Воскресное вечернее чтение История Старые фото

Али Хамраев:

1950 год. Мы в подростковом детстве играли в футбол до полной темноты, прекращали, когда мяч уже было трудно различить. Помню, как нас сильно побили переростки-бугаи из Тезиковки, что располагалась возле ташкентского аэропорта. Побили нас, худых пацанов, на нашей же территории у бывшей мечети Шейхантаур, да еще забрали все призовые — несколько больших дынь и два ящика с лимонадом «Грушевый».

Бугаёв сначала разозлила восхитительная игра нашего вратаря Вовчика Ольшанского по прозвищу «Мышонок», который отбивал самые хлесткие удары, бросался бесстрашно в ноги здоровым парням, выковыривал мячи из любой кучамалы. Нас, мальчишек из пыльных переулков, вдруг во время игры стали нещадно лупить ботинками по костяшкам босых ног, а потом остервенело накинулись на лежащего с мячом вратаря с криками «Жидёнок!.. Порхатый!.. Вонючая Одесса!..» Мы — это узбеки и татары, армяне и украинцы, русские и чеченцы, один молдаванин и один бухарский еврей, мы с трудом оттащили в сторону нашего товарища, размазывая по щекам слезы обиды и беспомощности. Ведь мы сами пригласили на дружеский матч этих хулиганов, а они поглумились над нашим Вовкой, нашим жидёнком, нашим другом, эвакуированным во время недавней войны из Украины… Как обидно!

(На фото я с братишкой Давлятом и его шутливой подписью, 1951 год.)

Тут же родилось решение пойти всей командой заниматься боксом. Рядом в Старом городе был стадион «Спартак», и мы начали заниматься у тренера Бухмана. Любимый всеми Юрий Вадимович нас сначала строил, командовал ласково-звонко «Ррравняйсь!.. Смирррно!..», потом проверял свежесть трусиков, плавок, носочков, требовал приносить на контроль школьные дневники, иногда приглашал к себе домой на борщ. К весне мы окрепли в спаррингах, меня однажды тренер выставил с Владимиром Агароновым, шепнув перед боем мне на ушко: «Хамраич, он тебя побаивается… Чувствуешь?.. Будь смелее…» И я гонял три раунда Агаронова по рингу под одобрительные крики своих товарищей. Потом только я узнал, что мой противник уже имел звание «Мастер спорта», тренер просто хотел выбить из меня труса — я ведь при каждом ударе закрывал глаза…

И вот мы снова играем в футбол с бугаями-переростками, но теперь на их территории около аэропорта. Снова Вовка показывает чудеса реакции, как великий вратарь Хомич отчаянно бросается в ноги, снова бугаи начинают нещадно пинать Ольшанского . Мы, худые мальчишки с Шейхантаура, подняв в стойке сжатые кулаки, мгновенно полукругом встали у лежащего в пыли «Мышонка». С трудом переводя дыхание, две команды застыли друг против друга. Наверное, что-то было такое особенное в наших глазах, что сильно подействовало на переростков. Они вдруг криво заулыбались:
— Да ладно, пацаны… Чего это вы?.. Побазарили, и хватит…
Думаю, именно в эти минуты мы, мальчишки из Старого города, начали кое-что понимать в жизни. Мы — это узбеки и татары, армяне и украинцы, русские и чеченцы, один молдаванин и один бухарский еврей… Да, чуть не забыл — и один русский еврей Володя Ольшанский…

29 комментариев

  • Фото аватара Александр:

    Интересная история..с тех пор, наверное, в Старом Городе «хулиганы»)

      [Цитировать]

  • Фото аватара marites:

    Да нет, Тезиковка и Переушка всегда бандитские были и в следующем поколении тоже. Вы Али в какой махалле жили, моя мама жила в махалле Лилязар на том месте, где потом Госкомцен построили?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Арина:

    Спасибо! Очень интересно, но самое главное, что мы не знали национальностей своих друзей, не это было ценным в наших отношениях… Дружба- вот главная ценность! Спасибо за Вовку Ольшанского))) Где то он сейчас?

