115 лет мосту через Амударью у Чарджоу История Старые фото

Даже для нашего времени это заметное инженерное сооружение, достойное памятника и воспоминаний о нем.

Торжественное открытие грандиозного сооружения состоялось 27 мая 1901 г. в присутствии Туркестанского генерал-губернатора Н.А. Иванова и его супруги, Его Высочества эмира Бухарского, Самаркандского военного губернатора генерала Мединского, инженера путей сообщения профессора Н.А. Белелюбского, начальника Среднеазиатской железной дороги полковника Д.Л. Хорвата, начальника строительных работ С.И. Ольшевского и других участников строительства.

Старый деревянный мост, являлся главным мостом через Аму-Дарью до железного моста Ольшевского.

Сложность строительства заключалась в том, что течение реки было очень быстрым, песчаное дно способствовало периодическому смещению русла и самой реки в разные стороны. Проект моста и строительство осуществлялись под руководством инженера путей сообщения Станислава Ипполитовича Ольшевского. Его помощником был инженер Г.С.Кикодзе, а производителем работ инженер И.М.Харитонов.

Строительство Амударьинского постоянного моста имело колоссальное экономическое и политическое значение. Мост соединил два берега Амударьи, установив бесперебойное сообщение между Красноводском (ныне Туркменбаши) и Ашхабадом, с одной стороны, Бухарой, Самаркандом и Ташкентом — с другой. Дорога прошла через Чарджуй (современный Туркменабад) — крупный торговый город на берегу Амударьи. Новый мост надежно связал Запад и Восток страны, создавал возможность прямого сообщения Кавказа с Туркестаном. Он стал стратегическим объектом и в годы войн играл особо важную роль для доставки оружия и военных грузов, сырья и продовольствия.

Постройка моста стоила 3.468.000 р.; кроме того 1.385.000 руб. употреблено на регуляционные работы и укрепление берегов. Работы по устройству моста начались 17 октября 1898 г., а открытие моста состоялось 27 мая 1901 г.
До постройки этого моста существовал здесь деревянный мост, длиною около 2 верст, представлявший также весьма замечательное сооружение

Строительный материал для крупнейшего железнодорожного моста доставлялся из различных центров Средней Азии, металлические части конструкции были выполнены рядом российских заводов, основную роль среди которых выполняли Брянские заводы, в том числе, им принадлежали рельсовые крепления.

На мосту было предусмотрено электрическое освещение и телефонное сообщение. Быки состоят из двух колонн диаметром вверху 1,24 саженей, внизу 1,72 саженей с расстоянием между центрами 2,60 саженей; верх колонн возвышается над горизонтом самых высоких вод на 2,74 саженей, а ниже этого горизонта (104, 2 5 саж. над уровнем моря) колонны опущены на глубину около 11 саженей. Внизу над поверхностью дна реки колонны попарно связаны железным кольцом и общим кожухом. Вес пролетных частей моста 356000 пудов.

Протяженность Аму-дарьинский моста составила около 1600 м, а длина пролетов — более 60 м. Пролетные части были устроены из ферм треугольной американской системы, со скошенными концами с железным настилом проезжей части. В случае схода поезда с рельсов были предусмотрены дополнительные охранные рельсы для удержания состава в известных пределах. Положение рельсов автоматически регулировалось, что позволяло избежать ущерба из-за сезонного удлинения-сжатия металла в результате перепадов температур. С одной стороны моста был проведен тротуар для пешеходов. Высота пролетов сооружения была рассчитана так, что при самом высоком подъеме воды в реке пролеты возвышались бы над водой на три сажени, что определялось высотой тогдашних пароходов. В трех местах моста были установлены телефоны для экстренной связи с ближайшими городами, станциями или казармами. Было проведено электрическое освещение по всей длине моста. На левом берегу реки у моста были построены электростанция и водонапорная башня.

Источник.

4 комментария

  • Фото аватара Никита:

    Здравствуйте!
    Подскажите, из какой книги фотографии в статье?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Василий:

      Никита, эти фото, насколько я помню из книги, размером 30 на 40 см, с Гербом Российской Империи на её обложке. Это описание и фото к нему хода строительства моста, чертежи и схемы. В 70, 80 годы приезжали адъюнкты и пользовались расчетами, приведенными в этом томе. Таких томов было всего 3 экз.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Н.П. Петровский. Аму-Дарьинский железнодорожный мост перед проходом пробных локомотивов. 27 мая 1901 года. Из серии «Закаспийская область». © ВММ ОФ-96709/11.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светлана:

    Что же, выходит, Амударья шире Волги? У нас в Самарской области есть мост через Волгу недалеко от Сызрани, его длина 1 км 430 м, т.е. почти на 200 м короче.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.