Катастрофа на канале Актепе в 1973 году История Разное

19 января 1973 года, около 7 часов утра рейсовый автобус (типа ЛиАЗ) маршрута 131 Беш-Агач — Мясокомбинат, маршрут которого проходил вдоль канала Актепе, отъехав от остановки «1-й мост», начал обгонять идущий впереди троллейбус, но водитель автобуса не справился с управлением на скользкой зимней дороге. На гололёде автобус занесло, и он, съехав с дороги, упал с крутого обрыва в канал.

Спастись удалось только водителю, успевшему открыть дверь кабины и выскочить на ходу из автобуса, и молодому человеку, находившемуся в момент происшествия рядом с кабиной водителя — ему удалось выбраться из автобуса через открытую дверь кабины водителя.

Спасательные работы были в значительной степени затруднены сложным рельефом местности в этом месте — высокие обрывистые берега и быстрое течение воды, а также низкой температурой воды в канале (около +7 °C), что также способствовало большому числу жертв этой трагедии. По архивным данным дневная температура воздуха в Ташкенте 18 января 1973 года составляла −5,5 °C, а 19 января −6,5 °C, поэтому пассажиры автобуса были одеты в тяжёлую, зимнюю одежду, которая во время случившегося также затрудняла им возможность спасения.

Каких-либо сообщений об этом происшествии в местных СМИ, также как и в республиканских или всесоюзных, не было. Однако, по радиостанции «Голос Америки», вещавшей на русском языке, вечером этого дня было сообщено достаточно подробно о случившейся в Ташкенте трагедии. Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.

http://grazy-gunner.livejournal.com/1923139.html

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

45 комментариев

  • J_Silver:

    Да, слух распространился тогда моментально — место-то не пустынное, рядом махалля не самая простая…

      [Цитировать]

  • edisit:

    Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.

    В те дни меня несколько раз отправляли на мяскомбинат с работы.
    Часов в десять, услышав страшную новость, мать примчалась на такси ко мне на работу — удостовериться, что в тот день меня не отправили в Урта — Сарай. Через пару дней сотрудники угощались нашим пловом — мать организовала «худои».

      [Цитировать]

    • edisit:
      Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.

      В те дни меня несколько разотправляли на мяскомбинат с работы.
      Часов в десять, услышав страшную новость, мать примчалась на такси ко мне на работу — удостовериться, что в тот день меня не отправили в Урта — Сарай.Через пару дней сотрудники угощались нашим пловом — мать организовала «худои».

      Товарищ!В 1973 году в Урта Сарае кладбища еще не было.Оно появилось гораздо позже и посему туда маршрут автобуса под№131 никак не мог ездить.Да и слишком рано вас собирались там хоронить.Через каких то пару часов после падения автобуса,когда в Урта Сарае кладбища в помине еще не было.А может быть ваша мама заранее забронировала там место?

        [Цитировать]

  • Единственного спасшегося пассажира звали Сергей Степанюк. Я его хорошо знал. Он работал в Минводхозе.

      [Цитировать]

  • Доктор Водкин фон Портвейнов:

    Автобус был ЛАЗ, а не ЛиАЗ. На 131 маршруте не было ЛиАЗов.

      [Цитировать]

  • Anvar:

    Сколько человек погибло тогда?

      [Цитировать]

    • Рахим:

      Автобус был переполнен. Год указан правильно — 1973, 19 января. Отлично помню тот день, видел как вытаскивали трупы с воды на левый берег. Автобус упал как раз посередине между мостами на правом берегу. Автобус направлялся на мясокомбинат в сторону Янгиюля. Жаль, что автор статьи не указан.

        [Цитировать]

      • ЛеНиН:

        Рахим: тот день, видел как вытаскивали трупы с воды на левый берег.

        Не может быть! Автобус НОЧЬЮ поднял вертолёт.

          [Цитировать]

        • J_Silver:

          Ну это вряд ли! Если я не ошибаюсь, то трупы вылавливали ниже по течению на решетках после перекрытия воды в канале — рассказали очевидцы, но больно давно!

