Узбекский мемуар Разное

Пишет pan_kowalski.

Последняя долгоиграющая мечта
Более 10 лет собирался в Узбекистан. Читал рассказы на горнолыжных и трэвэл-форумах, слушал воспоминания бывалых. И вот наконец-то. Программа визита была оптимизирована до предела. За 4 дня отпуска и выходные предполагалось:

(1) Потанцевать на милонге в Ташкенте.
(2) Сходить на ташкенткий базар и купить: сухофрукты, посуду, ножики, чапан.
(3) Поесть тамошней вкусной еды.
(4) Покататься на горных лыжах в Бельдерсае.
(5) Посмотреть на достопримечательности какого-нибуль из древних городов.

Поэтому:
* Перелет из Шереметьево в Ташкент Аэрофлотом
* Гостиница Лотте Ташкент
* Базар Чорсу с Лилей
* Милонга в Merci Danse
* Переезд из Лотте Ташкент в Бельдерсай
* Каталка в Бельдерсае
* Визит на Чарвак
* Переезд из Бельдерсая в Ташкент
* Обед в ресторане “Караван”
* Перелет внутренними авиалиниями из Ташкента в Ургенч
* Переезд из Ургенча а Хиву
* Житьё в средневековом городе, прогулки по оному
* Переезд из Хивы в Ургенч
* Перелёт из Ургенча в Домодедово Уральскими авиалиниями

SVO-TAS перелет туда
Рейс Аэрофлота отложили на 4 часа с лишним. В результате прилетели в Ташкент не в начале ночи, а под утро. Что-то Аэрофлот меня подводит последнее время с завидной регулярностью. Товарищ Крупский на удивление вёл себя прилично, не капризничал, не ныл. Молодец. По моей карте Priority Pass поторчали в одном из залов Шереметьево.
В Ташкенте нас без затей выгрузили на бетон взлётки и мы бодро почапали пешком в здание аэропорта.
На паспортном контроле девица в будке, посмотрев на мою ваххабитскую бороду, строго спросила: “Цель визита в Узбекистан?” Ответил: “Горные лыжи”. Проканало. Багаж дали быстро. На таможенном контроле раздобыл несколько бланков таможенной декларации, с ужасом обнаружил кучу турецких лир в кошельке ещё с нового года. Загрустил. Ко мне подошёл мужик с какой-то биркой на животе и спросил; “У вас на каждого меньше 4 тысяч долларов?” У нас было заметно меньше. Я радостно закивал головой. Мужик сказал, что ничего заполнять не надо, и иди-ка ты милОй через «зелёный коридор». Перекрестившись и вспомнив все страшилки, что декларировать надо все вплоть до флэшек и объективов, пошел дальше не заполняя декларации. Спасибо Мурату, нас всю ночь мужественно встречал таксист в аэропорту. Взял 8 долларов.

Гостиница в Ташкенте
Lotte City Tashkent Palace – выглядела как советская номенклатурная гостиница. Кроме нас посетителями были исключительно корейцы. Менеджемент – весь корейский. Владельцы – тоже. На завтраке были великолепные кимчхи и отвратительный чай. Настоящие кимчхи было поесть очень приятно, вспомнил поездку в КНДР. Персонал пытался с нами говорить по-английски. Товарищ Крупский и я это дело решительно пресекали. Матильда считает, что в мусульманских странах она имеет право вообще не открывать рот и не общаться ни с кем, если не хочет. Что она и успешно делала. Самое что интересное, товарищ Крупский в свои 10 лет спокойно воспринимает свою роль как мужчины при маме (когда меня рядом нет) и избавляет её от общения с официантами, торговцами и таксистами.
В гостинице поменял 1000 долларов. Мне выдали огромную котлету местных денег. Мы её так и не израсходовали. Примерно треть так и привезли в Россию.

