Надписи на «Воротах Тамерлана» История Старые фото
Три исторические надписи на скальных «воротах Тамерлана», через которые проезжают поезда в Самарканд. Российская надпись была сбита большевиками, сразу же после революции, а две другие — можно увидеть и сейчас.
Одна (должно быть та, что слева) выбита по приказу Мирзо Улугбека в 1425 году:
«С помощью Всевышнего, великий Султан, покоритель царей и народов, тень Божия на земле, опора сунны и шариата, государь, пособствующий вере, Улугбек Гураган, да продлит Аллах время его царствования и правления, предпринял поход в страну Джетов и Монголов и от того народа [благополучно] возвратился невредимым в 828 новолунном году [по хиджре]»
Вторая плита выбита по приказу Абдулла-хана II в 1571 году:
«Да ведают проходящие пустыню и путешествующие по пристанищам на суше и воде, что в 979 году [по хиджре], происходило сражение между отрядом вместилища халифата, тени Всевышнего великого Хакана Абдулла-Хана, сына Искандер-Хана, в 30,000 человек боевого народа, и отрядом Дервиш-Хана и Баба-Хана и прочих сыновей, которых было: со стороны родичей султанов — до 50,000 человек, и наёмников — до 400,000 из Туркестана, Ташкента, Ферганы и Дашти-Кипчака.
[Несмотря на численное преимущество противника в 15 раз — добавлено мной] Отряд Обладателя Счастливого Сочетания Звёзд одержал победу. Да будет это известно!»
Всегда смотрю на эти плиты, когда еду в Самарканд.
И ещё пара ракурсов надписей на «Воротах Тамерлана»
Mr. Zulu[Цитировать]
и еще из Туркестанского альбома http://shosh.uz/ilan-utinskoe-ushhele-1871-1872-gg/
Гость[Цитировать]
Примечательно, что железную дорогу построили за 3 года, современным бы исполнителям такие темпы, а то пилят-кроят-откатывают десятилетиями. Один крымский мост чего стоит.
Серега[Цитировать]
Об откатах и распилах на строительстве, в том числе и прокладке дорог, можно почитать ещё во времена Римской империи.
Прокладку железнодорожного пути через пустыню от Красноводска до Самарканда. Не стоит сравнивать с уникальным мостостроением.
В 1972 году мы участвовали в прокладке второго железнодорожного пути под Арысью. На одном из искусственных сооружений был барельеф с «1902» годом. Так, что 70 лет дорога была однопутная. Не стоит строительство этой однокалейки сравнивать с Крымским мостом.
Первый путь вообще был построен без насыпи. Скопировали опыт строительства Юнион Пасефик — через США. Потому и три года. Можно было бы и быстрее, но рельсы и шпалы доставлялись морским путем, через Каспий.
Константин ташкентский[Цитировать]
«[…] без насыпи. […] Потому и три года». Не так все просто. Примеров быстрого исполнения крупных проектов, которые живут по сей день — не мало. А по поводу «Не стоит […] сравнивать […]» замечу: «Всякое сравнение хромает». фэ-зэ семь три навсегда сделал нынешнюю Россию аутсайдером в области строительства: теперь всегда за всегда нереально маленький бюджет надо отдать до получения средств как минимум 20% налом и, в итоге, нанять гастарбайтеров, не важно откуда, из Таджикистана или Украины, главное всегда не владеющих необходимыми технологиями, знаниями, навыками и так далее
СС[Цитировать]
На каком языке сделаны надписи на скале?
temir[Цитировать]