Олег Видов История
* * * * *
ГЛАВА 56 — ТАШКЕНТ 1980
Весной 1980 года Олег участвовал в работе 6-го Международного кинофестиваля в Ташкенте.
Этот кинофестиваль проводился Госкино СССР, Союзом Кинематографистов ССР при участии Госкино Узбекистана и его Союза Кинематографистов раз в два года, кроме 1970 года.
По традиции это происходило в конце мая. В 1980 году с 20 по 30 мая.
Кинофестивали в Ташкенте считались Международными кинофестивалями стран Азии, Африки и Латинской Америки.
С 1968 года – Первого фестиваля, в нем участвовали страны Азии и Африки.
С 1976 к ним присоединились кинематографисты Латинской Америки и он превратился в Кинофестиваль трех континентов.
Но в отличии от многих других международных кинофестивалей он не являлся конкурсным. На нем не было как таковых наград. Все фильмы получали дипломы участников. А кроме этого существовали разные премии и призы, памятные медали различных общественных организаций. Любая общественная организация могла учредить свою награду и наградить ею понравившийся ей фильм. Это зависело от тематики и симпатий организации. Это и привлекало на этот фестиваль с каждым годом все больше делегаций и фильмов. Фильмы многих стран, которые ни на какой конкурсный показ не могли бы попасть, в Ташкенте получали разные дипломы, призы и само по себе это работало на эти молодые кинематографии.
Эта маленькая уловка работала на престиж и интерес к самому кинофестивалю. Ведь все делегации приезжали за свой счет. Что само по себе для Ташкента и Узбекистана в целом было выгодно.
Если в первом Ташкентском кинофестивале участвовало 49 представителей Азии и Африки то в 1980 уже участвовало 97 представителей стран. 75 из них представляли кинематографию трех континентов.
В программе кино-фестиваля кроме показа новых фильмов разных жанров и творческих направлений существовали разные информационные программы, дискуссионные клубы, круглые столы по обсуждению разных вопросов киноискусства.
Девизом кинофестиваля в 1980 году было –
« Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов ».
* * *
Ташке;нт (узб. Toshkent, Тошкент) — столица Республики Узбекистан,
город республиканского подчинения, крупнейший по численности
населения город Узбекистана и Средней Азии, центр Ташкентской
городской агломерации, важнейший политический, экономический,
культурный и научный центр страны, а также авиационный,
железнодорожный и автомобильный узел. Административно Ташкент
разделён на 11 районов. Ташкент входит в пятёрку самых крупных
по населению городов среди стран СНГ. Население превышает 2,3
миллиона человек. Ташкент расположен в северо-восточной части
республики, на равнине в долине реки Чирчик, на высоте 440—480
метров над уровнем моря и занимает территорию в 10 тысяч гектар.
К востоку и северо-востоку от Ташкента расположены отроги
западного Тянь-Шаня. Известен со II—I вв. до н. э., встречаются
различные названия данной местности — Шаш-тепа, Чач-тепа.
С XI века известен под названием Ташкент, что предположительно
означает Каменный город (от узб. tosh — «камень»).
В 1980 году в городе проживало около 1миллиона 800 тысяч жителей.
* * *
Своих гостей, прибывших на Кинофестиваль со всего
света, Узбекистан встречал цветами, улыбками и по
традиции хлебом и солью.
( На фотографии встреча гостей в аэропорту Ташкента)
Местом размещения участников и гостей фестиваля и всех его
организационных структур была гостиница « Узбекистан ».
Там располагалась Дирекция кинофестиваля, Пресс-центр и
все службы.
Вот так выглядела гостиница в дни Кинофестиваля: на фасаде
традиционная эмблема кинофестиваля и на флагштоках флаги всех
стран участниц.
В честь Кинофестиваля, как всегда были выпущены многочисленные сувениры:
наборы открыток, памятные медали, и конечно значки .
На главпочтамте в дни кинофестиваля проводилось спецгашение
почтовых отправлений.
