Улица 9 января и трамвай История

В энциклопедии «Ташкент» написано, что эта улица, одна из старейших, возникла в начале 20 века в связи со сторительством конки и пуском трамвайной линии, связавшей старогородскую часть Ташкента с вокзалом. По берегу канала Анхор, где проходила трамвайная линия, появился посёлок Январьский. В 1936 году рядом с посёлком построен Дом специалистов.

Разве трамвай, связывающий старый город с вокзалом ходил не по улице Навои (будущей)? Кто-то помнит трамвай на улице 9 января? Где он пересекал Анхор?

Обновлено: Нашёл схемы трамвайных маршрутов здесь и здесь, от Бешагача до вокзала ходил 4-й маршрут по улице 9 января.

13 комментариев

  • Фото аватара ВиоЛав:

    Я ещё застала какой-то трамвай, ездила на нём на работу в Узбекбрляшу. Садилась на Бешагаче. Он шёл со стороны 9 Января, через Башегач, дальше сворачивал на Дружбу народов, затем к Узбекбрляшу, потом мимо парка Гагарина, ЦК, Выставочный зал, ЦУМ и т.д.

      [Цитировать]

  • Фото аватара шел мимо...:

    И все-таки, по ул. 9 января от Чорсу до Вокзала курсировал не 4-й маршрут, а ПЕРВЫЙ. Это, кстати подтверждают обе схемы, на которые здесь приведены ссылки

      [Цитировать]

    • Фото аватара татьяна:

      Четвертый маршрут курсировал до ТашГосМИ

        [Цитировать]

    • Фото аватара Янина:

      Cовершенно верно,мы жили около Вокзала и постоянно ездили первым тр-ем на Комсомольское оз. через всю ул. 9 января,мимо Дома специалистов,мимо гидростанции Каскада ТашГЭС, её территория была на берегу Буржара, в низине и с дороги плохо видной из-за деревьев, а там уж и базар с пирожками «ухо, горло, нос»и вот уже над площадью и озером витает стойкий «аромат» мясокомбината…

        [Цитировать]

    • Фото аватара ЕЛЕНА:

      Все верно. шел первый трамвай по 9 января с Беш Агач через мост на реке Анхор и дальше мимо парка Гагарина ,мимо Цума,до рынка на ул Воскресенской.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Усман:

    Да, по улице 9 января опасный трамвайный маршрут ходил, на виражах он задевал окнами дувалы. На Узбекистанскую поворачивал около кафе, которое потом называли футбольным, там винчик хороший был, который называли сухач. На мост, где ЦК, и так далее.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ЕЛЕНА:

    Земляки,привет!В Ташкенте жила 40 лет назад.От Беш-Агача (комсомольское озеро) по ул 9 января ,вдоль набережной Анхор, проходил трамвай 1 и 4 номера.Первый,по моему,шёл на вокзал, а 4- на кладбище.Слева за оградой стояли многоэтажки-два дома военных специалистов.В них проживал высший комсостав Туркестанского военного округа.Там где раньше стоял наш дом, в царское время- бывшая школа, теперь станция метро Узбекистанская.Трамвай переезжал по мосту через реку ,проезжал мимо Крепости,постренной ещё в Х!Х веке.Мимо центрального входа на стадион «Пахтакор».
    От этой Крепости шёл подземный переход с разветвлениями, начиная: Дворец Пионеров-бывшая резиденция Наместника Царя-,далее под всей «Европейской » части города и под нашим домом, и выходил он за пределы Узбекистана,в Оренбургскую область.Насколько я знаю,переходом ни разу не воспользовались в «старые времена» а в Советское время о нём и вообще забыли.Узнали о нём после землятресения 1966 года. А трамвайное депо было на улице Навои.Все дороги трамвайные начинались оттуда…В 1976 году открыли первую очередь метро.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Подземный переход с разветвлениями, соединяющий бывшую Ташкентскую крепость с Дворцом пионеров и в виде ответвления следующий далее в Оренбургскую область действительно существует по сей день. После землетрясения, с 1968 года часть его трассы рассекретили и на месте секретных выходов и вентиляционных шахт построили станции первой очереди Ташкентского метрополитена имени В.И.Ленина. В старом тоннеле заменили рельсы. До этого там были проложены рельсы узкоколейной железной дороги, часть которой уже давно разобрали и использовали для строительства детской железной дороги в парке с Комсомольским озером. Из подземного хода, для детской железной дороги частично был поднят на поверхность подвижной железнодорожный состав (паровоз и вагоны).

    Чиланзарской части тоннеля раньше не было. Для метрополитена её копали заново, открытым способом. В последующие годы от станции Сабира Рахимова тоннель в скрытом виде идёт на большой глубине под Домбрабадским кладбищем и далее до Джизака. Изредка, если повезёт, находясь в православном храме на кладбище Вы можете почувствовать лёгкую вибрацию и услышать как под Вами проходит секретный поезд. Но это только для посвящённых. Прихожане же всегда трактуют это как печальные вздохи усопших душ. Находясь среди могил Вы этих вибраций и звуков не ощутите.

