История Ташкентской Медицинской Академии История Ташкентцы

13 сентября 1919 г. на заседании Совета Туркестанского государственного университета были утверждены первые заведующие кафедрами — И.В. Давыдовский, А.Н. Крюков, П.П. Ситковский, К.Г. Хрущев, Г.Б. Берлацкий. 17 сентября 1919 г. на первом заседании Ученого Совета вновь образованного медицинского факультета деканом был избран профессор П.П. Ситковский, зам. декана — профессор К.Г. Хрущев. На работу были приглашены: С.Н. Наумов (органическая химия), М.И. Прозин (неорганическая химия), Г.Г. Щеглов (зоология), А.В. Миллер (ботаника), В.К. Аркадьев (физика), И.П. Рождественский (анатомия), С.Э. Циммерман (анатомия), А.А. Юдин (физиология), Е.М. Шляхтин, О.Б. Лепешинская (гистология), И.А. Смородинцев (биохимия), М.А. Захарченко (нервные болезни), В.В. Васильевский (общая патология), М.С. Астров (2-я факультетская хирургия), М.М. Невядомский (2-я факультетская терапия), Г.С. Бом, Г.А. Ильин (1-я факультетская гинекология) и др.

5 мая 1920 г. медицинскому факультету передали здание бывшего кадетского корпуса с больницей на 500 коек.
Занятия на медфаке начались на всех пяти курсах, где обучалось 205 студентов, в том числе 5 — из коренных жителей. В 1920 г. при медфаке были открыты подготовительные курсы для представителей местных национальностей. Этот период (1919—1921 гг.), когда деканом факультета был проф. Ситковский П.П., был временем созидания, накопления и развертывания материальной базы. Его можно назвать временем борьбы за существование, за право дальнейшего роста и развития. Уже в мае 1921 г. состоялся первый выпуск. Факультет окончили 12 человек.
Следующий период (1921 — 1926 гг.) во главе факультета находились профессора К.Г. Хрущев (1921 — 1924 гг.) и М.И. Слоним (1924—1926 гг.). В это время началась концентрация всех клиник и кафедр и размещение их на территории бывшего кадетского корпуса.

Шло пополнение научно-педагогического состава медицинского факультета. На вакантные должности были приглашены Н.И. Рагоза (внутренние и инфекционные болезни), А.Н. Мурзин (глазные болезни), И.С. Мильман (кожные и венерические болезни), Н.И. Осиновский (детские болезни), Ф.И. Валькер (топографическая анатомия и оперативная хирургия). Кроме того, на самостоятельных кафедрах успешно начали преподавать некоторые из приехавших в Ташкент ассистентов, ставшие затем профессорами: С.А. Молчанов (рентгенология), Г.Н. Терехов (патологическая анатомия), Г.А. Ильин (оперативная хирургия, затем пропедевтическая хирургия), С.Э. Циммерман (нормальная анатомия), М.С. Астров (факультетская хирургия), Д.А. Введенский (урология) и др. В 1922 г. медфак окончили 27 человек, среди которых были Зульфия Умидова и Аккагаз Дошанова.

Среди первых студентов-узбеков на медицинском факультете обучались Турсунходжа Наджмитдинов, Мирносир Исмаилов, Акбар Аскаров, Курбан Усманов, Миркамил Мирсагатов, Юнусджан Ахмеджанов, Хабиб Иноятов, Шариф Рахимов.
Одновременно с организацией учебновоспитательной работы на факультете большое значение придавалось научным исследованиям. В 1920 г. доцент В.А. Смирнов описал пеллагру, в 1922 г. профессор А.Н. Крюков впервые в Средней Азии выявил тропическую спру, а в 1927 г. дал подробное описание анемии при этом заболевании. Профессор П.Ф. Боровский установил причину так называемой пендинской язвы. Впоследствии его портрет был помещен в Мольтеневском институте (Кембридж) в галерее выдающихся ученых-паразитологов.

