Архитектурный ансамбль «Мавзолей Зайниддина Тошканди» История Фото
Амир Темур перед большими сражениями часто посещал могилы дорогих ему святых людей. Перед битвой с потомком Чингисхана Тохтамышем Амир Темур посетил могилу Шейха Зайниддина в Ташкенте (1164-1259 гг.), в 1390 году, через 131 год после его смерти. Перед походом в Китай он опять посетил эту могилу в 1392 году. По его приказу над могилой шейха Зайниддина был построен мавзолей, который и сейчас находится в Ташкенте, в местечке Кукча.
Шейх Зайниддин Куй Арифан Тошканди был сыном одного из основоположников суфизма Сухроварди (1134-1234). Полное имя — Шейх Шахобиддин Абу Хавс Умар Сухроварди. Учение Сухровардизм до сих пор популярно в мусульманских странах. Сухроварди отправил сына Зайниддина из Хорезма в Ташкент для распространения своего учения. Шейх Зайниддин, кроме теологии, занимался также астрономией. На Кукче рядом с мавзолеем сохранилась древняя обсерватория, построенная, видимо, еще до Зайниддина. Ее называют «Чиллахона», и это один из оставшихся целым и невредимым, после Чингизхана, памятник архитектуры.
Конструкция Чиллахоны позволяла решать различные астрономические задачи: определение дня весеннего равноденствия, дня летнего солнцестояния, угол наклона плоскости экватора к плоскости эклиптики, широты местности и др. Существует легенда, по которой из обсерватории якобы существовал подземный туннель длиной 5-6 км до местечка Хаст Имом, к месту проживания Каффаль аш Шаши. Позже на Кукче в 14-15 веках была построена также соборная мечеть. Сейчас весь ансамбль Мавзолея полностью восстановлен.
В настоящее время на Кукче проживают несколько прямых потомков Шейха Зайниддина. Один из них, Омонулла Файзуллаев (1921-2008) много сделал для восстановления генеалогических корней своих предков. Его сыновья являются потомками Шейха Зайниддина Тошканди в 31-м поколении.
Источник: Шейх Зайниддин куйи Арифан Тошканди. Ташкент, изд-во «Meriyus», 2014.
Схема Чилля-хоны из книги, фото мечети и мавзолея мои. ЕС
Вот бы продолжить публикацию рассказами потомков о предках
Александр[Цитировать]
У автора этого опуса каша в голове. На самом деле, нынешний мавзолей не столь древний. В самом Ташкенте вообще не сохранилось ничего от времён Тимура (только, предположительно, в Зангиате). Его нижняя часть построена в XVI веке, а верхняя — результат такого капитального ремонта в 1920-1931 годах, что была фактически выложена заново (кстати, интересно, каким образом добились ремонта мавзолея религиозного деятеля в раннесоветские годы, начав ещё даже при военном коммунизме?). Исходно на могиле стоял маленький мавзолей, потом чортак, действительно выстроенный Тимуром, но его руины только лишь под современным мавзолеем.
И как Сухроварди мог быть одним из основателей суфизма в XII веке? Это уже поздний этап развития суфийской традиции, которая возникла века на три-четыре раньше (деятельница раннего суфизма Рабия ещё в VIII жила, а сами суфии себя связывают с первыми последователями Мухаммеда). Течение сухровардия — да, основал, но так можно и Накшбанда в основатели суфизма написать.
Что касается чилляхоны, то её всё как-то удревняют и удревняют. В книге Бурякова, Ростовцева и Касымова про (1973) значился XIII век (т.е. её постройка, видимо, связывалась с самим приездом Зайнуддина Бобо). В книге Булатовой и Маньковской (1978) — уже XII-XIII. Теперь говорят, что чилляхоне лет тысячу. Интересно, есть объективные данные или…?
Carpodacus[Цитировать]