Забытый генерал Tашкентцы История

Юрий Флыгин, историк

19 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Кауфмана, первого генерал-губернатора Туркестана.

Род фон Кауфманов происходил из Швабии, чьи земли ныне поделены между Германией, Францией, Швейцарией. В России их потомки появились в 18-ом веке, все были военными.

Сам Константин Петрович после окончания Главного и Николаевского инженерных училищ, служил в Польше, затем 13 лет в Кавказской армии.

Кауфман прославился в Крымскую войну, при осаде и взятии Карса (1855), крупной и важной турецкой крепости, ее обороной руководили англичане.  Именно полковнику Кауфману было поручено принять капитуляцию от британского генерала Вильямса.

После генерал-майор Кауфман занимал ответственные посты в Военном министерстве.

От предков у Кауфмана только фамилия и осталась. Известный историк-востоковед, генерал-лейтенант М.А.Терентьев писал: «Человек большого ума и обширных знаний, Кауфман соединял с этим чисто русские взгляды на государственные задачи России, несмотря на немецкое происхождение». Сам Константин Петрович был православным.

Летом  1867 года император Александр II назначил генерал-адъютанта Кауфмана главой только что образованного Туркестанского генерал-губернаторства.

Кауфман тщательно готовился к новой службе, прочитал все, что можно было найти о Средней Азии, основным источником была незадолго до того напечатанная книга А.Вамбери, которого Кауфман потом уличил в многочисленных неточностях и вымыслах. Он также посетил этнографическую выставку в Москве, где был Туркестанский отдел.

В Ташкент Кауфман прибыл 7 ноября 1867 года. За 14 лет его правления российское присутствие в регионе было расширено от Ферганской долины до берегов Каспия. Генерал всегда пытался сначала договориться по-хорошему. Об этом говорит обширная дипломатическая переписка Кауфмана с ханами и эмирами. В ней видно, как командующий грозной армией увещевает, просит, предостерегает, предлагает дружбу и сотрудничество. Увы, властители того времени, находившиеся в плену геополитического невежества, отвечали высокомерием, оскорблениями, провокациями.  Но именно при Кауфмане Туркестан был окончательно избавлен от позорной работорговли, разбойных нападений на купеческие караваны, от бесконечных междоусобных  войн, от диких феодальных порядков и мракобесия.  Все это сохранилось только в «британском» Афганистане…

Сегодня гораздо более важна другая ипостась К. П. Кауфмана – его административная деятельность.

Так, он был инициатором создания Управления учебными заведениями, что положило начало развитию широкой сети народного образования. По его же инициативе, была открыта Учительская семинария в Ташкенте, чьи выпускники несли свет знаний по всем уголкам губернаторства.

При всей огромной занятости, Кауфман даже занимался таким узким вопросом, как учебники для «коренных» школьников.

Кауфман лично вел переписку с министром народного просвещения империи, выбивая для учителей приличные зарплаты.

Он был сторонником того, чтобы в русских школах и училищах изучались языки народов Туркестана, полагая, что их «преподавание полезно».

Кауфман также стоял у истоков зарождения русско-туземных школ. В них, кроме «великого и могучего», арифметики, изучались также родной язык и мусульманское вероучение. Это делало их довольно популярными для местных жителей.

Кауфман лично привез из Петербурга две тысячи книг для первой в крае общедоступной Туркестанской библиотеки, которая стала предшественницей нынешней Национальной библиотеки Узбекистана.

При Кауфмане начала выходить первые  газеты в Средней Азии – «Туркестанские ведомости» и «Туркистон вилоятининг газети». При нем же открылся первый музей в Средней Азии, из которого впоследствии вырос музей истории Узбекистана.

С именем Кауфмана связаны первых научные экспедиции Н. А. Северцова, А. П. Федченко, И. В. Мушкетова, А. Ф. Миддендорфа.

Первая обсерватория, метеорологические станции, топографический отдел, картографирование региона-все это также Кауфман. При нем начали застраиваться Ташкент, Самарканд, Коканд…

К.П.Кауфман с первых шагов выстроил взвешенную и дальновидную политику по отношению к исламу. Она напоминает нынешний принцип отделения церкви от государства. Генерал-губернатор действительно лишил исламское духовенство возможности влиять на власть (этого не могла и Русская Церковь), одновременно исключил какое-либо вмешательство власти во внутреннюю духовную жизнь мусульман.

Кауфман вынашивал план соединения Ташкента с Россией железной дорогой через Оренбург, но не успел. 25 марта 1881 года Кауфмана сразил инсульт, после которого он уже не оправился. В ночь на 4 мая 1882 года устроитель Туркестанского края скончался. Кауфман был погребен сначала рядом с знаменитым  сквером Ташкента, а потом перезахоронен в новом Спасо-Преображенском соборе, что стоял на нынешней площади Мустакиллик. Храм был взорван большевиками в 30-е годы, бесследно исчезла и могила Кауфмана….

