Игорь Яковлевич Дорман История Ташкентцы
Дорман Игорь Яковлевич, академик РАЕН, доктор технических наук (с 1983 г.), профессор (с 1986 г.), инженер-строитель мостов и тоннелей (МИИТ), специалист в области расчета конструкций и технологии строительства подземных сооружений, в том числе, спец. способов работ.
И. Я. Дорман родился в июне 1941 года в Москве в семье горного инженера Я.А.Дормана.
В 1941 — 1944 году ещё ребёнком находился в эвакуации у своей бабушки в Ташкенте, которая проживала на улице Кирова, во дворе, что находился практически рядом с известным книжным магазином.
В 1960 г. окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта;
1960-1965 — Московский Метрострой /начальник смены, участка/;
1965-1992 – ВНИИ Транспортного строительства /аспирант, мл., ст. научный сотрудник, заведующий лабораторией Отделения тоннелей и метрополитенов/;
1968-1991 – в этот период, в должности заведующего лабораторией Отделения тоннелей и метрополитенов во время строительства метро в Ташкенте был в командировках в названном городе 56 (!) раз. Принимал активное участие в проектных и организационных работах.
1992-1995 – Объединенная дирекция строящихся метрополитенов СНГ ( б.Главметрополитен МПС) — технический директор – начальник Управления по экспертизе проектов линий метрополитенов, в т.ч. новых в Красноярске, Челябинске, Екатеринбурге, Уфе, Алма-Ате;
1995 — по 31 июля 2010 г. — ГУП «Мосинжпроект» — главный инженер комплексных проектов, главный специалист института.
Со 2 августа 2010 г. – заместитель Генерального директора, вице-президент по научной работе ОАО «Метрогипротранс».
И. Я. Дорман – соавтор ряда нормативных документов (СНиПы, ВСНы) в области метро-тоннелестроения, автор основных технических решений конструкций тоннелей Байкало-Амурской магистрали и метрополитенов в сейсмических районах (Алма-Ата, Ереван, Баку, Тбилиси, Братислава), главный инженер комплексных проектов транспортных тоннелей на трассе 3-го транспортного кольца (Гагаринские автодорожный и железнодорожный, Лефортовский), подземных комплексов на Манежной пл. и пл. Павелецкого вокзала, подземных паркингов.
Дорман И. Я. — автор более 150 печатных научно-технических работ, в т.ч. 5 монографий, 13 авторских свидетельств и патентов.
Является членом Правления и Президиума Тоннельной Ассоциации России, зам. Главного редактора журнала «Метро и тоннели», членом Экспертного совета «Транснефти», Научно-технического совета по метростроению Департамента строительства г. Москвы, научных советов ряда ВУЗов по защите докторских диссертаций.
Ведет преподавательскую работу и подготовку аспирантов по специальности «основания, фундаменты и подземные сооружения».
Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», лауреат Государственной премии правительства России за проектирование и строительство первой линии метрополитена в г.Ташкенте, Заслуженный изобретатель СССР, Почетный транспортный строитель.
Некоторая использованная литература
- И. Я. Дорман «Виброизолирующие конструкции пути метрополитена», в приложении к журналу «подземное пространство мира», в разделе «Новое в отечественном и и зарубежном подземном строительстве»,М., №3, 1995г.
- И. Я. Дорман «Руководство по проектированию подземных сооружений в сейсмических районах», М., 1996г.
- И. Я. Дорман «Сейсмостойкость транспортных тоннелей» (монография), М.,2000г.
- http://viperson.ru/people/dorman-igor-yakovlevich
- http://www.findpatent.ru/byauthors/1159050/ (здесь перечислены патенты Дормана И. Я.)
- http://wiki.nashtransport.ru/wiki/ Подземное чудо Ташкента, часть 3 (Здесь немного о Г. Я. Штерне)
- материалы личного архива И.Я.Дормана.
Составил Dr.(SU) Yuliy Gertman
5.06.16
Прошу прощения, т.к. спустя почти 30 лет это уже не так важно, но Игорь Яковлевич лауреат не Государственной премии правительства России, а лауреат Премии Совета Министров за 1989 год.
Boris[Цитировать]
Прошу прощения, т.к. спустя более 44 лет считаю важным сообщить, что на фото, Газли 1970 год, ошибка. Фотография датируется 1976 годом. В этом году произошло два крупных землетрясения в п. Газли. Первое, 8 апреля 1976 г. с магнитудой 7.2 Второе, 15 мая 1976 г. с магнитудой 7.1. Предположительно, Игорь Яковлевич Дорман, занимающийся проектированием подземных сооружений в сейсмических районах, приехал ознакомится с разрушениями этого населенного пункта. Надеюсь, увиденное помогло И.Я. Дорману в проектировании сейсмоустойчивых объектов. С уважением, Ли Олег — житель и очевидец землетрясений в Газли.
Ли Олег[Цитировать]
Упустил главное, что Премии Совета Министров СССР!
Boris[Цитировать]
«Упустил главное, что Премия Совета Министров СССР!»
Есть надежда, что авторы Википедии при составлении статьи о И.Я.Дормане учтут ваше замечание…
СССР (SU) — это ведь сегодня звучит очень красиво!
yultash[Цитировать]
Полность согласен!
Boris[Цитировать]
Boris попросил приложить сканы газеты с той самой премией СМ СССР
EC[Цитировать]
И продолжение
EC[Цитировать]
Да, первичный документ всегда завораживает…
В списке в компании вместе с Дорманом и Штерном любопытная фамилия — Хананович Борис Юрьевич, зам.гл.инж. треста, который строил метро. Ув.ЕС, а этот специалист бывает на вашем сайте?
yultash[Цитировать]
Это я и есть. Только фамилия Хаванович, а не Хананович
Boris[Цитировать]
Извините. «С годами старушка слаба глазами стала»… В оправдание, пошлю заметку с комментами её герою.
yultash[Цитировать]
Если можно, то приложите от меня большой привет Игорю Яковлевичу!
Boris[Цитировать]
Прошу модераторов сайта к указанной ниже заметке указать тег её автора. Чтобы найти легче было…
yultash[Цитировать]
По одной публикации тег не присваивается, если будет несколько материалов по теме — тогда да.
ЕС[Цитировать]
ну, а если включить в тег автора заметки? У него таких заметок хватает)))…
yultash[Цитировать]
Вы правы, конечно же, тег автора должен быть, извините, надо было сразу его поставить.
EC[Цитировать]