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Где автор нашёл в 1950г.(вскоре после войны) переростков-бугаёв на Тезиковой Даче (так в прошлом называли этот район)? Чтобы вырасти до «бугая», надо нормально питаться, а тезиковские кварталы были очагом социального неблагополучия. Там селились самые бедные, самые обездоленные люди, весь мелкий криминал. Это был такой «двор чудес» Ташкента, где скорее не футбольные команды формировались, а шайки малолеток. Все туберкулёзы, рахиты, глисты и …(список бесконечен) доставались этим детям. Много времени и усилий потребовалось, чтобы район этот выровнялся в социальном отношении. Очень злые, малорослые, кривоногие, с зеленоватыми лицами — такими они запомнились.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Усман:

    Не понравилось. Автор лепит горбатого к стенке. Со старого города пришла якобы интернациональная команда, а побили их переростки-бугаи с Тезиковки, якобы все бывшие русскими, к тому же антисемитами, и трусами в итоге. Это в 1950-ом- то году? Когда за антисемитизм могли закатать на червонец. Т.е. автор хочет налепить, что на Тезиковке селились одни русские, в то время как старый город был центром интернационализма, где были под защитой «один молдаванин и один бухарский еврей». Хотел бы я посмотреть на этого «одного молдаванина и одного бухарского еврея», когда бы они пошли в чужую махаллю в старом городе. Зачем врать-то? Мы же еще не сдохли. Живые свидетели.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Надежда:

    Али Хамраев — это известный кинорежиссёр («Седьмая пуля», 1972)? И что же «наврал» он, или присочинил? Кто же прав?

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    У «Пули» были великолепные сценаристы — Андрей Кончаловский, Фридрих Горенштейн. Не наврал, не присочинил, а как человек творческий «создаёт новую реальность». Ведь и «Седьмая пуля» — это советский вестерн. Но тогда приоритеты были другие.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Надежда:

      Что «создавать новую реальность», что «сочинять» — суть одна.
      Вот только вопрос: где автору изменяет память? где работает субъективное мышление? а где он путает документальные воспоминания с написанием сценария «по мотивам»?

      Например, мне ваш комментарий

      lvt:

      «Где автор нашёл в 1950г.(вскоре после войны) переростков-бугаёв на Тезиковой Даче (так в прошлом называли этот район)? Чтобы вырасти до «бугая», надо нормально питаться, а тезиковские кварталы были очагом социального неблагополучия. Там селились самые бедные, самые обездоленные люди, весь мелкий криминал. Это был такой «двор чудес» Ташкента, где скорее не футбольные команды формировались, а шайки малолеток. Все туберкулёзы, рахиты, глисты и …(список бесконечен) доставались этим детям. Много времени и усилий потребовалось, чтобы район этот выровнялся в социальном отношении. Очень злые, малорослые, кривоногие, с зеленоватыми лицами — такими они запомнились»

      — навеял ассоциации с романом Пазолини «Шпана», только в советском, так сказать смягчённом варианте.

        [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Роман не читала, но обязательно прочту. Все остальные вопросы к «киноведам», исследователям творчества режиссёра.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Надежда:

      Я сама и есть киновед. Но откуда же мне знать: почему, зачем и в чём Хамраев (должно быть, — уважаемый человек) исказил бытовые и социальные реалии послевоенного Ташкента? Этих реалий я не знаю, т.к. живу с другом регионе бывшего СССР, да и годами своими не вышла, чтобы знать.
      А творчество Пазолини, правда, всё это сильно напоминает.
      Вообще, почти все советские кинорежиссёры, начинавшие во второй половине 1960-х гг. — выпускники ВГИК, воспитанные на итальянском неореализме (художественный стиль в театре и кино 1943-1951 гг.) — любили подражать итальянцам. И, надо сказать, особенно удачно это получалось на «Узбекфильме» и на «Грузия-фильме». Видимо, темперамент совпадал.

