Царица песни и танца. К 110-летию Народной артистки СССР Тамары Ханум История Ташкентцы
Впервые оказавшись на сцене в двенадцатилетнем возрасте, она уже не покидала е до конца своей жизни. Е имя осталось навсегда в числе зачинателей танцевальной традиции Узбекистана и заняло достойное место среди знаменитых армянок всех времен. О Народной артистке СССР Тамаре Артмовне Петросян, известной миру под сценическим именем Тамары Ханум, на страницах нашего журнала рассказывает руководитель армянской общины в Ташкенте, известный общественный деятель Георгий Сааков.
Eё первые шаги в искусстве совпали с годами, когда в Туркестане права женщины в обществе были крайне ограничены. Тогда, в грозном 1919 году, после своего первого выступления, девчонке пришлось бежать без оглядки по узким улочкам Маргилана. Наконец, остановилась и расплакалась, а из-за полуоткрытых калиток на неё глядели разъярённые старухи. Когда отерла слёзы и побрела дальше, из-за заборов в неё, осмелившуюся нарушить принятые устои, полетели камни и ругательства; восхищённые дети, побывавшие на концерте, окружили юную исполнительницу плотным кольцом и дали сражение женщинам, презревшим артистку с открытым лицом. А Тамара запела, – пела звонко, подбадриваемая восторженными возгласами своих маленьких защитников. Позже, в своих воспоминаниях она напишет, что в те суровые годы поддержку ей оказали её наставники и учителя. В 1921 году, выступая в полупрофессиональных коллективах агитбригады «Восток», она продолжала обучение в ташкентской русской балетной школе и всюду, где бы она ни появлялась, – на сценической площадке, в учебной аудитории, в заводском цехе, – наступал праздник.
В 1922 году Тамара впервые выехала с гастролями по Узбекистану, а через два года состоялся её дебют на театральных подмостках Коканда, где с успехом шла постановка по поэме А. Навои «Фархад и Ширин», в которой, – примечательная деталь, – Тамара предстала в главной драматической роли армянской княжны. В том же году она поступает на хореографическое отделение Московского театрального техникума. В первом же концерте организаторы не знали, как величать юную танцовщицу. Один из администраторов, услышав, как за кулисами к ней обращались с почтительным «ханум», вывел на афише «Концерт с участием Тамары Ханум». Тогда, наблюдая за её выступлением, Луначарский прозвал молодую артистку «Первой восточной ласточкой».
Трудно сказать, когда она стала по-настоящему легендарной. Когда была первой и единственной женщиной в этнографическом ансамбле, руководимым её будущим супругом известным певцом и организатором М. Кари-Якубовым и приглашённым в 1925 году в Париж для выступления на Всемирной выставке декоративных искусств; или когда Айседора Дункан пришла к ней за кулисы и, не веря своим глазам, попросила пересчитать её шейные позвонки и ощупать кисти рук, так как была убеждена, что танцовщица с нормальным телосложением не способна исполнять столь фантастически гибкие движения. Или когда на Всесоюзной олимпиаде в Москве в 1930 году зрители бурно аплодировали талантливому полпреду узбекской хореографии. Или, возможно, это случилось в Лондоне, в 1935 году, когда вместе с музыкантом-дойрачи Уста Алимом Камиловым её наградили золотой медалью Первого Международного фестиваля народного танца. А может, когда в течение 45 дней она трудилась на сооружении Большого Ферганского канала, одновременно давая концерты для его строителей. Или когда выступала перед строителями комбината «Запорожсталь». Американский балетмейстер Лорел Грей тогда писал о ней: «Она совершила подвиг, поведя за собой армию раскрепощённых женщин и прославляя советское искусство». Или позднее, накануне и в годы войны, когда она дала тысячи концертов, исполняя для солдат песни Испании, узбекские и армянские танцы; в одном только 1943 году она почти 11 месяцев оставалась в составе фронтовой бригады, давая шефские концерты на передовой и перед ранеными. Получила воинское звание капитана и была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945» Или, когда переводила личные средства для поддержки конкретного боевого воинского подразделения, в т. ч. триста тысяч рублей на счёт танкового завода. Боевая машина с номерным знаком 77 и с её именем на броне воевала на фронтах Великой Отечественной; народная молва утверждает, что где-то на тропах своей военно-артистической вахты она повстречала генерал-полковника М. Парсегова и восхищённый талантом своей соотечественницы военачальник наградил её именным оружием. Или, когда выступала перед освоителями казахстанской целины, строителями Братской ГЭС, железной дороги Чарджоу-Кунград и в далёкой холодной Якутии. Одно очевидно – редко кто обладал столь безграничной популярностью и удостаивался такой же славы на всём евразийском культурном пространстве.
Язык танца отличается своей особой выразительностью, но фонтанирующая энергия творческого темперамента артистки и масштабы её художественного кругозора влекли Тамару Ханум к большему самовыражению. В середине 1930-х у неё родилась идея программы «Песни и танцы народов мира». Обратившись к неведомому доселе амплуа, она изучает хореографию и песенную традицию народов братских республик и отдельных стран мира, основательно постигает быт, обычаи, этнические привычки людей, своеобразие их говора – словом всё, что помогает понять душу каждого народа. Программу, в которую вошли более 300 песен и танцев народов СССР и десятков стран со всех континентов мира, она исполняла в стране и за рубежом на более 80 языках.
Она никогда не забывала своих армянских карабахских корней, и в 1989 году по её инициативе и при поддержке властей, после десятилетий полного забытья была восстановлена в законодательном статусе деятельность республиканской армянской общины, а тысячи армян в разных поколениях в благодатной среде многонационального Узбекистана получили шанс сохранять и развивать свою национальную идентичность. Немыслимое в условиях главенства советской интернациональной политики явление. В стенах дома, ставшего в 1994 гoду мемориальным домом-музеем великой артистки дружбы народов, она принимала дорогих своему сердцу гостей, посещавших Ташкент – Арама Хачатуряна, Святослава Рихтера, Галину Уланову, Дмитрия Шостаковича, Аркадия Райкина. Майя Плисецкая напишет в своём посвящении: «Тамара – путеводная звезда Востока», а писатель МирзоТурсун-Заде скажет: «Тамара Ханум – невеста народов…» Мемориальный музей артистки никогда не пустует. Частыми гостями дома Ханум являются как гости страны, так и коренные узбекистанцы. И не только представители старшего поколения, – они видели Ханум на сцене, её искусство переворачивало им душу, но здесь можно встретить много молодежи.
Георгий Сааков.
Источник.
Мне довелось увидеться с этой замечательной женщиной на встрече с ней ,молодёжи авиационного завода.Встреча проходила в клубе Восток,что был напротив Панорамного кинотеатра.Она нам продемонстрировала много своих лучших костюмов в танцах.Много рассказывала о своей жизни.Встреча была очень интересной и незабываемой.Мы сделали несколько совместных фотографий. 2 из них я выкладывала ранее.С Днём рождения,уважаемая Тамара Ханум!!!
Александра[Цитировать]