,то рассказала,что мама спаслась,а шофер сбежал на озеро.Все равно поймали его через несколько дней у родственников.Тело дяди Вани отдали только на третий день.После опознания все равно делали вскрытие и забальзамировали.Оплатил полностью мясокомбинат.Похоронили на третий день.Народу было много,так как попутно мимо нас провозили Беш Агача,Богдана Хмельницкго,Большевика,9 января и с других мест.Хоронили всех на Домбрабаде.Следствие шло около полугода.Через полгода дело передали в городской суд.Алик говорил,что водителю дали 15 лет.Тогда это был самый большой срок.В августе того года я как то проходил мимо автостанции Беш Агача и заметил что то не то с автобусами.К нам в гости часто приезжал папин друг из Красногорска.Как помните,я говорил,что автобус был №103.Смотрю,теперь номер почему то стал 153.108 стал 158,109 стал 159,а 131 стал 181.Оказывается все пригородные автобусы в черте города,как на Шастри,возле Бахора на сквере и другие имели номера за 100.Теперь,чтобы ничто не напоминало про катастрофу ко всем пригородным с номерами за 100 прибавили по полтинику.А маленький двор со следующего года начали расселять и дома сносить,чтобы никто не заселялся.К 80-му году там почти никого не осталось.Мой отц говорил,что следы катастрофы заметают.Весной вдоль берегов забили оградительные бетонные сваи через каждый метр от Первого моста до второго.Слишком поздно…людей уже не вернуть.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Вроде теперь всё выяснилось.Уточнены все мелочи.Казалось бы,что все точки расставлены.Но,однако,через почти 45 лет последовало продолжение…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    На одном из моих фотографии год или два назад как то шло обсуждение Беш Агача.Тогда многие нашли друг друга.Там мы узнали,что некоторых наших одноклассников уже нет и мы их больше никогда не увидим…Тогда и появилась наша одноклассница Таня Лысова,мама которой спаслась в тот день катастрофы.Вот,что она написала:

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Затем у меня возникли вопросы,но Таня каждый раз срывалась.Видимо плакала.И лишь только в марте этого года перед приездом в Ташкент,где она не была с 2003 года,она сбивчиво рассказала мне и ответила на заданные вопросы.Я ей скопировал рассказ одной женщины,что якобы спасся еще какой то третий мужик и который утверждает,что находился в одной больнице с ее мамой.Там он лежал еще в августе,хотя непонятно,что он этим хотел сказать.Я попросил Таню прояснить эту ситуацию.Она ответила мне следующее:

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Дальше выяснилось,что про третьего мужика просто были бла-бла,а женщина,дочь того мужика созналась,что отец ее никогда не был в той катастрофе.Просто ей хотелось похвастаться,хотя чему тут хвастаться.Попросила у Тани извинения,а так же просила не называть фамилии и группу,в котором она ввела в заблуждение пользователей.Через неделю Таня мне пишет:

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Опущу моменты,в котором я скопировал рассказ.Таня продолжила:

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Далее мы с ней встретились после встречи одноклассников через 45 лет.Она улетала в конце апреля,но все таки успела на прощание рассказать вслух.Конечно плакала опять.Я все время пытался ее успокаивать.Вот так через 45 лет всё таки выяснилась вся правда,сколько человек спаслось.Судьба водителя мне уже неинтересна.По его вине погибли люди,тем более он знал,как надо действовать в таких случаях,а штатские пытались скрыть всю правду.Видимо мало их тогда испинали.За своё разгильдяйство есть ещё суд свыше.Люди расплатились своими жизнями…

      [Цитировать]

    • Фото аватара Анатолий Грозный:

      Лысова!Точно,вспомнил!!!На 9 января жила ниже входа на базар.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Марина:

      Олег Ким:
      Далее мы с ней встретились после встречи одноклассников через 45 лет.Она улетала в конце апреля,но все таки успела на прощание рассказать вслух.Конечно плакала опять.Я все время пытался ее успокаивать.Вот так через 45 лет всё таки выяснилась вся правда,сколько человек спаслось.Судьба водителя мне уже неинтересна.По его вине погибли люди,тем более он знал,как надо действовать в таких случаях,а штатские пытались скрыть всю правду.Видимо мало их тогда испинали.За своё разгильдяйство есть ещё суд свыше.Люди расплатились своими жизнями…

      Большое спасибо вам, за историю. Без вас мы бы так и не узнали всей правды. Добра и мира вам и вашим близким!!!

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.