Базар
Заранее назначенные встречи дали о себе знать. Матильда пошла спать, а я с возмутительно свежим и бодрым Крупским потащился на базар Чорсу. По дороге пообщался с Лилей – редкостным знатоком и энтузиастом Ташкента и окрестностей. Она мне поведала, что самые крутые пацаны в Ташкенте — «искишехерские» :) На базаре было чуток неожиданно. Ожидал увидеть щедрые развалы местной хэнд-мэйд посуды – её там было с гулькин хрен. Причем примерно четырёх видов, которые и так в Москве продаются. Просто, возможно, самый чуток дороже. Посуды так и не купил. Огорчился. Торговцев ножами было человек 6-7. Лиля одобрила примерно десяток ножей и мне из одобренных понравились (легли в руку) только два. Так что по ножам программа минимум была выполнена процентов на 50. За 40 долларов взял два классических ножика из подшипниковский углеродки и Крупскому подарили небольшой из нержавейки. Чапан ручной работы правда был выбран и одобрен сразу и мы его на следующий день купили. Чапан, кстати, оказался очень удобным и теплым. Приятной неожиданностью базара Чорсу был обжорный ряд. Лиля нас угостила пловом, казы, салатиком и лапшой с кониной (забыл как называется) и бульоном. Всё было божественно вкусно. Было холодно, вокруг шумно и летали клубы настоящего дыма. Все было донельзя аутентично – как я люблю. Стол с клеёнкой, колхозники рядом, еда прямо с настоящего огня. Кишечных инфекций не случилось, хотя выглядело всё брутальнее некуда.
На следующий день мы вернулись на Чорсу и Лариса нам сторговала чапан с 800 тыщ сумов до 650. Торговцы очень агрессивные, бросаются и навязываются крайне активно. Вспомнили с теплотой Иран. Там торговцы на базаре очень доброжелательны, но не навязчивы.

Милонга
Из логистических соображений смогли попасть только на одну из двух конкурирующих в Ташкенте милонг. Потому как она проводилась в субботу. На воскресную, думаю, пойдем в следующий приезд. Приношу организаторам воскресной милонги свои извинения. Обязательно до вас доедем в следующий раз.
Милонга Merci Danse. Начало в 20:45. Ориентир – китайский ресторан “Поднебесная”. Заходишь под его вывеску и чапаешь на третий этаж. Там студия танца. Места много, пол – хороший. Вход с человека 300 рублей. Туда же входил unlimited местный коньяк и местное вино. Организаторы и участники – потрясающе гостеприимные и дружелюбные. Познакомились с хорошими людьми. Кстати, редкий случай, когда танцевал с партнёршей с меня ростом (пусть даже на каблуках). Ощущения – просто волшебные. Ты была великолепна, Марина. Музыка была с фонограммы с компьютера. Танды по три мелодии.
Общение на милонге – исключительно по-русски.
Окончание в 23:00. Ночная жизнь в Ташкенте не приветствуется.
Перед отъездом из Ташкента в ресторане отеля попили чай с Тимуром, с которым познакомились на милонге. Тимур хирург-офтальмолог. Очень интересный человек. Хотелось бы продолжить общение.

Такси и масштаб цен
Передвигались по городу на такси. Лиля ездила на такси вообще за 5 тыщ сумов. С нас брали 12-15 тыщ сумов (80-100 рублей). Крайне дёшево. Желание спуститься в метро возникало исключительно из познавательных соображений. Но в этот раз не судьба. Времени не было.
Вообще Узбекистан – крайне дешёвая страна. Даже после выравнивания курсов валюты. На базаре великолепный плов, салат из вкуснейших овощей, казы, чай на четверых нам обошлось в 85 тыщ сумов (575 рублей). Вручную сделанный нож нам обходился в тысячу рублей и то, догадываюсь, я просто не умею торговаться от слова совсем. Крайне роскошный обед в отдельном кабинете на Чарваке (“Бочка”) на троих – 120 тыщ сумов (800 рублей).