        [Цитировать]

      • Фото аватара lvt:

        Фильм назывался «Аккатоне» по этому роману. Да, на фильм похоже. На Тезиковой Даче (так тогда это называлось) проживали достойные, работящие люди, но в послевоенные годы до сер. 50-х лицо района определяли не они, а огромная барахолка, вокруг которой вертелся криминал. Не посещать её было нельзя, так как там задёшево продавали трофейные вещи и краденые, а в магазинах ещё ни черта не было. Я родилась в конце 40-х. Мама успела получить для младенца пачку махорки и чёрные сатиновые трусы. Посещение этого района всегда было опасным приключением. Моя мама заметила карманника и окликнула жертву. Тётки покупательницы пришли в ужас! Шептали, чтобы она немедленно бежала прочь, потому что её или «пырнут» в толпе, или резанут бритвой по глазам. Правда, никто на маму не покусился, но таков был страх перед «тезиковкой». Кстати, население тамошнее не было исключительно славянским. Как и всюду в городе, оно было «всемирным». Люмпенский элемент набежал из городов, разрушенных войной. Наконец, почтенный вор Сашка… решил провести всесоюзный съезд воров на Тезиковой Даче.. Собрались на каком-то пустыре. Их окружили и захватили. Сашку пристрелили, когда он перелезал через забор. Видимо, случилось это в 52-53гг. Маменька и её приятельница в пол голоса обсуждали этот сюжет за чашкой чая. «Органы» долго не могли исправить ситуацию в этих кварталах. Потом взяли и перенесли барахолку в Старый Город, на Чукурсай. А люпенов постепенно задавили.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Надежда:

          Спасибо, за интересный рассказ! Вы здорово описываете!
          Вот только по поводу фильма «Аккатоне» вышла неточность. Между фильмом и романом «Шпана» нет другой связи, кроме имени автора и общей темы. «Аккатоне» — это не экранизация «Шпаны», а всего лишь другая вариация на тему послевоенной Италии, на тему жизни люмпен-пролетариата.
          Вот вы пишете, что советская милиция постепенно «задавила» люмпенов, как асоциальный, преступный элемент. Да — это реалии советской власти. А между тем парадоксальный философ-коммунист Пазолини видел в них (люмпенах, т.е.) своеобразный вариант коммунистического сознания. Впрочем, у него всегда всё непросто. Его и самого всячески гнобили и возносили, пока не убили в 1975 году. Но это уже не по теме.

            [Цитировать]

      • Фото аватара lvt:

        Надежда, у видного советского кинорежиссёра Али Хамраева в ФБ есть открытая страничка, где он помещает свои лирические рассказы. Вам будет интересно почитать как киноведу.

          [Цитировать]

        • Фото аватара ANV:

          » в ФБ есть открытая страничка, где он помещает свои лирические рассказы.»

          А чтобы прочитать их надо быть клиентом ФБ? Зашел по ссылке которую давал ЕС и рассказов не увидел.

            [Цитировать]

          • Фото аватара lvt:

            https://www.facebook.com/ali.khamraev.52 Страничку Али Хамраева можно найти в этом районе. Да, надо быть членом ФБ. Я не «друг в ФБ» Али Хамраева. Просто набираю его имя в поисковике на ФБ. Попадаю в обычную хронику, где режиссёр разговаривает со своими друзьями, помещает интересные фотографии с текстами. Этот злополучный шейхантаурский футбол не единственная миниатюра. Там есть о Сергее Герасимове, о дружбе с Горинштейном, о знакомстве с Кайдановским. Но это не отдельная литературная страница, а просто хроника.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Надежда:

              Спасибо, lvt, очень приятна ваша любезность и ваше внимание к моему вопросу.
              Но мне как киноведу не особенно интересны лирические рассказы вообще и рассказы Али Хамраева в частности…
              Я не состою в сети ФБ, и ради прочтения этих текстов считаю слишком хлопотным занятием: регистрироваться, заводить там какие-то контакты и прочее. Тем более, что попробовав однажды (по просьбе и рекомендации друзей), нашла этот сайт для себя неудобным в пользовании, и пожалела тратить своё время.
              Здесь я заинтересовалась только общей темой дискуссии. А в особенности — причиной искажения реальности в тексте Хамраева, искажения так активно опротестованного в комментариях.
              Дело в том, что есть в России очень уважаемый и титулованный кинорежиссёр Павел Лунгин, в прошлом — сценарист. Его мало кто открыто назвал бы плагиатором и фальсификатором, хотя некоторые коллеги, со словами в духе: «Паша — очень смешной человек», — констатировали его творческую нечистоплотность.
              У меня возникла ассоциативная связь Лунгин — Хамраев, хотелось прояснить…
              Спасибо, за внимание и рекомендации. Может быть. когда-нибудь я ими воспользуюсь.