В 1924 г. при кафедре гистологии был организован первый научный студенческий кружок, затем такой же кружок был создан при кафедре нормальной анатомии, позже, в 1924/25 учебном году организовались терапевтический и хирургический кружки.
При активном участии коллектива медицинского факультета в октябре 1922 г. был проведен 1-й съезд врачей Туркестана.
В ноябре 1923 г. на медицинском факультете обучались 973 студента, в том числе на первом курсе — 157, на втором — 260, на третьем — 248, на четвертом — 183, на пятом — 125. Большинство студентов (426) составляли девушки.

В период с 1926 по 1930 г. деканами медицинского факультета были профессора П.Ф. Боровский (1926-1928 гг.) и Н.И. Рагоза (1928-1929 гг.), а также Г.П. Федоров (1929-1931 гг.) Это время отмечено продолжением перестройки и приспособления зданий бывшего кадетского корпуса для нужд факультета. Были заново отремонтированы многие клиники, организованы самостоятельные кафедры биологии, химии, физики. Была открыта аспирантура, имевшая своей целью подготовку квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава. Медицинский факультет полностью сформировался и окреп, развернул не только педагогическую, но и лечебную и научно-исследовательскую работу, связанную с проблемами краевой патологии. К 1931 году медицинский факультет Среднеазиатского государственного университета вырос на¬столько, что по существу представлял собой отдельное учебное заведение и научно-исследователь-ское учреждение. В эти годы он выступает по отношению к университету как самостоятельный факультет. Все кафедры и клиники были сосредоточены на территории бывшего кадетского корпуса (за исключением кафедры психиатрии).

За небольшой исторический срок (с 1919 по 1931 г.) сотрудники медицинского факультета провели колоссальную работу по выявлению, лечению и разработке мер профилактики многих заболеваний: спру (проф. Крюков А.Н., Терехов Г.Н., 1922), пеллагры (проф. Крюков А.Н., Смирнов В.А., 1922), мальтийской лихорадки (бруцеллез) (проф. Крюков А.Н., Смирнов В.А., 1922), малярии (проф. Крюков А.Н., Кассирский И.А., 1924), кала-азар (Павлова О.Н., Кассирский И.А., Шевченко Ф.И., Бурова Л.Ф., 1924-1931), глистных инвазий (Павлова О.Н., 1926) и др.

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ (1931-1991 гг.)

В 1931 г. медицинский факультет был преобразован в самостоятельный медицинский институт. Первым директором института был назначен Г.П. Федоров, которого в конце 1931 г. сменил Х.У. Умаров, с марта 1930 г. работавший деканом медицинского факультета На 1 января 1932 г. в институте работали 177 преподавателей, в том числе 25 профессоров 26 доцентов, 104 ассистента, обучались 1049 студентов, из них 316 — местной национальности В составе института было 4 факультета. В 1932 г. ректором института назначается Б Саттаров проработавший в этой должности до 1936 г.

