«Не памятник Ленину, а памятник эпохе. А значит — место ему в музее эпохи» История Старые фото

Юлия Виткина:
Первый оригинальный памятник Владимиру Ильичу в Ташкенте торжественно открыт 7 ноября 1924 года на территории Главных Среднеазиатских железнодорожных мастерских самими рабочими, на свои средства. На конкурс монумента Ильичу было представлено много проектов, но самым удачным оказался проект начальника кузнечного цеха Резуненко. Вместе с художником Харламовым он предложил для скульптуры Ильича смелую, соответствующую духу революционного времени, форму пьедестала, состоящую из крупных деталей паровоза.

По замыслу создателей памятника в честь «первого машиниста социалистической революции» различные детали имели определенный смысл. Пять рычагов от паровоза символизировали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма. Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, символизирующими двигательную силу истории, партии и рабочего класса. Основой этой своеобразной пирамиды из металла служили пять пар колес, расположенных квадратом. На вершине пьедестала был установлен шар — символ земли.

На нем был установлен бюст Ленина работы Меркурова. Через три года он был заменен гипсовой фигурой Ленина в полный рост, ещё через несколько лет — постоянным памятником.
Источник: http://lenin.tilda.ws/pervye-pamyatniki-leninu

Громобой Худояров: Этот памятник рабочие поставили на свои деньги. Т.е. этот памятник не был государственным, а был общественным.

Правильный текст:Для описания этого монумента совмещу-ка я двух поэтов — В.Соловьева и В.Тредиаковского: «Конструктивизм: хоть зрелище озорно, но мне ласкает глаз оно…»
Можно было бы пройти мимо этого революционного творчества масс в области монументализма, пусть и оригинального в своем наивном конструктивизме, но задавившего конвейерной массовидностью визуальной доминанты площади советской эпохи. Конкретно у этих паровозных рычагов, колесных пар, поршней и регулирующих кулис была историческая коннотация: постамент, равный фундаменту революции.

7 ноября 1924 г., т.е. в годовщину революции, в Ташкенте состоялось торжественное окрытие этого памятника на территории главных Среднеазиатских железнодорожных мастерских. Чудо конструктивизма железнодорожники воздвигли по собственной инициативе и на свои средства. История сохранила имена монументалистов-бессребреников: Проект начальника кузнечного цеха Резуненко, художник — Харламов. Газета «Туркестанская правда» писала о символике постамента: пять рычагов от паровоза символизировали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма. Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, символизирующими двигательную силу истории, партии и рабочего класса. Вся эта пирамида основывалась на колесных парах, составленных квадратом. Т.е., с одной стороны, пирамида могла ехать в любую сторону света на своих колесных парах с экспортным товаром перманентной революции, а с другой,— памятник пока стоял. Пьедестал венчал шар, олицетворяющий землю с бюстом Ленина работы скульптора Меркурова.

Несмотря на недавно случившуюся смерть Ленина, это был уже второй памятник в городе на окраине бывшей Российской империи, где Ленин никогда не был, а вот земляк его симбирский А.Ф.Керенский очень даже был и жил вместе с многочисленными родственниками, похороненными на ташкентском Боткинском кладбище, кроме младшего брата его Федора Федоровича, прокурора, расстрелянного в январе 1919 г. после мятежа бывшего военкома Туркреспублики К.Осипова. Железнодорожники соорудили свое чудо конструктивизма на месте, где в 1919 г. на заводе стояла шестидюймовая пушка, палившая по ташкентской крепости, где засели мятежники, бывшие по сути агентами английской разведки, очень активно действовавшей на территории Туркестана, вплоть до открытой вооруженной интервенции в Закаспийской области.
Первый бюст Ленина в Ташкенте соорудили школьники школы имени Пржевальского еще в июне 1924 г. под руководством своих преподавателей. Школьники водрузили бюст на высокую усеченную пирамиду, изготовленную из недолговечных материалов, и время быстро расправилось с их Лениным.

До 27 октября 1924 г. Ташкент был административным центром Туркестанской автономной советской социалистической республики, которая входила в состав РСФСР. Но начиная с этой даты в жизнь стал воплощаться ленинский план национального размежевания бывшего Туркестана, рулили которым Рудзутак, Элиава и прочие латыши-нелатыши, бросившие зерна этнократии в плодородную туркестанскую политэтническую и поликонфессиональную землю, а главное — напрочь не замечавшие такой этнической составляющей ТАССР, как русский Туркестан (до революции даже газета с таким названием выходила — «Русский Туркестан»).

Образовалась Узбекская ССР, которая, соответственно Конституции СССР, входила в состав СССР. Таким образом, получилось, что революционные железнодорожники начали воздвигать памятник Ленину в России, т.е. в федеративном государстве, а торжественно открыли уже фактически в другой стране — Узбекской ССР, которая формально являлась суверенной и входила в конфедерацию — союз. Мало того, Ташкент, перестав быть административным центром Туркестанской АССР, стал одним из областных центров Узбекской ССР. Столица Узбекистана наметилась в Самарканде, а Ташкент стал административным центром Сырдарьинской области этой республики, потеряв немного в статусе, но железнодорожным узлом-то от этого быть не перестанешь.
Памятник ташкентских железнодорожников опять стал вторым по приоритету. Первый, чуть-чуть опередив, воздвигли в Самарканде на привокзальной площади 19 сентября 1924 г. на основательном скальном постаменте. Но ташкентские железнодорожники, закаленные в классовых боях, не унывали. В 1927 г. они заменили бюст вождя на шаре на его же гипсовую фигуру в полный рост. Автор ее доподлинно неизвестен, но был он без сомнения человеком веселым. Ленин в его редакции был парнем задорным с эпатажно вложенными ручками в брючки.

