А был ли дом-то? История Старые фото Ташкентцы
Пишет Софья Волкова.
И в средние века, и в те пять десятилетий, когда Туркестанский край был колонией России, и в те семь, что Узбекистан, как и другие Среднеазиатские республики, входил в состав СССР, здесь жили и творили замечательные зодчие, архитекторы, инженеры и строители, как местные, так и приезжие.
Наверное, именно это смешение архитектурных стилей и культур и создало неповторимый облик всеми нами любимого Ташкента. Другое дело, что есть здания большие и величавые, а есть маленькие и неприметные. Но и у них зачастую имеется своя, подчас очень интересная и даже замечательная история. Одно из таких зданий еще не так давно располагалось на массиве Ц- 4 (Кашгарка, или Кашкар мавзеси) – бывший Обуховский сквер.
В царские времена там была благотворительная столовая для бедных, в которой нуждающиеся два раза в день могли получить бесплатное горячее питание. Эта столовая была организована по инициативе Ольги Дмитриевны Остроумовой – жены «патриарха среднеазиатского востоковедения» — как называл его академик Бартольд- Николая Петровича Остроумова, которая, кроме прочих своих «общественных нагрузок», сама же над ней и шефствовала (например, ездила на базар за продуктами для столовой).
Ольга Дмитриевна Остроумова (урожденная Пеньковская) – дочь православного священника Дмитрия Пеньковского- ссыльного поляка, перешедшего в православие. Женат Дмитрий Пеньковский был на сиротке- помещице из Мамадыша (Татарстан). Их дочь Ольга Дмитриевна- бывшая Казанская пансионерка- она училась не в гимназии, а в пансионе – была очень популярна в Ташкенте. «Светлая личность» как говорили тогда. По словам ее внучки, а моей бабушки, Елизаветы Николаевны Маллицкой, когда Ольга Дмитриевна скончалась в апреле 1906 года, провожал ее весь город: и две вдовы генерал-губернаторов- Иванова и Тевяшова, и вся интеллигенция, и вся беднота города, и многие, многие жители «старого города».
А в пансионе Ольга Дмитриевна училась со своей сестрой, которая стала женой Александра Васильевича Вадковского, учившегося вместе с Н. П. Остроумовым- своим другом и родственником (они были женаты на родных сестрах) в Казанской духовной академии. Вадковский учился на философском факультете, а Остроумов- на восточном. Вадковский, овдовев и потеряв двух детей, постригся в монахи. Впоследствии он- митрополит Петербургский и Ладожский Антоний.
А в здании благотворительной столовой в советские времена «расположился» дом пионеров и школьников Кировского района, носивший имя Героя Cоветского Союза Виктора Малясова. Он до самой войны жил неподалеку, на улице Киргизской, которая в 1951 году была названа его именем. Тоже, кстати, замечательные были учреждения, эти дома пионеров, и тоже абсолютно бесплатные. Дети после школьных занятий могли заниматься в танцевальных кружках, обучаться игре в шашки и шахматы, были также кружки авиамоделирования , рисования, вязания…
Здание это стояло торцом к улице Навои метрах в 100 от нее, оно как бы составляло одно целое с построенной позднее общеобразовательной школой №21, которая с 1970 года стала первой музыкальной, а ее учащихся (меня в том числе) перевели во вновь построенную школу №5, здесь же, на Ц-4, только в глубине массива. Пятая школа функционирует и поныне, а бывшую 21 снесли в 2012 году вслед за зданием дома пионеров, которое было снесено осенью 2011 года. Так там ничего и нет, пустое место…
Ну а после распада Союза с 1991 по 2011 год в здании бывшего уже дома пионеров располагался дом «Баркамол авлод учун» и там продолжали свою работу соответствующие кружки. Я думаю, дети получили другое, более комфортабельное и приспособленное для этих целей здание – жаль только, фотографии того, прежнего, у меня не сохранилось, хоть и ходили мы с бабушкой мимо него каждый день туда- сюда (она жила рядом, в 18 доме, с семьей моей старшей сестры). Но мы ведь тогда не носили с собой повсюду фотоаппараты да видеокамеры. Я, как увидела тогда, в октябре 2011 года, что рабочие ходят по крыше и сбрасывают ее куски вниз, долго стояла поодаль и решила, что перекрывают крышу, а когда в следующий раз туда приехала, здания уже не было. Вот так…
Сейчас мало кому, наверное, это интересно – и не такие здания сносили – например- Туркестанскую учительскую семинарию, директором которой много лет был Н.П. Остроумов, в 2009 году снесли вместе со зданием домовой церкви при ней, носившей имя святого благоверного князя Александра Невского – и ведь не посмотрели, что ее А.Л. Бенуа проектировал…
Да и потом – эти уезжают, те только приехали, не знают, да и не хотят знать историю города. А тем более, здание было неприметное и знаменитые архитекторы его не проектировали. Кто о нем вспомнит – пожалеет – разве чудаки, вроде меня.
Софья Николаевна Волкова, город Ташкент, март 2018
Да был действительно хороший дом пионеров, куда и мы с Ц 5 ходили на кружок изобразительного искусства.
