«Мои дедушка и бабушка — герои» История Старые фото Ташкентцы
Руслан Нуриев опубликовал в рамках конкурса. Все сочинения конкурса можно прочесть тут: Менинг бобом ва бувим – қаҳрамон.
Мой прадедушка Абдумажитов Гулям (1897-1965) и прабабушка Абдумажитова Нагима (Надежда Неизвестная-Сигналова,1906-2006) проживали в Мирзо-Улугбекском районе, по улице Дилрабо, 24.
Когда я был ещё школьного возраста, изучая историю, я часто задавал своей маме много вопросов о её дедушке и бабушке: об их жизни, о войне и послевоенные годы. В школе тоже в честь празднования праздника «9 МАЯ» мы на уроках рассказывали о своих близких и родных, о тех, кто воевал на фронте, в фойе школы в этот день выделяли уголок погибшим ветеранам и мы, школьники возлагали цветы.
Прабабушка, мамина мама (далее я буду просто писать «бабушка») не знала своих родителей. В своих воспоминаниях о детстве, она помнила только то, что она, вместе со взрослыми и детьми куда-то ехали на телеге, потом была «перестрелка»… Это было начало ХIХ века, из истории мы знаем, что в то время была – революция.
Ещё совсем маленькой девчушкой, ничего не имея при себе, ни записок, ни документов, и, только зная, своё имя — Надя, она попала в детский дом города Уфы (Башкирия).
Так вот, когда перераспределяли попавших в детский дом детей, моя бабушка не знала башкирского языка и её оставили в русской группе с именем Надежда и записали в книгу регистрации под фамилией «Неизвестная». Но, когда она уже училась в школе и вступая в пионеры, ей дали фамилию «Сигналова». Так она и прожила в данном детском доме до 16 лет. О своих родителях и близких братьях и сёстрах она так и ничего не узнала.
По достижении юношеского возраста, всех подростков раскидали по всему Советскому Союзу. Сначала на поезде их по распределению привезли в Семипалатинск, а потом она со своими однодетдомовцами (Суюнбика и Чингизхан) приехала в Узбекистан в город Ташкент. Молоденькой, худенькой, светловолосой девчонкой, наша бабушка и её подруга Суюнбика устроились на работу в буфет, а Чингизхан портным при Молодёжном театре «Молодая гвардия». Через некоторое время её друзья собрались уезжать в Иран, они уговаривали и бабушку. Как только не уговаривали её друзья детства, но наша «красавица Надя» просто влюбилась — всем сердцем полюбила гостеприимный, солнечный город Ташкент, с его добрыми людьми, с тёплым взаимоотношением — и она осталась здесь навсегда, несмотря даже на то, что у неё никого не было здесь из близких и знакомых.
Прадедушка (далее – дедушка) же жил в другой части города Ташкента. Он был высоким, худеньким, в то же время симпатичным добрым, с красивыми усами, молодым человеком. Так рассказывала про него наша «Надюша». Он в то время работал на заводе Ташсельмаш, а в вечернее и свободное время был учеником-стажёром в парикмахерской. Эта парикмахерская, до сих пор существует, она находится прямо возле остановки Центра Луначарского.
Так вот, дедушка Гулям очень любил ходить в театр. Однажды при очередном посещении театра, он и увидел, нашу «Надюшу». Потом через некоторое время они поженились, и дедушка поменял имя «Надежда» — на имя «Нагима». Так у нашей бабушки появилась большая, дружная, узбекская семья. Несмотря на тяжёлую и нелегкую судьбу, бабушка была очень радостной, так как у неё теперь была семья, были рядом родные ей люди. Жизнь была не из лёгких, но они радовались каждому прожитому дню. Дедушка работал, она хозяйничала по-дому. Закалка воспитания детского дома всегда в ней чувствовалась, даже в преклонном её возрасте.
Они оба любили цветы. Дедушка ухаживал за двором, сажал цветы, выращивал лимоны, ухаживал за ними, как за своими детьми. Соседи всегда восхищались и говорили, что у них был самый красивый, уютный двор – весь в цветах…
Но, в один солнечный день, как чёрная туча, грянул гром — «ВОЙНА». И дедушка не раздумывая, тоже поехал на фронт.
Бабушке, как и всем остальным женщинам, было тяжело, так как она осталась кормилицей в семье. В тот период они проживали в Орженикидском районе. На период войны здесь был дом отдыха, который перевели в госпиталь. И бабушка решила, несмотря на своих маленьких пятерых детей, пойти работать в этот «госпиталь». Целыми днями бабушка трудилась, работала на кухне, готовила обеды, стирала с другими женщинами бельё раненых солдат и офицеров, и только время от времени забегала к своим детям навестить или покормить их. Уставая, она не показывала своей усталости, а наоборот, старалась поднять настроение себе и окружающим, напевала песни, которые знала еще с детского дома, окружающие и военные её очень уважали и ласково звали её «Надя, Надюша».
Моя мама рассказывала нам, что дети находившиеся в доме отдыха тоже помогали взрослым.То есть работали и женщины, и дети помогали им, несмотря на их детский возраст, ну а за награду, кто-то из солдат давал детям – сахарку.
Бабушке было нелегко. А тут ещё один из её сыновей очень сильно переживая отъезд отца – заболел. Недалеко от дома отдыха, находилась железная дорога, по которой время от времени проходили эшелоны, как только они проезжали, он говорил: — » я не люблю тебя – поезд, ты забрал моего отца…». А когда бабушка кормила своих детей, он просил поставить на стол ещё одну тарелку с ложкой, положить на неё кусочек хлеба – долю отца – и каждый очередной раз он говорил: «сейчас придёт отец».
