О храме в Никольском посёлке История Старые фото
Татьяна Вавилова пишет в Фейсбуке:
Молодые уже не знают, но старожилы должны помнить переселенческое село Никольское под Ташкентом. Оно давно вошло в черту города и более известно под послереволюционным названием – Луначарское. И автобусную остановку должны помнить – центр Луначарского. О прежней истории поселка напоминают одноэтажные дома с садиками, зеленые улицы и большая центральная, сплошь засаженная чинарами – проспект Луначарского, ныне Буюк Ипак Йули.
Однако с селом Никольским и местностью, где оно расположено было, связано много исторических событий. Взять, например, территорию парка Гульшан. Виктор Фесенко установил, что именно там 9 мая 1865 года шел решающий бой за Ташкент между войсками кокандского полководца Муллы Алимкула и отрядом полковника Черняева.
Луначарского проспекта тогда, конечно, еще не было, Алимкул вел войска от Дархана где-то между будущей Паркентской и Луначарского. А ставка Черняева располагалась в районе бугра Шор-тепа, там, где сейчас закрытое русское кладбище на массиве Кара-су. Это первое русское кладбище под Ташкентом. По преданию, на нем похоронили русских солдат, погибших в бою с Алимкулом. Так вот, есть мнение, что после победы над Алимкулом и завоевания Ташкента, Черняев решил около Шор-тепа заложить село Никольское и построить церковь. Но бугор омывался речками, а по берегам их рос камыш, место болотистое, малярийное. Пришлось построенные дома перенести дальше, на сухую территорию. Вырос первый русский поселок под Ташкентом.
Поселились в нем отставные воинские чины с семьями – 1800 человек, около 400 усадеб, более 300 домов по обе стороны дороги, ведущей в горы, в Акташ, Ходжикент и Чимган. Климат поселка выгодно отличался от городского, природа живописная и воздух чистый. Ташкентцы стали приезжать сюда на отдых и строить дачи. Часто бывал в Никольском и знаменитый коммерции советник Иванов Николай Иванович. Он заметил одно большое неудобство – в Никольском не было православной церкви и жителям приходилось ходить на моление в город. А ближайшая к Никольскому городская церковь – тюремная, там, где сейчас Алайский. Далековато!
Иванов уже построил несколько храмов. Решил и в Никольском поставить. В статье «Его дорога к храму» Вести.uz писали в 2005 году: «Можно без всякого на то сомнения сказать, что это был полностью его (Иванова) проект, придуманный, продуманный и просчитанный им, да еще в итоге реализованный на его личные средства.
Жители сами выбрали место… Споров по этому поводу было немало, а там, где споры, решение может быть и случайным.
8 ноября 1883 года Преосвященным Неофитом была совершена закладка храма в селе Никольском во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
В то время многие церкви строились из сырца, потому не отличались прочностью. Николай Иванович же задумал соорудить храм из обожженного кирпича, прочный, капитальный, на века. Так и порешили.
Таким образом, строительство храма началось только в сентябре 1887 года и обошлось Николаю Ивановичу Иванову в 55 тысяч рублей.
Внешний вид и внутреннее убранство строители сумели выдержать в строгом русско-византийском стиле. Церковь выделялась благолепной красотой и многими художественными достоинствами. К пятиглавому храму с запада примыкал входной притвор с колокольней. Архитектурное решение было строгим, но весьма изящным. Вытянутые вверх шатры увенчивались тонкими, красивыми главками. Весь храм как бы тянулся, взмывал навстречу Царству Небесному.
Взгляд наблюдателя останавливался и на живописном крыльце с килевидным покрытием и двумя кувшинообразными столбами, а также фронтонами, украшенными кокошниками. Во внутреннем убранстве храма строгость также гармонировала с изяществом. Николай Иванович закупил и заказал художникам много икон, причем все они выделялись хорошей живописью. Благотворитель продумал каждую мелочь.
Кроме того, вблизи церкви на средства Н.И. Иванова в 1890 году был построен дом из 6 комнат из жженого кирпича под железной крышей — для священника. Он и дальше заботился об этом приходе…» К сожалению, автора статьи установить не удалось.
Текст нашла на Фромузе:
Время шло, наступили события 1917 года, смена власти, борьба идеологий. В 1919 году – осиповский мятеж. Проигравшие бунтовщики бежали в горы через Никольский поселок. За ними мчалась погоня, догоняли и бились друг с другом. В память о красноармейцах, погибших в стычках с осиповцами, поставили в Никольском-Луначарском памятник. Я его помню. Маленький, скромный, слева от дороги, если ехать в горы. В 90-х, если не ошибаюсь, его снесли.