Еда
С едой было немного неожиданно. Изобилие узбекских едален в России дает иллюзию, что мы всё про это дело знаем. Скорее нет.
Фундаментальное блюдо плов – готовиться к обеду и “открывается” часов в 11-12. К часу дня он обычно кончается. Когда спрашиваешь плов в районе 3 часов дня, на тебя смотрят с плохо скрываемым изумлением. Плов в каждом регионе – разный. Мы пробовали в Ташкенте и в Хорезме. В Ташкенте он более привычный. Обязательная жёлтая морковка. Красная – некомильфо. Нут. Для праздничного варианта – изюм. Хотя самый вкусный – чайханский – далается без изюма. В Хорезме нам сказали, что самая правильная кухня – именно у них. Потому что только плохие повара и лохи сдабривают свою стряпню специями в надежде заглушить свои промахи чем-то сверху. Настоящие джедаи повара специи либо не используют, либо используют КРАЙНЕ минималистично. Если честно, плов был вкуснее в Ташкенте, а вот шашлык – в Хиве. В Ташкенте можно попросить плов не смешивать. Тогда вам положат все отдельно в тарелке – рис, мясо, морковка+всёткое. Очень понравился тамошний рис, который они называют “лазер”. Жаль — не привёз с собой. Поленился. Теперь до слудующего раза. Лапшу чаще всего делают вручную в лагмане, в шурпе и т.п.. Она потрясающе вкусная. Труд в Узбекистане сейчас очень дёшев, поэтому там пока такая халява. Что плохо? Там почему-то везде крайне экономят на заварке. Чай всегда жидкий и невкусный. Может вода там сильно минерализована? Очень часто на большой чайник кладут один пакетик. Когда я это понял, просто купил пачку рассыпного чая и нагло сыпал заварку в принесенный нам чайник. Местные на это смотрели с ужасом, но не протестовали.

Бельдерсай гостиница
В Бельдерсай ехали на Chevy Captiva местного производства. Взяли с нас 70 долларов. Нам поведали, что по местой табели о рангах Captiva – это ОЧЕНЬ крутая тачка. Дорога из Ташкента до Бельдерсая, кроме последних 7-10 км была очень хорошая. Пока не добрались до этих последних километров я недоумевал – зачем в гостинице нам подогнали внедорожник на трансфер. Вроде как сканал бы мной нежно любимый Damas. Последние километры были сложными, довольно крутыми, встречались участки, которые через час-полтора после захода солнца – стали б обледеневшими. Почему-то нас довольно долго – минут 10 не пропускали на территорию отеля “Бельдерсай” на КПП. Долго звонили-выясняли, я тряс ваучером, написанным по-английски. Охрана (говорящая только по- узбекски) на него смотрела с ужасом. Наконец заехали внутрь.
Судя по всему, гостиница была базой отдыха для вторых секретарей ЦК КП Узбекистана. Интерьеры там весьма характерные и стильные (деревянные панели на стенах, паркет, сдержанная лепнина под высоченными потолками). Гостиницу эксплуатируют в хвост и в гриву, не вкладываясь даже в текущий ремонт. Аварийные фрагменты просто огораживают барьерами, что б никто не убился. У нас был роскошный двухкомнатный номер с двумя сортирами, телевизорами и балконом с обалденным видом. Матрас на кровати был потрясающе убитым. Хуже не припоминаю. Вайфая – не было :) Мобильный интернет брал плохо. Рекомендую для излечения от интернет-зависимости.
В гостинице постоянно тусили какие-то спортсмены. Узбекские и таджикские. Причем не лыжники. Чего они там делали – не ведаю. Моё любопытство и общительность дали сбой и у меня не было желания общаться. Старею, видимо.
Еда в гостинице была откровенно фиговой. Особенно проплаченные заранее завтраки. Набор еды был скуден и по-московски дорогой да и готовили так себе. Оказывается узбеки умеют невкусно готовить! Из примерно полусотни позиций в меню в наличии было 3-4. Алкоголя не было никакого. Хорошо, что захватили с собой французский коньячок из дьютика в Шереметьево. Он скрашивал впечатление. Ездили пообедать-ужинать на “Бочку” рядом с Чарваком. Там всё вкусно и дешевле. Ехать примерно 30 минут. Нас возил местный киргиз на своей “ниве”. Туда-обратно с ожиданием 150 тысяч сумов (1000 рублей). Территория отеля – чудесная. На склоне горы. Хвойные деревья. Виды – потрясающие.
Как я понимаю в планах властей, построить в этом месте несколько новых гостиниц, а эту — скорей всего снесут. Очень жаль. При некотором ремонте и реновации мебели и смене менеджмента, она могла бы быть очень клёвой и атмосферной.
Вообще там потрясающе красиво. Все вот эти бардовские песни про Бричмуллу, Чимган и проТчее наполняются своим естественным смыслом. Башку срывает. Понимаю предыдущее поколение советских людей, которые раз за разом возвращались туда туристами, альпинистами и просто любителями. Как плохо себя чувствуют те, кто был вынужден уехать оттуда после того как грянула нэзалэжность.