В 1935 г. Среднеазиатский медицинский институт был переименован в Ташкентский В его составе были организованы факультеты: лечебно-профилактический, санитарно-профилактический (впоследствии — санитарно-гигиенический), охраны материнства и младенчества (впоследствии — педиатрический) и стоматологический, который вскоре был преобразован в курс стоматологии при лечебном факультете. В 1936 г. ректором института назначается Э.Ю. Шурпе, в 1937 г. его сменил В.Д. Штибен, а затем У. Недрит. Открытие новых факультетов позволило увеличить и число студентов. В 1937 г. в институте обучалось 1400 человек. Педагогические кадры пополнялись в эти годы новыми руководителями из других вузов (И.В. Марковин — судебная медицина, В.Д. Штибен — микробиология, Н.В. Данилов — нормальная физиология Волынскии — биохимия, С.Г. Боржим — оториноларингология, А.И. Картамышев — дерматовенерология, Ф.Н. Тавилдаров, Р.А. Черток, С.Г. Хаскин, А.А. Коган — акушерство и гинекология, С.В. Кофман — ортопедия, В.П. Петров — тропические болезни, М.А. Петрова — гигиена питания, Л.Я. Шаргородский — нервные болезни, Ф.Ф. Детенгоф — психиатрия М Н Ханин — патологическая физиология. В основном рост кадров происходил за счет своих собственных воспитанников — инициативных, хорошо подготовленных, прекрасно знакомых с условиями быта и жизни народов Узбекистана. Среди них профессора А.А. Аковбян (дерматовенерология), А.А Аскаров, Э.И. Атаханов, Г.А. Буссель (терапия), Г.Л. Вайнштейн (акушерство и гинекология), Л.Д. Василенко (хирургия), И.Г. Гаспарян (фтизиатрия), А.В. Георгиевский (эпидемиология) A.M. Геллер (хирургия), Р.С. Гершенович (педиатрия), Н.И. Исмаилов (терапия), Н А. Кассирский (тропические болезни), Н.Н. Компанцев (фармакология), ГФ Манкус (терапия), С.А. Масумов (хирургия), А.С. Мелик-Карамян (терапия), С.М. Миленков (гистология), М Ф. Мирочник (терапия), Т.Х. Нажмитдинов (тропические болезни), О Н Павлова (терапия), Л.И. Рейхштейн (ортопедия), Б.А. Стекольников (оперативная хирургия), К.Г Титов (педиатрия), З.И. Умидова (терапия), С.И. Шумский (оториноларингология), А.Ю Юнусов (нормальная физиология), А.И. Магрупов (патологическая анатомия), Ш.И. Абрамов (рентгено- анатомия) и др.

В этот период проводится большая работа по совершенствованию методов диагностики и лечения трахомы (Фельдман П.Б., Первухин Ф.С., 1938), язвенных колитов (проф. Кассирский д Ьурова Л.Ф., Чапурская-Боженова Н.А., Аскаров А.А., Нажмитдинов Т.Х., Расулев И А Аванесов Г.А., 1934), лейшманиоза (проф. Кассирский И.А., Терехов Г.Н., Петров В П 1939) Кассирский И.А. предложил метод пункции костного мозга для диагностики лейшманиоза U932J, а сконструированная им пункционная игла широко применяется до настоящего времени

В 1938 г. ректором института назначается М.У. Мирсагатов. В этот период правительство республики ассигновало большие суммы для расширения базы института. Были построены экспериментальный корпус, инфекционная, онкологическая и протезно-ортопедическая клиники перестроены кожно-венерологнческая, оторнноларингологическая, туберкулезная, ортопедическая, нервная клиники, а также кафедра рентгенорадиологии. Заново построены аудитории, общежития для студентов и профессорско-преподавательского состава, столовая, клуб, корпус для дирекции и ряд других помещений. За счет нового строительства площадь зданий института увеличилась вдвое. В 1940 г. ректором института стал Б.И. Берлинер, которого в 1941 г. сменил Р.И. Пулатов.

С началом войны 1941 — 1945 гг. в институте возникли проблемы с организацией учебного процесса. На территории института размещались около 10 различных учреждений, эвакогоспиталь, не хватало учебных аудиторий, помещений для лабораторий и кафедр. Ушли на фронт многие профессора и преподаватели, среди них Д.А. Введенский, Л.Д. Василенко, A.M. Геллер, Б.А. Стекольников и др. В 1944 г. ректором института назначается Я.К. Муминов.

За годы войны Ташкентский медицинский институт подготовил 2122 врачей, значительная часть которых (1630) ушла на фронт. Среди них М.А. Ашрапова, М. Мухаррамова, С.А. Файзиев, К.А. Ахмедов, М. Акмалов, У. Умарова, B.C. Карпухина, Л.И. Васковская, Л.Е. Стругацкая, С.А. Далимов, Ф.Ф. Амиров, Д.Н. Максумов, Н.А. Камбулин и др.

