Дина Рубина: “Большой привет Ташкенту и ташкентцам!” Искусство Ташкентцы

Эксклюзивное интервью Дины РУБИНОЙ сайту KULTURA.UZ

Писатель Дина Рубина часто радует своих почитателей новыми произведениями. И каждый раз, когда из печати выходит новое произведение, это становится событием, о нем говорят, спорят читатели, рассказывают журналисты и пишут литературоведы. Наряду с другими книгами, быстро ставшими бестселлерами, особенно впечатляет роман о Ташкенте «На солнечной стороне улицы». Многие считают, что на сегодняшний день это лучший из написанных о Ташкенте романов. Писательнице удалось воссоздать необычную цивилизацию, стихийно выросшую на благодатной южной почве в результате разрушительного бедствия – войны, заставившей сняться с насиженных мест многих и многих людей cамых разных по национальности, по своим мировоззренческим ценностям, по багажу знаний, носителей разных культур. На удивительной ташкентской земле это нашествие вылилось в особый, не похожий ни на что, разнообразный и причудливый мир, сумевший остаться свободным в условиях тогдашней несвободы.

«Мы меньше боялись… Может, солнца было много, а в нем ведь, как теперь выясняется – серотонин содержится, да? – ну, тот гормон, что лечит страх, облегчает сердце…»

цитирует Дина Рубина свою маму в романе.

Роман выходит уже миллионными тиражами. И это понятно, он захватывает с первых страниц и держит в напряжении до самого окончания. Перед нами проходит целая галерея чудаков и гениев, преступников и героев, колоритные персонажи населяют воссозданный на страницах книги залитый щедрым ташкентским солнцем мир: восточные базары и барахолки, пристанища художников , библиотеки, знаменитые и по сей день музыкальная школа и художественное училище и тенистые дворики, где шла повседневная жизнь…

Вот в этом городе Дина Ильинична родилась и выросла в семье одного из лучших художников Узбекистана Ильи Давидовича Рубина. Получила здесь музыкальное образование, но тем не менее, стала писателем, имя которого не сходит с газетных, журнальных полос, растёт число поклонников в интернете.
Очень впечатляют страницы, повествующие о большой заботе узбекистанцев о жизни и судьбах эвакуированных людей. И что особенно примечательно, работа над романом шла более четверти века.

И вот мы в уютном доме в Мевасерет Ционе, крошечном городке на подступах к Иерусалиму. Его украшают прекрасные картины, созданные супругом Дины Ильиничны, очень талантливым художником Борисом Карафёловым, который с большим вкусом оформляет большинство её книг.

Она было очень рада скромным подаркам из Ташкента – вкусной узбекской лепешке и книге «Узбекистан – наш дом родной» в которой есть портрет писательницы, созданный ее отцом Ильей Рубиным.

Эксклюзивное интервью Дины РУБИНОЙ сайту KULTURA.UZ

— Дина Ильинична, ваши книги очень любят в Узбекистане. Я очень рад, что у меня есть счастливая возможность побеседовать с вами. Ваш роман о Ташкенте очень впечатляет, без волнения его читать невозможно, вы его писали, можно сказать, полжизни. Хотелось бы знать, когда и как возникла идея его создания?
— Да, писала на протяжении 26 лет. Написание романа – процесс трудоемкий, подспудный, особенно, когда речь идет о воссоздании образа родного города. А Ташкент — очень знаковый город, очень серьёзный город, это магма, которая здесь кипела полтора столетия. Уже во времена завоевания Туркестана здесь было очень интересно; здесь создавалась отдельная порода людей, ташкентцев. Я давно, еще в молодости стала подспудно думать о будущем романе, естественно, у меня были какие-то заметки, писатель всегда что-то пишет, всегда обобщает какую-то канву своей жизни. Все собиралось, главное — возник образ главной героини. Долго, долго обдумывала сюжет… И всё это длилось до того момента, когда однажды, возвращаясь домой после очередной творческой встречи где-то в Кармиэле, я вручаю водителю автобуса мятую купюру и говорю ему «в Ташкент». Вот тогда я поняла, что настало время серьёзно работать, вплотную…стала собирать образы нужных мне людей, моих современников, своих земляков. Так стал создаваться Ташкент через очень и очень разные воспоминания разных людей.

— Как вы пишите в своей биографии, с волной эвакуации в Ташкенте оказалась ваша мама. Она вам немало рассказала о нашем городе периода войны…
— Да. С волной эвакуации в Ташкенте оказалось очень много людей. Совсем молодая, 17-летняя моя мама — с эвакуацией, а папа – демобилизовавшись из армии после войны. Потом мама поступила в Среднеазиатский госуниверситет (САГУ), где преподавали московские, ленинградские профессора. И это было замечательное образование. Папа после демобилизации с фронта вернулся в Ташкент, к родителям. Я из потомства эвакуированных, мы выросли на их рассказах, их жизненном опыте. Ташкент был тем местом, где спрессовалось многое. Есть такое понятие у геологов – гомада, то есть, горячие камни. Все великие цивилизации формировались именно на пластах такой вот породы. Я считаю, что мощная культурная, социальная, духовная жизнь ташкентской интеллигенции взошла и долго кипела на такой вот гомаде.

