Ещё одна книга для любителей истории История Ташкентцы
Пишет Олег Николаевич
После книги Михаила Греческого хочу предложить любителям истории еще одну весьма своеобразную книгу написанную шведом Стаффаном Скоттом с историей династии Романовых, в которой есть глава и о нашем Великом Князе Николае Константиновиче. Ссылка на скачивание книги в конце главы о ВК НК…
Одинокий Романов в Ташкенте
Великий князь Николай Константинович — паршивая овца. Ни денежные махинации его дяди Николая Николаевича — старшего, ни сексуальные эскапады Сергея Александровича не привели к таким суровым последствиям, как опрометчивость Николая Константиновича, укравшего драгоценные оклады с материнских икон.
Мы рассмотрели судьбу восемнадцати членов дома Романовых, убитых во время гражданской войны. Девятнадцатым был великий князь Николай Константинович, родившийся в Санкт-Петербурге в 1850 году. Он лишь вскользь упоминается в мемуарах, и о нем известно, что он умер в 1918 году. Но не в Петрограде, не в Екатеринбурге, не в Алапаевске, не в Перми, а в Ташкенте. Обычно утверждается, что он был убит большевиками, и вполне логично предположить, что в 1918 году в Ташкенте Романов умер насильственной смертью. Но многие факты говорят о том, что это не так.
Мы уже отметили, что семейство Романовых отнюдь не было сборищем полоумных выродков, как порой говорилось. Среди Романовых были и люди чести, и негодяи, бездари и таланты, как в любой другой семье. В их позднейшей истории встречаются лишь два темных пятна: Сергей Александрович, убитый бомбой в 1905 году, и одинокий великий князь в Ташкенте, которому далеко до Сергея Александровича, но которого семейство стеснялось и предпочитало забыть. Он был взаправду сумасшедшим, склонным к скандалам, и действительно опозорил свой великокняжеский титул. Он был самым красивым из всех великих князей всех времен. Но он был невменяемым и остался таковым на всю жизнь.
Однако почему он жил в Ташкенте? В мемуарах родни мы найдем массу загадочных объяснений, будто так было лучше для его психического состояния, но никому не ясно, почему именно Ташкент отличался особо здоровым климатом для умалишенного. Говорили, что он слишком много пьет, вероятно, так оно и было (подобное утверждение., увы, на поверку оказывается справедливым для огромного числа русских, независимо от того, идет ли речь о великом князе или простом рабочем). Но с каких пор Средняя Азия стала курортом для алкоголиков? Если уж на то пошло, пьянство среди военных было там куда тяжелее, чем в других
районах России.
Приезжающему в Ташкент показывают дом, где он жил, и даже современные советские гиды упоминают Романова, изгнанного в Ташкент за неподобающий любовный роман.
Это блестящий пример «правды, но не всей правды», ибо любовь, безусловно, сыграла свою роль в пожизненном изгнании великого князя Николая в Ташкент. Любовь (или что-то в этом роде) заставила его похитить дорогой оклад с иконы его матери. Стремясь завоевать благосклонность американской авантюристки Фанни Лир, он продал оклад, чтобы купить ей дорогие украшения.
Это был сам по себе низкий поступок. Но, кроме того, он лжесвидетельством добился, что в краже обвинили другого. Лжесвидетельство из уст великого князя — это было чересчур. Лгать перед Богом и людьми великому князю не пристало. Государь навечно изгнал его из России, сначала в Оренбург за Уралом, потом в только что завоеванный Ташкент.
Здесь уместно будет рассказать об одном из многих увлечений Николая. Плененный американкой, он одновременно имел длительную любовную связь с Александрой Абаза, женщиной необычайной. В возрасте шестнадцати лет ее выдали замуж за сына курского губернатора, и она родила ему пятерых детей. Но муж так дурно с ней обращался, что его родная мать помогла ей получить развод. Затем мать пятерых детей имела продолжительный роман с великим князем Николаем и родила ему двоих детей.
