Рыцарь служения музе искусств История Ташкентцы

Георгий Коваль: Сорок дней назад на вечный покой ушел от нас великий человек. Помянем добрым словом…

Рыцарь служения музе искусств

«Правда Востока» №195/20167 октября 2016

Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан профессор Виталий Львович Мелкомини — яркий пример самоотверженного, рыцарского служения искусству, которому отдано более 70 лет.

Дело жизни

Прекрасный музыкант и талантливый педагог, Виталий Львович был уникальной личностью, по отзывам коллег и многочисленных учеников — настоящим аристократом духа.

Любовь к искусству ему привил отец Лев Мелкомини, окончивший Миланскую консерваторию и обладавший уникальным лирическим тенором. Он много гастролировал как камерный певец, делал записи на радио, изучал макомы, ставил голоса будущим знаменитостям — солистам оперы. В доме, где часто собирались известные певцы, танцоры, драматиче­ские артисты, музицировали, вели беседы об искусстве. Прекрасно пела и мама, Анна Даниловна.

В музыкальную школу отец его привел в 1939-м, позднее она стала учебным заведением для одаренных детей при консерватории. На вопрос, почему выбор пал на гобой, Виталий Львович отвечал не задумываясь:

— Этот удивительный инструмент по тембру ближе всего к человеческому голосу, он по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана. Гобой — инструмент, создающий музыкальные образы, передающий мечтательное, задумчивое настроение, протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно.

В том же 1939 году в семью пришло большое горе — репрессировали отца, и мальчишке пришлось уйти из музыкальной школы. Льва Мелкомини все же выпустили из застенков, но пережитое дало о себе знать — его не стало в 50 лет буквально накануне войны. Несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт и погиб старший брат Юрий, работавший в Академическом русском драматическом театре Узбекистана. Молодому талантливому артисту, который, кроме того, прекрасно играл на контрабасе, рисовал, было всего 19 лет. Кстати, талантливой пианисткой была и сестра Виталия Львовича — Руфина Львовна.

16-летним парнишкой В. Мелкомини пошел работать на завод чугунно-хозяйственной посуды, затем был мобилизован на 77-й оборонный завод. Там поступил в школу фабрично-заводского обучения и через полгода встал за станок токарем третьего разряда. Ночью работал в цехе, днем — в оркестре Театра юного зрителя. Поспать немного удавалось лишь в обеденный перерыв. Музыкальную школу-десятилетку окончил лишь в 1946-м. Потом она получит известность как Республиканский специальный музыкальный академический лицей имени Успенского, а он станет на многие десятилетия ее педагогом. Обучение, а затем преподавательскую деятельность на оркестровом факультете Государственной консерватории Узбекистана продолжал совмещать с исполнительством, был солистом симфонического оркестра радио Узбекистана, Театра музыкальной комедии (оперетты), Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими, Государственной филармонии, Государственного академического Большого теа­тра имени Алишера Навои.

Барометр музыкального искусства

Музыканта высокого уровня, работавшего во многих ведущих театральных коллективах и оркестрах республики, В. Мелкомини можно считать основателем гобойной школы сольного исполнения в Узбекистане, системы воспитания талантливых музыкантов и педагогов. Сегодня сложно подсчитать, скольких ребят он обучил секретам профессии, открыл путь в большое искусство. Многие из них — лауреаты республиканских и международных конкурсов, работают в школах музыки и искусства, колледжах и лицеях, Государственной консерватории Узбекистана, ведущих музыкальных коллективах страны. Очевидно, потому и присвоено музыканту звание «Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан».

— О Виталии Львовиче можно говорить очень много, — говорит председатель Сою­за композиторов Узбекистана Рустам Абдуллаев. — Его дела говорят сами за себя, они всегда были барометром музыкального искусства. Он много сделал для развития инструментальной, оркестровой музыки нашей страны, вошел в музыкальное искусство Узбекистана как гобоист-прима номер один, высоко поднявший планку исполнительства на таком сложнейшем духовом инструменте. Он исполнял как произведения отечественных композиторов — Г. Мушеля и А. Козловского, Ф. Янов-Яновского и И. Акбарова, М. Бурханова и других, так и мировой классики.

