Первый знаток Самарканда История
Рубен НАЗАРЬЯН
Сорок лет назад ушел из жизни прославленный востоковед, ученый с мировым именем Иван Иванович Умняков. Шестьдесят лет его биографии связаны с Узбекистаном, из них более четверти века – с Самаркандом.
Родился он в августе 1890 года в семье армейского офицера Ивана Умнякова. Детство Вани прошло в карельском городе Петрозаводске, где в то время служил его отец. Получив домашнее начальное образование, мальчик в первые годы ХХ столетия был принят в одну из гимназий Санкт-Петербурга, которую и окончил в 1909 году с серебряной медалью. Сразу после этого юноша стал студентом восточного факультета столичного университета.
Трудно сейчас объяснить, почему Иван Умняков-младший, родившийся и выросший в северных краях империи, с детства мечтал о Востоке. Уже в гимназии он познакомился с классической поэзией Ирана, арабскими сказками и индийской философией. Его увлекала древняя история, изучению которой он отдавал все свободное время. И потому вовсе не удивительно, что университетские профессора обратили на Умнякова особое внимание.
Именно его, одного из немногих студентов, включили в состав научной экспедиции, отправленной в 1912 году в Туркестан. Пребывание здесь позволило ему не только пополнить свои знания в области персидского и тюркского языков, но и ознакомиться с историей, культурой и традициями одного из центров мировой цивилизации.
Ивану, как полноправному члену научной экспедиции, было поручено персональное задание: сопоставить известные отечественному востоковедению данные о Бухаре, извлеченные из трудов Наршахи и ряда арабских путешественников и географов с современным состоянием этого города.
Начинающий исследователь блестяще справился с поручением и его работа – «сочинение на заданную тему» — была в 1913 году удостоена золотой медали. Завершив в 1914 году обучение в университете, молодой специалист был приглашен руководством Министерства иностранных дел на специальные курсы для подготовки дипломатов, и еще два года углубленно изучал здесь языки Востока – арабский, тюркский и фарси. Сдав соответствующие экзамены и получив степень магистра, Иван Умняков был направлен на дипломатическую службу в Бухару, где получил должность драгомана (переводчика) в Российском политическом агентстве.
И в дальнейшем, уже после большевистского переворота, он продолжал трудиться на разных должностях в этой же организации, именовавшейся теперь постоянным представительством РСФСР в Бухаре, номинально сохранявшей еще свою независимость от России. После крушения эмирата и образования Бухарской народной республики (1920 год) Ивана Умнякова переводят в Ташкент и зачисляют научным сотрудником кафедры истории мусульманского Востока недавно созданного университета.
Через несколько месяцев ему поручили и чтение лекций по специальности в Туркестанском восточном институте. Однако деятельность эта продлилась недолго, и уже в середине 1921 года Умняков был направлен в Петроград, где ему надлежало еще два года совершенствовать свои знания на факультете общественных наук местного университета. Вполне понятно, что подобная практика была продиктовано намерением советских властей «перековать» ученых старой школы на большевистский лад.
Пройдя курс «перековки», сдав все экзамены на верность новой власти и подтвердив свою магистерскую степень, Иван Иванович вернулся в Ташкент и продолжил свою преподавательскую деятельность в Восточном институте, впоследствии вошедшем в состав Среднеазиатского государственного университета (САГУ). Он принимал активное участие в работе Среднеазиатского комитета по охране и изучению памятников старины и искусства (Средазкомстарис) в качестве секретаря этого комитета, а затем и инспектора по охране памятников. После ликвидации означенного комитета в 1928 году Умняков стал сотрудником Среднеазиатской государственной библиотеки, посвятил себя изучению и описанию восточных рукописей.
В конце 1920-х годов в Ташкенте началась политическая кампания, направленная против ученых школы В.В. Бартольда. Вульгаризаторы науки во главе с марксистом М.М. Цвибаком предъявили своим противникам надуманные обвинения в антисоветчине и добились ареста 11 ведущих ученых-востоковедов САГУ. В мае 1931 года Иван Умняков, как один из ближайших учеников академика В.В. Бартольда, был арестован и обвинен по известной 58-й статье. Около полугода длилось следствие и осенью того же года он все же был оправдан «за недоказанностью улик». Однако на свободе Иван Иванович пробыл недолго – менее чем через два месяца, в конце того же 1931-го года, он подвергся новым нападкам со стороны партийных идеологов в востоковедении за то, что годом раньше в статье, опубликованной в «Записках Коллегии востоковедов», сослался на труды расстрелянного чекистами ученого Л. А. Зимина.