* * *
На фльл — Торжественное открытие Кинофестиваля состоялось 24 мая
во Дворце Дружбы Народов.
Чтобы освещать работу кинофестиваля в Ташкент съехалось более
250 советских и иностранных журналистов.
Вот это они во время открытия кинофестиваля.
Центром большого праздника — концертов, представлений в дни кинофестиваля
был ташкентский Дворец искусств.
( На фото — Ташкентский Дворец искусств.
В программе кинофестиваля была запланирована, ставшая уже традиционной, творческая дискуссия «Роль кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов».
На ней все участники Кинофестиваля смогли услышать мнение коллег и зрителей о своих фильмах, обменяться мнениями про актуальные проблемы мирового
кинематографа, выразить свое отношение к проблемным вопросам современности.
На фото — перуанский режиссер Армандо Роблес Годой во время выступления
А в один из дней был организован митинг солидарности с народами Африки.
Фотография была сделана во время этого митинга
тоже ставшего традиционным на Ташкентском Кинофестивале..
Просмотры фильмов проходили во всех крупнейших залах столицы Узбекистана:
кинотеатрах, Дворцах культуры.
* * *
И что еще было не маловажным для участников и организаторов – на Кинофестивале работал обширный кинорынок. Именно наличие его и служило дополнительной притягательной илой этого кинофорума. Можно было не только показать свои фильмы, но и продать их.
Организацией работы международного кинорынка занималась единственная в СССР организация, назначение которой и было пропаганда и продажа советских фильмов по всему миру. Это было уже хорошо известное моему читателю Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм». Оно имело большой опыт участия в подобных мероприятиях и их проведении.
Просмотры фильмов кинорынка проходили в новом Доме кино, строительство
которого было завершено перед началом кинофестиваля.
( На фото — Ташкентский Дом Кино )
Для информации — строительство домов Кино в столицах союзных республик
осуществлялось в основном на деньги Союза кинематографистов СССР.
А это были в своей основе деньги заработанные Бюро по пропаганде
советского киноискусства, выпускавшее разнообразную рекламную продукцию,
в том числе открытки с фото актерами. Иначе говоря строились Дома Кино
по всей стране за деньги всех тех, кто покупал эти открытки и другие
издания Бюро и ходил на многочисленные их мероприятия, на встречи с
актерами и режиссерами..
Большой зрительный зал в новом Доме Кино был рассчитан на 900 мест.
Удобством проведения в Доме кино кинорынка было то, что в нем были
еще два зрительных зала на 250 и 50 мест. В обычное время в них
проводились просмотры для членов Союза кинематографистов и закрытые
профессиональные просмотры фильмов.
А на кинорынке часто возникала необходимость показать фильм
небольшому числу продюсеров в нем заинтересованных.
Ташкентский кинорынок был доступным для всех кинематографий, в том
числе и молодых, начинающих снимать свои фильмы. Первый показ
представляемых на кинорынок иностранных фильмов осуществлялся бесплатно,
расценки за услуги были не большие.
Немаловажной была возможность для всех участников фестиваля заключения
сделок не только с советскими партнерами, но и между собой.
В этом Ташкентском Кинофестивале впервые участвовали кинематографисты из
Филиппин, Никарагуа, Сейшельских островов.
Интерес к этому кинорынку проявляли и западноевропейские кинопрокатчики,
а также представители кинобизнеса США и Канады.
Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм» приготовило интересную программу
новых советских фильмов. Среди них продукция республиканских студий
последних лет, фильмы для детей и юношества, показ видеокассет на
всевозможные темы, серийных программ телевидения, мультфильмов.
Там же на кинофестивале при кинорынке работал и офис компании
«Совинфильм», которая занималась оформлением договоров, контрактов между
компаниями, актерами и продюсерами и прочими документами.
* * *
Из — за того, что кинофестиваль в Ташкенте проходил после Каннского
фестиваля, и по некоторым другим причинам на нем не часто появлялись
кинозвезды первой величины. Поэтому появление актеров и режиссеров
известных в мире, всегда было для Ташкента событием.