            [Цитировать]

          • ЛеНиН:

            J_Silver:
            Если я не ошибаюсь

            Вы ошибаетесь. Водитель автобуса, не открыл двери cалона,
            выпрыгнул из своей боковой двери уже на откосе канала, зацепившись за дерево.
            Все пассажиры,’ как сельди в банке’, были изолированно ЗАКРЫТЫ.
            Спасатели с Комсомольского озера в холодной воде смогли прикрепить трос за задний фаркоп.
            Первый раз вертолёт прилетел где то в полдень, зацепил лебёдкой и поднял над поверхностью.
            Но фаркоп не выдержал + вес воды,..оторвался от перегруза и автобус рухнул в воду вновь.
            Вертолёт улетел…
            Вызвали водолазов, которые цепями зацепили за шасси /и СПЕЦИАЛЬНО ночью/
            вертолёт под прожекторами подцепил автобус, вытащил из воды, подождал сток воды,
            после высоко поднял и улетел на Аэродром Сергели, где проходило опознание всех тел.
            Никак «…трупы вылавливать по течению…» НЕ могли!
            * Тогда не было перекрытия канала, возможно позже.
            P.S. Решётки постоянно ‘ловят криминал’.

              [Цитировать]

        • Рахим:

          ЛеНиН: Не может быть! Автобус НОЧЬЮ поднял вертолёт.

          Зачем обвинять во вранье, если человек говорит, что видел. Водолазы с Комсомольского озера — мои знакомые, вытаскивали трупы с автобуса под водой и тащили к берегу. Может некоторая часть осталась в автобусе.

            [Цитировать]

          • ЛеНиН:

            Кто кого «обвиняет во вранье»> я Вас или Вы меня?
            * На Комсомольском озере не было водолазов!
            Там были Спасатели / около лодочной станции/,
            c лёгкими аквалангами ‘Юнга’ из 2-х баллонов,
            у них не было даже гидрокостюмов.
            Ведь одно дело — плавать в мелком тёплом пруду,
            другое — холодная горная вода и речное дно.
            P.S. Знакомые, что
            «…вытаскивали трупы с автобуса под водой и тащили к берегу»
            как это делали, если :
            1.Двери автобуса были закрыты.
            2.Откосы берегов обрывисто круты
            .
            На фото > место трагедии.

              [Цитировать]

        • ЛеНиН: Не может быть! Автобус НОЧЬЮ поднял вертолёт.

          Интересно,интересно…А может два вертолета сразу поднимали?Вспомните,пофантазируйте…может еще чего нибудь вспомните,то бишь придумаете.

            [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    J_Silver: Мелочи в каждой трагедии -лучше умолчать,
    эти подробности ранят Душу воспоминаниями.
    P.S. Хотя всё помню буквально по часам.
    То, что сказал = не газетная Правда!

      [Цитировать]

    • ЛеНиН:
      J_Silver: Мелочи в каждой трагедии -лучше умолчать,
      эти подробности ранят Душу воспоминаниями.
      P.S. Хотя всё помню буквально по часам.
      То, что сказал = не газетная Правда!

      А какая газетная Правда,товарищ Ленин?Вы там целый день стояли что ли?Расскажите тогда поминутно,что происходило в тот день,а мы послушаем,то бишь почитаем.Какие мелочи еще?

        [Цитировать]

      • ЛеНиН:

        Анатолий Грозный:
        Расскажите тогда поминутно,что происходило в тот день,
        а мы послушаем,то бишь почитаем.

        Предистория: сначала городской мясокомбинат был на Беш-Агаче,
        что создавало трудности улицы — при разгрузке скота транспорт стоял в пробке.
        + в округе смрадный запах был заметно очень ‘тяжеловат’…
        Поэтому построили новый мясокомбинат в Урта-Ауле,
        все работники стали ездить на автобусах ПАЗ маршрута №131 на работу
        .
        В тот день я пришёл на работу к 9 часам утра на Центральный Телеграф,
        где уже все всё знали = была правительственная телеграмма.
        Дальнейшее подробное развитие событий узнавал с такой же скоростью
        и для этого не нужно было «там целый день стоять»
        .
        P.S. После этого происшествия пригородные автобусы ПАЗы
        стали постепенно менять на ЛАЗы.