    От станции Горького (ныне Буюк Ипак Йули) подземный ход проходит к зданиям Туркво и Академгородку. Они были построены рядом с подземным ходом на случай экстренной эвакуации. Отсюда подземный ход идёт в Дурмень, Улугбек и далее до своей конечной точки в Кайнарсае (за Чарваком). Ныне в Кайнарсае проводят Рождественские каникулы, послы иностранных государств, которые не выехали в это время в свои страны. Строительство такого дома отдыха для иностранных дипломатов также было сопряжено с возможностью экстренной эвакуации через действующий дореволюционный подземный проход.

    Позднее была рассекречена одна часть ещё одного из ответвлений подземного прохода. Это вторая ветка Ташкентского Метрополитена. От станции Чкалова до станции Беруни. Это был старый проход на котором были построены станции метро. От станции Беруни начинается выход на границу с Казахстаном и далее через Шымкент, Туркестан, Кзылорду, Байконур, Аральск, Актобе, Акбулак до Оренбурга. Эта часть прохода законсервирована, но в связи с новым этапом развития Узбекско-Российских отношений готовится проект запуска по этой части подземного прохода скоростного поезда.

    От станции Чкалова дореволюционный подземный ход проходил только до нынешнего Алмалыка. Продолжение прохода до Ферганской долины было заморожено в связи с началом Первой мировой войны. Тем не менее большая часть проходки через скальные массивы горного хребта были уже выполнены. Поэтому за годы независимости проходка была продолжена и доведена до Ферганы.

    Ещё одно ответвление дореволюционного подземного прохода было использовано при строительстве Юнусабадской линии Метрополитена. Старая часть подземного прохода была на участке станция Айбек — станция Бадамзар. Её продлили через мост над Бозсу. Вскоре будет закончено ещё трёх станций Юнусабадской линии, а дальше она продолжится уже в скрытом виде через границу Казахстана и и уже там соединится с действующей веткой Ташкент — Оренбург. Отсюда ныне проектируются подземные ветки в Алматы и Астану.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      Г-н Ивонин! Вы что, лично все секретные проекты видели? Откуда такая осведомленность?

        [Цитировать]

    • Фото аватара FZL:

      Что за чушь городите ?!

        [Цитировать]

    • Фото аватара Галина:

      Какая прелесть! Как всегда г-н Ивонин опережает даже самые смелые идеи строительства метрополитена. Да что там, метрополитена- берите выше- международных путей сообщения. Как знать, может быть порывшись в тайных соображениях своей коры головного мозга, Виктор Арведович поведает нам о тайной дороге на ту сторону земли — в Америку, которая была построена еще в доисторические времена племенами майя, но забыта. А вот тайный туннель, ведущий в пещеру к гомотангам — это пожалуйста, хоть сейчас открывайте засов на двери в туннеле, и вперед к гомотангам.

      Если серьезно, почему бы не использовать подземный ход до академгородка(я там живу, потому мне очень хочется)? И вообще, почему в момент, когда весь город ждет окончания строительства метро, а тут то денег нет, то материалов нет, а г-н Ивонин молчит и не выступает с инициативой как можно использовать подземные ходы и тем самым, сэкономить деньги ?!

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЕЛЕНА:

        Зря вы ерничаете.Проект был сделан по приказу царя,для того что бы в случае внезапно обострившихся отношений внутри региона(не забывайте о близости Афганистана и усиливающегося внутри страны влияния иностранного,английского капитала,) Россия таким образом предусматривала быстрейшую эвакуацию русского населения в Оренбург.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Трамвай,следуя по 9 января от Беш Агача к Пахтакору,никогда не поворачивал налево в сторону Дружбы народов.По той простой причине,что там был поворот только направо а сторону ЦУМ.Маршрут №1 следовал Старый город(Чорсу,площадь Ахунбабаева и пр.)-Вокзал.№4 первоначально Беш Агач-Больница Полторацкого,позже удлинили Старый город-ТашМИ,а позже маршрут изменили Актепе-ТашМИ через Дружбу народов,поворот на Узбекистанскую,до Пахтакора,далее по старому.Позже,когда по 9 января начался снос домов и трамвайной линии,то №1 тоже курсировал Чорсу-Дружба Народов-Узбекистанская и до Вокзала.Первоначально ул.9 января называлась Татарской,а махалля Арпапая Татарским поселком.Отнюдь не из за того,что там поселились татары.Правильное название было бы Тартарары.Места пропащие и гиблые,так в те времена называли район Беш Агача.Теперь на этих гиблых,пропащих местах стоит Ледовый дворец Хумо арена…ирония судьбы…

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.