Конь вагоновожатого Юсуфа Искусство
Николай КРАСИЛЬНИКОВ
После продажи коня, арбы, упряжи и остатков сена, сидевшего облаком на саманной крыше сарая, дворик Юсуфа с деревянными скрипучими воротами словно осиротел. Не ржал конь. Не хрумкал овсом и арбузными корками. У бывшей коновязи, на утрамбованной пыли не появлялись ребята – хозяйские и соседские, лучшие друзья и почитатели трудяги коня… Мы помнили его ещё жеребёнком.
Ничто отныне не напоминало о прошлой жизни Юсуфа, его работе. Разве что два гигантских деревянных колеса с железными ободами, прислонённые к дувалу со стороны улицы, словно на обозрение всей махалле. Колёса были очень большими, что я еле доставал макушкой до их оси.
«Зачем нужны такие колёса?» – думал я и никак не мог догадаться, пока не объяснил отец. Дело в том, что реки в Средней Азии, особенно весной в предгорьях, бурные, коварные. Да и бездорожье между селеньями – выбоины, камни, валуны. А с такими колёсами арба – вездеход. И поток ей по «колено», и разбитые дороги не так страшны.
По весне и пользовался этими колёсами Юсуф, когда развозил свой груз по окраинам Ташкента и когда ездил в гости к родственникам в далёкий горный кишлак. Но это было давным-давно. Теперь и там проложили асфальт…
Вот и стоят колёса неприкаянными у дувала. Юсуф возил их на базар – пробовал продать, да где там! Приводил покупателей даже на дом. Но те, непонятно шевеля губами, что-то про себя взвешивали, просили дать время подумать – и навсегда исчезали.
– Вай-вай! – сокрушался Юсуф. – А я такие деньга отдавай когда-то за колёса на Саман-базаре…
Но кому они сейчас нужны? Везде – хорошие дороги. Машины, самосвалы, грузовики, «Победы», «Москвичи»… И первый спутник уже отправился в космос. Разве только в музей предложить?
Но есть, есть на свете такой народ – мальчишки, которым всё интересно: и самое новое, и самое старое! Проходя мимо колёс, я всегда останавливался и, задрав голову, восхищался: какой умелец смастерил их? Как ему удалось сделать такой гигантский круг? И вообще, кто был изобретатель колеса? Кто предок умельцев из телепередачи «Это вы можете»?
Масса вопросов! А найти ответ на них я не мог…
Отныне Юсуф ни свет, ни заря под одиночные крики петухов и ослов, да брёханье собак, спешил в свой трамвайный парк, что находился на Хадре. Пятнышки масла на его новом тёмно-синем кителе, сверкавшим металлическими пуговицами с эмблемами – ключом и молотом – подчёркивали принадлежность Юсуфа-арбакеша к славному рабочему классу.
Но однажды, перед самым рассветом, возле ворот вагоновожатого раздалось такое знакомое и родное ржание.
Юсуф спросонья соскочил с айвана – спал он летом во дворе под виноградником, где висела клетка с перепёлкой, – и подумал: не сон ли это? Даже ущипнул себя, и сердце его от чего-то сладко и часто-часто забилось…
«Ну, да! – догадался Юсуф. – Это же мой конь!» Его голос нельзя было спутать ни с каким другим.
Юсуф спешно вышел за ворота, и действительно увидел своего отставного коня. Светло-пегой масти. Он нервно «тикал» острыми ушками. В больших глазах таились усталость, и грусть… Конь плакал, совсем как человек.
Бывший арбакеш, а ныне вагоновожатый тревожно посмотрел по сторонам: где же его новый хозяин? Улица, залитая светлой луной, была пустынна. Значит, конь убежал…
Юсуф распахнул ворота, обнял коня за вздрагивающую холку и вошёл с ним во двор.
В это утро его трамвай впервые вышел в рейс с небольшим опозданием.
Вечером к Юсуфу явился владелец коня. Он жил за городом в небольшом посёлке Назарбек, за которым начиналась холмистая казахстанская степь. Мужчина был в чеплашке, напоминавшей выгоревшую юрту, и в полосатом летнем халате. Немолодой, с седой бородкой и совсем не злой. Он всё сокрушался, как это конь убёг через такое дальнее расстояние – хорошо не попал под машину и не перехватили любители чужой живности, которые непременно отправили бы его на казы!* – и отыскал дом своего прежнего хозяина.
– Обижай не делаю, – лопотал казах, словно оправдываясь. – Сена кормлю, вода даю… Зачем убежал?
– Зачем? – удивлялся тоже Юсуф, возвращая коня, а сам всё боялся встретиться с ним взглядом.
Через несколько дней конь снова оказался у родных ворот. Когда это произошло в очередной раз, владелец не выдержал и сам предложил Юсуфу:
– Устал я, хужаин, искать конь. Даю вам его обратно, а вы мне – пуль…**
– Хоп, хоп,*** – согласился поспешно вагоновожатый. И вдруг разгадка слов «Зачем убежал?» сама собой разрешилась: – Нельзя продавать верный конь.
Но особенно были рады возвращению гривастого друга младшие дети Юсуфа – Гани, Латип, Кузи…
Теперь они вместе с конём каждый вечер встречали отца с работы.
* Конская колбаса.
** Деньги.
*** Ладно.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.