Махмудходжа Бехбуди История Ташкентцы
Кандидат исторических наук, доцент ТГУК Гафаров Нуманджон Усманжонович. Выдержки из статьи.
Лидер среднеазиатских джадидов Махмудходжа Бехбуди, понимая влияние театра на народ, в 1911 году написал пьесу «Падаркуш» («Отцеубийца») на таджикском языке и в 1912 году напечатал ее в бухарской газете «Турон» на узбекском языке. В 1913 году М. Бехбуди удалось издать свою пьесу отдельной книжкой в издательстве Самарканда… По объявлению джадидского журнала «Ойина» («Зеркало») в конце 1913 года, пьеса «Падаркуш» впервые была поставлена на сцене 15 января 1914 года в зале библиотеки «Кироатхонаи исломия» («Исламская читальня») города Самарканда (10, 234). Режиссёром впервые поставленной местными силами пьесы был азербайджанец Алиаскар Аскаров. Хотя это представление было сыграно непрофессиональными артистами, его успех превзошёл все ожидания. Рецензия «Первый национальный театр в Туркестане», напечатанная в 14 номере журнала «Ойина» за 1914 год, была посвящена постановке пьесы «Падаркуш», в которой подчёркивалось особое воздействие спектакля на сознание людей. Рецензент с гордостью писал: «С раннего утра тысячи людей штурмовали здание, где происходило представление, но билетов не было. Они согласны были уплатить три рубля, смотреть стоя, но мест не было…»…
http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=20445
В 1913 году по инициативе Абдулло Авлони, Мунаввар-Кары и Тавалло в Ташкенте была создана первая в Средней Азии театральная труппа «Турон», которая состояла из 25 человек. Из них самыми популярными в народе были Гулям Зафари и Шокирджон Рахими. Позже к ним присоединяются Маннон Уйгур и Шамсиддин Шарофиддинов, игравший под псевдонимом «Хуршед». Это мусульманское общество любителей драматического искусства ставило своей целью организацию спектаклей и представлений для народа, пропаганду театрального искусства.
27 февраля 1914 г. в Ташкенте в здании театра «Колизей» состоялась церемония официального открытия первого национального театра. Открывая занавес театра, Мунаввар- Кары Абдурашидханов сказал: «Всем нам известно, что до сих пор не было театра на родном языке. Слово «театр» на самом деле означает помещение, где преподносят «урок жизни», назидание или «школу великих». Сцена театра похожа на зеркальную комнату, где со всех сторон отражаются положительные и отрицательные стороны каждого, кто входит в нее, где каждый видит свои достоинства и недостатки и извлекает из них должные уроки». Затем труппой «Турон» был поставлен прошедший с большим успехом спектакль по пьесе М. Бехбуди «Падаркуш». Один из энтузиастов первой национальной театральной труппы в Средней Азии джадидский поэт Тавалло специально написал стихи, посвященные этому событию.
С помощью труппы «Турон» спектакль «Падаркуш» и другие сценические представления были показаны во многих городах Средней Азии и пользовались неизменным успехом у народа. Пьеса «Падаркуш» с согласия М. Бехбуди также была поставлена на сцене 5 марта 1914 г. в зале «Торикистон» Бухары татарскими артистами под руководством Хусейна Наджиба и имела огромный успех у бухарцев (9, 326). Отметим, что это представление имел большой успех и в городе Худжанде, где оно было показано 4 января 1915 г. Об этом дает краткую информацию в журнале «Ойина» первоткрыватель джадидских школ на территории современного Таджикистана Саид Бобохон Ахрори в своей заметке «Театр в Худжанде» (7, 206). Известный востоковед А.Н. Самойлович, посмотревший представление пьесы «Падаркуш» в исполнении труппы Авлони в ташкентском «Колизее» в 1916 году, писал о сильном впечатлении народа от сцены (8, 81-82).
Репертуар театра «Турон» постоянно обогащался оригинальными и переводными произведениями, повышался творческий потенциал актёров. Джа-дидская труппа в 1915 году поставила спектакли «Отравленная жизнь» Хамзы Хакимзаде Ниязи, «Несчастный жених» Абдуллы Кодыри и «Дрема» Абдуллы Авлони. Для совершенствования деятельности этой труппы на протяжении 1914 -1916 годов главными режиссёрами здесь работали азербайджанец Алиаскар Аскаров и татарин Заки Боязидский. Гастроли труппы в Фергане освещались на страницах местной печати. В 1915 театр стал называться «Туркестан» и выехал на гастроли по городам края. За шестилетнее существование джадидского театра было создано около 25 спектаклей, в которых нашли отражение различные жизненные проблемы».
Зухра Ашрабова: Из них самыми популярными в народе были Гулям Зафари и Шокирджон Рахими….» Мой дед дружил с Гулямом Зафари и был в 37 году расстрелян вместе с ним.
Дедушка Зухры Ашрабовой — пионер национального кинематографа Сулейман Ходжаев в молодости был актёром Театра «Туран». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B4_%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B8#/media/File:Majid_Qodiriy_with_son_among_actors_of_Turon_dram-theatre-studio.jpg В Википедии есть фотография группы актёров «Турана». Есть ли на ней молодой Сулейман Ходжаев — неизвестно!
lvt[Цитировать]
И ещё к теме именно Театра Туран из Википедии. «В 1913 году на базе общества «Жамияти хайрия» интеллигенцией, представителями знати и состоятельными людьми Ташкента было создано общество «Турон». При обществе «Турон» были организованы драм-труппа, библиотека и читальный зал «Турон», издательство «Туркестанская библиотека», а также выпускалась газета «Турон». «6-школой Турон» с момента учреждения в 1918 году до перехода в Туркестанский государственный университет в 1921 году руководил Маджид Кадыри».
lvt[Цитировать]
Уважаемый автор и комментатор! Побойтесь Бога! У вас нет ни одного, ни одного (!!!!) верно изложенного факта! Вы хоть понимаете, что пишите? Вас читают историки, театроведы, обычные школьники наконец!
Гость[Цитировать]
Автором этой статьи является — Кандидат исторических наук, доцент ТГУК Гафаров Нуманджон Усманжонович. Об этом написано в самом начале. Я же привела только выдержки из этого весьма уважаемого источника относительно первых шагов узбекского театра.. Если «ГОСТЬ» у вас есть своя версия событий, изложите её в комментариях, дайте ссылку, наконец. Интересно познакомиться с вашей версией, Рады будут и «историки, театроведы, обычные школьники». Я понимаю,о чём тут написано, а вы?
Лидия Козлова[Цитировать]
https://cyberleninka.ru/article/v/vklad-dzhadidov-v-zarozhdenie-natsionalnoy-dramaturgii-i-razvitie-teatra-v-sredney-azii Привожу ссылку и первую страницу самой статьи. Пожалуйста, спорьте, опровергайте! Нечего на Бога пенять — всё в наших руках.
Лидия Козлова[Цитировать]
Среди актёров труппы был молодой Сулейман Ходжаев, будующий кинорежиссёр, пионер узбекского кинематографа. Происходил из религиозной семьи. Дед его был чтецом Корана в «коранической школе» Ташкента. В сер. 1910г. Сулейман Ходжаев — актёр труппы Театра «Туран», на сцене которого ставились пьесы передовых джадидов — реформаторов
Сулейман Ходжаев в фильме «Чадра». Фотография из архива внучки Зухры Ашрабовой.
olga[Цитировать]