Золотыми буквами в историю ТашГосМИ вписаны имена А.А. Айрапетова, Р.Л. Аминова, АЛО. Гулкорова, Г.Д. Мухтанова, В.М. Мажитова, Р.С. Орипова, Н.Г. Ращенко, З.С. Ржевской, У.З. Умаровой, У. Хикматхужаева, погибших на фронтах войны. В память о них на территории института установлен обелиск, к которому ежегодно 9 мая ложатся цветы от благодарных потомков.
Даже в эти трудные годы не прекращались научные исследования. Были изучены и подробно описаны джойлангарский энцефалит (профессора Н.И. Ходукин, А.Л. Каценович, Л.Я. Шарго- родский, Я.Я. Гордон, А.И. Магрупов, М.Н. Сошникова и др.), геморрагическая лихорадка (профессора Н.И. Ходукин, Г.Н. Терехов, А.И. Магрупов и др.).

В 1945 г. ректором института назначается Х.З. Захидов. После окончания войны было введено 6-летнее обучение, что потребовало мобилизации усилий профессорско-преподавательского состава института на создание новых учебных программ. За годы войны пришла в негодность учебная база института. Долгое время не производился ремонт кафедр и клиник, неправильно эксплуатировалось полученное еще задолго до войны оборудование, которое к тому же основательно износилось и устарело. В библиотеках не хватало современных учебников и учебных пособий. Но уже со второй половины 1945 г. институт значительно пополнился специальным оборудованием, твердым и мягким инвентарем, были восстановлены отопительная сеть, канализация прачечная, водопровод, отремонтированы клиники и кафедры.
1945/1946 учебный год ТашГосМИ начал на пяти курсах трех факультетов с контингентом в 2752 человек, включая набор на первый курс 600 человек. В этом же году было создано студенческое научное общество (СНО).

Преподавание в институте проводилось на двух языках — узбекском и русском. Было введе¬но обязательное изучение узбекского языка для окончивших школу на русском языке и русского — для окончивших школу на узбекском. В 1947 г. ректором института назначается Я.Х. Туракулов.
В 1949 г. 274 научные темы, которыми занимались сотрудники института, были объединены в 12 крупных проблем, что в значительной мере способствовало более целенаправленному решению стоящих перед институтом научных проблем. В 1950 г. ректором ТашГосМИ был назначен А. Г. Гуламов, возглавлявший институт в течение 15 лет.

В период с 1945 по 1953 г. контингент студентов института вырос с 2752 до 3158 человек. Одновременно увеличивалось число студентов из числа лиц местной национальности с 404 в 1945 г. до 1693 в 1953 г.
В 1954 г. был восстановлен стоматологический факультет. Профессорско-преподавательский состав института значительно расширился за счет воспитанников института.

Научно-педагогические кадры института выросли не только количественно, но и качественно: к середине 60-х годов среди профессорско-преподавательского состава института работали 57 докторов медицинских наук, 18 заслуженных деятелей науки республики, 13 заслуженных врачей, 2 члена-корреспондента АН Узбекистана (А.А. Аскаров, Н.И. Исмаилов) и АМН СССР (З.И. Умидова, Э.И. Атаханов). Из 57 профессоров — 22 узбека. С 1962 г. в институте стали обучаться студенты из стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В 1960 г. был открыт вечерний лечебный факультет, который просуществовал до 1967 г. Все эти годы его возглавлял проф. Ахмедов Н.К.
Улучшилась материально-техническая база института. За этот период были фактически заново выстроены экспериментальный корпус, где разместились кафедры нормальной физиологии, биологической химии, физикоколлоидпой химии, патологической физиологии и фармакологии, кинофицированный лекционный зал, кафедра и клиника инфекционных болезней, урологическая клиника.
Большая работа проводилась по оказанию шефской помощи в Каракалпакии, Ферганской, Хорезмской и Ташкентской областях. Только за один 1960 г. на местах сотрудники института проконсультировали 5557 больных, произвели 249 хирургических операций. 23 врача, 67 фельдшеров, 29 рентгенлаборантов из этих областей прошли курсы усовершенствования и овладели новыми методами диагностики и лечения. Значительно улучшилась подготовка кадров из числа лиц местных национальностей. В 1961 г. из более чем 4000 студентов, обучавшихся в институте, 2395, в том числе 1879 женщин, были местной национальности.

