Первые детские передачи История Ташкентцы
Опубликовал Игорь Клишин
Память – это сокровищница и
опекунша всего в мире.
Сегодня, когда на телевидении детских передач почти не осталось, а государство решило создать целый детский телеканал, так пообещали власти, самое время рассказать о том, какие передачи для детей показывались на экране в начале 50-х годов и как телевидение, далекое от совершенства, заботилось о своих маленьких зрителях. Тем более, что нынешний год объявлен правительством Москвы Годом ребенка.
Теперь мало кто знает, даже из моих современников, которым перевалило за полвека, не говоря уже о молодом поколении, сколь крошечной была в те годы у телевидения аудитория. В начале 50-х годов в Москве насчитывалось всего… 2000 телевизионных приемников. А потому к счастливому обладателю этой уникальной технической новинки по обыкновению стекались соседи, друзья, знакомые, чтобы посмотреть на диковинку. Просмотры в итоге превращались в коллективные, такими коллективными становились и обсуждения телевизионных передач. Правда, собраться вместе доводилось не каждый день. Программы транслировались всего один раз в неделю, если мне не изменяет память, по четвергам, да и то в течение двух часов – с 20-ти до 22-х.
ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
Шло время, и вскоре у телевидения образовался еще один день показа – второй вечер в неделю. Затем третий, пятый, седьмой. Как только появились воскресные показы, возникли программы и для детей. Это были специальные дневные выпуски для подрастающего поколения, в которые включались кинофильмы, например, «Тимур и его команда», «Василиса Прекрасная», «По щучьему велению», «Золушка» и обязательно мультфильмы.
А потом появился и свой телевизионный журнал. Назывался он «Юный пионер». Фактически это был прообраз новостной передачи, длившейся всего 10 минут. К выпуску в эфир ее готовила Марта Гумилевская, которая перешла работать на телевидение из Всесоюзного радио. И журнал тоже представлял собой кальку радиопередачи «Пионерская зорька» — в телевизионном варианте освещались те же новости: тимуровское движение, слеты, олимпиады, сбор макулатуры и металлолома, спортивные состязания. На каждый сюжет отводилось не более одной-двух минут, такая норма была сразу установлена, а показываемые на экране фотографии комментировались чтением закадрового текста. Тележурнал «Юный пионер» дублировал фактически новости дня для взрослых. Только с другими сюжетами.
Мои первые шаги на телевидении оказались связаны с Мартой Гумилевской, поначалу детские передачи были моей основной заботой. Эта на редкость энергичная женщина чем-то напоминала Наталью Сац: тот же напор, та же неутомимость и та же любовь к детям. Когда она появлялась в редакционной комнате, все приходило в движение.
Стоит сказать, что вещание в ту пору велось через знаменитую Шуховскую башню, и Московская студия телевидения на Шаболовке занимала совсем небольшое двухэтажное здание рядом с проходной. В нем каким-то странным образом умещались и единственная эфирная студия, и аппаратная, и редакционная комната, а также отдел выпуска, дирекция, бухгалтерия, гримерная, фотолаборатория и даже кабинет цензора (Главлит), где окончательно получали право на эфир все передачи. Без подписи цензора на специальной микрофонной папке отдел выпуска не мог принять к показу ни фильм «Ленин в Октябре», ни мультипликацию «Мойдодыр» — такие были условия «игры».
С Мартой Гумилевской мне работалось легко. Она четко формулировала задание, строго следила за его незамедлительным выполнением и всегда требовала, чтобы лишних слов в тексте не было, чтобы зрительный ряд совпадал с закадровым комментарием. Иначе подготовленный выпуск выбрасывался в корзину.
Конечно, эти 30 – 40-секундные репортажи, скажем, о районной олимпиаде школьной художественной самодеятельности, приносили мне, начинающему телевизионщику, некий материальный доход, хотя весьма скромный, но одновременно это были и мои первые телевизионные университеты. Я учился соотносить левую часть сюжета «в кадре» с правой, стараясь уместить в короткой фразе максимум информации.
Единственное, что тяготило в этой работе, — ее оторванность от моей основной профессии: к тому времени я окончил театроведческий факультет.