          [Цитировать]

        • Очень складно врете(то бишь сочиняете,пардон),товарищ Ленин!Весьма недурно!Особенно с предысторией.И правительственной телеграммой.Только неизвестно кому телеграмма?Да еще в такое раннее время.Продолжайте,товарищ Ленин.Только не увиливайте от ответов,которые я задал вам выше.Расскажите поподробнее про вертолеты.Очень интересно.Вы же с утра до поздней ночи в Центральном телеграфе работали.Скорость распространения информации Центрального телеграфа завидная.БиБиСи нервно в сторонке курит.Тоже правительственная телеграмма сообщила?Вы знаете,как рождаются слухи?Я на картинке популярно объясню.

            [Цитировать]

  • Олег Ким:

    Отгремели салюты,отпраздновали встречу одноклассников через 45 лет,устроенную одноклассницей,мама которой спаслась в той страшной трагедии.Единственной спасшейся.Помимо водителя автобуса.Читаю комменты и удивляюсь спорам.Только нас жителей Байнал Минал,тупик 1 не спросили ни о чём.Именно той улицы,с которой похоронили аж 5 человек.В том числе и нашего родственника.Именно той улицы,где находилась остановка»Первый мост».Какая рядом махалля непростая,сидели мы жители улицы и вспоминали?А никому даже в голову не пришло,что слух распространился через пассажиров троллейбуса,которые передали по телефону в детском приюте на втором мосту.А никому даже в голову не пришло,что в окрест места трагедии нет махаллей.Есть только кладбище.Ладно.Пока не буду о подробностях из уголовного дела и рассказов семей погибших.Будет настроение,напишу.Узнаете всю правду.А пока почитайте фантазии на тему,как вылавливали утопленников на решетках по течению.Только не забудьте задаться вопросом,как они из автобуса выплыли…

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Если автобус был ЛАЗ, то это автобус Львовского автомобильного завода. В Ташкенте в то время ездил только ЛАЗ-695. Мотор у него был сзади. На крыше характерный воздухозаборник.

      [Цитировать]

  • Azim Azim:

    В одном комменте написано, что Единственного спасшегося пассажира звали Сергей Степанюк. В другом … одноклассницей, мама которой спаслась в той страшной трагедии. Единственной спасшейся.

    Так где истина-то?

      [Цитировать]

    • Azim:
      В одном комменте написано, что Единственного спасшегося пассажира звали Сергей Степанюк. В другом … одноклассницей, мама которой спаслась в той страшной трагедии. Единственной спасшейся.

      Так где истина-то?

      В ходе следствия было выяснено,что спаслись двое.Женщина,работница мясокомбината,чудом выбравшаяся из автобуса,который уже был на дне.Фамилию запамятовал к сожалению.Помню,что она с Беш Агача,9 января.И водитель автобуса,который выпрыгнул на ходу тут же,как автобус начало заносить.Выпрыгнул не дожидаясь приближения к берегу.И не зацепившись за дерево,как каскадер и так мастерски описанный товарищем Лениным прыжок,как будто он сам видел своими глазами весь процесс падения.Центральный телеграф сообщил в правительственной телеграмме.Могу сообщить,что водитель того автобуса моментально скрылся с места происшествия.Был найден и пойман спустя несколько дней на квартире родственников его жены.Вся эта информация подтвердилась на суде,который прошел в закрытом режиме и куда были приглашены только близкие родственники погибших.Наберемся терпения и подождем о чем расскажет нам Олег Ким и когда у него появится настроение.А пока почитаем фантазии на темы Фарятьева.Для сведения.Жили мы на Беш Агаче.В том доме,где находился гастроном и аптека.Брат мой в тот день 19 января 1973 года заступал на дежурство.Работал на мясокомбинате электромонтером.Поэтому мне известны многие обстоятельства катастрофы.