В начале 60-х годов произошло дальнейшее укрупнение научной тематики института. Научные исследования были сосредоточены на 6 основных проблемах: физиология и патология сердечно-сосудистой системы, физиология и патология органов пищеварения, основные инфекционные заболевания в Узбекистане и борьба с ними, охрана здоровья женщины, матери и новорожденного, гигиена населенных мест и гигиена в промышленности и сельском хозяйстве, грудная хирургия, анестезиология и нейрохирургия.

В сентябре 1965 г. ректором института назначается академик Зуфаров К.А. В этот период произошло значительное укрепление материально-технической базы института. На территории института были построены морфологический корпус, новое здание ректората, открыты центральная научно-исследовательская и проблемная биофизическая лаборатории. Улучшение материально-технической базы института позволило перейти к односменным занятиям и более продуктивно организовать работу как преподавателей, так и студентов. С 1968 г. была введена система подготовки врачей через субординатуру, а с 1969 г. — через интернатуру, введена подготовка кадров через стажировку. Ректоратом института был взят курс на использование клинических баз по факультетному принципу. Кафедры интенсивно пополнялись учебным оборудованием, аппаратурой, таблицами, муляжами, кинофильмами, диафильмами, учебно-методической литературой. В повседневную работу кафедр стало внедряться программированное обучение. Одним из первых вузов Средней Азии и Казахстана ТашГосМИ перешел на обучение по новому учебному плану. Был создан совещательный орган при ректоре — ректорат, в состав которого вошли ректор, проректоры, деканы, представители общественных организаций. Были расширены права деканов факультетов в деле организации учебной, методической и воспитательной работы.
Значительно активизировалась научно-исследовательская работа. Были проведены многочис¬ленные исследования по проблеме гастроэнтерологии. В решении этой проблемы большую роль сыграл комплексный подход, когда изучение физиологии и патологии процесса проводилось всесторонне, с участием физиологов (проф. А.С. Садыков), анатомов (проф. Р.И. Худайбердиев, Ф.Ф. Амиров, С.А. Далимов, Х.З. Захидов), иммунологов (проф. А.И. Николаев), клиницистов (проф. А.А. Аскаров, Н.И. Исмаилов, М.С. Турсунходжаева, К.Б. Бахадыров, А.Х. Ходжаев, М.П. Постолов, Л.Д. Василенко, М.А. Ашрапова, С.М. Агзамходжаев).

В 1970 г. для подготовки к поступлению в институт работающей молодежи и демобилизованных из рядов Вооруженных Сил открывается подготовительное отделение, которое просуществовало до 1984 г. Его руководителями были: В.А. Алимов (1970-1972 гг.), М.Р. Нуритдинов (1972-1976 гг.), П.И. Ташходжаев (1977-1980 гг.), М.А. Мирзамухамедов (1980-1982 гг.), X. Дустов (1982-1984 гг.).

В 1971 г. академик Зуфаров К.А. переводится на должность директора научно-исследовательского института краевой медицины и ректором ТашГосМИ назначается работавший первым заместителем министра здравоохранения член-корреспондент АН республики, профессор Арипов У.А., проработавший в этой должности до 1984 г.