Бельдерсай – каталка
Как я понимаю, под Ташкентом есть две зоны катания – Чимган и Бельдерсай. На Чимгане – не был. Говорят – беспонт. Бельдерсай выглядит следующим образом. Есть древняя советская креселка. По её окончании – бугель, за ним – ещё один. Трасса одна. Широкая. По ее краям разной степени раскатанности-убитости пухляк. Один подъем стоит 15000 сумов (100 рублей). Ски-пассов – нет. Трасса приятная, хотя и крутенькая. Есть сложные участки, Узкие, кочковастые. Например, чуть ниже окончания креселки. При мне группа туристов числом эдак 20 из Гонконга с энтузиазмом фотографировала антикварную креселку. Примерно также как какую-ньть гробницу Улугбека. Потом им предложили на ней прокатиться. Китайцы с некоторым ужасом посмотрели на это дело. Но потом восточный фатализм взял верх и они храбро отправились в неизвестность. Вроде всем понравилось.
Один день температура была 12 градусов. Тепла! +12С!! Трасса стала липкой и тяжёлой. Я убил и без того не очень бодрые мышцы за два спуска. Зато на следующий день после ночного снега трасса была близка к идеальной. Трассу особо не готовят, но ей это особо не вредит. Народ с удовольствием гоняет по обочинам на бордах. Вроде живы все. Включая ёлки :)
Инструктор для Крупского стоил 80 тыщ сумов. За три часа я платил 150 тыщ. Учить Крупского не надо было, инструктор за ним приглядывал, что бы Крупский не убился об йолку :) Инструктор Атабек – одновременно весёлый и невозмутимый. Киргиз, кажется. Или казах. Я так и не понял. Сросить — постеснялся. Самое главное – не смотреть на них как они друг за другом по склонам гоняются. Тогда немного страшно становится. А так – нормально. За день проката за ботинки-лыжи-палки для Крупского брали 85 тыщ сумов (575 рублей).
На Бельдерсае большинство народу приезжает просто покататься на креселке и побухать чуток. Много романтических парочек. Бордеров-лыжников – куда как меньше половины.

Перелет в Ургенч
Из Бельдерсая рванули в Ташкент. Нас ждал в ресторане “Караван” Мурат. Как часто бывает, моё желание отблагодарить кого-то обедом в ресторане привело к новой любезности со стороны местных людей. С нас не взяли ни копейки. Так было и в Турции и в Иране. В “Караване” нас встретил владелец заведения Тимур. Накормил восхитительным пловом и острым салатом из овощей. Я как-то с непривычки быстро накидался грузинской чачей узбекского производства :) В результате особо пообщаться не удалось. Ну теперь уж до слудующего раза.
Узбекские авиалинии повели себя идеально. За перевес багажа с нас взяли 35 тыщ сумов. Взлетели и сели – секунда в секунду. Стюардессы – были очень симпатичные. Зачем-то во время сверхкороткого перелета (летели около часа) нас пытались накормить чем-то. По виду это были какие-то черствые булки с начинкой. После обильного и роскошного обеда в “Караване” даже смотреть на них – было святотатством. Летели на эйрбасе-320. Жалко, что не попали на Ил-114. Было бы очень интересно. Что-то не везет мне на авиа-экзотику. Что в КНДР, что в Узбекистане. В Ургенче багаж выдали стремительно. Наш трансфер нашелся быстро. Молодой парень с нэксией. Крупский с ним быстро подружился.
Дальше было интересно. Полбагажника любой нэксии в Узбекистане занято баллоном с газом. У нас – три чемодана, три рюкзачка, двое лыж, трое человек. Рядом мгновенно образовалась группа поддержки из 4 аксакалов-таксистов, которая не помогая, давала многочисленные противоречащие друг другу советы. Минут через 15 нашли веревку и с открытым багажником и с торчащим более, чем наполовину багажом поехали из Ургенча в соседнюю Хиву. Каким-то чудом ничего не потеряли. В Хиве мы заехали в настоящие крепостные ворота средневековой крепости и подъехали к гостинице.