        [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Необоснованное обвинение > Где видите «складное враньё»?
    Упрямство или притворное непонимание фактов?
    Тогда вперёд = обоснованно ДОКАЖИТЕ обратное !
    !!
    Тем более, если Вам «…известны многие обстоятельства катастрофы.»
    «Расскажите тогда поминутно (Вы!), что происходило в тот день,
    а мы послушаем,то бишь почитаем…»
    @
    P.S. Пререкаться в таком же ответном тоне = нет желания уподоблятся.
    «В излишних спорах теряется Истина.»

      [Цитировать]

    • Браво,браво,товарищ Ленин!Продолжайте.Только у вас не спор,а одно увиливание от ответов.Вы скользкий,как мыло.Про вертолеты мы так и не прочитаем от вас больше ничего толкового,хотя вы так красиво начали доказывать вашему визави.Помолимся Богу,что в той страшной аварии не оказалось ни одного вашего близкого родственника.Не дай Бог,после чего отец наш так и не оправился от такого удара и через три месяца умер.Мама наша ослепла от слез.Слава Богу,что вам не пришлось стоять на берегу Актепе в тот морозный день до полуночи и ждать когда из воды поднимут твоего родного брата и опознавать.Так требует протокол.Почитал бы я ваши,так называемые споры.Посему и не стал выкладывать аргументы после прочтения всего вашего бреда.На диване,глядя в потолок,хорошо сочиняется.Ауфвидерзеен,господин Ленин.Удачи!

        [Цитировать]

      • ЛеНиН:

        Анатолий Грозный:
        Посему и не стал выкладывать аргументы после прочтения всего вашего бреда.

        Посему = Вам НЕЧЕГО выкладывать как контраргументы!
        !!
        На очередной бред грозного балабола есть болт с винтом.
        Тут ‘новому прокурору’ и мыло не поможет —
        запаситесь ведром вазелина «на диване,глядя в потолок,»

          [Цитировать]

        • Теперь виден ваш внутренний»кругозор».Болт с винтом,мыло,ведро с вазелином…видать все эти штучки были испробованы вами на себе…раз вы их предлагаете в качестве»контраргументов».Продолжайте,Владимир Ильич.Вы,видимо,не все доводы привели до конца.

            [Цитировать]

  • Олег Ким:

    Начну с того,что пользователь Рахим в своем комменте пишет,что автор статьи не указан.Автор статьи указан в ссылке в конце.Это некий grazy-gunner.Опубликовал он данную статью в живом журнале(ЖЖ) более 5 лет назад.Вся информация скопирована с Википедии.Кроме этого он от себя лично добавил:»Каких-либо сообщений об этом происшествии в местных СМИ, также как и в республиканских или всесоюзных, не было. Однако, по радиостанции «Голос Америки», вещавшей на русском языке, вечером этого дня было сообщено достаточно подробно о случившейся в Ташкенте трагедии. Хотя и до этого слух о произошедшей трагедии моментально распространился среди жителей Ташкента.»Мало того grazy-gunner в своей статье в ЖЖ разместил фото якобы места катастрофы.В Википедии это фото названо как канал Актепе,а не место падения автобуса.Это же фото использовал в своем комменте пользователь ЛеНиН и так же подписал,что на фото место катастрофы.На самом деле фото ничего общего не имеет с местом падения автобуса и снято со Второго моста.Это где метро выходит на эстакаду.Слева видно здание Узводоканала,которого в 70-х годах не было.До Первого моста и места падения достаточно далековато.Эти два моста разделяет больше километра расстояния.Наиболее точно место падения указан на карте,который опубликован в Википедии.Однако в самой Википедии не указан источник информации об катастрофе и в примечаниях указано лишь то,что 19 января 1973 года был рабочий день в пятницу.Всё!!!Больше ничего!!!Откуда в Вики появилась данная информация,на мои запросы был ответ,что из воспоминаний очевидцев.На просьбу предоставить этот список очевидцев,администрация Вики ответила,что не имеет право разглашать.Выходит,что список литературы и ссылки на историю Ташкента и возникновения канала Актепе Вики имеет право опубликовывать,а данные очевидцев нет.Хотя при опубликовании или правке статьи по регламенту Вики все отправители ОБЯЗАНЫ предоставлять источник информации.Далее,мной был дан запрос в ЖЖ по поводу Голоса Америки,уточнить,откуда у этого grazy-gunner такие сведения,если к тому времени(1973 год)в СССР не выпускали радиоприемники с частотой до 13 метров,а Голос Америки вещал на частоте в диапазоне 9,5-9,7 метров.Ответ последовал,что пользователь якобы имеет достоверную информацию,что Голос Америки якобы вещал на СССР по другому каналу.По какому он не указал.Чушь!На данный момент эта статья,ссылка которой приведена в конце,заблокирована на территории Узбекистана,как не заслуживающего доверия и посмотреть статью можно только через прокси-сервер.Что касается моих сведений,то они до конца еще не доведены и уточняются некоторые детали,после чего я опубликую,то,что обещал.На фото акведук и Первый мост канала Анхор.Правее акведука метров 10-15 остановка Первый мост.Падение автобуса произошло в метрах 20-ти от остановки.До второго моста примерно больше километра и он не виден из за поворота,хоть и плавного.Направления слева направо от Беш Агача в сторону Второго моста,где эстакада метро выходит параллельно Дружбе народов.

