Поиск сведений о Мечиславе Вайнберге в ташкентский период его творчества Видео История Ташкентцы

Поиски сведений о композиторе М. Вайнберге во время эвакуации продолжаются. Борис Рахимович Бабаев подключил знакомых музыкантов, пока есть надежда что-то найти. Для подсказки в поисках Зелина Искандерова прислала свои вопросы дочери композитора Вайнберга Виктории и её ответы:

В Ташкенте по моей подсказке стали очень активно искать все возможные материалы о жизни и работе Моисея Вайнберга там в эвакуации в 1941-1943 годах.  В связи с этим И ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ В ЭТОМ БЛАГОРОДНОМ ДЕЛЕ, очень прошу вас, напишите мне, пожалуйста:

1. Что вам папа рассказывал (или вы от мамы знаете) о том, как они с другом по Минску Алексеем Клумовым жили и работали в Ташкенте в эти годы (1941-1943)? Есть ли какие-то документы этого периода?
Алексея Клумова (1907 -1944) дома нежно вспоминали как «Алешу». Алеша познакомился с Вайнбергом в Минске, в Белорусской консерватории, где он преподавал ф-но, и как-то сразу разгадал в нем огромное дарование. Клумов помогал папе, бесправному беженцу из Польши, до конца своей непродолжительной жизни — скончался Клумов в 1944 году в Ташкенте, кажется от тифа, но, возможно, я ошибаюсь. В Минске Клумов помогал папе овладевать русским языком, опекал его во время болезней — папа страдал от тяжелого туберкулеза позвоночника и делил с ним комнату в общежитии. С началом войны Клумов помог папе эвакуироваться в Ташкент, где они оба устроились работать в Ташкентский театр оперы и балета. Вайнберг посвятил Клумову свою Первую фортепианную сонату.Что касается документов этого периода, их, разумеется, никогда у нас не было. Возможно, они хранятся в Ташкенте в архивах

2. Что ваши мама и папа – вместе или отдельно — рассказывали об их встрече и женитьбе в Ташкенте и о том, где Моисей Вайнберг работал в 1941-1943 годах в Ташкенте, какие музыкальные произведения написал или начал сочинять в это время? Играли ли там его музыку, и если да, то что именно, где, и когда – что об этом известно?
Папа познакомился с мамой на дне рождения Флоры Сыркиной (впоследствии ставшей женой художника Александра Тышлера) и у них сразу завязался роман. Вот отрывок из воспоминаний журналистки Людмилы Кафановой: «Когда началась война, Вайнберг эвакуировался в Ташкент, город, где нашли приют и убежище цвет культурной интеллигенции страны. Там он познакомился с Натальей, дочерью Соломона Михоэлса, выдающегося еврейского актёра трагика. В 1942 году они поженились. После войны у них родилась дочь Виктория. 

Интересный портрет молодого пианиста и композитора Моисея Вайнберга оставила его современница Людмила Кафанова (журналистка): «Мне посчастливилось знать Метока (Моисея) Вайнберга с 1942 года,— В эвакуации, в Ташкенте я училась в одном классе с младшей дочерью Михоэлса Ниной, а ее сестра Талочка была женой Метока. Ему было 22 года. Высокий, худощавый, с копной темно-рыжих вьющихся волос. Как и все рыжие, он был белокожим, и лицо его, всегда улыбающееся, как бы излучало свет. Приветливый, дружественный, не по-нашему, не по-советски (он был из Польши) уважительный. У него уже тогда была репутация интересного композитора. В Москве он сразу был признан и занял место в кругу своих великих современников. И вдруг — погибает (теперь все знают: был убит) Михоэлс и вслед за этим арестовывают Моисея Вайнберга — «агента» Джойнта и разнообразных вражеских разведок. Я не понимала, как этот мягкий, застенчивый человек мог выжить в советской тюрьме. Но он выжил и даже дожил до 77-ми лет.»

3. Кто и как подсказал ему отправить Шостаковичу (!) его Первую Симфонию, написанную в Ташкенте, и как это было осуществлено?
Надо сказать, что своей неприспособленностью, не наигранной, не кокетливой, а подлинной беспомощностью, в сочетании с огромным талантом, папа вызывал в окружающих его людях инстинкт покровительства. Папу взял под свое крыло композитор Юрий Левитин, с которым они так и остались ближайшими друзьями вплоть до смерти Левитина где-то в 90-х годах. Юрий Левитин, закончившийЛенинградскую консерваторию, заведовал музыкальной частью Театра эстрады в Ташкенте (1941—1942). С 1942 года жил и работал в Москве, был близко знаком с Шостаковичем, и именно он предложил папе отправить Шостаковичу его Первую симфонию. Шостакович сразу признал в папе огромный талант, вскоре родители (в 43-м году) вернулись из эвакуации в Москву и там завязалась их тесная дружба с Шостаковичем.  Надеюсь, я смогла как-то помочь вашим ташкенцам, Зелина,

ОГРОМНОЕ ИМ СПАСИБО!

Всего хорошего, Виктоша.

Поместите, пожалуйста, на Facebook для Бориса Бабаева и других, кто готов поискать в Ташкенте: Мне подтвердил специалист — что известно о Ташкенском периоде творчества Моисея Вайнберга: Он работал вместе с Алексеем Клумовым (из Минска) в Театре Навои концертмейстером (могут быть документы в архиве), написал следующие произведения:

1) Symphony № 1 op. 10 «Посвящается красной Армии» (1942 – написана в Ташкенте) – её он послал Шостаковичу, и тот вызвал его в Москву. Премьера состоялась в 1967 году в Москве.
2) Оперетта «Боевые друзья» (1942, Ташкент, рукописи нет) – поискать бы!
3) Оперетта «Карьера Клеретты» (оперетта в 3-х действиях, рукописи нет) – поискать бы!
4) Соната для фортепиано №2 ор.8 (первое исполнение в Москве 16 октября 1943 г.)
5) Ария для струнного квартета (соч. 9), есть в архиве автора
6) Каприччио для скрипки и фортепиано ор. 11 (возможно в Ташкенте, м.б. уже Москва) таким образом в Ташкенте — ор 8 — ор. 11 (???), в конце 1941 года исполнялся Второй квартет, написанный в Минске (могут быть объявления в газетах!) рукописи 2-х оперетт нужно искать!!!


Я подобрала кое-что – в первую очередь, для тех, кто готов поискать в Ташкенте:

Итак, Моисей Вайнберг Взгляд «снаружи»: David Fanning talks about Mieczyslaw Weinberg Mieczyslaw Weinberg is regarded as the third great Soviet composer, alongside Prokofiev and Shostakovich; his dramatic, passionate music is recognizably!

Взгляд «изнутри» и очень хорошее видео – на русском с английскими субтитрами – можно выбрать фрагмент и показать, если где-то надо будет!

Irina Shostakovich and Alexander Raskatov — a conversation about Mieczysław Weinberg (Published on Dec 31, 2015)

В эвакуации в страшные годы войны: Mieczysław Weinberg — Symphony № 1 op. 10 (1942 – written in Tashkent) – её он послал Шостаковичу, и тот вызвал его в Москву.

Mieczysław Weinberg, Piano Sonata No. 2 — (1942, Tashkent)

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.