В конце января 1932 года по постановлению Коллегии ОГПУ, как и все другие ученые – востоковеды, подследственные по этому делу, Умняков был выслан из Ташкента на два года и три месяца. Местом административной высылки ему был определен северный город Архангельск. Не имея возможности получить здесь работу по специальности, Иван Иванович был вынужден «переквалифицироваться»: служил в должности плановика-экономиста на ремонтно-механическом заводе Лессудомашстроя, а затем в Архгосмалрыбтресте и на энергокомбинате Северолеса.
После возвращения в Среднюю Азию Умняков, поселившись в Самарканде, с 1939 года вновь начал преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях города. Основным же местом его службы стал местный университет, в стенах которого Иван Иванович трудился до последних лет своей жизни. Широкую известность ему принесли труды по изучению письменных арабских источников истории Средней Азии. Он не только переводил их на русский язык, но и сопровождал тексты критическим анализом, интерпретируя их в соответствии с современными достижениями науки.
Именно он, по мнению академика И.А. Крачковского, был одним из первых и лучших знатоков известнейшего сочинения Махмуда Кашгари. Огромный резонанс в научном мире вызвали такие публикации И.И. Умнякова, как «Абдулла-наме», «Худуд-ад-алам», работы по тохарской проблематике и истории Самарканда. Он был и автором нескольких путеводителей по историческим местам древнего города.
Блестящий знаток мировой истории и восточных древностей, свободно владевший основными языками Европы и Азии, имевший мировую известность ученый в силу неблагоприятных обстоятельств лишь в 1942 году сумел защитить кандидатскую диссертацию, посвященную турецкой географической карте XI века. В следующем году он был утвержден в звании доцента.
Продолжая свою подвижническую научную деятельность в области востоковедения и не оставляя преподавательской стези, Иван Иванович в 1956-м году был удостоен звания профессора. Он стал учителем многих историков нашего города и республики, инициатором создания кафедры истории народов Средней Азии, которой и руководил до самой смерти.
Именно он впервые разработал курс источниковедения и историографии Средней Азии, который и читался им одним долгие годы. Иван Иванович неустанно трудился над различными проблемами востоковедения, публикуя свои труды и выступая с оригинальными лекциями перед различной аудиторией. Ему принадлежит заслуга в популяризации истории Самарканда и его архитектурных памятников. Неспроста благодарные горожане неоднократно избирали ученого депутатом городского и областного советов. В стенах местного университета и других вузов республики им были прочитаны такие оригинальные спецкурсы, как «История мусульманского Востока», «История Туркестана» и «История домусульманской Средней Азии».
Особо значительный вклад внес Умняков в изучение научного наследия своего выдающегося учителя: в далеком 1926-м году он первым опубликовал статью об академике В.В. Бартольде, приуроченную к 30-летию его научной деятельности. А несколько лет спустя, в 1935-м году, он, несмотря на противодействие официальных органов, подготовил к печати полную аннотированную библиографию печатных работ опального академика. Однако выходу ее в свет власти и покорное им тогдашнее руководство Института востоковедения АН СССР чинили препятствия целых сорок лет. Издание этого капитального труда было осуществлено лишь несколько месяцев спустя после смерти Ивана Ивановича — в 1976 году.
Последние годы жизни профессор Умняков посвятил изучению международных связей Средней Азии со странами Западной Европы, истории хлопководства в Туркестане, землепользования в Бухарском оазисе, происхождения этнонима «таджик». Кроме преподавательской деятельности Иван Иванович принимал участие в многочисленных научных конференциях и симпозиумах, консультировал аспирантов, писал отзывы на монографии и диссертации.
Заслуги талантливого ученого были по достоинству оценены: профессор Умняков награждался медалями и орденами, в том числе орденом Ленина. Он был обладателем нескольких почетных грамот Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, а в 1957 году удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки республики. Немалое количество его учеников, ставших кандидатами и докторами наук, до сих пор с благодарностью вспоминают своего учителя, скончавшегося в Москве в феврале 1976 года.
Шесть десятилетий продолжалась подвижническая деятельность Ивана Ивановича Умнякова. И, можно смело утверждать, что несколько десятков его научных работстали подлинными вехами в развитии востоковедения в Средней Азии.
Рубен НАЗАРЬЯН, Самарканд
источник.
Дополнение:
Родился в Петрозаводске в семье военнослужащего.
Окончил с медалью Петербургскую гимназию.
Еще одну золотую медаль он получил,
будучи студентом Санкт-Петербургского университета —
за сочинение «Сопоставление известий Наршахи и арабских географов о топографии Бухары
с данными о современном городе».
Его перу принадлежит 60 публикаций,
в том числе «К истории новометодной школы в Бухаре»,
«Про формы землевладения в Бухаре» и т.п.
Умер 21 февраля 1976 года в Москве.
Тахир[Цитировать]
Благодарю за интересный материал.
Вавилова Татьяна[Цитировать]