      [Цитировать]

    • ЛеНиН:

      Олег Ким:
      .Это же фото использовал в своем комменте пользователь ЛеНиН

      Вcё верно, согласен! Хорошо, с местом определено. Пожалуйста,
      укажите где в моих комменариях есть «складное враньё».
      А то тут ‘наш новый прокурор’ так многократно квакает —
      что, видать, у него весенняя течка.
      * «Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.»

        [Цитировать]

  • Олег Ким:

    Уважаемый,я не Бог и не судья и изложил лишь только свои сведения.Я и в предыдущем комментарии даже не обвинил вас в том,что вы якобы преднамеренно загрузили фото и как будто специально вводите в заблуждение других пользователей.Я лишь подчеркнул,что вы так же воспользовались дезинформацией автора статьи.На самом деле точное место падения автобуса могут показать те,кто жил на нашей улице.В интернете есть много фото как со стороны второго моста,так и первого.Я выбрал наиболее приближенный ракурс места падения автобуса,а остальное объяснил на словах.Вернее на пальцах.Надеюсь понятным языком.В этом нетрудно убедиться,сходив на место происшествия и посмотреть местность.С тех пор,по происшествии почти полвека,рельеф местности не изменился.Разве только разделили полосу и поставили заградительные барьеры.Будь водитель осмотрительней и не сделал бы одну глупость,которую другие водители не совершали,то трагедии могло и не быть.К сожалению,многих жителей нашей улицы нет уже в живых,кто то покинул родные пенаты.Оставших старожилов нас всего три человека.Остальные либо те,кто еще не родился к тому времени,либо купили дома после трагедии.И то двое не хотят вспоминать,ибо для них это тяжело.Пришлось встретиться с другими и уточнять некоторые моменты.Остальное изложу отдельными комментариями.

      [Цитировать]

  • Рахим:

    Олег Ким — а ваш погибший родственник работал на мясокомбинате бухгалтером?

      [Цитировать]

    • Олег Ким:

      Да.Тян Иван.Дальний родственник.Мой отец тоже работал на мясокомбинате,но после переноса в Урта аул в 1968 году уволился и перевелся на молочный комбинат.Я с дочерью дяди Вани Аллой ходил в один детсад,который был при мясокомбинате.Она на год старше меня.Дядя Ваня был разведен,но после развода дети остались у него.Старший сын его Алик.Он был как пострадавший и посему многие подробности уголовного дела стали известны от него и остальных соседей.Но самый главный источник информации это моя одноклассница,у нее мама спаслась.От ее мамы мы тогда многое услышали.Это врезалось в память крепко.Сейчас мы с одноклассницей уточняем кое какие детали.Ведь прошло то без малого почти полвека.

