Международная индийская выставка в Ташкенте в 1988 году История Разное
Пишет Виолетта Лисова
Было это в 1988 году. Работала я тогда в одной творческой организации с загадочной аббревиатурой РНМЦ НТ и КПР (Республиканский научно-методический центр народного творчества и культпросвет работы). По простому это называлось Дом народного творчества.
Организация эта относилась непосредственно к Министерству культуры Узбекской ССР.
Нам объявляют, что в рамках проходящего по всей стране фестиваля Индии в СССР, в Ташкент везут большую детскую выставку и для Международной выставки подобного масштаба город предоставляет самое лучшее помещение в центре Ташкента — Выставочной зал Союза художников Узбекистана, что на проспекте Шарафа Рашидова. К январю мы должны были её срочно открыть.
Наших специалистов по народному творчеству из РНМЦ НТ и КПР — изобразительного, декоративно-прикладного и кино-фото искусства пригласили работать на этой выставке. Задействовали троих методистов — Халиду Баталову, меня (ИЗО, ДПИ), Игоря Ярулина (по фото).
Так же в создании выставки принимали участие ташкентские искусствоведы, сотрудники ВЗСХ, переводчики и т.д.
Руководителем данного проекта была Маргарита Григорьевна Харатова, искусствовед по специальности, на тот момент она была Управляющей дирекцией выставок Художественного Фонда СХ Узбекистана (1926 г.р., сейчас живёт в Сан-Франциско). Сразу хочу сказать, что время работы Маргариты Григорьевны, это был своего Ренессанс Выставочного зала Союза художников Узбекистана. Она обладала не только высочайшим профессионалом в проведении всевозможных выставок, но и немаловажным качеством, умением работать с людьми, четко без ажиотажа организовать огромный коллектив и при этом сохранить со всеми добрые отношения. Мы от неё очень многому научились.
Из Министерства культуры куратором выставки был искусствовед Павел Винайкин, на тот момент он работал учёным секретарём экспертной комиссии в Дирекции выставок и занимался всеми фестивальными проектами Ташкента. На данной выставке Павел Винайкин был ответственным по организационными вопросами — составлял смету, просчитывал суточные, бронировал гостиницу, покупал билеты, встречал, принимал и провожал индийских гостей.
Такая грандиозная, яркая, неповторимая своей самобытностью выставка, конечно же оставила в нашей памяти неизгладимый след об индийском искусстве на всю жизнь.
Помню приехали мастера всех видов и жанров индийского народного прикладного творчества.
Разместили их в двух шагах от Выставочного зала, в гостинице «Ташкент». Они нам рассказывали, что когда выезжали из Индии, им сказали, что не волнуйтесь, что январь месяц и что Узбекистан такая же теплая страна, как Индия. Все они были совсем легко одеты, женщины в тонких сари, мужчины в шортах и все в шлёпках. А тут как специально пошёл снег! Им это было с одной стороны удивительно увидеть снег, с другой стороны не комфортно. Но мы быстро организовали для них теплые вещи, окружили группу вниманием и заботой. Им очень понравились наши советские кеды, они накупили их и даже женщины модничали в сари с кедами.
Подготовка выставки проходила очень активно. Нам было интересно наблюдать, как слаженно индусы работали над монтажом этой огромной экспозиции. Каждому виду искусства выделили отсек. А мастера изготовления воздушных змеев разместились прямо по всему периметру Выставочного зала и ребята собирали змеев прямо у нас на глазах! Это было виртуозное склеивание воздушных змеев — они были огромные по размеру, из нежной разноцветной пергаментной бумаги, сочетания цветов были самые неожиданные! По окончании сборки, змеев развесили высоко на потолке по всему Выставочному
залу и смотрелось это очень эффектно и зрелищно!
Особое внимание детей на выставке привлекли большие куклы, у нас в то время в кукольном театре были только маленькие, а тут ребята увидели кукол чуть ли не в человеческий рост!