шухрат[Цитировать]
«в те пять десятилетий, когда Туркестанский край был колонией России»??? Младший джуз присоединился к России в 1731 г. Город Верный, позднее Алма-Ата, был основан в 1854 г. Здесь кто-то в цепях ходил на хлопковых плантациях? Когда Африка была колонией Англии и других более мелких европейских стран, так там негры, действительно, в цепях ходили. Тщательнее надо работать с терминологией. В Ташкенте электрический трамвай появился в 1912 г. Первый электрический трамвай в большой стране появился в 1896 г.
Усман[Цитировать]
Софья! Говоря про Узбекистан, конкретизируйте, что вы имеете в виду: какую территорию, какие годы истории, какое название (территории или официального названия государства). А то исторически многие авторы употребляли термин «узбекский улус», или просто Узбекистан (Страна узбеков) — тогдашний Узбекистан включал в свой состав, в частности, территорию современного Центрального, Северного, Северо-Восточного и Западного Казахстана.
Слава с Г9-А[Цитировать]
Здравствуйте, Софья Николаевна! Спасибо Вам за интересную информацию. Прекрасно, что в Ташкенте еще живут потомки таких замечательных людей, как Николай Петрович Остроумов и Николай Гурьевич Маллицкий. Я много лет занимаюсь изучением жизни и деятельности выдающихся российских туркестанцев, внесших огромный вклад в различные сферы жизнедеятельности народов Средней Азии. Об Остроумове написал около десятка статей, опубликованных в разных странах мира. Года два тому назад издал о нем книгу, в которой писал и об Ольге Дмитриевне, и о Антонии (Вадковском), земляке и друге Остроумова (они вместе учились не только в Казани, но и в Тамбовской семинарии). Жаль, не знал тогда Вашего материала, он бы значительно обогатил раздел об О.Д. В книге я поместил ряд фото об Остроумове, в основном из Госархива Узбекистана, но Вы опубликовали несколько новых, не известных мне. Писал я и о Маллицком. Мне довелось в предыдущие двадцать лет быть инициатором и организатором нескольких научных конференций, посвященных Остроумову и Маллицкому. Я был бы рад встретиться с Вами для уточнения некоторых биографических фактов о Н.П. и Н.Г. и передать Вам некоторые публикации о них. В случае Вашего отклика я найду возможность как нам связаться. Флыгин Юрий Степанович.
Ю. Флыгин[Цитировать]
Уважаемый Юрий Степанович! Конечно, я читала Ваши публикации и буду рада встретиться с Вами. Пишите мне на почту. там на сайте должен быть мой e-mail. С. Волкова
Софья Волкова[Цитировать]
Смысла никакого нет высказывать критические замечания. В местечках все идет по схеме: «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». «Ах, Юрий Степанович! Ах, Софья Николаевна!» Улицы Киргизской никогда в Ташкенте не было. Была улица Кара-Киргизская. Н.Г.Маллицкий-то разбирался в этих вопросах. Да и неплохо было бы указать, что он был зятем Н.П.Остроумова.
Усман[Цитировать]
Ах, Усман, да давайте же мы и вас похвалим! Знаете, а ведь без ваших критических замечаний тут было бы пресновато. Я, если долго не вижу ваших комментов, начинаю беспокоиться, куда вы пропали? Но в данном случае вы выступаете, пардон, не по делу — если бы это был биографический очерк о Маллицком, то конечно, указали бы, что он зять Остроумова. Но тут он лишь упомянут в очерке о другом человеке, хотя этот человек и его теща.
Ю. Флыгин[Цитировать]
Меня хвалить не надо. Можно было бы убрать из текста то, что сразу бросается в глаза: «пассаж про колонию» и несуществовавшую улицу Киргизскую.
Усман[Цитировать]
А в энциклопедии » Ташкент» 1984 года выпуска на стр.192 написано, что улица (бывшая Малясова) называлась Киргизской. Так и написано: «Именем М. названа одна из улиц Т.(быв. Киргизская) я сейчас оттуда перепечатал, с их сокращениями А насчет «пассажа про колонию» , так вы почитайте учебники по истории , написанные нашими выдающими профессорами. а по ним , между прочьим учатся наши дети. Вот кому стоило бы подумать над каждым словом раз по 20!
Софья Волкова[Цитировать]
На карте 1932 года обозначена улица Кара-Киргизская. Потом она стала Малясова. Но в быту могли и сокращать до «Киргизской».
Татьяна Вавилова[Цитировать]
ВАЛЕРИЙ[Цитировать]
Мне понравился рассказ Софии Николаевны. Уважаемые критики, не всё, что пишется о прошлом — есть историческая статья. А как же личные воспоминания? «Письма…» — это такой клуб, куда можно прийти и рассказать о себе, своих родственниках, предках, соседях по двору. Вполне допустимо в таком рассказе употребить бытовое название улицы и передать ход исторических событий «своими словами». На то и существуют комментарии, чтобы что-то уточнять. Хорошо, что вспомнили о Доме Пионеров Кировского района. Теперь надо искать фотографию.
Лидия Козлова[Цитировать]
Здесь есть фотография присланная по- моему В Кисиным- мы фотографировались на заднем дворе школы перед переводом в школу №5 Там есть- 5 слева. Надо выходить на «Кашгарку, чтобы посмотреть
Софья Волкова[Цитировать]
Здесь есть фотография присланная по- моему В Кисиным- мы фотографировались на заднем дворе школы перед переводом в школу №5 Там есть я- 5 слева. Надо выходить на «Кашгарку», чтобы посмотреть
Софья Волкова[Цитировать]