История одной встречи Разное Ташкентцы
6 ноября 1976 года. Теплое раннее утро. Настроение бодрое, деловое. В это утро я, лейтенант милиции, очень торопился на службу – должен был проходить строевой смотр в Министерстве внутренних дел Узбекистана. А приказом министра я был назначен в отделение знаменосцев по выносу знамени МВД.
Быстро оделся, привел себя в надлежащий офицерский вид и бегом выскочил на улицу Дружбы народов, стал останавливать попутные автомобили до центра города. Время неумолимо двигалось вперед, но ни одной из восьми машин было со мной не по пути. Чтобы не опоздать, решил рысцой преодолеть внушительное расстояние до здания МВД. Пробежав около 200 метров, увидел «Волгу», ожидавшую зеленого света светофора для проезда через улицу Мукими. Пробежав еще немного, услышал шум мотора, остановился, поднял выше руку, — и вот счастье: «Волга» мягко остановилась. Открылась передняя дверца. Обратился к водителю: «Куда едете?» Он ответил: «В центр». «Можно мне с вами доехать?» — спросил я. С заднего сиденья послышался мужской голос: «Садитесь, садитесь, конечно, довезем!»
Получив разрешение, хотел сесть рядом с пассажиром, но водитель указал мне место около себя. Я стал вежливо им объяснять, почему останавливал машины. Разговор с пассажиром начался непринужденно, практически на равных. Этот человек с очень добрым и умным лицом, а также строгой, но располагающей к себе внешностью почему-то внимательно меня слушал, особенно когда мы начали говорить об автомобильных дорогах, их плохом состоянии, «пробках» и о том, сколько здесь и на подобных перекрестках совершается аварий, нередко со смертельным исходом.
Доехав до очередного перекрестка, попали в длинную очередь авто, медленно двигавшихся в разных направлениях по сигналу офицера-регулировщика. Я попытался выйти из машины и попросить его пропустить нас вперед без задержки, но пассажир с заднего сиденья меня остановил и сказал: «Успеем, долго нас не задержат». Зашел разговор и о разгрузке подобных перекрестков путем постройки мостов и тоннелей. Он сказал: «Да, жизнь этого требует, количество автотранспорта с каждым годом увеличивается, население растет, народ богатеет, республика большими темпами развивается». Я привел пример возведения мостов в Волгограде, где перекрестки разгружены, пробок и аварий не бывает. Мой собеседник подтвердил это, сказав, что бывал в городе-герое… Около четырех минут мы продвигались вперед, а когда поравнялись с регулировщиком, офицер с жезлом вытянулся и, приложив руку к козырьку фуражки, долго держал ее, пока мы не отъехали более чем на 50 метров. Посмотрев на часы, я успокоился, что прибуду на смотр своевременно, даже чуть раньше. Поблагодарив своего собеседника за разговор, поинтересовался, как бы передать их руководству республики для практической реализации. Он, улыбнувшись, задумчиво ответил: «Да, передать бы…», и как-то особенно поблагодарил меня за беседу, сказав: «Спасибо, лейтенант».
После моста у «Пахтакора» «Волга» свернула направо к зданию ЦК КП Узбекистана и остановились у центрального входа. Мой собеседник быстро вышел из автомашины и сказал водителю: «Отвезите лейтенанта к подъезду министерства и возвращайтесь, ждите меня здесь». Мне же он, подняв голову и указательный палец вверх, «пообещал» передать большому руководству наши предложения.
Мы поехали. Я спросил у водителя, кто этот добрейший человек, умеющий слушать и слышать? Тот удивленно поинтересовался, разве я никогда и нигде его не видел. Я ответил отрицательно. Он немного притормозил машину и сказал, что это Шараф Рашидович Рашидов – глава Узбекистана. Я ему не поверил, потому что того должна сопровождать милицейская охрана, а ее не было. Он пояснил, что Шараф Рашидович не любит ездить с охраной, особенно в день своего рождения, то есть сегодня, а надежная охрана у него – сам водитель. Он ежегодно возвращается по этой автотрассе из Джизака в Ташкент в свой день рождения, такая у него традиция. Оказалось, увидев меня бегущим в парадной форме с поднятой рукой, попросил остановить машину и подвезти. Я вгорячах стал упрекать водителя почему он не сказал, кто его пассажир, тогда я бы держал язык за зубами. А теперь влип в такую историю, что меня наверняка уволят из органов внутренних дел с большим позором… Водитель Кадыр засмеялся, стал по-дружески успокаивать и пообещал, что все мои волнения и переживания по поводу случившегося напрасны, но он обязательно все передаст Шарафу Рашидовичу с надеждой, что давления на меня не будет.
