120 лет со дня рождения ташкентского композитора Вениамина Арнольдовича Хаэта Ташкентцы

25 мая 2016 года исполнилось 120 лет со дня рождения ташкентского композитора Вениамина Арнольдовича Хаэта. К этому дню открыт его разноплановый сайт-лабиринт в Гугле на 7ми языках: русском, итальянском, французском, английском, немецком, испанском и португальском. Для европейских и американских любителей симфонической музыки многоязычный комплекс Хаэта объединил 15 блогов с разноцветными шаблонами.

На каждом языке две страницы с разнообразными рисунками. Первая — не мп3, а плейлисты с записями в программе WAVE и видео для Ютуба. Вторая состоит из списков названиймузыкальных сочинений Хаэта с 34мя ссылками на его ноты. Они соединены авторским его профилем в англо и русскоязычном альбоме из 3260 страниц композиторских партитур и партий. Справа от ссылок на каждый язык переведена биография Вениамина Арнольдовича.

Очень интересно развитие музыкального сюжета «Сказки» Хаэта. Она начинается медленным повествованием и плавно ускоряется. Переходит из одной мелодии в другую. Под конец поднимается с кульминацией к замысловатой развязке. «Сказка» Хаэта не перестаёт казаться современной, даже через сорок один год после кончины композитора. «Фантазии» продолжают музыкальную задумку из песни «На грозную битву вставайте» фильма «Шесть часов после войны».

Трилогия Хаэта «Тревога» — ожидание сталинских репрессий с 1948 по 1950. Первая часть интерпретации сирены, которая предвещала ночной приезд Чёрного ворона КГБ. Начало второй части – последние дни Хаэта на свободе перед арестом. Далее это – отражение среднеазиатского восточного духа. Средняя Азия принимает европейскую культуру через вальс и русскую народную мелодию. Её играет патефон, но его завод завершается. Автора музыки должны арестовывать. Третья часть «Тревоги» — надежда, что, может быть страшная судьба минует Хаэта. Или ж после ареста прекращается страшное двухлетнее ожидание тюрьмы.

Через четыре года, в 1954 году спустится свыше амнистия полит.зэков и композитор вернётся к семейному очагу. «Уриэль Акоста» Вениамина Хаэта возвращает слушателя к музыке эпохи Возрождения в суровой Португалии, где еврейский философ не принят современниками и обречён еврейской общиной на изгнание с унижением. В «Испанском танце» Хаэт объединяет латиноамериканские мелодии с испанскими ритмами конца девятнадцатого века. «Жизнь в цвету» и «Неизбежность» строятся на границе между симфонией и эстрадой. «Концерт для фортепьно с оркестром», «Квартет », «Симфониетта», «Любовь Яровая», «Юпитер смеется» с оперой «Иванушка и Василиса Прекрасная» максимально полностью соответствуют законом классической формы.

Эстетическое кредо Вениамина Арнольдовича основывается на факте, что каждое его сочинение не должно походить ни на одну из предыдущих его вещей, особенно на мелодии других композиторов, если, реминисценция специально не заказывалось театром. Поэтому восточный колорит «Султана и слуги» Вениамина Хаэта не напоминает ни на какой другой чей-либо музыкальный фрагмент или симфонический образ.

1 комментарий

  • Фото аватара Александр Кирияцкий:

    Огромное Вам cпасибо за эту публикацию. Внук композитора Вениамина Арнольдовича ХаЭта, Александр Кирияцкий.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.