ПОЯВЛЕНИЕ ШУСТРИКА И МЯМЛИКА
Директором Московской студии телевидения была тогда Валентина Николаевна Шароева. Она как две капли походила на других женщин-руководительниц тех лет. Строгая прическа, столь же строгий или, как сказали бы сегодня, деловой костюм, никаких следов косметики. Как-то она пригласила меня к себе в кабинет и спросила, почему я не делаю передачи, более приближенные к моей специальности, чем сбор макулатуры?
Так, после этой короткой беседы, я начал готовить к эфиру сценарии театральных передач. Первая из них была посвящена 100-летию Бернарда Шоу, вторая – 25-летию последней Студии К.С.Станиславского, третья – 10-летию первого выпуска Школы-студии имени Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе имени М.Горького. Все они, разумеется, шли в прямом эфире из нашей студии на Шаболовке.
Однако спустя время Шароева вновь пригласила меня к себе и попросила подумать о том, как разнообразить субботние и воскресные передачи для детей. Ей хотелось, чтобы помимо русских народных сказок на экране появлялись бы какие-то новые детские персонажи. И это несмотря на то, что эти сказки в вечерние часы рассказывали лучшие мастера художественного слова – Евдокия Турчанинова, Варвара Рыжова, Анастасия Зуева, Борис Чирков, Игорь Ильинский. В разговоре Шароева даже упомянула что-то о юных пионерах. Что мне было делать? Ничем подобным я никогда прежде не занимался. Но с руководством обычно не спорят. Поэтому пришлось поднапрячься. Предложенные Шароевой персонажи как-то сами собой быстро улетучились, и у меня в голове возник образ двух мальчишек, явных антиподов по характеру, которых было полным-полно в жизни. Их я назвал Шустрик и Мямлик. Идея эта оформилась удивительно быстро и, «снабдив» свои персонажи яркими характерами, я буквально через пару-тройку дней передал Валентине Николаевне Шароевой две странички машинописного текста. Так впервые на телевизионном экране появились Шустрик и Мямлик, придуманные мною.
КАКИМИ ОНИ БЫЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ
Поначалу, правда, это были не куклы, хотя их создание тоже задумывалось, а рисунки, на которых изображалась обыкновенная московская семья. Мама, папа, бабушка, кошка, собака и, конечно же, Шустрик и Мямлик. Но конкурировать с мультипликацией мы, понятно, не могли. И через некоторое время художники из Театра Образцова – Вера Конюхова, Вера Терехова и Борис Кнерцер вместе с режиссером Борисом Аблыниным и актрисами Евой Синельниковой и Ольгой Тарасовой – превратили Шустрика и Мямлика из рисованных персонажей в кукол. И затем, на протяжении многих лет, эти куклы жили в телевизионном эфире самостоятельно – не только без родителей, бабушки, кошки и собаки, но и с другими артистами, режиссерами и авторами. До тех пор, пока не родилась передача «Спокойной ночи, малыши!» с новыми тогда персонажами – Хрюшей и Степашей.
Характеры Шустрика и Мямлика изначально основывались на их прозвищах. Собственно, на этом и строился нехитрый детский сюжет. Но телевизионные «мальчишки» до того пришлись по душе многим зрителям, что потом в детских садах, школах и во дворах появились свои Шустрики и Мямлики. А их телевизионные прототипы продолжали разыгрывать на экране интермедии продолжительностью 8-10 минут. Время, однако, шло, росла и репутация Шустрика и Мямлика. Неожиданно им стали доверять ведение других, более серьезных, программ. Например, они могли объявить показ на экране фильма или предварить какой-то интересный концерт, которого ждали зрители. Делали они это, разумеется, с учетом характера каждого из них. С прицелом на характеры писался и короткий текст их выступлений. Телевидение искало новые формы подачи материала и привлечения зрителей, функции Шустрика и Мямлика тоже расширялись. В итоге они оказались не только героями детской передачи, но и ведущими.
С годами на телевидении появились новые редакции и отделы, которые готовили типологически разные программы. На каком-то этапе и вещание для детей получило автономный статус. Это означало создание оригинальных передач, постановок и даже производство телефильмов, что, однако, не исключало и трансляции готовых театральных спектаклей и фильмов. Одно дополняло другое. Но наряду с игровыми и развлекательными программами прежнее телевидение всегда уделяло пристальное внимание познавательным передачам, причем, по самым разным областям знаний. Внимание к просветительским программам было тогда неизмеримо большее, нежели сегодня.