В этот период ежегодно возрастала численность студентов. Уже в 1972 г. на 1-й курс института (2 лечебных, педиатрический, санитарно-гигиенический и стоматологический факультеты) приняли 1500 человек. К началу 1972 г. в институте обучалось свыше 10 тыс. студентов. В эти годы применялся интенсивный метод решения проблемы оказания медицинской помощи населению. В связи с этим, а также учитывая то, что почти половина населения республики составляли дети, в 1972 г. было принято решение о выделении из ТашГосМИ педиатрического факультета и создании на его базе самостоятельного Среднеазиатского медицинского педиатрического института (ныне Ташкентский педиатрический медицинский институт). Однако уже в 1974 г. прием на первый курс ТашГосМИ вновь достиг 1500 человек. В 1975 г. был открыт II лечебный факультет. Постоянно возрастал и прием иностранных студентов. Если в 1961 г. их было 22 чел., то к концу 80-х годов их число превышало 170 чел. Это свидетельствовало о высоком авторитете Ташкентского медицинского института и на международном уровне.

Большое внимание уделялось овладению студентами практическими навыками. В 1971 г. на базе соответствующих отделов был создан деканат интернатуры и производственной практики. Его деканами в разные годы были А.И. Муминов (1971 — 1972 гг.), Р.А. Капкаев (1972—1978 гг.), М.Р. Нуритдинов (1978-1982 гг.).

Стремительный рост числа студентов остро поставил вопрос о расширении материально- технической базы института. В 1972 г. началось строительство нового комплекса института в Сабир-Рахимовском районе города. Здесь же стали возводить жилые дома для сотрудников и общежития для студентов.

К концу 80-х годов профессорско-преподавательский состав института включал 1042 чел., в том числе 6 академиков и членов-корреспондентов АН Узбекистана и АМН СССР (У.А. Арипов, В.В. Вахидов, К.А. Зуфаров, Р.А. Каценович, Д.Н. Максумов, А.А. Абидов), 24 заслуженных деятеля науки республики, 8 заслуженных врачей, 90 докторов медицинских наук, профессоров, 207 кандидатов медицинских наук, доцентов.

Институт располагал клиниками на 3,2 тыс. коек. Часть этих клиник дислоцировались на базе республиканских, городских клинических больниц, родильных домов и диспансеров с общим коечным фондом 7 тыс. Пять кафедр были объединены с профильными НИИ: кафедра госпитальной хирургии — с Ташкентским филиалом ВНЦХ АМН СССР, кафедра онкологии — с институтом рентгенологии, радиологии и онкологии, кафедра госпитальной терапии — с институтом кардиологии, кафедра коммунальной гигиены — с институтом санитарии, гигиены и профзаболеваний, кафедра ортопедии и травматологии — с институтом ортопедии и травматологии Минздрава республики. За этот период значительно улучшилась учебная, учебно-методическая, научная и лечебная работа, расширились международные связи института. Были заключены договоры о сотрудничестве с Будапештским медицинским университетом им. 3. Семмельвейса (Венгрия), Лейпцигским медицинским университетом (Германия), Пловдивс.ким медицинским институтом (Болгария), Гданьской медицинской академией (Польша). Рост числа студентов из зарубежных стран потребовал создания соответствующего отдела; была введена должность проректора по международным связям. На эту должность была назначена проф. Вахабова У. К. В последующие годы проректорами были проф. Каримов X. Я., д.м.н. Ходжаев А. И.

В 1984 г. ректором ТашГосМИ назначается профессор Махмудов О.С. В эти годы в институте продолжалась работа по совершенствованию учебной, учебно-методической, научной и лечебной работы.

Этот период совпал с процессами демократизации в обществе, и в 1987 г. состоялись выборы нового ректора института. На альтернативной основе из 12 кандидатов в последнем туре голосования ректором ТашГосМИ был избран профессор Шамирзаев Н.Х.

В это время были произведены некоторые изменения в структуре факультетов, реорганизованы отдельные кафедры института. Профессорско-преподавательский состав плодотворно работал над решением стоящих перед ним задач в деле подготовки квалифицированных кадров.
В эти годы, помимо приема на первый курс ТашГосМИ, осуществлялся кооперированный прием в вузы России и Украины.

В 1990 г. ректором Первого Ташкентского государственного медицинского института назначается профессор Даминов Т.А., ранее работавший в этом институте и возглавлявший НИИ педиатрии.

