Из истории ташкентского «Колизея» История Разное

В соответствии с Программой по совершенствованию деятельности учреждений культуры и искусства, утвержденной Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым, здание Республиканского Биржевого центра «Ташкент» передано в распоряжение объединения «Узбекконцерт». Ташкентцы старшего поколения хорошо помнят, что прежде это был концертный зал, на сцене которого в разные годы блистали многие звёзды отечественной и мировой эстрады. Однако мало кому известно, что в начале минувшего века здесь располагался театр-цирк «Колизей», являвшийся самым крупным театральным зданием во всем Туркестанском крае.

Его владелец Георгий Цинцадзе не принадлежал числу самых богатых предпринимателей города, но был в Ташкенте человеком довольно известным и уважаемым. Он родился в 1868 году в Грузии в состоятельной семье Мирзы Цинцадзе и Вардо Шарашидзе. Когда подростку исполнилось 14 лет, его забрал к себе в Ташкент крёстный Давид Лежава. Поскольку у мальчика был красивый голос, крестный отправил его на учёбу в Германию. Однако вскоре юный Георгий вернулся в Ташкент, так как пение пришлось ему не по душе.

Спустя некоторое время молодой человек женился на Софье Накашидзе–Беридзе, девушке из обедневшего княжеского рода. Кстати сказать, её бабушка была некогда фрейлиной при дворе российского царя Александра III. У Георгия и Софьи родилось семеро детей – один сын и шестеро дочерей.

Обосновавшись в Ташкенте, Г.Цинцадзе решил заняться гостиничным бизнесом и вскоре достиг в этом деле заметных успехов. На свои средства он построил две гостиницы – «Европа» и «Бельвю», первая из которых считалась лучшей в городе.

Являясь большим поклонником театрального искусства, Цинцадзе в 1900 году поднимает перед Городской Думой вопрос о необходимости строительства в Ташкенте грандиозного театрального здания для народных масс, предназначенного для спектаклей, концертов и цирковых программ.

Однако городские власти не поддержали предложение мецената, и он в 1902 году начинает строить театр на собственные средства. Продав гостиницу «Европа», Цинцадзе лишь в 1913 году завершает строительство театра-цирка, расположившегося в центре европейской части города.

Тем не менее, здание начало функционировать еще задолго до официального открытия. В незавершенном виде оно представляло собой не театр-цирк, а полустационарный цирк с железным куполом. В афишах он так и назывался – «Цирк Цинцадзе». Первое представление состоялось здесь в 1905 году – на его арене выступала приехавшая из России труппа Назарова.

В том же году ташкентская публика аплодировала искусству знаменитого клоуна-дрессировщика В.Л.Дурова. Газета «Туркестанские ведомости» писала, что «цирк господина Цинцадзе был настолько переполнен зрителями, что, как говориться, негде было яблоку упасть. Толпы народа стояли в проходах, а несколько десятков зрителей, уподобившись птицам, разместились на стропилах или балках над галёркой».

Однако в последующие годы цирк использовался лишь для театральных спектаклей и концертов, которые шли на сцене, примыкавшей к манежу. Театральные антрепризы, приезжавшие на гастроли из России, показывали здесь спектакли по пьесам Шекспира, Мольера, Островского, Чехова.

Начиная с 1910 года в цирке устраивались сеансы кинематографа, а в перерывах между ними выступали, фокусники, акробаты, музыканты, танцовщицы, певцы, жонглёры, факиры, звукоподражатели. Затем стали проводиться чемпионаты французской борьбы, в которых наряду с известными европейскими борцами участвовали и узбекские богатыри – палваны.

Стремясь привлечь внимание театральных и цирковых предпринимателей к новому зданию, Г.М.Цинцадзе в 1913 году, незадолго до открытия театра-цирка, публикует подробный анонс в международном артистическом журнале «Орган», издававшемся в Варшаве. Давая техническую характеристику сооружения и подчёркивая его универсальный характер, он отмечал, что «всё здание и сцена вполне приспособлены для всякого рода зрелищ: оперы, оперетки, драмы, феерии, балета, цирка, кинематографа и т.п.»

Здание театра-цирка, получившего название «Колизей» было построено по проекту архитектора Э.Ф.Гофмана в стиле «немецкого ренессанса». Фасад украшал балкон, который поддерживала колоннада входа. Во время празднеств и торжеств балкон использовался как трибуна. Небольшие балконы были пристроены и по обеим сторонам здания.

Интерьер был лишён каких бы то ни было декоративных элементов и отличался простотой и строгостью отделки. Манеж, находящийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей – 15 рядов кресел располагались в 4 яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена. В тех случаях, когда она использовалась для спектаклей, места для зрителей устанавливались и в манеже. Театр-цирк вмещал около 1100 зрителей. В здании имелось электрическое освещение. На крыше располагалось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта. При театре-цирке работал ресторан с небольшой сценой для варьете.

Следует отметить, что подобных стационарных зданий, предназначенных и для театральных спектаклей, и для цирковых представлений, в начале 20-го века в России было немного. Они имелись, главным образом, в наиболее крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Харьков и некоторых других. Ташкентский «Колизей», имевший хорошее сценическое оснащение, мало в чем уступал аналогичным зданиям, функционировавшим в России.

Открытие театра-цирка «Колизей» состоялось в декабре 1913 года. Первый сезон здесь выступали театральные труппы. В частности, на его сцене в 1914 году театральной труппой под руководством Абдуллы Авлони была осуществлена постановка первого спектакля «Отцеубийца» М.Бехбуди, положившая начало зарождение узбекского профессионального театра.

Затем партер был переоборудован в манеж и 9 ноября 1914 года здесь состоялось первое цирковое представление. Антрепризу возглавил сам Г.М.Цинцадзе, пригласивший для премьеры лучших артистов, гастролировавших в Туркестанском крае. Через месяц начался чемпионат французской борьбы, который возглавил знаменитый русский борец Иван Заикин.

Как указывалось в газетных объявлениях, представления в «Колизее» шли в этот период в следующем порядке: с 18.00 – сеансы кинематографа, с 20.30 – цирковые представления, с 23.00 – борцовские состязания.

В 1918 году здание «Колизея» было национализировано. А спустя несколько месяцев Ташкент, в котором Г.Цинцадзе прожил интересную, насыщенную яркими событиями жизнь, простился с меценатом: в 1919 году по трагической случайности Цинцадзе был по ошибке арестован вместо своего однофамильца – белогвардейского офицера – и расстрелян.

В последующие годы на сцене бывшего «Колизея» шли театральные спектакли и эстрадные концерты. Ныне в реконструированном здании располагается Республиканский Биржевой центр.

Прошло более ста лет с тех пор, как ташкентский «Колизей» принял первых зрителей. Его владелец Георгий Цинцадзе тогда наверняка и не предполагал, что у этого здания сложится столь интересная судьба, и оно доживёт до нового века. А вскоре под его куполом вновь зазвучит музыка и раздадутся аплодисменты.

Пулат ТАШКЕНБАЕВ, кандидат искусствоведения
Источник.

4 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.