Когда его сослали в Ташкент, она с ним не поехала. К тому времени в
покинутую мать семерых детей страстно влюбился граф Павел Сумароков-Эльстон и женился на ней: поистине никогда не следует утверждать, будто ваша жизнь уже позади! Сумарокову она родила еще пятерых детей и умерла, не дожив до сорока лет.
В те времена женщины были настоящими женщинами, перед которыми не могли устоять ни графы, ни великие князья!
Однако вернемся к ее бывшему любовнику, великому князю Николаю Константиновичу. В ссылке он женился морганатическим браком, дети от этого брака не получили места в престолонаследии.
Свое собственное место в престолонаследии он сохранил, его у него никто не мог отнять. Несчастному генерал-губернатору Ташкента выпала незавидная доля следить за ссыльным и к тому же полоумным внуком Николая I, одним из немногочисленных великих князей, носителей второго после государя титула в стране.
Большую часть своего великокняжеского жалованья Николай Константинович тратил на грандиозные проекты освоения целины. Но наряду со столь похвальными занятиями он привлекал внимание населения, заведя некое подобие гарема из местных красавиц. Впоследствии он сожительствовал с дамой из семьи уральских казаков, с которой показывался в общественных местах, а на балах в офицерском клубе он рьяно волочился за офицерскими женами.
Он все еще был красавцем, лысым, сильным, с моноклем на черном Шнурке. Вероятно, он был выдающейся фигурой в светском обществе
Ташкента, этого пограничного поста Российской империи, азиатского города, большей частью застроенного мазанками. Изгнанный навечно, но все же великий князь, занимающий свое место в престолонаследии, свободный и независимый, без каких-либо обязанностей в жизни. Он любил светские развлечения и охотно позволял себе фривольные высказывания типа того, что «в постель можно заполучить любую женщину, разница в том, заплатить ей пять рублей или пять тысяч». Выше этого его остроумие, видимо, не поднималось.
В 1905 году оказалось, что у пятидесятипятилетнего князя еще есть порох в пороховницах. Он без памяти влюбился в пятнадцатилетнюю гимназистку Варвару Хмельницкую и купил целый дом для ее семьи. Летом его законная супруга уехала в Петербург, а великий князь велел заложить тройку и — умыкнул девочку! Они отъехали на двенадцать километров от Ташкента, и он обвенчался с пятнадцатилетней Варварой в сельской церкви.
Видимо, таким образом он добился взаимности Варвары. Но тем самым в династии появился великий князь, запятнавший себя не только лжесвидетельством, но и двоеженством. Разразился громкий скандал, генерал-губернатор в ужасе слал донесения в Петербург, попа, обвенчавшего парочку, постригли в монахи, а девушку и ее семью услали в Одессу.
Николай Константинович умер в 1918 году, и, как было сказано, в большинстве источников сообщается, что он был убит большевиками. Но сохранились письма этого года, свидетельствующие о его естественной смерти, возможно от воспаления легких. Существуют также слухи, будто бы большевики устроили ему пышные похороны, считая, что он был отправлен в ссылку за мятеж против государя.
Но и после смерти полоумный великий князь не желал подчиниться порядку. Он оставил двух сыновей, Артемия и Александра. Если бы они родились в браке, приемлемом с точки зрения престолонаследия, им не нужна была бы фамилия, они назывались бы «князьями императорской крови». Так же они получили фамилию Искандер, распространенную в Азии форму имени Александр, а также по названию деревни вблизи плантаций великого князя.
Александр умер в 1957 году на юге Франции. Но когда и где умерли его дети Кирилл и Наталья (родившиеся в 1914 и 1916 годах), неизвестно. Они «пропали во время революции». Вероятнее всего, они были убиты. Но они могли выжить и в таком случае, конечно, скрывали свое происхождение. Брат Александра Артемий умер в 1919 году.
Судьбу остальной части семейства Романовых проследить легко: кто куда сбежал, кого и где убили большевики. Но полоумный великий князь верен себе: мы не знаем, был ли он сам убит большевиками или похоронен с почестями, а его потомки могут и по сей день находиться в Советском Союзе.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.