Всего за 2 года в различные вузы Российской Федерации и Украины было направлено около 2000 чел. В этих условиях управлять огромным институтом, располагавшимся на нескольких базах, было весьма сложно, и в 1990 г. было принято решение о разделении института на Первый и Второй. Ректором второго Ташкентского государственного медицинского института назначается профессор Каримов Х.Я.

1991 год был ознаменован историческим событием в жизни народов Узбекистана — 31 августа была принята декларация о государственном суверенитете. Коренным образом была изменена политика государства в области здравоохранения. От интенсивного метода был сделан крутой поворот к экстенсивному.
Обретение Узбекистаном независимости открыло перед народами республики новые горизонты развития, дало импульс для дальнейшего совершенствования науки и культуры. В строительстве нового независимого Узбекистана непосредственное участие принимает и коллектив института. Ученые института решают крупные научные проблемы профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний, организации лечебно- профилактической помощи матерям и детям и т.д. Достигнутые институтом за годы независимости успехи — это результат напряженного труда его коллектива, свято сохраняющего и преумножающего традиции старшего поколения. Профессора, преподаватели, студенты и сотрудники института хорошо помнят слова нашего Президента И.А. Каримова о том, что «у того, кто не помнит своего прошлого, нет будущего». С чувством особой благодарности они хранят память о тех, кого уже нет среди нас, но плодами трудов которых пользуется сегодняшняя молодежь.
Коллектив института видит свою задачу в дальнейшем совершенствовании организационной, учебной научной и лечебной работы, в скорейшем внедрении своих достижений в практику здравоохранения, в улучшении качества подготовки специалистов-врачей, повышении общественной активности студентов и решении задач, стоящих перед высшей школой.
Принятые по инициативе Президента И.А. Каримова Законы Республики Узбекистан «Об образовании», «О здравоохранении», Национальная программа подготовки кадров явились путеводными звездами, освещающими путь развития высшего образования вообще и медицинского в частности.

В институте произошли коренные изменения в преподавании. Качественно изменился принимаемый на первый курс контингент. Часть студентов, клинических ординаторов и аспирантов обучаются на контрактной основе. Введена рейтинговая система оценки знании студентов, внедряются такие новые учебные технологии, как обучающие и контролирующие компьютерные программы, компьютерные учебники, лекции и учебно-методические пособия, дискуссии, интерактивное обучение и многое другое.
Прочное место в процессе обучения занимает современная педагогическая технология организация оценки знаний студентов с использованием рейтингового контроля. В этом направлении в институте проведена следующая работа:
• по всем предметам созданы примерные программы;
• созданы компьютерные обучающие программы;
• имеющиеся учебные видео- и кинофильмы широко используются на практике;
• организована подготовка новых видеолент и их широкое использование в учебном процессе;
• созданы необходимые условия для использования имеющихся видеоматериалов в самостоятельной подготовке студентов;
• по всем предметам подготовлены необходимые задания и соответствующие материалы для обучения;
• созданы экспертные диагностические и лечебные алгоритмы.
За 1991-2011 гг. значительно улучшилась материально-техническая база клиник института: получено новое современное оборудование (ядерно-магнитный резонатор, ультразвуковые диагностические установки, лабораторное оборудование, стоматологические оборудования).
В 2005 году указом президента Республики Узбекистан на базе Первого и Второго Ташкентских государственных медицинских институтов была образованаТашкентская медицинская академия. Ректором Ташкентской медицинской академии назначается профессор Каримов Шавкат Ибрагимович.
В составе Ташкентской медицинской академии находятся: факультеты —лечебный, стоматологический, медико-педагогический, медико-профилактический, медсестры с высшим образованием, отдел магистратуры и отдел подготовки научно-педагогических кадров; центральная научно-исследовательская лаборатория, проблемные лаборатории; учебные музеи; библиотека, 3 клиники и т.д.

Источник.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.