Гостиница Зухра
Заведение, где мы остановились, называется пышно, цветисто и длинно – Khiva Zoukhro Boutique Hotel. Реально это небольшая милая уютная семейная гостиничка в старом городе. Реально до всех достопримечательностей там метров 20. Персонал очень дружелюбный. Постоянно по всем вопросам предлагали помощь. Персонал-семья живёт тут же. Завтраком кормили в национальном стиле на полу за низеньким столиком. Завтрак был чуток лучше, чем в Бельдерсае, но все равно – ничего особенного. Что-то турецкие четыре звезды и шведский стол нас разбаловали вконец. Вообще, как я понял, завтраки в Узбекистане – не их сильная черта. У турок это как-то традиционно покруче.
В гостинице кроме нас были очень славные немцы. С ними было интересно поговорить за Volksdeutsche из Казахстана, за ГСВГ, за турок в Германии, за жизнь, за много чего ещё. Из всех западных людей вообще-то немцы и финны – самые клёвые и человечные на мой взгляд.
Что мне запомнилось — это идеальной жесткости кровати, именно такие как мне нравятся. Там поверх стандартного упругого матраса один слой местной подстилки простёганной. Чёрт, забыл как называется. Напомните, кто знает, а? Курпачи?

Хива
Вообще Хива место удивительное. Примерно полтора квадратных километра старинной застройки. Все дома сделаны из соломы, гавна, палок и глины. Только крыши и рамы из более иль менее современных материалов. На цементе там принято экономить. Все надо потихоньку подмазывать и чинить, но в целом – дома из глины стоят столетиями и ничего с ними особо в сухом тамошнем климате не делается. По старому городу очень приятно гулять, когда туристы, торговцы и молодожёны наконец сваливают. Старый город очень похож на историческую часть иранского Йазда. Очень советую забраться на стену города на закате. В пустыне закаты кроваво-красные-фиолетовые и очень красивые. Аж мурашки по коже. Я ходил по старому городу с местным гидом. Большую часть времени мы провели в пятничной мечети. Там была классная коллекция резных деревянных колонн. Каждая донельзя уникальная. Он мне долго рассказывал про всяческий тамошний символизм.

Вообще этот угол Узбекистана, как я понимаю, одно из самых депрессивных мест. Может быть только Каракалпакия ещё хуже. Местные говорили, что работы нет никакой. На туризме можно прокормить несколько тысяч людей максимум. В средневековье – это был один из ключевых оазисов на шёлковом пути. Стриг бабло на транзите и сервисе. Типа нонешнего Сингапура. Нынче Хива/Ургенч – транспортный тупик. Когда летели из Ургенча в Домодедово в салоне кроме нас были толковые на вид обветренные работящие мужички. Мой сосед по креслу в салоне работает бульдозеристом в Калуге. Работой доволен. Живет в общаге с земляками. Платят аккуратно, по узбекским меркам очень хорошо. Домой летает пару раз в год.

Автотранспорт
В Узбекистане на заправках в основном только 80-й бензин. Больше половины транспорта переведена на газ. На 90% весь транспорт – местной сборки. Самая распространенная машина – нэксия их то ли 3 то ли 4 поколения уже случилось. Машина узкая, тесная, неудобная. Говорят, хороша на дальних поездках из города в город за счет длинной базы. Почему-то делают только с кузовом седан. Бегают очень много Tico, Matiz, Spark. Постоянно за городом видел человек 6 в матизе. Более большая тачка Cobalt. Самая крутая – Captiva. Это типа внедорожник, у нас стоит лимона полтора, насколько понимаю.
Однако у Узбекистане есть моя горячая четырёхколесная любовь – микроавтобусик Damas. Там трехцилиндровый моторчик меньше литра объемом. В него можно плотно погрузить либо половину небольшого кишлака, либо тонны полторы груза. Мотор там под креслами водителя и переднего пассажира. По длине – меньше жигуля-классики. Все предельно аскетично. Ничего лишнего. Карбюратор!! Никаких глупостей типа гидроусилителя, всякой там курсовой устойчивости, кондиционеров, ABS и прочих бусурманских аббревиатур. Никакой электроники, только электрика. 101% функционал. Все по самурайски просто. По трассе валит уверенно километров 90 в час. Говорят, разворачиваетя на месте, втискивается во все щели и паркуется, где угодно. Без груза на нем страшно ездить – очень легкий. Поэтому иногда специально балласт берут – мешок камней или бак с водой – на заднюю ось. В горах дамасы любят переворачиваться – их тогда просто руками ставят на место и едут дальше, если он далеко не улетел. Жаль, что у нас не продают это чудо.

