Малика Искандарова: «К людям – только с добротой…» Ташкентцы
Когда в театре директор и главный режиссёр – две женщины – очень страшно! Причём страшно не артистам, не работникам цехов, не зрителям, не службам охраны…
Этим двум женщинам страшно!
Но давайте всё по порядку.
Для начала познакомьтесь: заслуженная артистка Узбекистана Малика Саидахмедовна Искандарова — актриса, балетмейстер-постановщик, а теперь ещё и главный режиссёр Республиканского театра юного зрителя (ТЮЗа), того самого театра, в котором двум женщинам совсем недавно стало страшно.
Служение актрисы Малики Искандаровой на сцене Молодёжного театра Узбекистана, успешно совмещаемое с постановкой танцев в спектаклях этого же театра, продолжалось до 2012 года. Это был период, когда всё, что делалось, вкладывалось, как кирпичи, в общее строительство нового театра с новым поколением артистов, новыми театральными направлениями, поисками, экспериментами…
Всё стало меняться, когда в 2012 году актрису пригласили на должность исполняющей обязанности главного режиссёра в Республиканский ТЮЗ. «Пригласили» — красиво сказано. Актриса иронизирует: никто не спрашивал – просто сказали «Надо!» Хотя на самом деле это был её осознанный шаг. Захотелось строить свою жизнь: «Время пришло – хочется уже своего, самостоятельности. Какая-то «попробка» себя: потянешь – не потянешь, как глоток чего-то нового, свежего, нужного».
Правда, в этом свежем начинании был небольшой перерыв – в 2014 году пришлось уволиться, но с марта 2015 года Малика Искандарова пришла не как и.о. – а уже главным режиссёром официально.
А должностные обязанности директора театра взяла на себя ещё одна женщина – Зульфия Хамраева. Тоже сначала как исполняющая обязанности и на три месяца – попробовать… Именно Малика настояла на этом.
И вот эти две отчаянные женщины начали поднимать документы, пригласили юриста, стали потихоньку разбираться в этой машине-махине под названием «Руководство театром»… Привели документацию в порядок – что называется, дом в порядок привели. И люди видят, ахают, оценивают.
А когда внутри сладили, уже хочется и снаружи что-то шевельнуть, преобразовать, навести красоту и создать комфорт. В частности, уже есть проект перед фасадом сделать парк для детей. А в перспективе – обновление фасада. «Хочется, конечно, новое здание для театра в плане оборудования сцены – современно оснащенная сцена, зрительный зал и т.п. Но с другой стороны, переезжать из центра города, где рядом все театры, Министерство…» В общем, надежда на то, что со временем появится возможность оборудовать сцену так, чтобы на ней можно было проводить международные театральные фестивали.
Кстати о фестивалях. В 2015 году Малика Искандарова и директор Зульфия Хамраева вместе стали инициаторами проведения в Ташкенте первого фестиваля «Танцующий актёр». Традиционным явлением в Ташкенте уже стали театральные фестивали, на которых зрители могут видеть спектакли разного рода, жанра, направленности. Театр «Ильхом» явился инициатором проведения ежегодных фестивалей «Поющий актёр», по примеру Международного фестиваля актёрской песни им.Андрея Миронова или конкурса актёрской песни им.Клавдии Шульженко, проходящих в Москве. А вот соревнования танцующих актёров, выставляющих своё умение и талант на суд зрителя, Ташкент впервые увидел только в 2015 году именно на этом новом фестивале.
«Фестиваль проходил на конкурсной основе, участвовали все театры Ташкента, а также колледжи. Призами поддержало Министерство культуры и спорта, а также ТПО «Узбектеатр». Это был такой праздник! – рассказала Малика, не скрывая свои восторженные чувства. — Очень интересно было смотреть на уровень артистов, на уровень понимания драматического действия в танце. Было не скучно: все пляшут, что хотят… Это событие расшевелило моих артистов: очень захотели победить. День и ночь что-то танцевали, готовились… и победили!»
В этом году с 3 по 5 мая на площадке театра будет проходить уже Республиканский фестиваль «Танцующий актёр». И вновь ожидание большого праздника для артистов театра и театралов и, конечно, большая надежда на поддержку Министерства культуры и спорта и ТПО «Узбектеатр».
Очень интересно, что инициатором проведения фестиваля танцующих артистов стала актриса, которая сама прекрасно двигается на сцене. Секрет в том, что танец для Малики Искандаровой – это продолжение семейной традиции.
Она родилась 16 октября 1973 года в Ташкенте в балетно-артистической семье: мама и папа – двадцать лет танцевали на сцене ГАБТа им.А.Навои, а сейчас преподают искусство классического танца в Высшей школе национального танца и хореографии.