В 1930 г. дальновидный первый секретарь узбекской компартии Акмаль Икрамов перенес столицу республики в Ташкент. Братья-казахи также претендовали на этот город, сразу за границей города начинались казахские аулы. Рычажно-поршневой Ленин снова оказался столичным. Мимо сновали ремонтники паровозов, тропа к Ленину зарастала кустарником. Первым по важности, высоте и значимости, конечно же, стал Ленин на Красной площади столицы нового Узбекистана.
Новый удар по революционному авангарду Туркестана и конструктивизму нанесла природная стихия 26 апреля 1966 г. В пять часов утра произошло разрушительное ташкентское землетрясение. Рычаги как смвол революции остались целыми, а вот гипсовый Ильич пострадал. Как известно любому человеку старше 20 лет, в СССР на помощь оказавшемуся в беде региону приходила вся страна. Не осиротели и ташкентские тепловозоремонтники. Братскую помощь оказали ленинградцы, приславшие в дар Ташкентскому тепловозовагоноремонтному заводу имени Ильича (так он стал называться) отлитую из бронзы двухметровую скульптуру работы художника Торича. Опять обратимся к газетам тех времен: 3 ноября 1966 года в третий раз состоялось торжественное открытие памятника. Это почетное право было предоставлено ветеранам завода, которые принимали участие в сооружении первого памятника вождю в 1924 году.
Образец рабочего конструктивизма стал стремительно устаревать после 19 августа 1991 г. Это было пострашнее землетрясения. Тектонические разломы пошли от Красной Пресни. Горбачев изображал Керенского, Ельцин сыграл роль Ленина с результатом Гитлера. 31 августа Узбекистан принял декларацию о независимости. Ядовитые зерна этнократии пошли в легальный рост, т.е. приобрели местный конституционный окрас. И похоронили старый Туркестан. На таком слишком ярком колорите рабочий конструктивизм уже не смотрелся. Памятник канул в Лету. И никто ведь не подсуетился продать его на запад: креативный конструктивизм всегда находит своего покупателя.

Да. и снесли его в 1996 г. Это был год памятникопадов. В этом же году снесли памятник «мужики толкают шкаф» на Привокзальной площади. На «Письмах о Ташкенте» есть анонимные воспоминания работника завода, который участвовал в сносе.

Это, если по гамбургскому счету, не памятник Ленину, а памятник эпохе. А значит — место ему в музее эпохи.

7 комментариев

  • Фото аватара Gangut:

    Вспоминаются слова некогда популярной песни – «Я его слепила из того, что было». :-)
    А если серьезно, то до памятника эпохе этому сооружению — ох, как далеко. В историческом смысле он символизирует разве что приезд Ленина в Россию в «экстерриториальном» вагоне. Не более того. А к 1924 году накопилось много и других не менее важных эпизодов, в большинстве своем больно ударивших по местным жителям, что совсем не отражено в этом сооружении. Как памятник лидеру победившей группы он вполне подходит. Но не как памятник эпохе.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Ильдар:

      Чушь какая-то! Эпоха была! Советская эпоха. Плохая ли, хорошая ли, — но была! А памятники (любые!) сохранять надо. Пусть даже они диаметрально противоположные. На этом и учить подрастающее поколение. Учить честно и говорить правду. А что сейчас? Всё на хрен посносили и переименовали, от России и русских за последние 150 лет — один только вред! Такова была фактическая идеология главного параноика и его лизоблюдов. Дай Бог, теперь всё (или почти всё) переменится!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Remark:

        Предложение сохранять все памятники (любые!) представляется вполне разумным, особенно в свете того, что сейчас происходит в южных штатах.
        С другой стороны, если памятники время от времени не менять, то не хватит места для всех, кого современники считают достойным увековечения (век в данном случае не означает интервал в сто лет, продолжительность его зависит от ситуации). Например, центральный сквер за один обычный век успел «увековечить» память Кауфмана, Спиридоновой, Ленина, Сталина, Маркса и Тимура. Если бы памятники не менялись, то для этого потребовалось бы выстроить 6 (шесть!) центральных скверов. А так всем хватило места…

        Примечание. Чаще всего памятники в центральном сквере менялись в советскую эпоху.

        Ещё одно примечание. Что означает пожелание «теперь всё переменится»? Снова менять памятники?

          [Цитировать]

      • Фото аватара Евгений:

        Была эпоха и не одна и каждая оставила свои памятники. Советская эпоха за 70 лет оставила полчища памятников и бюстов джугашвили, берия, хрущёва, брежнева, ягоды, ежова, андропова и что, ходить об них потом всю жизнь ,спотыкаться? А потом следующая эпоха ещё хлеще прежней . Подчищать за собой нужно.

          [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Фото старого памятника Ленину в Ташкенте в украинском журнале «Всесвiт» 1929 г.

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Там же.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Михаил Мишеньков:

    Добрый день, интересно куда делись памятники Ленину на площади, Маркса, был еще Максиму Горькому когда то…где они все сейчас?

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.