200-летие «устроителя Туркестанского края» отмечает, практически, только российская диаспора. И напрасно. Из истории Туркестана это имя уже никогда не вычеркнешь, оно вписано в анналы. И вполне заслуживает, чтобы большие труды генерала Кауфмана нашли отражение в названии улицы, какого-либо объекта в Ташкенте,  мемориальной доски, наконец.

 Источник.

9 комментариев

  • OzodbekUSA:

    Это одно из тёмных периодов нашей истории, когда ханы и эмиры будучи в глубоком сне, допустили завоевания Царской Россией Центральной Азии. Я считаю этот период нашей истории позорным для ханов и эмиров, так как по большому счёту по их вине, обычные люди (патриоты) того времени не смогли отразить агрессию Царской России. Позже, начались не менее тревожные времена. К власти пришли большевики и окончательно разделили Туркистан на части, как это сделали англичане в Индии.

      [Цитировать]

    • Куврук:

      Какой вздор! А вины «ханов и эмиров», которые до появления русских держали свой народ в нищите и мракобесии, резали народы Туркестана в кровавой междоусобице — нет? Или это были ангелы небесные, которые мирно посапывали в «глубоком сне». Зато записные среднеазиатские «патриоты» всегда наготове, всегда знают, кто виноват, и в кого ткнуть пальцем. И всегда попадают в кого угодно, но только не в себя. Уже давно нет в Туркестане имперских русских и даже большевиков, как нет и англичан в Индии, а все кто-то виноват, что счастья нет. Спросите у Озодбека, он подтвердит.

        [Цитировать]

    • AK:

      в Ср.Азии было примерно как в Джидде в 1895:

      «.. Нравы жителей Джедда не отличаются особою чистотою, что нужно приписать существованию невольничества и торговому характеру города, полному иностранцев, собирающихся сюда почти со всех концов света. Здесь, как впрочем и во всем Гиджасе, в обычае содомитство, называемое в Средней Азии бачебазством, и неизвестно, кто у кого заимствовал этот позорный грех, за который у европейцев полагается уголовные наказания — туркестанцы ли у арабов, или же арабы у туркестанцев… Под городом есть также разные притоны, находящиеся без всякого наблюдения со стороны местного начальства в медицинском и санитарном отношениях. ..»

        [Цитировать]

    • IMM:

      «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.»(Коран сура 60 аят 8)

        [Цитировать]

  • AK:

    Воспоминания о генерал-губернаторе Кауфмане печатались в «Туркестанском литературном сборнике».
    Одним из авторов воспоминаний был Шакирзян Ишаев — учившийся в туземной русской школе, окончивший медресе и ставший муллой, потом работавший в русском консульстве в Джидде (в 1896 в журнале «Среднеазиатский вестник» были опубликованы его путевые записки о Джидде и хадже в Мекку)

      [Цитировать]

  • виолав:

    Ура, Куврук вернулся, без него было скучновато…

      [Цитировать]

  • Кадыр:

    Полностью солидарен с уважаемым OzodbekUSA. А уважаемый Куврук видимо сторонник спора ради спора.»Уже давно нет в Туркестане имперских русских и даже большевиков, как нет и англичан в Индии, а все кто-то виноват, что счастья нет.»А кто винит кого-то в сегодняшнем положении дел и кто говорит, что счастья нет? В свое время Британская и Российская империи враждовали, поделили мир между собой, образовали колониальные системы. Это всему миру известно, нравится это кому-то или нет. И те и другие в один голос утверждали, что несут передовую культуру отсталым народам закабаленных ими стран.

      [Цитировать]

    • Куврук:

      «несут передовую культуру отсталым народам закабаленных ими стран».
      Вы хотите доказать обратное? И сейчас развитые страны несут передовую культуру отсталым народам, которые также закабалены (зависят от иностранных кредитов, технологий, поставок оружия, внешнеполитической поддержки, от возможности продавать сырье — нефть, газ, хлопок и т.д. ). Остальное — про колониальные системы, закабаленные страны и пр. — это по части лексики и риторики времен агитпропа. Здесь вы явно ошиблись во времени и напоминаете старика Хоттабыча, перенесенного в другую эпоху и еще более иную ментальность.

        [Цитировать]

  • IMM:

    К сожалению,примитивные «черно-белые» оценки исторического прошлого свойственны или «манипуляторам» от истории(есть корыстный интерес) или «детям»(людям с «детским» мышлением — отсутствие достаточного уровня знаний и неумения анализировать ) или (совсем нехороший случай) людям с наличием «синдрома жертвы»(им всегда представляются избиения,изнасилования,закабаления и пр. что и переноситься на всё остальное).Надо действительно беспристрастно относиться к прошлому.Прошлое это «мост» между настоящим и будущим и если выбирать только «гнилые брёвна»(а в данном случае всё же есть из чего выбирать)то этот «мост» гнилым и получиться

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.