                [Цитировать]

  • Фото аватара marites:

    Интересно как люди на пустом месте затевают склоку! Для того что-бы стать шпаной, не нужна кремлевская пайка, это не в блокадном Ленинграде выше описанные события происходили. Бедный раён это был, железнодорожников много, складских рабочих (товарка недалеко), но зачем Хамраеву » наводить тень на плетень»? Ведь это дела давно времен ушедших. За антисемитизм тогда уже «червонец» не давали, наоборот это был признак здорового тона, в стране раскручивалась борьба с безродными космополитами и врачами отравителями наших мудрых руководителей партии. Уже соседи мысленно делили еврейские квартиры, кто себе комнату оттяпает после депортации.

      [Цитировать]

    • Фото аватара lvt:

      Возможно, в вашей семье и делили пожитки репрессированных: вредителей, лиц неправильного происхождения, истинно верующих, отравителей, агентов иностранного капитала, недорезанных белогвардейцев, вейсманистов-морганистов, кибернетиков, генетиков и прочих жертв параноиков у власти, но зачем бросать тень на всех жителей Ташкента?

        [Цитировать]

      • Фото аватара marites:

        Личные нападки считаю неуместными, если у кого есть комплексы, это личное дело, я не психолог. Всех под одну гребенку безусловно грезсти нельзя, но из песни слов не вычеркнешь. Меня смущает другое, какой смысл был пацанам с Тезиковки ехать в другой конец города, на Шейхантаур, играть в футбол? Пешком это не реально, можно 10-м трамваем до Урды, но тогда были вагоновожатые и для бедного парня потратить деньги на проезд было расточительно.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Мунтазир:

          Такие пацаны денег на трамвай не тратили, ездили на буфере и на подножке-цеплялись. Сам видел и … тоже цеплялся ! :)

            [Цитировать]

  • Фото аватара Мунтазир:

    Интересно, за сколько это дней тренер Бухман сделал из Хамраича, бойца, гонявшего три раунда мастера спорта? На это потребуется минимум три года. Ол-лаааа….

      [Цитировать]

  • Фото аватара Алексей:

    Я до седьмого класса учился с мальчишками с Переушки «Первушки» в 64 школе. Отличные ребята. Всегда были справедливы. Играли в лянгу, ошички. Не было никакого антисемитизма. Все эти «Переушинские» были наши друзья. Они ушили в 52 школу после того как нас объединили с девочками в 1955 году. Но мы ещё долго с ними продолжали общаться. Как сейчас помню моего друга Сосина. Он был «Гроза» нашей 64 школы. В седьмом классе сидел со мной за одной партой. Не могу отрицать — мы «шалили». Но это было ничто по сравнению, что иногда происходит в школах сегодня!