— Но ведь в определённой степени все это стало возможным благодаря местному населению, которое так много сделало для спасения эвакуированных.
— Именно! Я хотела бы подчеркнуть душевное тепло узбекского народа, который принял и обогрел толпы, тысячи нищих беженцев войны. Папа вспоминал, что когда он вернулся с войны молодым лейтенантом, сразу с поезда отправившись по определённому адресу искать своих родителей, он заблудился, попав в сеть каких-то улочек. Постучался в одну калитку, к нему вышел пожилой узбек, объяснил дорогу, велел подождать и через минуту вернулся с пиалой холодной воды и куском хлеба, сказав: «ты устал, сынок, попей». Об этом отец вспоминал всю жизнь с глубокой благодарностью. И я не знаю, где ещё, в какой республике так отнеслись бы к эвакуированному человеку в период войны. Это было не только гостеприимством, это было проявлением высокого качества души узбекского народа.

— У вас в романе «На солнечной стороне улицы» так много фактов о том времени, столько интересных героев. Как вам удалось создать такую живописную галерею главных героев?
— Я родилась в Узбекистане, где прошли моё детство, юность. Я прожила там 30 лет. И скажу снова, что любой писатель аккумулирует не только свои воспоминания. У меня была задача создать образ Города с большой буквы. Знаете, у замечательного английского писателя Лоренса Даррелла есть роман «Александрийский квартет». Это тетралогия из четырёх романов. В каждом из них сюжет поворачивается с новой стороны. Действие происходит в египетской Александрии. И писатель называет её Городом, с большой буквы. Чего там только нет, в этой Александрии Даррелла…Однажды я познакомилась с человеком, который несколько лет жил в Александрии, трудился там на дипломатическом поприще. Спросила у него, ну как вам этот город? Он пожал плечами, сказал – да так себе восточный городишко. Понимаете, писатель создаёт мифы о городах. Вот так я пришла к созданию Ташкента таким, каким его видела я, каким его увидят читатели, мои земляки, мои современники.
Мне кажется, что это удалось. Во всяком случае, роман бесконечное количество раз издавали. Он выходил полуторамиллионным тиражом и уже экранизирован. Вместе с тем это образ Города, который мы оставляем, Города, с которым мы расстаёмся.

— Я думаю, что у этой книги впереди очень долгая жизнь. Скажите, пожалуйста, образ главной героини , очень талантливой художницы Веры Щегловой, в определённой степени собирательный?
— Да, это образ собирательный, образ женщины, погруженной в искусство, в себя, взращенной плотным горячим воздухом Ташкента. Образ девчонки, выросшей в ташкентском дворе и ставшей ярким творческим человеком, человеком с большой буквы. Это по сути дела собирательный образ ташкентца.
Мне приходиться встречаться с ташкентцами на творческих встречах, которые проходят в различных городах мира. И непременно ко мне подходит кто-то из бывших ташкентцев, или пишет записку из зала. И я поддерживаю отношения с многими. Ташкентцы, можно сказать, уникальные люди по степени стойкости, готовности ввинтиться в жизнь, подставить руку, сердце, плечо, помочь кому в чём нужно, с учётом обстоятельств быть энергичными, полезными, активными. Я бы сказала, что это доминанта Ташкента, необычного города в Средней Азии.

— В каких ещё ваших произведениях возникает тема Ташкента?
— После романа «На солнечной стороне улицы» я написала ряд новелл, в которых есть Ташкент, такие новеллы, как «Бабка», например, «Душегубица», «Цыганка»… Повесть «Камера наезжает!». У меня есть целая книга «Окна», сделанная в соавторстве с моим мужем, художником Борисом Карафёловым. Там представлены 9 моих новелл и его 54 картины. К примеру, «Дорога домой», — новелла о том, как ночью я сбежала из лагеря на Чимгане. Там как раз я описываю природу предгорья, замечательное ташкентское небо, запахи трав…Благодарю судьбу за то, что я выросла в этой благодати. Юг даёт человеку благословение теплом. В романе «На солнечной стороне улицы» одна из ключевых фраз звучит так: «Мне до сих пор тепло, благодарение Создателю».

— Думаю, что всем будет интересно узнать, над чем вы сейчас работаете.
— Я совсем недавно закончила очень большой роман-трилогию «Русская канарейка», в центре которого блистательный контратенор, он же израильский разведчик. Это огромное- огромное полотно. Потом я написала цикл рассказов «Медная шкатулка», где целая россыпь человеческих судеб. Сейчас работаю над небольшой повестью, не буду вдаваться в подробности. На очереди большой роман из современной российской жизни.