Но танец не сразу стал профессиональным направлением. Выпускница школы поначалу поступала в Ташкентский театрально-художественный институт им.Островского. Первая попытка не удалась по объективной причине: в тот год не было набора на русское отделение. Чтобы не терять время, Малика подала документы в Республиканское эстрадно-цирковое училище. Год проучилась — и училась отлично. По-другому не могла и не умела. Ещё в общеобразовательной школе №107 выработались дисциплина и трудоспособность: каждый педагог «жал» свой предмет так, что «или успеваешь – или вылетаешь из школы». Кроме того, была сильная внутренняя амбиция – быть первой.
Через год обучения в училище – новая попытка поступить в театральный институт. Директор училища отдала Малике документы для поступления, но оставила с них ксерокопии, чтобы Малика могла вернуться и продолжить учёбу, если не поступит в театральный институт. Не хотела директор терять такую ученицу!
Поступление в институт на заочное отделение всё-таки состоялось, но даже тогда директор училища пошла навстречу (наверное, и хорошей ученице, и себе): она предоставила Малике возможность за десять дней до сессии приходить на занятия, всё учить-подтягивать и сдавать сессионные экзамены. Таким образом, год Малика вела две параллели: первый курс актёрского факультета в театральном институте и второй – дипломный – в эстрадно-цирковом училище.
Навык балетмейстера-постановщика пригодился задолго до того, как Малика получила диплом актрисы. Её первой постановкой стали танцы в спектакле Молодёжного театра Узбекистана «Звёзды на ладони» режиссёра Р.Кашаевой, которая тогда вела заочный актёрский курс Малики. Это был яркий балетмейстерский дебют юной Малики Искандарововой. «В училище были очень хорошие педагоги по танцам, — отдаёт дань своим наставникам Малика, – и сейчас профессия кормит».
Всего у неё на счету — около сорока спектаклей с постановкой танцев. И даже в кино есть постановка танцев – в фильме Ф.Файзиева «Невеста из Вуадиля. Продолжение». Кроме того, очень ярко и плодотворно проявился её талант на Международном музыкальном фестивале «Шарк тароналари», проходящем каждые два года в Самарканде, а также в постановках праздничных зрелищ в Ташкенте, посвящённых Наврузу. Несколько фестивалей подряд Малика входила в режиссёрско-постановочную группу.
А режиссёр по имени Малика Искандарова родился в 2006 году в постановке спектакля «Удивительная история», который она поставила по собственному сценарию и именно на сцене Республиканского ТЮЗа. Так пролегла тропа в этот театр, в котором на сегодня Маликой поставлено уже шесть спектаклей.
Дни настоящие
В каждой должности всегда есть своя трудная часть. Для главного режиссёра Республиканского ТЮЗа Малики Искандаровой – это собрания, документация и т.п.
В то же время она чувствует, что на ней колоссальная ответственность – решать судьбу. Например, нужно обновить труппу – принять новых актёров, «влить свежую кровь», что называется. В Республиканский ТЮЗ принимают на работу по принципу кастинга.
Кастинг проходит всегда при всей труппе. Обязательно наличие высшего специального образования. И всегда интересно, кто вёл курс в театральном институте. Оцениваются также внешние данные, а показать можно, что захочешь. Уже подмечено, что чаще готовят смешные номера. Потом претенденту предлагают спеть, станцевать – очень похоже всё это на приём в театральный институт. Но есть здесь существенное различие: главный режиссёр смотрит на реакцию артистов труппы, которая даёт предварительный прогноз, насколько легко будет принят труппой проходящий кастинг. Конечно, настрой труппы обычно доброжелательный: когда нравится показ – хлопают, если рассмешить сумел претендент – смеются.
Но окончательный вердикт «принять — не принять» выносит худсовет, который состоит из двенадцати человек. Вообще надо сказать, что сейчас в Республиканском ТЮЗе происходит возвращение практики совещательного принятия судьбоносных решений для театра: приём на работу, поднятие категории, утверждение новой работы решается коллегиально. И в этом большой плюс: это даёт объективизацию ситуации. Конечно, руководитель всегда ставит точку «да» или «нет», но коллегиальность всегда порождает доверие руководству, авторитарность же отчуждает, что может печально закончиться для любого руководителя.
Малика совершенно без лишней скромности, очень открыто говорит: «У нас большая победа: по воскресеньям стали приходить люди! Мы играем по два спектакля на полный зал с кассы!» Далеко не многим может быть понятно, что такое «полный зал с кассы». Это, действительно, достижение, потому что чаще всего билеты в детские театры распространяются по учреждениям. А тут в воскресенье люди приходят, берут билеты в кассе — и именно таким образом зал заполняется! Популярность театра растёт!