Стоит сказать, что театральные актеры – самые известные в то время, не говоря уже о начинающих, с огромным удовольствием участвовали в чуть ли не любых телевизионных проектах. И не по каким-то меркантильным соображениям: большинство из них хронически страдало от простоев, а телевидение в определенной мере было способно утолить творческий голод. Да и заработок, конечно, никому не мешал. К тому же, телевизионные постановки, которых в те времена на экране появлялось немало, готовились чаще всего силами одной театральной труппы. Причем, подготовка к телевизионным сюжетам и репетиция проводились, как правило, в свободное от театральных репетиций время и обычно в здании театра, где служили актеры. Это серьезно облегчало задачу, особенно, когда речь шла о знаменитостях, чей рабочий график был расписан по минутам. Во всяком случае, в театре телевизионщики вели работы практически до самой съемки. Но бывало, что и сама съемка происходила в театре: даже с появлением несравненно большего, чем на Шаболовке, числа студий в Останкино, мест для съемки телевизионных программ катастрофически не хватало. В том числе, и создателям детских передач.
О НЫНЕШНЕЙ «НОРМЕ» ЖИЗНИ
То, что происходит на телевидении в последние годы, не может не беспокоить. Всевозможные шоу с развязными ведущими и дрессированными зрителями, одинаково бурно аплодирующими любому, кто появляется на сцене студии, конечно, специально не предназначены для детской аудитории. Но для детей, кроме показа мультипликаций и программы-долгожительницы «Спокойной ночи, малыши!», сегодня ничего и не делается. Юным зрителям приходится смотреть ту же муть, что их родителям. И никто при этом не беспокоится о том, что подрастает и мужает поколение с зомбированным мышлением, почти ничего не читающее, не способное даже ответить, кто автор «Евгения Онегина». И эта чудовищная «норма» превращается в жизненные реалии не без участия телевидения.
А с какой стати, собственно, надо что-то знать, если есть шанс за две недели стать победителем любого конкурса? Зачем прочитывать уйму книг, добросовестно учиться, пять лет ходить на занятия в институт, когда есть пресловутая Школа звезд ( и не одна!), при помощи которой можно стать знаменитостью за один месяц?! Все это напоминает мне рассказ одного замечательного актера, который познакомился с собственной внучкой в день ее пятилетия – так уж сложились семейные отношения. Привожу эту историю почти дословно.
«Дедушка спрашивает у внучки, кем она собирается стать? Та без колебаний отвечает: буду Улановой! ( Как раз за два дня до этого по ТВ транслировали юбилейный вечер, посвященный великой балерине.)
— Замечательно! Значит, ты готовишься к поступлению в Хореографическое училище?
– Зачем? – отвечает внучка. – Я и так все умею. Вот подай мне цветы!
Дедушка, покорно исполнив указание внучки, был потрясен с каким изяществом (а главное, с какой твердостью!) она приняла его букет и сделала в ответ книксен.
— Видишь, ничего особенного! — подытожила внучка».
Да и откуда знать пятилетнему ребенку о многолетнем каждодневном тяжелейшем труде великой балерины, что предшествовал торжественной церемонии, показанной по телевизору? И сколько их сегодня, кто думает примерно так же…
Не стоит, разумеется, превращать телевидение в пугало.Но оно никого не должно и дезориентировать. В первую очередь, юное поколение. Конечно, случается в жизни выигрыш, и очень крупный, но разве можно на этом основании связывать все планы исключительно с казино? Не правильнее ли было бы внушить любому, независимо от возраста, что надеяться нужно не на тайну трех карт, раскрытия которой тщетно требовал от престарелой графини пушкинский Германн, а на свой труд, свои познания, свои силы.
И хочется верить, что создатели будущего детского телеканала не станут готовить новое поколение наперсточников. Многовековая отечественная культура, впрочем, как и мировая, способна прийти на помощь каждому, кто пожелает воспользоваться ее бесценными сокровищами.
Было бы желание!
БОРИС ПОЮРОВСКИЙ
Журнал ТелеЦЕНТР №2(22)
Апрель — май 2007
Борис Михайлович Поюровский – известный театральный критик, автор многих статей, книг и передач на радио и телевидении. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, лауреат Фонда Театра п/р О.П.Табакова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.