Филология
Официально у них принята латиница. С русским наследием борятся. Официоз весь на ней. Однако, как я понял, когда надо написать, что б всем было понятно – пишут по-узбекски кириллицей. Ещё с латиницей какая-то засада – буква “Х” по-узбекски латиницей изображается либо “Kh” либо “H”, либо вообще “X”. Какой-то системы не уловил. Есть же в армянском языке две буквы “Р” в конце-то концов! Ввоз иностранных книг в страну не поощряется и облагается конскими пошлинами. Что приводит к их недоступности. Говорят, состоящий из нескольких хорошо изолированных друг от друга регионов Узбекистан – сохраняет сильные региональные (подчас взаимно не совсем понятные) диалекты. Литературным считается не столичный, а андижанский/ферганский (?) язык. В Хиве общался с сильно пожилой тёткой, она преподавала русский в школе ещё в советское время. Уверяет, что уровень образования и культры в целом сильно просел. Впрочем, русский учат для того что б работать в России. Парень молодой на ресепшене в гостинице просил меня поговорить с ним по-английски для практики. С русским у него было все более или менее в порядке.
С орфографией в Узбекистане как-то непонятно и причудливо. Одни и те же слова пишутся по-разному. Особенно гуляют буквы “А” и “О”. То “чайхона”, то “чойхоно” и все мыслимые сочетания.
Ещё понял, что (1) по-узбекски надо говорить либо идеально, либо не говорить совсем (2) по-турецки не надо пытаться разговаривать.

Имперская пятиминутка и за политику
Вообще Узбекистан место очень интересное и производит сложное впечатление. При мизерном количестве оставшихся русскоязычных до сих пор очень много вывесок по-русски. Почти везде по-русски понимают. Жизнь существенно упростилась со времен СССР. Авиастроение успешно загубили. Многие отрасли промышленности – тоже. Трамвай в Ташкенте кончился, впрочем строительство метро продолжалось и во времена нэзалэжности. Местные говорили, что метро хотя и красивое, но спроектировано как-то крайне бестолково. До спальных районов не доведено и бедный в своей массе народ ездит на маршрутках потому как не хочет пересадок. Вообще предыдущему правителю удалось удержать довольно бедную и разобщенную страну от гражанских войн и развала. Про Узбекистан говорили, что только большевики свели в этих границах столь разные в этническом смысле народности. На улицах видел какое-то гигантское количество милиции. Зеленые мундиры были каждые 100-150 метров. Насколько понимаю, по количеству гастарбайтеров Узбекистан конкурирует с Таджикистаном. То есть с работой там очень-очень тяжко. Нас остановили на трассе при въезде в Ташкент тамошние гаишники и пока убеждались, что наш водитель не пьяный, потрепался чуток со старшим лейтенантом. Он меня с моей бородой называл “ота” :) Говорил, что бывают усиления по поводу приезда иностранных делегаций или ещё кого. Тогда выгоняют на дороги вообще всех включая архивариусов и сисадминов компьютерного центра. Хотя в целом место у них спокойное.
За политику с узбеками особо не поговоришь. Это не грузины :) Сильно не одобрят киргизов, которые бунтуют каждые 2-3-4 года, а жизнь от этого у них всё хуже становится. Слегка завидуют казахам, что у них нефти и бабла больше, но считают себя более культурными, чем они. Про Узбексистан говорят, что жизнь на полмиллиметра улучшается каждый год, правда очень уж медленно. С новым начальством связывают надежды на ослабление самых странных и нелепых ограничений. Например, отменили множественность курсов валюты. Что благо. Начали разгребать конюшни с таможней. Вообще гуляя по Ташкенту все больше убеждаюсь в своей мысли, что республики в Союзе как-то довольно жирно жили. Центр застроен в сталинские и особенно в брежневские времена крайне добротно. Бельдерсай тоже 30 лет назад был весьма и весьма высокоуровневым по тем временам местом. В родном Новосибирске всё как-то было попроще, победнее и поаскетичнее. Хотя численность населения примерно такая же. Да и поголоднее у нас было в те времена намного.
Советское образование ценится высоко, особенно в медицинской сфере. Про педиатора нам говорили — “он хороший, еще советский”.
Вообще туризм, конечно в Узбекистане – тема. Мешает многое.
(1) Дорогие перелёты до/из Узбекистана
(2) Уровень сервиса, несомненно. Мне, конечно, прикольна всякая экзотика. Но, например, семья, привыкшая к Турции-Греции-Испании-Кипру ожидала немного другого. Да, они разбалованы и, возможно, испорчены, но большинство современных платежеспособных туристов именно таковы. Если для крохотной Абхазии нишевый туризм ещё приемлем, то для огромного Узбекистана — увы нет. Надо ориентироваться на сложившиеся хотя бы средние стандарты.
(3) Уровень гостиниц. Персонал каждый по отдельности чаще всего старается, но сквозной системы нет. Косяки, накладки, несогласовнность. Чаще всего продолжается аммортизация советских основных фондов. Без новых капвложений. Опять таки удивляюсь какой могучей страной был СССР.
(4) Надо додавливать коррупцию хотя бы до того уровня, что б с ней туристы не соприкасались.