— И в заключение нашей беседы хотелось бы, чтобы прозвучали ваши пожелания в адрес ташкентцев, которые так любят вас и ваше творчество…
— Я очень надеюсь, что приеду в Ташкент в обозримом будущем. Меня приглашают выступить перед моими читателями. Вот там я все и скажу, я надеюсь на это. А пока — большой привет Ташкенту и ташкентцам!

БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ
Ташкент — Иерусалим — Ташкент

8 комментариев

  • Фото аватара sayara:

    Изумительный дар слова, присущий творчеству Дины Рубиной, её умение передать обуревавшие её чувства, так, что невозможно их не разделять, — восхищает! «На солнечной стороне улицы»- после прочтения книги, я приобрела диск с этим фильмом .Правда, в фильме больше «детективности», а в книге истинные чувства.Очень большое впечатление произвела на меня книга!
    И многое напомнила. Я видела в детстве скопление людей на вокзале. многие на расстеленных одеялах и удивлялась — почему они выбрали место под открытым жарким солнцем, а не у воды под тенью деревьев, не понимая сути всей «суеты»
    Узнавала места — Алайский базар и др.в том виде,какими они были тогда в годы войны и наплыва эвакуированных. А описание горячей лепёшки, доброты и гостеприимства населения — бесподобно! В нашем дворе во всех семьях поселили эвакуированных — евреев,украинцев,белорусов -всех приехавших. Не было только в моей семье — нас было пятеро детей в семье в 2-х комнатах. Но жили все — хорошо, дружно, помогая друг другу.Многое вспоминается доброе и греет душу. И хочется делать добро.Уже за одно это спасибо Рубиной. Всех ей благ!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамара:

    Хорошая новость — возможный приезд Дины Рубиной в Ташкент.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Эней Давшан:

    Боря! Хорошо, но мало! Надеюсь, в Ташкенте ты возьмёшь более пространное интервью, потому как желающих заглянуть в душу писателя гораздо больше, чем просто читателей, мусолящих, хоть и с удовольствием, страницы книг. Такое вот «скромное» желание…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимир Щупак:

    При том, что всё абсолютно правильно и я тоже очень люблю творчество Дины Рубиной, в тексте есть одна фактическая ошибка — Она живёт не в Мевасерет Цион, а в Маале Адумим. О чем не раз сама подчеркивала в своих интервью, и где я её даже один раз встретил.
    Если только они не переехали в недавнем прошлом.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Луиза:

    Спасибо Дине! Приезжай в Казань — здесь целая узбекская диспора. Будем рады пообщаться. А рядом с Алайским я провела десять лет — училась в 17 школе, и каждую большую перемену бегали туда за семечками. Уже в прошлой жизни…..

      [Цитировать]

  • Фото аватара Цицилия Ходарковская:

    Когда узнала о романе «На солнечной стороне улицы » , конечно постаралась раздобыть его , меня поймет каждый земляк , особенно те , которых как и меня судьба — «злодейка » разбросала по всему свету. Роман гениальный , как и все произведения Дины Рубиной . Читала его на одном дыхании и не могла сдержать слез . Горжусь тем , что мы родились и жили с Рубиной в самом замечательном городе в одно время , дышали одним одним воздухом , ходили по одним улицам ! Я училась в школе 145 и жила на улице Жуковской . Дина , сердечно желаю Вам больших творческих успехов !

      [Цитировать]

  • Фото аватара Людмила Кодзаева, искусствовед.:

    Борис, спасибо за материал ! Жаль, не знала о твоей поездке и предстоящей встрече с Диной Рубиной. Очень хотелось бы передать сувенир и огромный привет Рите Александровне Рубиной — замечательному человеку, маме Дины, не менее одаренной блестящим даром рассказчика, педагога, человека с потрясающим чувством юмора. Надеюсь, что она в добром здравии. Мне посчастливилось учиться в ТТХИ в 1965-1969 гг, где преподавал не только Илья Давидович — маэстро рисунка, но и Рита Александровна. Она читала нам курс истории СССР с древнейших времен, и лекции ее, особенно о Петровской эпохе до сих пор в памяти. К тому же, жили мы по- соседству и часто наши случайные встречи на 6 квартале Чиланзара, затягивались надолго в бесконечных разговорах «за жизнь». Дина очень похожа на Риту Александровну, особенно сейчас — в зрелом возрасте. И не только внешне. Это талант дарованный прекрасными генами.

      [Цитировать]

  • Фото аватара просто читатель:

    Борис-ака, спасибо за интервью с Великой писательницей, фото, Вашу любовь к культуре, Ваш журналистский фанатизм.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.