Репертуар театра уже очень большой – двадцать пять спектаклей. В основном, пока детские сказки, но есть уже пять-шесть спектаклей и для учащихся колледжей.
Есть спектакли, которые идут на трёх языках: русском, узбекском и уйгурском. Со спектаклем на уйгурском языке связана целая история: уйгурский культурный центр обратился к театральному руководству с просьбой поставить спектакль на уйгурском языке. «Нашим детям смотреть нечего!» — эта фраза стала существенным аргументом расширить языковый репертуар театра. Узбекская сказка «Зумрад и Киммат» стала первым спектаклем, который смогли посмотреть и оценить уйгурские маленькие зрители. А хорошие начинания всегда имеют продолжение. Возник новый проект — перевести на уйгурский язык спектакль «Волшебная жемчужина» с перспективой выезда театра в город Урумчи с гастролями.
Сегодня труппу театра составляют сорок восемь актёров. Семь человек – старшие, человек шесть-семь – середняк и много молодёжи. Как они сойдутся на сцене, как сложится сотрудничество и сотворчество между ними – это и ещё очень многое зависит от руководителя. Очень важно с каждым поговорить, узнать, что в семье, кому помочь, материальную помощь выписать… «Каждого послушать – это характер, воспитание. Человеческий фактор – самое главное в жизни. Человек должен оставаться человеком; не всё меряется деньгами. И только с добротой к людям. Может быть, она не сразу сработает, потом…»
Малика убеждена, что только личным примером можно благополучно разрешать эту зависимость – и тут же открыто признаётся, что очень трудно «держать планку». Но в то же время, этот новый виток – быть уже не исполнителем, а руководителем, очень интересен ей, чтобы самой себе ответить на вопрос «А смогу ли?»
Семья
«Я иду в узбекский ТЮЗ, рабочий день до 18.00. В Молодёжном — только репертуарные спектакли. Уроки будем делать…»
Эта новость внушала семье надежду, что супруга и мама смогут больше уделять времени своим любящим и любимым мужу и детям.
Но!… «Ещё хуже стало! Туда-сюда несколько раз в день. Муж поддержал, а дети не видят маму», — и в голосе главного режиссёра звучит женская и материнская грустинка.
Малика рассказывает, как в школе учительница задала детям вопрос о самом счастливом моменте в их жизни, и сын Амаль учительнице сказал: « Самый счастливый момент – когда папа и мама вместе дома». Правда, Малика всё же успевает ходить в школу на собрания, просматривает дневник, делает уроки с сыном. С дочерью Асаль легче – она уже выросла, самостоятельная.
На отдых стараются выезжать чаще вместе с детьми, ибо дети обижаются, когда — без них. Частое отсутствие мамы можно компенсировать только общением. Актриса, балетмейстер главный режиссёр мечтает об очень простом: «… Уехать в маленький домик, без телефона… Чтобы была какая-то вода, чтобы только семья и было тихо… Чтобы не надо было никуда торопиться, чтобы никому не была ничего должна – где-то на неделю. Чтобы выдохнуть… и дальше пойти — с новыми силами».
А ещё ей хочется путешествовать и посмотреть мир. Поехать в Китай, Венецию, во Францию – посмотреть другую культуру, в Африку – посмотреть на туземцев (экзотика), в Японию. Проверить на себе, как традиции, обычаи, праздники, фольклор других народов – всё это захватывает или не захватывает на уровне эмоциональной подпитки.
«И обязательно с детьми, чтобы им показывать-рассказывать… Вообще, всё хочется делать с детьми: развивать их, чтобы были всесторонне развитыми, чтобы выросли состоявшимися людьми, чтобы крепко встали на ноги.
И уже внуков хочется!
Душа больше откликается на негатив, на сочувствие. Не хватает радости. «Должен-обязан» высасывает силы, а взамен – или ничего не дают или недодают. А хочется удивляться, восторгаться, радоваться!!!»
Художественный руководитель проекта audiobook.uz, режиссёр Елена Бурова
Одаренные, талантливые, красивые узбекские женщины. А где меценаты? Где помощь имущих денег? Им легче плов на 3-5 тысяч человек закатить. Это круто! Это пиар!
над[Цитировать]
Леночка! Спасибо за отличный материал о нашей Маличке. Она — украшение театральной жизни Ташкента. Она любит сцену. И сцена любит ее. Господь наградил ее талантом, творческим упрямством, фантазией. А со временем выяснилось, что еще и лидерством, — умным, тонким, созидательным. Трудности не пугают, а только закаляют таких людей, как она. Удач и аншлагов ей и ее театру!
Александр Колмогоров[Цитировать]