        [Цитировать]

  • Рахим:

    Олег, я отлично знал вашего дядю Алика — он ухаживал за моей тетей в начаде 60-х. Помню их дом на коммунальном дворе, где был единственный на всю улицу водопровод. Вас можно найти в ОК?

      [Цитировать]

    • Олег Ким:

      Дядю Ваню.Вы опечатались наверное)))Это двор жактовский от мясокомбината.Тогда там был единственный водопровод на весь наш Байнал Минал.Позже мы провели каждый себе отдельно.Сначала возле трансформаторной будки общая колонка водопроводная,затем каждый от колодца сам себе.Мы жили напротив трансформаторной.А жактовский двор был огорожен массивным кирпичным забором.Жактовский двор мы называли Маленький двор.Где были ворота от Маленького двора,шагах в двадцати была трансформаторная будка.Дядя Ваня к тому времени в начале 60-х был разведен.Когда Алла переходила из детсада в школу(это был 1963 год),то дядя Ваня к тому времени был уже разведен.На ОК есть моя страница.Наберите сhКим Олег,поскольку на сайтах по моему запрещено печатать персональные данные.Ну,а остальные подробности желаю всем набраться терпения и подождать.Мной еще не получено согласие одного участника на опубликование данных.Как этот участник даст согласие,то я уже тогда смогу написать все подробности.

        [Цитировать]

  • Рахим:

    С моей тетей встречался Алик. Они вдвоем как-то даже забирали меня с детсада, потом мы гуляли на Комсомольском озере.

      [Цитировать]

    • Олег Ким:

      Алик это сын дяди Вани.Он намного старше нас,но я звал его просто Аликом.Мы привыкли так на ты.Он и был на следствии и суде как пострадавшая сторона.

        [Цитировать]

    • Усман:

      Только дошло, где Вы жили. Это как 13-ый автобус ходил в сторону Бешагача, слева Комса, справа шанхай типа нахаловки, там многие дома были с плоскими крышами, крытыми толем.

        [Цитировать]

      • Олег Ким:

        Усман:
        Только дошло, где Вы жили. Это как 13-ый автобус ходил в сторону Бешагача, слева Комса, справа шанхай типа нахаловки, там многие дома были с плоскими крышами, крытыми толем.

        Ну вот)))В конце нахаловок жактовский коммунальный дворик,огороженный кирпичным забором.Дядя Ваня с детьми жил с левой стороны забора,откуда был вход во дворик.Их дом был самым первым.На моем фото видна машина,которая движется в сторону наших нахаловок.Через пару метров остановка,где останавливались 13,27,131 автобусы и 7,12 троллейбусы.Затем сразу начинаются наши нахаловки.От дома дяди Вани в сторону базара сразу была автобаза,откуда отправили автокраны на место падения.Затем находился пирожковый цех ухо-горло-нос)))

          [Цитировать]

        • Усман:

          В старые времена напротив Вашей стороны улицы был еще 25-ый, кажется, по номеру детдом для художественно одаренных детей. О нем ничего не знаете?

            [Цитировать]

          • Олег Ким:

            Что могу сообщить по данному вопросу?Напротив нашей улицы от Первого моста до перекрестка с Фуркатом(раньше Богдана Хмельницкого)был только парк Комсомольского озера.На втором мосту,это где метро выходит на эстакаду,есть дет.дом №22.Сейчас имени Хлебушкиной.Он там находится давно.Адрес у этого дет.дома тоже Байнал Минал.Со стороны Беш Агача на нашу улицу находилось Республиканское Художественное училище им.П.Бенькова.Адрес Байнал Минал,тупик 1,дом 2.При этом училище находилась школа-студия для детей.Но там не было детдома внутри.От Первого моста до Второго ничего не было.Пустырь и летний пионер.лагерь им.А.Набиева.Внутри лагеря нет строений.Во время летних каникул там устанавливали палатки.

              [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.