Волшебные витрины детства (Детский мир) Искусство История Старые фото
Игорь Клишин: Помните композицию «Лебедь, рак и щука» в витрине «Детского мира»? Похоже, нашелся её создатель
.
Многие, чьё детство прошло в Риге, наверняка до сих пор помнят универмаг «Детский мир» на улице Кришьяна Барона. Главным аттракционом универмага были не столько его товары, сколько удивительная «движущаяся» витрина у входа. Многие родители часто ездили с детьми в «Детский мир» только для того, чтобы посетить этот волшебный мир за стеклом и порадовать своих детей.
Витрина у главного входа в «Детский мир». 1970-е годы.
Эту витрину, как и все другие движущиеся рекламы Риги, придумал замечательный человек – Адриан Пабианс, имя которого не найти теперь ни в одной книге о Риге. Это непростительное упущение, ведь созданные им «движущиеся рекламы» остаются непревзойдёнными до сих пор!
Адриан Пабанс среди своих творений.
Художник-конструктор Адриан Пабианс родился 21 ноября 1908 года в городе Екабпилс. После окончания Екабпилсской начальной школы, он отправился в Ригу, потому что семья имела пятерых детей, и ему приходилось самому себя содержать, совмещая работу с учебой. Учился Адриан на юриста. Но творить он всегда любил и даже изобрёл модель бильярда и в 1934 году был заключен контракт на его промышленное производство, Однако эта идея не была реализована. В 1939 Адриан Пабианс получил юридическую степень в Латвийском государственном университете, в 1951-м он окончил Латвийскую художественную академию по классу живописи, правда, без защиты дипломного проекта. В дальнейшем, с 1951 до 1979 года, он проработал во Союзторгрекламе.
Сам автор себя называл художником-конструктором и использовал эти навыки в семье, не только делая движущиеся детские игрушки, но также и в шитье одежды для дочерей! Любую идею Адриан осуществлял сам, с первого эскиза до составления технических и экономических расчетов. Он красил, шил, моделировал, был электриком и слесарем, делал всё, чтобы «динамичная сюжетная реклама» (этот термин он придумал сам) играла важную роль в содействии развитию торговли, идя в ногу с ростом эстетических потребностей трудящихся».
Одна из первых работ Пабанса- слон в витрине центрального универмага.
Работу художника в рекламе можно условно разделить на три группы. Во-первых, это витрины, которые Пабианс сделал с 1951 по 1964 год для Рижского центрального универмага. Витрины магазина художник украсил двумя животными: белым мишкой, который лизал мороженое в вафельном стаканчике и морского льва, балансирующего на льдине. В 1960-х годах в окне универмага появился новый обитатель – слон. В хоботе он держал колесо-карусель, на которой были размещены различные товары. Так появился новый вид оформления витрин – «живая реклама» (опять же, собственное выражение Пабианса). Эти чудеса художник создал на своей кухне, где у него была мастерская. Последней композицией стали – «Лебедь, рак и щука» в 1963году.
Сорока в витрине магазина «Перле». Кадр из фильма «Часы капитана Энрико».
К ранним работам автора относится и механическая сорока, поселившаяся в 1965 году в витрине ювелирного магазина «Перле» на углу Кр.Барона и Кирова (теперь Элизабетес). Она деловито перетаскивала различные ювелирные украшения с одного сучка на другой. Наш художник не обошёл вниманием и знаменитую булочную на углу Миера и Шарлоттес. Здесь, в витрине, по кругу ездил синий грузовик. Он вёз мешки с мукой к пекарне, а оттуда ехал уже с готовыми буханками хлеба.
У витрины «Детского мира».1970е годы.
В 1964 году на углу Кр.Барона и Матиса был открыт универмаг «Детский мир», который стал основным местом работы Адриана Пабиана вплоть до 1979 года. Первая динамическая композиция центральной витрины нового магазина стал «Доктор Айболит», за ним последовали «Театр Буратино» (1967), «Цирк» (1974), «Белоснежка и семь гномов» (1981) и «Дятел на дереве» (1988). Пабиан создавал движущиеся рекламы уже будучи на заслуженном отдыхе. Механизмы для рекламы были размещёны не только в витрине у главного входа, но и на крыше магазина! Последнее творение мастера динамической рекламы – «Aijā žūžu lāča bērni» был открыт в июне 1990, когда автору было уже 82 года! Спустя два года, 14 января 1993 года, Адриана Пабианса не стало. Вскоре началась реорганизация «Детского мира» и движущиеся рекламы навсегда канули в Лету.
Что означает «динамическая сюжетная реклама»? По представлениям Адриан Пабианса было мало, чтобы фигуры рекламы просто двигались, нужно было, чтобы они что-то показывали, как бы общались друг с другом. Для детей наиболее приемлемыми были герои знакомых им сказок.
Витрина «Доктор Айболит»
Таким в начале 60-х годов был доктор Айболит – герой одноимённого стихотворения популярного русского писателя Корнея Чуковского. В стихотворении доктор отправился в Африку, чтобы помочь тяжелобольным зверям. Сохранилось описание этой первой движущейся рекламы, которое позволяет оценить степень сложности подобных проектов. Реклама состояла из двух фигур – больного бегемота и врача. Всего было несколько движений: сначала доктор сидел и слушал через фоноскоп дыхание бегемота (он открывал рот, и грудь начинала ритмично двигаться); затем доктор наклонялся, а бегемот открывал рот и ждал, когда доктор закончит осмотр. В конце доктор брал в руку лапу бегемота и смотрел на часы, по движениям его губ можно было понять, что он считает пульс.