И не случайно в 1980 году его гостем был Олег Видов.
И вот одно из воспоминаний о том времени и случайной встрече с Олегом Видовым:
« На другой стороне Пушкинской площади в Ташкенте – памятник строителям.
За ним были дома, а позже скверик за гостиницей «Узбекистан».
После того, как была построена эта гостиница ( и мы уже стали постарше),
появились удовольствия, иллюзорно приближавшие нас к статусу взрослых –
бар, курение. Гостиница « Узбекистан » принимала большой наплыв
иностранных гостей в дни фестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки,
который регулярно проводился в Ташкенте. У гостиницы в дни фестиваля вечно
толкался народ, встречали то Раджа Капура, то еще кого-нибудь. Моя робкая
одноклассница рассказала, как на улице буквально столкнулась с Олегом
Видовым – еще бы, целое событие! »
На фотографии Олег Видов и актриса Кобо Абе
у входа в гостиницу « Узбекистан »
Эве Киви приехала в Ташкент перед съемками на Мосфильме в фильме
Виктора Георгиева «Идеальный муж» в роли графини Безилдон.
( Кадр из фильма — « Идеальный муж » — Игорь Дмитриев – виконт де Нанжак,
Алла Будницкая — миссис Марчмонт Эве Киви – графиня Базилдон )
А у Олега Видова предстояли съемки на «Ленфильме» у Ян Фрида в
« Благочестивой Марте » в роли поручика — племяника капитана Урбино.
Среди участников и гостей в Ташкенте в 1980 году были:
Омар Гарсия из Аргентины
актриса Моника Прадо из Мексики,
актер Омар Гарсиа из Аргентины,
режиссер Армандо Роблес Годой из Перу.
режиссер Сандра Холмс из Австралии.
Харбхаджан Сингх из Индии,
А среди советских кинематографистов были :
актер Олег Видов
актриса Ирина Мирошниченко
актриса Эве Киви
актриса Светлана Петрсьянц
актриса Светлана Суховей,
актриса Савриниссо Сабзалиева
актер Михаил Глузский,
актриса Лидия Федосеева-Шукшина
актер Уйменкул Чокморов
актриса Ирина Шевчук
актер Янковский и много других,
( ( На фото — Олег Видов с газетой «Вечерний Ташкент» в руках,
рядом с актрисой Эве Киви и гостем из Африки.)
( На первой половине фотографии Омар Гарсия из Аргентины,
Олег Видов и Светлана Суховей.
А на второй – Харбхаджан Синг из Индии,
Лидия Федосеева-Шукшина и Ирина Шевчук. )
Программа пребывания в Ташкенте у Олега была насыщенной.
Он по-прежнему был кумиром многих зрителей.
* * *
Для гостей и участников были организованны экскурсии, посещением музеев,
знакомство с древними памятниками Узбекистана в разных городах и конечно
поездка в Самарканд.
(На фото встреча гостей на железнодорожном вокзале в Самарканде.)
Во время однодневного пребывания в Самарканде гостям показали самые
интересные его достопримечательности. А их в этом древнейшем городе
много.
Осмотрели они также и знаменитый Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда .
На фотографии виден комплекс этих древних построек начала 15 века
(10404-1406 гг.).
Среди них:
Мавзолей матери сулььана,
Мавзолей Шади-Мульк 1372 года,
Мавзолей Ширин-Бика-ака 1385 года и другие. .
Во время этой экскурсии была сделана фотография на которой Олег вместе
с актрисой из Мексики спускаются по ступеням после посещения этого
ансамбля мавзолеев. Посмотрите на верхнюю фотографию справа.
И вы увидите то место, где была сделана эта фотография с Олегом.
Все, кто бывал в Самарканде на экскурсии, помнят это место. По этим
ступеням все мы проходили.
Я в Самарканде был три раза. Необыкновенный город. Его древнюю
архитектуру забыть невозможно. Мало где на Востоке сохранились такие
памятники. Позже, в 90 годы, мне пришлось посетить разные страны на
востоке, но нигде я не увидел такой прекрасной архитектуры и в таком
состоянии, как в Самарканде и Бухаре.
