«Мама везёт нас в эвакуацию в Ташкент» История

Из ЖЖ jennyferd.

Вот нашла старую фотографию… октябрь 1941 года, мама везёт нас в эвакуацию в Ташкент.
Папа на фронте, маме помогает её старший брат Борис Давыдович Борисов. Он, как я сейчас понимаю, был в руководстве Тушинской парашютной фабрики. По Coogle нашла, что это оборонного значения предприятие было создано в 1933 году. Оно, разумеется, подлежало эвакуации, а дядя Боря взял нас с собой, в эшелон, отправлявшийся в Ташкент. Вот я малюсенькая на руках дяди Бори, а восьмилетний Сёмка стоит рядом. Из вагона выглядывает мама — она в белой косынке.


Фотографию по моей просьбе сканировал Илья Гершберг. Он потрудился над фотошопом, но что поделаешь со старой маленькой фотографией 1941 года? Спасибо, Илюша.


Дополняю фотографию Сёмиными воспоминаниями (из его книги «Уно моменто»):

Когда я перешёл во второй класс, началась война. Папа ушёл на фронт, а мама с двумя детьми (в 1939 году родилась сестричка Женя) отправилась в эвакуацию. Всё организовал мой дядя Борис Давыдович Борисов, директор завода по изготовлению парашютного шёлка. Завод эвакуировали в Ташкент, и дядя смог взять нас с собой.

Мы ехали в товарном вагоне. Единственное, чем мы смогли запастись из продовольствия, был ящик печения «Ленч». На станциях покупали молоко, и мама нас кормила. Под Кировом попали под бомбёжку, но, к счастью, уцелели. И, наконец, приехали в Ташкент — «город хлебный.» Жили там в подвальном помещении, я продолжал учёбу и однажды, благодаря своей любви танцевать, на лестнице сломал ногу.

Помню, в Ташкенте было огромное количество разнообразных фруктов. Под каждой кроватью в доме, где мы жили, хранились фрукты, а под ними ползали скорпионы. Поднимешь дыньку, а из-под неё появляется скорпиончик. От укусов предостерегались следующим образом: ловили скорпиона, сажали его в банку с подсолнечным маслом. Этим маслом, в которое якобы скорпион выпускал свой яд, следовало помазать укушенное место. Это было единственным противоядием. На месте укуса оставалась только небольшая опухоль, хотя, на самом деле, укус скорпиона может быть смертелен.

В 1943 году немецкие войска были отброшены от Москвы, и мы смогли вернуться домой. Но нашу комнату уже заняли другие люди. Мы поселились у нашей тёти (Иты Давыдовны Шалиной), на Спартаковской улице. Некоторое время нам пришлось там жить, пока мы не добились возврата нашей комнаты в бараке на ВДНХ, тогда ВСХВ.

2 комментария

  • Фото аватара shusha:

    Да, завод такой действительно был. Он назывался Завод парашютно-десантных изделий. Находился на ул. Энгельса (ныне Амира Темура). После войны предприятие несколько раз переименовывали. Последнее название фирма «Юлдуз». До 1990 годов на предприятии был музей, где можно было видеть парашют, фотографии руководителей и рабочих завода. За вклад в Победу над фашизмом завод был награждён орденом Ленина. В фойе долгое время был вывешен текст Указа Президиума Верховного Совета СССР.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    Мальчик в шапке, который стоит впереди, известный актер Семен Фарада — автор книги воспоминаний «Уно моменто»

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.