— Почти 60 лет Виталий Львович проработал на кафедре оркестровых инструментов Государственной консерватории, — рассказывает профессор Дилора Мурадова. — При его непосредственном участии были созданы первые учебники. Один из них — «Начальная школа обучения на гобое и блок-флейте». В. Мелкомини заложил традиции того, что сегодня в консерватории большая часть педагогов — концертирующие музыканты. Одной из первых в консерватории кафедра оркестровых инструментов стала посылать воспитанников на престижные международные музыкальные фестивали и конкурсы, где они завоевывали и продолжают завоевывать призовые места.

— Очень важно любить то, чем ты занимаешься в жизни — свое дело, отдавать ему всего себя. Музыкант может быть только настоящим, — говорил В. Мелкомини. — Он должен не просто играть произведение по нотам, а исполнять его. Вдохновенно, пропустив через серд­це и душу!

Этому он всегда учил своих воспитанников, прививал им любовь к музыке, стремление, чтобы они поняли и исполнили произведение так, как исполнил бы его сам композитор, передали то, что он вложил в него и хотел донести до слушателей.

Сурнай «от и до»

Сегодня уже мало кто знает, что в 50-60-х годах прошлого века, когда в Узбекистане создавались оркестры национальных инструментов, закладывались основы исполнительства, Виталий Львович участвовал в лабораторных исследованиях над созданием сурная нового типа, внеся вклад в реконструкцию узбекских национальных духовых инструментов.

А когда инструмент был создан, стал одним из первых исполнителей на нем и лауреатом международного конкурса, разработал программу преподавания на обновленном сурнае, благодаря чему в консерватории начали готовить специалистов по этому направлению.

— Вопрос о потребности усиления духовых оркестров народных инструментов поднимался на международной научной конференции, прошедшей в Самарканде в рамках XX юбилейного Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», где был представлен новый музыкальный духовой инструмент куш-буламан, а также в апреле этого года в Шанхае на симпозиуме ректоров высших музыкальных учебных заведений стран Великого шелкового пути, — рассказывает проректор Государственной консерватории Узбекистана Равшан Нигматов. — Идеей заинтересовалась руководитель камерного оркестра народных инструментов «Согдиана» Фируза Абдурахимова. Постараемся внедрить куш-буламан и реконструированный Виталием Львовичем сурнай вначале на базе этого коллектива, затем в более широком масштабе.

Педагогика сердца

Впервые наставником он стал еще в 43-м, когда начальник цеха назначил 16-летнего токаря Мелкомини наладчиком оборудования и поручил заняться воспитанием таких же, как он, мальчишек.

— Главное, чему меня научил в жизни Виталий Львович, — это мыслить по-настоящему. Он очень любил это слово. Делать глубокий анализ — и не только музыкальных произведений, но и размышлять о философии жизни, — вспоминает Равшан Нигматов. В 2013 году, когда случилось несчастье, именно он первым пришел своему педагогу на помощь и вместе с близкими был рядом в самые тяжелые дни болезни. — Под понятием «по-настоящему» имеется ввиду высочайший профессионализм.

Он обращался с молодыми музыкантами на равных, видя в них прежде всего будущих коллег и единомышленников. Всегда был терпелив, никогда не заставлял, не принуждал и не повышал голоса, лишь подсказывал и направлял. А еще любил, шутя повторять, когда видел волнение перед экзаменом или концертом: «Ну, что ты волнуешься? Это пусть море волнуется, а тебе играть нужно!» Его педагогическими, духовно-нравственными принципами, в основе которых лежат человечность и порядочность, я сегодня пользуюсь в своей практике.

Наше содружество — учителя и ученика — продолжалось много лет. Начиная какой-то крупный проект, готовя программу, я всегда обязательно советовался со своим учителем. И каждая наша встреча или совместный урок открывали для меня что-то новое. «Жить ради музыки, педагогики, на благо искусства своей Родины — по-настоящему!» — творческий девиз и секрет жизненного долголетия, который он оставил в наследие своим многочисленным ученикам, новым поколениям музыкантов нашей страны.

Ирина Рибар.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.