Я помню мой первый приезд в Узбекистан в 1968 году и позже в середине
80-х. И было видно, что постоянно происходит реставрация этих
многочисленных памятников. Невозможно забыть красочную мозаику, которой
они украшены.
Сандра Холмс из Австралии была в
восторге от увиденного в Самарканде,
и старалась, как можно больше сделать,
фотографий этих памятников архитектуры.
( Фото на фоне Медресе –Мечеть Тилля-Кари)
А я хочу немного добавить от себя. Я видел в каком состоянии были
архитектурные памятники в 1968 году. А потом приезжая в середине
семидесятых и восьмидесятых видел как они менялись. Современный
Узбекистан должен сказать спасибо тем советским атеистам – русским,
которые сидя в Совете министров, в Госплане СССР выделяли деньги на
реставрацию этих, в основном религиозных в прошлом построек.
На деньги атеистического центра тогда в СССР многое делалось на
территориях разных республик. А услышат ли когда-нибудь те советские
атеисты « Спасибо » в свой адрес, пусть будет на совести всех тех,
кто пожинает плоды того отношения русских – советских атеистов к
культурам всех народов бывшего СССР.
* * *
А на Кинофестивале была организована даже экскурсия в ташкентский музей Ленина
и посещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
( На фото —
Участники кинофестиваля во время посещения
хлопководческого хозяйства.)
Учитывая что среди участников Кинофестиваля было много представителей
стран Африки и Азии, где распространен ислам, была организована
встреча и выступление муфтия Зияутдина Бабаханова.
* * *
Одним из фильмов показанных на Кинофестивале был «Ранние журавли »
режиссера Болотбек Шамшиева.
Он был снят на киностудии «Киргизфильм» в 1979 году по повести
Ч. Айтматова. В 1980 году этот фильм был награжден два раза:
на Ташкентском кинофестивале – Премия журнала «Звезда востока »
и на 13-ом Всесоюзном Кинофестивале в Душанбе – « Главный приз ».
На фото исполнитель главной роли в этом фильме Суйменкул Чокморов
во время интервью в гостинице « Узбекистан »
* * *
После возвращения из Ташкента Олег отправился в Ленинград на съемки
ТВ-фильма «Благочестивая Марта». Ему предстояло встретиться со своими
старыми друзьями: Эмануилом Виторганом, Маргаритой Тереховой, и опять
работать с Ян Фридом — режиссером «Летучей мыши». А так же сниматься
и подружиться с другими актерами.
И среди них будет прекрасная Светлана Тома.
* * * * *
«.. Интерес к этому кинорынку проявляли и западноевропейские кинопрокатчики,
а также представители кинобизнеса США и Канады. ..» — в Панорамке тогда показали американский фильм о боевых роботах — «Идеальный солдат», потом его крутили в прокате, но сюжет был вялый, больше похож на ведомственный фильм для рекламы американской армии.
AK[Цитировать]
Александр Руденский[Цитировать]
В честь фестиваля группа «Ялла» написала песню «Салют, фестиваль!»
Bekhzod[Цитировать]
Александр Руденский[Цитировать]
Светлая память любимому артисту Олегу Видову…
ВиоЛав[Цитировать]
ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ВОЗРОДИТЬ ЭТОТ КИНО ФЕСТИВАЛЬ.
СТАНЫ АЗИИ АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ПЛЮС КИТАЙ ПЛЮС ТУРЦИЯ ПЛЮС ИНДИЯ
ЭТО 70% НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМНОГО ШАРА. БОЛЬШОЙ ПЛЮС УЗБЕКИСТАНУ.
ИДЕОЛОГИЯ ВОЗРОДИТСЯ, ЦЕННОСТИ КОТОРЫЕ ПОЧТИ УТРАЧЕНЫ. Я ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОМНЮ ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ, МИР КРАСОК
Артур Мартиросян[Цитировать]