Когда индийские актеры показывали спектакли, дети рассаживались тут же на полу, на мягких красивых подушках, как будто у себя дома! Работал с куклами Дади Пудамджи, в прошлом экономист, но со временем переквалифицировавшийся в артиста-кукольника. Дади Пудамджи и Павел Винайкин очень сдружились, впрочем как и мы все, сотрудники индийской и советской сторон. Объездив пол Союза Дади как-то сказал Павлу, что лучший приём и теплота от людей были в Ташкенте. Поискав в интернете информацию о Дади, я была приятно удивлена, что он очень вырос в своей профессии и с 2008 года является президентом Международного Союза кукольных театров.
Открытие выставки состоялось на ура! Она получилась очень яркая, красивая, огромное количество ташкентских детей посетило её, ребята увидели мастер-классы и все уходили с выставки с подарками — яркими буклетами, поделками ручной работы, которые щедро дарили им индийские народные мастера. А самое главное, маленькие зрители познакомились со страной-сказкой Индией.
Сохранились публикация в газете «Ташкентская правда» за 1988 г., где я писала небольшую заметку об этой выставке и несколько фото.
* * *
«Ташкентская правда»
«Моя земля, мой народ»
Фестиваль Индии в СССР продолжается
Выставочном зале Союза художников Узбекистана открылась выставка «Моя земля, мой народ», организованная в рамках фестиваля Индии в СССР. Выставка адресована детям и знакомит подрастающее поколение жизнью Индии, её культурным наследием, обычаями и праздниками. Рассказывает, как учатся и играют индийские дети. Народные мастера Индии демонстрируют своё искусство в
самых разных ремёслах. На выставке четыре раза в день показывают кукольные спектакли. Играют индийские актеры, а помогают им студенты Ташкентского театрально-художественного института. Материал спектаклей — индийская классика, а так же фольклор разных штатов.
Театр со своими представлениями был в странах Европы, Канаде, Японии, Австралии. Выступал и в Советском Союзе — в Москве, Ленинграде, Одессе, и везде — с успехом.
Руководитель театра Дади Падамджи, в прошлом экономист. Потом увлёкся куклами. Поехал учиться в Стокгольм и вернулся в Индию специалистом-кукловодом. Многих кукол Дади сделал сам вместе со своим помощником Туреном Бхатом. Дети получают огромное удовольствие от индийского кукольного театра. Но за сказочным великолепием представления кроется огромный труд…
В. ЛАВРОВА
старший методист Республиканского научно-методического центра народного творчества.
На снимке: Дади Падамджи со своими куклами.
Фото: И. ЯРУЛИНА
* * *
Выписка из моей Трудовой книжки.
«Виолетте Сергеевне Лавровой Объявлена благодарность за активное участие в организации выставки «Моя земля, мой народ». («Открытие Индии») в Центральном Выставочном зале Союза художников Узбекистана, проводимой в рамках фестиваля Индии в СССР, её досрочное открытие по просьбе индийской стороны, активную пропаганду индийского искусства».
19.02.1988г.
Виолетта Лаврова, театровед. Ташкент_Воронеж.
* * *
*Дади Пудамджи *Dadi Pudumjee, р.1951 — индийский кукловод и общественный деятель, президент Международного Союза кукольных театров. Основатель кукольного театра The Ishara Puppet Theatre Trust. Репертуар театра рассчитан в основном на детскую аудиторию, но в то же время Пудамджи в своем творчестве обращается к таким темам, таким как ВИЧ/СПИД и употребление наркотиков.
Пудамджи активно работает с детьми, в том числе беспризорными, в частности, в 2007 реализовал театральный проект с беспризорными детьми по линии ЮНЕСКО и ЕС , а также проекты по негосударственному образованию, которые касаются темы ВИЧ и наркомании. В апреле 2008 он был избран президентом ЮНИМА на четырехлетний срок, став первым не европейским президентом в 80-летней истории этой организации.
Очень хорошие, добрые воспоминания. Интересно, а приглашается ли сейчас такие организации, чтобы устроить что-либо подобное детям?
Константин[Цитировать]
Я была на этой выставке — там было очень интересно
Aida[Цитировать]