А дедушка тем временем воевал на фронте – за Родину! Как рассказывала бабушка, дедушка после войны стал малоразговорчивым, сидя на топчане, он мог долго задумчиво сидеть, а может ему не давала покоя рана, которую он получил во время боя. На фронте во время затишья, в землянке, дедушку однополчане просили подстричь или побрить. И так, отдыхать, тоже не было времени, то в бою, то за работой по наведению «красоты», т. е стрижки, иногда вспоминая в своих рассказах о войне, что шутя, он говорил однополчанам, с узбекским акцентом: » кто следующий – в бой нужно идти аккуратным и красивым…».
Он прошёл всю войну, от Сталинградской битвы до самого БЕРЛИНА!
После окончания войны дедушка устроился садовником при данном доме отдыха. Ну, а когда им совхоз выделил землю на Луначарском шоссе, он продолжил работать в той же самой парикмахерской, где учился и работал до войны. После работы он строил сам новый дом, для своей «красавице Нагимы» и любимых детей.
Во время проживания в доме отдыха -«госпитале», после войны, было тоже трудное время. Полюбившую семью Гулям-аки и «Нади-Нагимы», директор дома отдыха (на сегодняшний день – это санаторий 8 марта) Алексей Матвеевич Томилко с женой Просковьей Григорьевной уезжая в г.Москву, уговаривали бабушку отдать ей её дочь Райсу, т.е. мою маму (своих детей у них не было. А.М.Томилко был военнослужащим-офицером, выполнял на то военное время поручения из г.Москвы). — «Надюша», ведь вам же тяжело. А мы её выучим в городе Москве, она будет приезжать к вам…»- просили они. Но, бабушка, несмотря на все хорошие их условия не смогла отдать дочь: «Я сама росла без матери и отца…- ответила она. Но, и уехав в Москву они долго общались, переписывались и моя мама была у них в Москве не один раз.
Дедушка умер 8 февраля в 1965 году. Бабушка прожила долгую жизнь и умерла тоже в феврале месяце 28 числа 2006 года. За два — три дня бабушка несколько раз повторяла: «он пришёл, вот он пришел. Мой Гулям-ака пришёл за мной…».
Мы внуки и уже правнуки любили бабушку, она провожала нас в школу. После уроков, мы с радостью бежали домой чтобы, снова увидеть свою бабушку, она встречала и кормила нас вкусным обедом. Она была маленького роста, худенькая, но подвижная. Вечерами мы, сделав, уроки пели ей песни, перебивая друг, друга читали стихи, танцевали. А она сидела и смотрела на нас, ласково улыбаясь в косынке с седыми, зачёсанными назад волосами… И, она с нами пела песни, любила и поплясать, несмотря на свой преклонный возраст.
Когда не стало дедушки, когда выросли дети нашей бабушки Нагимы-опы, она стала каждый год летать в г.Уфу, искала своих родных и близких, хотела узнать что-нибудь о своей семье. Как жалко, что в то время не было передачи «Жди меня». Она много писала писем в редакцию города Уфы, но так ничего и не узнала, и не нашла.
Прошло с тех пор много времени, мы живём и радуемся новому свётлому дню, мирному небу над головой. И в тоже время мы не спокойной душой следим и смотрим по телевидению за жизнью страдающих людей от жесткого насилия «войны». Душа наша так и хочет кричать: «Люди остановитесь…». Ведь сколько жизней унесла тогда война. Нет дедушки и бабушки, но в нашей душе они всегда с нами рядом.
Мне 27 лет, я уже сам являюсь отцом. Моему сыну Эминчику 4 месяца и когда он подрастёт, я обязательно расскажу ему о своих героях — прадедушке Гулям-ака и прабабушке Надюши и о, их не легкой судьбе.
Заканчивая своё сочинение, я смотрю на своего «сладкого» малыша – и благодарю судьбу, благодарю «моим героям судьбы» и всем дедушкам и бабушкам — за предоставленное нам продолжение жизни, за мирное, чистое небо над головой, за счастливое моё и моих детей детство! Ведь если бы не было их, и не было бы – нас. Как хорошо, что «наша Надюша» приехала именно с Узбекистан и осталась здесь навсегда. Благодаря им – прадедушке и прабабушке, мы продолжатели рода, живём на этой прекрасной солнечной, прекрасной хлебной земле Узбекистана.
Жизнь – как один день, «…и дольше века длится день…» (Ч. Айтматов).
Нам очень нравится художественный фильм «Ты — не сирота», я неоднократно смотрел с мамой этот фильм. Просматривая сюжет фильма, наша семья не может смотреть без слёз. Герои фильма очень близки по внешности, по-характеру с моими прадедушкой Гулям-ака и прабабушкой Нагимы-опы. Мы жители Узбекистана очень обрадовались вновь открытию в парке Дружбы в Ташкенте монумента, посвященного семье кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, что всё — таки память не забыта. А значит «НАШИ ДЕДУШКИ и БАБУШКИ — ГЕРОИ» – НЕ ЗАБЫТЫ!
Спасибо за интересный рассказ и фотографии хорошие — живые.
Рахим[Цитировать]
Добрый день
Denis[Цитировать]
2 фото
Denis[Цитировать]