А Никольский храм разрушили в 1930-х, в эру богоборчества. Жаль, здание было очень красивым. Теперь из значительных строений Никольского поселка остался лишь Кауфманский приют, отделенный от Луначарского шоссе новыми постройками, к нему пройти можно со стороны Академгородка.
Фото из альбома Б.А. Голендера «Вечный свет куполов».
Татьяна Александровна, большое спасибо за статью с неизвестной ранее для меня информацией. Позволю себе некоторые дополнения и уточнения.
На месте старой Ниязбекской дороги во второй половине позапрошлого века образовалось Троицкое шоссе, ведущее, надо думать, к русскому селению Троицкое, ставшее ныне районом города Чирчик. На одном из участков этого шоссе и образовалось селение Никольское. После революции Никольское переименовали в поселок Оржоникидзе, ставший районным центром Оржоникидзевского района Ташкентской области, поглощенной после 1966 г. разросшимся Ташкентом. В народе сложился топоним «Центр Луначарского», который толковали как «Центр Луначарского шоссе». О т.н. поселке Луначарский я никогда ранее не слышал.
В Никольском было три основные улицы: Верхняя, собственно шоссе Луначарского и улица Нижняя. Нижнюю переименовали сначала в Калинина, а позднее в Хусанбаева. Сейчас она имеет название Газалкент. Прилагаю фото ул. Калинина 50-х годов.
По имеющейся у меня информации с русской стороны погибших при бое с Алимкулом не было. Предполагаю, что православное кладбище на месте бугра Шор-тепа образовалось для «обслуживания» селения Никольское.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Спасибо, Виктор, за уточнение. Насчет погибших при бое с Алимкулом надо проверить в донесениях Черняева, постараюсь найти, возможно, кто-то умер от ран. Косвенно о захоронении солдат говорит и то, что генерал Макаров завещал быть похороненным в солдатском простом гробу именно на кладбище в Шор-тепа, как на солдатском. Поселок Никольский называли Луначарским мои родители и их знакомые, так и я привыкла. )))
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Вы правы, Виктор, в бою на Шор-тепа убитых не было, только раненые и контуженные, хотя и неизвестно, все ли из 10 получивших ранения выжили. А вот насчет переименования Никольского не так однозначно. В справочнике по административному делению Узбекистана за 1938 год есть Орджоникидзевский район с центром в одноименном поселке, образован по одним сведениям в 33, по другим в 38 году. После революции прошло достаточно много времени, возможно, посёлок Никольский уже побывал Луначарским, поэтому старожилы так его называли в течении многих лет. Пока документального подтверждения или опровержения у меня нет, но встретилось другое, что еще больше запутало. Посёлок Орджоникидзе в Википедии — «прежнее название села Джалаир Кибрайского района Ташкентской области». Так что есть над чем работать. Спасибо, Виктор, задали задачу.)))
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Да, так говорили. Мои родители ездили на выездные спектакли в Троицкое и в Луначарское.
Лидия Козлова[Цитировать]
Но старые могилы, 19 века на этом кладбище есть, я собственными глазами их видел
Игорь[Цитировать]
В Никольском храме ряд лет (до революции и некоторое время после революции) священником был Петр Александрович Остроумов — племянник известного педагога, туркестановеда Николая Петровича Остроумова. Именно его стараниями около храма был разведен сад, за которым он ухаживал лично. После революции в церковных советах многих приходов оказалось много сомнительной околоцерковной меркантильной публики, которую вера интересовала отнюдь не в первую очередь. Такие люди активно вмешивались в деятельность священников, часто пытались ими манипулировать, настраивали в нужном им направлении прихожан. Такая же ситуация сложилась и в Никольском. Отцу Петру пришлось покинуть Никольский приход. Потом он в первой половине 20-х годов некоторое время был «сверхштатным» священником в ташкентском храме Александра Невского (ныне известного как «Боткинский»). Был направлен на служение в Ашхабад, там его арестовали. Умер в заключении.