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Я счастлива, что жила в многонациональном городе, где не знали межнациональной розни. Мы не интересовались пятой графой (это графа о любой национальности в анкете) своих друзей. Росли в многонациональных дворах. Ходили во всеобщие Детские Сады. Учились в многонациональных классах у любимых и нелюбимых учителей разных национальностей. Дети вырастали, получали высшее образование в хороших ВУЗах Ташкента. Занимали видные позиции в самых разных сферах жизни. А главное, никто не говорил :»Он хуже, потому что у него кровь другая». По крайней мере, публично. Ксенофобская выходка могла стоить карьеры. Даже так, хочешь испортить жизнь человеку, настучи, что он якобы плохо говорил об узбеках, евреях, русских. Потом жертва год доказывала, что не верблюд. Таким был Ташкент до землетрясения. Это был город, в котором я жила.
    Когда-то Туркестану суждено было стать чем-то вроде Америки Российской Империи. Сюда хлынули талантливые предприимчивые люди из других краёв, которым не удавалось занять достойное место в Метрополии. У кого-то получалось, у кого-то нет. Хорошо образованные люди (иногда с Европейским образованием) создавали медицину, науку и культуру. Посмотрите на фамилии первых капиталистов — полный интернационал! Первые видные учёные, врачи — то же самое! Наконец, так сложилось, что кровь коренных ташкентцев — это такой адский коктейль! Почитайте Добромыслова хотя бы! Но надеюсь, что до исследования генома мы не дойдём.
    Во время войны эвакуированные жили повсюду: и в Старом Городе, и в Новом Городе. Люди разделяли комнаты занавесками, перегородками. Комнаты и даже прихожие просто забирали. Известный музыкант, педагог Гилельса , Берта Рейнгбальд, в эвакуации преподавала музыку, получила жильё на Хорезмской, напротив школы №50. Так её встретил чужой Ташкент. Родная Одесса не вернула ни жильё, ни работу, ни рояль. Бедная женщина покончила счёты с жизнью. На волне борьбы с космополитами сюда приехал Абрам Эфрос. Он жил на ул.Жуковской, недалеко от Консерватории, в центре города. Преподавал в Театральном Институте. Его приглашали в Русский Театр им. Горьког0 как консультанта, уважаемого литературоведа, театроведа, в период постановки пьесы «Ромео и Джульетта» Шекспира.
    Сама по себе гнусная реплика » Уже соседи мысленно делили еврейские квартиры, кто себе комнату оттяпает после депортации» не стоит моего комментария. Я написала для истории, чтобы молодые люди знали, как обстояло дело. Наши родители давно в могиле, но мы пока живы.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Надежда:

      Это замечательно! И хотя я по возрасту гожусь вам, lvt, в дочери, и хотя я мало ездила по родной стране, и хотя я не была в Узбекистане, о чём всегда мечтала, пока не распался Союз ССР; именно по причине братства народов, воспитанной тогда — до 1985 года — я по сей день не могу и не хочу положительно воспринимать любого человека провозглашающего какую угодно национальную вражду!

        [Цитировать]

    • Фото аватара lvt:

      Наверное, надо уточнить, что мой комментарий — это ответ на грубый выпад marites. Надежда, я не очень поняла, смысл вашего участия в диалоге. Видимо, интереса к творчеству и личности самого Али Хамраева у вас тоже нет? Жаль, что страничка Хамраева вас не заинтересовала. Миниатюра о шейхантаурском футболе -это не бытописательство и совсем не факт. Скорее кадр фильма, который возник, в сознании художника. Спасибо, за тему Пазолини.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Надежда:

        Интерес к творчеству Хамраева у меня несколько опосредованный, т.е. некоторые его фильмы меня действительно интересуют (вот хотя бы упомянутая мною «Седьмая пуля»), но по двум причинам: во-первых, там заняты интересные для меня актёры — Хамза Умаров, Суйменкул Чокморов и Дилором Камбарова; а во-вторых, просто люблю эти вестерны-истерны, как особый вид и жанр. Ну и о самом Хамраеве, тоже читала в 1980-х много хороших отзывов в специальной прессе.
        А страничка его не заинтересовала — по объективным обстоятельствам, т.е. не настолько, чтобы срочно заниматься чтением.
        Зато вот вы мне чудно всё растолковали. Ваше высказывание про «сознание художника» — это как раз тот ответ на мой вопрос, которого мне и не хватало для полного понимания сути данного обсуждения. Спасибо!

          [Цитировать]

  • Фото аватара Талиб:

    «Али Хамраев родился в смешанном браке: его отец был таджиком, а мать — украинкой. Отец Али Хамраева Эргаш Хамраев в 1937 году после рождения сына был арестован, освобождён через два года, погиб в 1942 году на фронте Великой Отечественной войны». (Википедия)

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.