UGC-DME отлёт
До аэропорта в Ургенче доехали на дамасике. Шофер нам помог затащить вещи внутрь. Внутри все с интересом смотрели на лыжи. Многие в местной пустыне их видели первый раз. При регистрации багажа нам показывали на лыжи и намекали, что за них оо-о—о-очень большая доплата, если в белую. Типа “российская авиакомпания и у них всё строго, это с Узбекистон хавва йуллари можно договориться” Предлагали решить вопрос за 100 долларов. Я тупо талдычил: «посчитайте сколько я должен по правилам перевоза багажа». Меня мурыжили-мурыжили и потом сквозь зубы озвучили доплату в 35 евро. Я оплатил по курсу сумами. В результате проходил все контроли последним. На таможне и в секрьюити там вообще милейшие люди. Я им показал, как вскрыть чемодан шариковой ручкой и рассказал про каталку в Бельдерсае.
Уральские авиалинии взлетели и сели строго по расписанию. На удивление из всей поездки самое плохое впечатление оставил вроде как первоклассный и распальцованный Аэрофлот.
Послевкусие от поездки осталось хорошее. Если подгонят информацию о соляной пещере/галотерапии, то обязательно вернемся либо в Заамин, либо в Термез. Хотя может сработает вариант с Чанкыры в Турции.
В Узбекистане почему-то везде встречаешь хороших людей. Спасибо, Лиля, Лариса, Марина, Мурат, Тимур и Тимур.

5 комментариев

  • Куврук:

    Еще один Наркисс. Монолог сытости и самолюбования. Прогулка плантатора по пампасам. Странный порядок мыслей, еще более своебразный способ их изложения. К чему он все завинчивает и вымучивает. Сидел бы лучше дома, пил чай с молоком, и не изводил бы себя бесцельными поездками, неуместными сравнениями и детскими советами. Или делал бы это чуть тише, про себя…

      [Цитировать]

    • vadim:

      Знаете, есть такой жанр «блог», пишется практически для себя и своих близких друзей, ну и тех кому интересно, не нужно так волноваться. Вы же восточные люди :) Автор наверное даже не подозревал что его текст куда-то перетащут (кстати картинки забыли взять).

        [Цитировать]

    • genezone:

      Написано, вобщем, довольно нахраписто, но во многом автор прав. Например про обслугу в сфере туризма. Некоторые наши товарищи бизнесмены считают, что достаточно в махалле, на какой-нибудь сарай навесить вывеску «Бухоро» и приляпать пять звездочек — и, вуаля, готова гостиница, можно стрич бабло с туристов.

        [Цитировать]

  • ANV:

    Настоящее «путешествие дилетанта»! )))

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    Туризм и прочие «прелести» нашего края слабо развиты(скорее всего в зачаточно-застойном развитии) и это реально так.Бельдерса и Чимган-полный отстой и нечему удивляться-вся инфраструктура из 1980-х годов ещё и в преди один туман в развитии-27 лет мусолятся всякие «желания» от правительства,а воз и ныне там-только всё разворовывается и дальше.Про отель «Бельдерсай» описано верно-полный отстой во всём и с едой тем более.Про Чимган-так вообще и слов нет-одни слюни-бардак,бедлам и грязь с выколачиванием денег из карманов бедных людишек городских,приехавшие подышать свежим воздухом и таким образом освежиться со своими детьми от дури городской.
    А про остальные города и веси.так это так-же как говорить про «за 101 километр Московии»-всё одно и тоже и нет в областях никакго развития.
    В остальном все жалобы и восторги по оплатам всяко-разным,видно что паренька поимели на бабки однозначно,ибо турист тут-это жертва!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.