Когда машина тронулась, я повернулся и увидел на крыльце МВД двоих заместителей министра, ожидавших приезда нашего руководителя. Поравнявшись с ними, поприветствовал, а когда зашагал дальше, за спиной услышал: «Непонятно, как это лейтенант приехал на машине Шарафа Рашидовича, надо бы разобраться». После строевого смотра по прямому телефону меня вызвал министр. Раньше такого никогда не было, обычно всех вызывала к нему секретарь приемной. Начало нашего разговора прервал звонок правительственного телефона. Министр поднял трубку, произнес: «Здравия желаю, с возвращением, Шараф Рашидович!» — и жестом указал мне выйти из кабинета. О чем они долго разговаривали, не знаю. Но когда по приглашению вновь вошел в кабинет, разговор был коротким, конкретным. Какого-либо намека на случившееся не было.
Время шло. Ташкент стремительно менялся, во многом благодаря усилиям Шарафа Рашидова. И начатая им благая работа была продолжена в дальнейшем – по сей день идет строительство мостов, что позволяет избегать автомобильных пробок несмотря на очень большой количественный рост личного, служебного и общественного транспорта. Много лет спустя после столь неожиданной встречи началось возведение мощного, красивого, длинного путепровода через улицу Мукими. Это случилось как раз на перекрестке, у которого Шараф Рашидович остановил тогда «Волгу». Почти ежедневно я приходил на место строительства и любовался, с каким высоким мастерством и старанием трудились наши молодые, настоящие мастера своего дела. Смотрел на ту самую улицу и вспоминал ту недолгую поездку с удивительным человеком, забыть которую невозможно.
Александр Шутов.
Ветеран МВД Республики Узбекистан, подполковник
Источник.
А как же охрана, инструкции по обеспечению безопасности, машины сопровождения. Но написано — по теме, в правильном ключе, от лица простого народа. Весь вопрос — сохранились ли другие воспоминания о Рашидове, кроме пряничных. Именно воспоминания, а не сказки, подобострастия и юбилейные панегирики.
Куврук[Цитировать]
Какой-то мент, опаздывающий на смотр, мнит себя великим строительным пророком и «поцелованным солнцем». Что он такого сказал Рашидову, чтобы его стали третировать на службе?! Наоборот, стали побаиваться, что он на тачиле рашидовской приехал, мало ли чего еще в уши надует. Опять начали лепить кумира из обычного в общем-то любимчика Брежнева, который брал на себя все новые и новые обещания взять хлопковые высоты в ущерб природе и традиционному укладу жизни местного населения.
Сергей Иванов[Цитировать]
Шарафа Рашидовича всегда сопровождал автомобиль ГАИ «ГАЗ-24» с гос.номером 36-01 ТНМ, а с конца 70-х с номером 07-01 ТНС и автомобиль с сотрудниками КГБ. Говорю это с полной ответственностью. Ездил Ш.Р. Рашидов на правительственном «ЗИЛе» или «Чайке». Кандидаты в члены Политбюро на «Волгах» не ездили.
shusha[Цитировать]
фотография автомобиля Ш.Р.Рашидова и тех, кто обеспечивал безопасность проезда
shusha[Цитировать]
Путепроводы, мостовые развязки. Это как героиновому наркоману новые вены добавить. Понимаете о чем я? На первое время облегчает жизнь, и только провоцирует увеличивать дозу. Еще больше машин, и через некоторое время опять заторы. Замкнутый круг. Развивать нужно общественный транспорт с выделенными полосами для них, новые ветки метро. Экономику страны развивать, чтобы не было желания сбежать из кишлаков и малых городков, и увеличить население столицы. Шараф Рашидов конечно вошел в историю республики, но смотреть нужно в будущее. Другое время требует других «героев».
Alex Goodwin[Цитировать]