Движения были синхронизированы и каждое длилось 30 секунд. Затем действия повторялись снова. Кроме основных фигур в рекламе были и второстепенные: верблюд, на котором были размещены игрушки из ассортимента магазина, и страус с завязанной шеей, который ждал приема у врача. Фигуры доктора и бегемота были сделаны из папье-маше, верблюд был вырезан из ДСП, а страус сделан из ткани и поролона.
Общий вид витрины «Театр Буратино».
Не менее популярным был герой сказки Алексея Толстого деревянный мальчик с длинным носом – Буратино. Адриан Пабиан создал в своей рекламе «Театр Буратино» четыре сцены. В них Буратино встречался с другими героями сказки. Так в одной сцене Мальвина качала головой, когда Буратино, сидя за столом лизал тарелку языком, а на второй картине злой Карабас Барабас пытался поймать Буратино, но его борода приклеивалась к дереву и деревянному мальчику удавалось улизнуть.
Лиса Алиса, Кот Базилио и Буратино- фигуры «Театра Буратино».
В следующей картине лиса Алиса и кот Базилио уговаривали Буратино закопать свои деньги под деревом на Поле чудес. Последним зрители видели Буратино с книжкой в руках. Движущие картины появлялись на сцене маленького театра, повторяя сюжет книги.
>Фигура Буратино.
В качестве зрителей выступали черепаха Тортилла и игрушки из магазина. Таким образом реклама Пабианса не только развлекала, но и рекламировала конкретный товар.
Общий вид витрины «Цирк».
Следующей инсталляцией был «Цирк», созданный в 1974 году. Эта картина состояла из четырёх сцен. Все они были выполнены отдельно, чтобы их можно было менять местами. Машины двигались без звука и на экономичном режиме. Эта картина простояла в витрине почти восемь лет. Главными героями были лиса на лошади, слон, тигр, черепаха и заяц.
Адриан Пабианс у фигуры лисицы на лошади из витрины «Цирк».
Игрушечный конь-качалка, раскачивающийся на вертящемся круге, и лиса, балансировавшая на одной ноге. Вся композиция могла поворачиваться во все стороны. Потом был ещё белый слон с всадником на большом блестящем шаре.
Слон на шаре и зрители из витрины «Цирк».
Слон балансировал на шаре и иногда поднимал всадника хоботом. Третьим был заяц на черепахе, и последним был тигр-гимнаст, парящий над ареной.
Заяц на черепахе и тигр на витрине «Цирк».
Он открывал то один, то другой глаз, то оба сразу. Вокруг круга (арены) были «зрители» – это снова были имеющиеся в продаже куклы и мягкие игрушки.
Не менее интересной была и следующая инсталляция «Белоснежка и семь гномов». Перед зрителями представал горный пейзаж. Справа среди деревьев стоял бревенчатый домик гномов с двумя окошками. В одном из них виднелась плита и Белоснежка, которая готовила обед. Слева в горах работали семь гномов.
Общий вид витрины «Белоснежка и семь гномов».
Одетые в разноцветные одежды фигурки гномов расположились на склонах горы. У каждого в руках была кайло, которым они обрабатывали горную породу. Но вот Белоснежка заканчивала готовить, подходила к другому окну и начинала звонить в колокольчик. Гномики останавливались и отдыхали. А через некоторое время все снова начинали работать. Картину дополняли плюшевые зайцы и лиса, хитро наблюдающая за ними из пещеры.
Конечно, такая динамическая сюжетная реклама стоила дорого. Сохранились сведения о стоимости рекламы «Белоснежка и семь гномов» (1981) – разработка и производство материалов, которые были необходимы, обошлись в 4 509.97 рублей, а сам хозяин в своем письме пишет, что «это сложный процесс, требующий синтеза художественной и творческой фантазии с экономической выгодой». Не всегда руководство магазина удавалось убедить в необходимости новой динамической рекламы по этому одним из аргументов зачастую был, что имеющаяся реклама «морально и эстетически устарела». Это, однако, не мешало продавать находящиеся в хорошем состоянии механизмы в другие города. Адриан Пабиан со своими динамичными рекламами регулярно принимал участие в выставке Всесоюзных достижений народного хозяйства в Москве, где экспонаты и продавали. Так, Айболита, которого оценили в 2 763.21 рублей, например, продали в Алма-Ату, а сам Адриан Пабиан получал специальные заказы из Омска, Ташкента, Тбилиси, Крыма и, конечно, от Московских магазинов. Из этих работ художника известно лишь несколько фотографий.
Жизнь рекламы очень коротка. Не стали исключением и творения Адриана Пабианса. До наших дней не сохранилась ни одна из них, даже оригинальные части или фигуры не были сохранены. Однако имя Пабианса не забыто – он и его работы навсегда войдут в историю Латвийского дизайна и искусства.
Источники информации
Irēna Bužinska. Padomju Latvijas bērnu pasaule.Rīga 2008
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.