Ю.Ф.[Цитировать]
Спасибо, Ю.Ф.! Интересная информация. Так общими усилиями и соберутся дополнительные сведения и о храме, и о посёлке.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Еще немного информации о селе Никольском из книги Е. Маркова «Россия в Средней Азии», первый файл:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Второй файл:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Третий и последний файл:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Спасибо, Виктор! Хорошо, что Марков написал свою книгу. Я тоже часто к ней обращаюсь. А о советском периоде села Никольского не встречала мемуаров, а жаль.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
….Алимкул вел войска
от Дархана где-то между будущей Паркентской и Луначарского …
Евгений Мустард[Цитировать]
Я выросла в центре Луночарского, мы ходили в церковь по главной дороге, где ездил городской транспорт, к сожалению не помню название улицы, она находится между центром и амбулаторной ( остановка). Если кто знает точный адрес, жду ответа.
Альбина[Цитировать]
Луначарское шоссе, разрезало какое-то кладбище пополам.с автобуса были видны солдатские пирамиды.и дома стояли прям впритык к могилам.
Роман[Цитировать]
А ещё ,там были т.н глушилки.
Роман[Цитировать]
Там были глушилки,потому что во время войны и советское время,была секретная радиовышка в районе сельхозинститута,кто знает про эту вышку напишите подробнее,очень нужна информация
Елена[Цитировать]
«Глушилки», были гораздо дальше! Между Агрошколой и санаторием Крупской ..
Андрей Соболев[Цитировать]
Поищите информацию… В селе Никольском была одна из первых школ города Ташкента. Открыта в 1885 году (?)
Ольга[Цитировать]
Я, в ней учился!
И столетие мы, отмечали…
Андрей Соболев[Цитировать]
Мой прадед Максим Иванович Золотухин вместе с другими русскими солдатами, оставшимися на поселении после участия в Туркестанском походе, построил первый дом в селе Никольском в 1869 году. Этот дом простоял вплоть до 2015 года на улице Тошкент Окшоми (бывшей Школьной). Собор стоял на бугру напротив улицы Амбулаторной. В настоящее время на его месте гостевой комплекс одной из спецслужб республики. На кладбище Шор-тепа похоронены мои дед и бабушка, мама, брат, многочисленные родственники. Село Никольское после революции было переименовано в поселок Луначарское. В моем паспорте в графе «место рождения» значится: «пос. Луначарское Орджоникидзевского района Ташкентской области». Граница области и города проходила у чайханы «Салом», именно там городская магистраль сужалась, делала поворот и Луначарским шоссе уходила в сторону Чирчика. Позже Ташкент разросся, и поселок Луначарское растворился в городе Ташкенте.
Владимир[Цитировать]
Владимир, если позволите, несколько вопросов:
улица Амбулаторная как сейчас называется?
школа в Никольском-Луначарском была одна? — там где сейчас школа 207?
почтовое отделение, которое ближе к ул. Махлорим-Почтовая в 1960-х годах где именно находилась (если подскажите буду очень благодарен)?
название «Агрошкола» — почему?
детский сад на пересечении Луначарского шоссе и улицы Зайтун когда был закрыт?
Андрей[Цитировать]
Амбулаторная, стала сначала «Ойша-хонум», сейчас по моему Шортепа… И Агрошкола тут, совсем не при чём!!! Она, несколько километров дальше по Луначарскому шоссе, за Троицким мостом!
А школа была N 208, сейчас её перенесли на м-в Карасу.
Андрей Соболев[Цитировать]
Это кладбище между карасу и южным и правительственной дачей.там хоронили и в 93 еще.или подхоранивали.помню что холм был очень крутой.захоронения были как на самом верху,так и практически у самой дороги.много раз ездил мимо и видел множество старых и заброшенных могил.забор в одном месте упал.он был из плит.похоронена там моя бывшая девушка Лизунова Наталья.ближе к карасу в низине.
Роман[Цитировать]
в 1983 я впервые оказался на массиве Карасу, было мне тогда 16. Закончив с делами, решил немного прогуляться. Увидел холм («бугор», как упоминается в посте), пошел к нему, рассмотреть поближе. Наличие могил, подступающих вплотную к оградам — произвело впечатление. Не страх, нет. Соседство живых и мертвых. Тонкая грань. С одной стороны — новенький жил.массив, грузовики и легковушки мчат по дороге. С другой — фото и имена ушедших людей. Гудящий в небе Ил-76 (рядом аэродром Тузель) разворачивающийся на юг, напомнил о грядущем призыве в СА и усилил «эффект». Мысли о бренности бытия получили яркую иллюстрацию…А бугор-то наверное все-таки рукотворный, не исключаю возможности, что это остатки городища или кургана-захоронения.
alex[Цитировать]
Статья внесена в «Золотой фонд» сайта https://mytashkent.uz/tag/zolotoj-fond/
EC[Цитировать]