Брусиловская София. История семьи Гольдштейн История Ташкентцы

Однажды я встретила в автобусе свою знакомую, Софию Брусиловскую. Мы разговорились. С горечью она мне сказала, что её мама родом из Витебска и что в Витебске погибло много родственников во время войны. Она выразила сожаление, что в своё время не интересовалась и не запомнила имён родных, о которых ей рассказывала мама. Зная по опыту, что в процессе беседы можно установить много данных, я предложила ей встретиться. И вот что она рассказала.

Роза Гольдштейн (мать Софии), 1924 года рождения до войны жила в белорусском городе Витебске со своей мамой (Рива Давыдовна), двумя старшими братьями (1921 и 1922 г.г.рождения) и одним младшим(1932 г. рождения). София помнит имя только старшего маминого брата, его звали Давыд. К сожалению, имён двух других её братьев она вспомнить не может. В Витебске на одной с ними улице жило несколько семей, их родственников, многие из которых были ремесленниками. Среди них были равин, резник, кузнец и др. Вокруг, в основном, жили евреи. Роза и её братья учились в еврейской школе. Их отца звали Вольф, и это всё, что о нём известно. Когда началась война, он не жил с семьёй.

Рива Давыдовна и её старшие сыновья работали на одном заводе. В 1940 году кто-то на них донёс за неодобрительное высказывание в адрес властей. Однажды на завод явились представители органов, и всех троих, мать и сыновей, арестовали. В 1941 году перед самой войной Риву Давыдовну выпустили. Когда началась война, арестованных сыновей отправили на фронт в штрафной батальон, где они погибли.

При приближении фронта Рива Давыдовна решила эвакуироваться с Розой и 9-летним сыном и поехать в Ташкент, где жила её двоюродная сестра. А многие витебские родственники, к сожалению, по разным причинам остались в городе. В первых числах июля 1941 года Роза Давыдовна с детьми выехала из Витебска поездом. Вскоре, ещё на территории Белоруссии, немцы разбомбили поезд. В создавшейся панике, спасаясь, люди теряли друг друга. Мать и дети также потерялись, дальше их пути разминулись.

Мальчик, оставшись один, вернулся в Витебск. Остаётся только догадываться, с какими трудностями он проделал путь до города. Он был белокурый, голубоглазый и не похож на еврея. Его приняла белоруска, мать его друга. Но долго там находиться не пришлось. Однажды к ним зашёл немец и сообщил, что соседка донесла об укрытии еврея. Он увидел двух ребят, один из которых (белорусский мальчик) был черноволосым, и, указав на него, посоветовал отправить его куда-нибудь, иначе расстреляют всю семью. Редкий случай, были и такие немцы. Тогда еврейский мальчик сказал, что не хочет подвергать семью такой опасности и хочет уйти. Добрая женщина снарядила его в дорогу, дала хлеб с салом, и он ушёл. Ушёл, и след его пропал. Мальчик сгинул в горниле войны.

Роза сумела добраться до Ташкента и начала жить у родственников. Ей приходилось работать на разных работах. Некоторое время она работала на военном заводе, стоя по колено в воде, промывала гильзы для патронов. Ни подробностей пути, ни подробностей жизни Розы в Ташкенте, её дочь София не знает. Зато она помнит, как мать рассказывала ей о чуде, произошедшем в конце войны. 3-го мая 1945 года на рынке в Ташкенте она встретила свою маму. Рива Давыдовна тоже сумела добраться до Ташкента, но почему-то не установила связи со своей двоюродной сестрой. День Победы они встретили вместе.

Они решили вернуться в Витебск и узнать судьбу своих родных. От знакомых они узнали страшную историю. 18 человек родственников до зимы жили в одном доме, скрываясь от немцев и вооружившись. По-видимому, они не подчинились приказу переселиться в созданное гетто. Однако, соседка их выдала. Когда за ними пришли немцы, они вступили в бой и убили несколько немцев. Их схватили, заставили вырыть яму и всех закопали живыми. Ни имён, ни возраста, ни даже фамилий София не знает, и сейчас нет возможности увековечить их имена. Пусть живёт память об их героизме.

Узнав эту страшную трагедию мать с дочерью покинули Витебск и выехали в Винницу на Украину.

На погибших трёх Софиных дядей, маминых братьев, мы заполнили Листы свидетельских показаний, а на маму Розу и бабушку Риву –Регистрационные анкеты для переправки в музей Яд Вашем.

Записала и подготовила Малка Шекин

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.