Из истории визиток История
В начале 70-х годов в преддверии важного международного совещания в Москве на уровне генсеков компартий, Отдел зарубежной информации ЦК КПСС порекомендовал нам, аккредитованным корреспондентам при этом совещании, иметь при себе запас личных визиток.
Тогда для нас, советских людей это было что-то невозможное. Даже очень большие люди, уровня союзного министра, внутри страны не давали визитки. При выезде за рубеж, да визитки имели.
Ну и пришлось мне побегать по городам и весям. Это словами не передать, пером не описать.
Поскольку я был в штате Гостелерадио Узбекской ССР, пришлось срочно, на один день прилететь в Ташкент, чтобы на уровне руководства Госкомитета утвердить текст визитки. На основу был взят, не много, не мало,… визитка Ш.Р.Рашидова, изготовленная в кремлевской типографии, перед его поездкой во главе советской делегации в Алжир, на русском и французском языках.
Составили на двух языках, русском и английском, утвердили. Круглой гербовой печатью заверили.
Отнес в типографию ЦК КП Уз. А где разрешение Узглавлита? Поднялся на четвертый этаж газетного корпуса, где сидел представитель этого самого лита. Это не наша номенклатура, идите на ул. Навои, 30. Пришлось бежать туда. А там, где письмо организации? Обратно бегом на Хорезмскую, где сидело руководство Гостелерадио. Машинистка занята, этого нет, тот ушел. Составил текст, где было указано, что по рекомендации того-то, с указанием должности, номер телефона, просим разрешить…Напечатали на председательском бланке. Кое-как у кого-то подписал, снова бегом, благо, всегда был прикрепленный «Москвич», обратно на Навои, 30 по его длинным коридорам. Придете завтра, начальство должен подписать. А у меня билет на вечерный рейс обратно в Москву. Понуро идя по коридору, увидел вывеску Приемная председателя Госкомиздата. Слава Богу, З.И.Есенбаев на месте. Услышав мою проблему, встал со своего места, и пошел со мной на другой этаж в далью даль этого коридора. Зайдя к этому большому начальнику Главлита, за несколько минут подписал у него. Потом регистрация этого письма и резолюции в особом журнале. Штамп Узглавлита на утвержденном тексте. Снова бегом в издательство ЦК. А там приходите утром, мы работаем до пяти.
Пришлось ехать в аэропорт, сдать дефицитный в то время билет на Москву. Удержали половины стоимости.
Утром снова издательство ЦК. Приемщица заказов только-что пришла. Пока она поправила свои длинные густые волосы, обменялась новостями со своими подругами, попила чай, потом только соизволила посмотреть на толпу, которая пришла со своими заказами. Спасибо ей, занялась мною первым, сказав при этом, этот товарищ с вчерашнего дня. Выписывая счет, говорит: А-а-а визитка, будет лучше, если на какой-то особой мелованной бумаге, с какой-то определенной плотностью. А расход такой бумаги даёт разрешение только директор.
Только теперь до меня дошла смысл фразы Зията Исламовича — была бы бумага, сами бы у себя напечатали.
Бегом к И.Шагулямову, который собственноручно разрешил израсходовать 400 гр.этой дефицитной бумаги на 220 экз.визитки. Заодно И.Шагулямов дал указание до 16.00 напечатать. В производственном отделе выяснилось, что за срочность оплата в двойном размере, какие-то 22 рубля с копейками. И всё это перечислением. Значит, опять на Хорезмскую. Опять к Шагулямову, который дал команду печатать, а деньги обязательно поступят.
Вечером я улетал в Москву с небольшой упаковкой, где были сложены визитки.
Зато на этом совещании из корреспондентов только я и грузинский собкорр. Г. Мерквилишвили, да и боссы советского телевидения и радио, уровня В. С. Зорина, Ф. Сейфуль-Мулюкова и подобных, имели свои визитки. Остальные не смогли выполнить данное партийное поручение, именно из-за таких бюрократических проволочек.
Я не зря обо всем этом рассказываю. Молодежь, цените наше время, нынешние возможности. В частности, недавно я себе очередной тираж визиток сделал за полчаса, в одной из частных типографий, которых сейчас немало в нашем славном Ташкенте!
А Вам, Евгений Скляревский, спасибо, что дали повод рассказать о событии более чем сорокалетней давности.
Эх уважаемый,если бы всё дело было только в возможности распечатать себе «визитки»…
IMM[Цитировать]
Да, помню, и у меня была примерно такая же история с изготовлением визитки. Смешно теперь это все вспоминать, но так было. Узглавлит (КГБ в печати, как его называли тогда) зорко «следил» за каждым, кто хотел что-либо напечатать. Элементарная визитка, которая сегодня смотрится ужасно, текст, набранный полукривыми буквами, на «мелованой» бумаге — позор советской полиграфии. Еще больше препонов было с опубликованием научных статей. Надо было ждать «очереди», чтобы попасть в научный сборник института, самому ходить в Узглавлит перед тем, как сдать статья в редакцию сборника. В результате всех бюрократических процедур статья выходила примерно через год после сдачи в редакцию.
serdelaciudad[Цитировать]
Что-то это какой-то гон насчет визиток! Какое отношение Главлит имел к визиткам? Про статьи и что-то печатное — да, конечно. но визитки-то? Насколько я помню, акциденция не утверждалась в Главлите…
J_Silver[Цитировать]
В августе 1986 года вышел приказ Главлита СССР, где в частности, визитки, бланки организаций, учреждений и ещё кое-что были исключены из перечня обязательного литования перед печатью в типографии.
Рахимжон[Цитировать]
Специально спрашивал у нескольких знакомых, вдруг забыл, но все твердо сказали, что акциденция сроду не литовалась! Просто открывался заказ в типографии и все!
Кстати, если бы речь реально зашла о заказе визитки на уровне Ислама Шамурадовича, то их бы просто в самолет принесли, а не голову морочили!
J_Silver[Цитировать]