Всеволод Лубенцов. Дополнение к очерку История Ташкентцы
Пишет Владимир Фетисов
Недавно в “Новостях Узбекистана”, был опубликован мой очерк “Педагогическая поэма Всеволода Лубенцова”.
О выдающемся ташкентском педагоге, за несколько лет до Макаренко создавшим школу — коммуну в нашем городе. И вот одна из читательниц прислала мне ссылку на только что опубликованные воспоминания, письма и фотографии одного из воспитанников Всеволода Фёдоровича – Владимира Сергеевича Нестерова. Письма эти и фотографии, думаю, представляют некоторый интерес для читателей “Писем о Ташкенте”, поэтому делюсь. Но вначале несколько слов о Нестерове.
Владимир Сергеевич Нестеров — известный краевед и археолог-любитель из города Обнинска.
Родился он в Полтаве в семье учителей. С 1916 года семья жила в Ташкенте, где он учился в школе-коммуне выдающегося советского педагога В.Ф. Лубенцова. В 1930 году окончил физико-техническое отделение Индустриального педагогического института, занимался преподавательской деятельностью в различных организациях (в том числе в тресте «Арктикуголь» на острове Шпицберген). В 1938 году он окончил физфак МГУ, затем работал в различных акустических лабораториях, а после защиты кандидатской диссертации — на кафедре акустики МГУ.
С 1970 года, после выхода на пенсию, Нестеров постоянно жил в Обнинске. Здесь он начинает серьёзно заниматься археологией. Во время импровизированных экспедиций по окрестностям Обнинска, им было открыто более пятидесяти археологических памятников.
В.С. Нестеров. Воспоминания
В начальную школу меня отдали учиться семи лет. На следующий год по настоянию матери я держал экзамен и был принят в Реальное училище. Это означало пересадку через класс, т.к. приготовительный класс Реального соответствовал третьему классу начальной школы. Поэтому в дальнейшем я всегда был самым младшим по возрасту и одним из самых маленьких по росту в классе. Тем не менее, учился я хорошо, и хотя не был «первым», но обычно одним из лучших в классе.
Революция застала семью родителей в Ташкенте. Я полностью опускаю здесь описание революционных событий, т.к. не хочу отвлекаться от основной темы рассказа. Детом 1917 года я услышал от ребят, что на ипподроме, куда я часто бегал смотреть на полеты допотопных «Фарманов» и «Ньюпаров», организована какая-то ученическая артель по сушке овощей. Там будто бы всех принимают, кормят, ребята живут в палатках и под открытым небом. На следующий день, захвативши одеяло, я был на месте. Все оказалось точно по рассказам. Меня внесли в какой-то список и через полчаса вместе с другими ребятами я усердно принялся раскладывать свеже- нарезанные овощи на фанерные щиты, разложенные прямо на земле под горячим средне-азиатским солнцем. Дело оказалось нетрудным, занятным и для меня, привыкшего к школьной скуке и книгам, совершенно необычным. Ребята — и мальчишки и девчонки работали охотно. Единственным правилом там было: «Хочешь работать -милости просим, не хочешь — скатертью дорога!»
В первый же день мне пришлось стать свидетелем такой сцены. Центром сушки был барак, в который свозились овощи. Там же стояли шинковки — машины для резки овощей вроде больших мясорубок. На них работали 15-17-летние парни и девушки. И вот в их толпе поднялась какая-то кутерьма, раздались крики, многие бегали с ведрами и обливали друг друга. Девушки, как полагается, визжали, но старались не отставать от ребят. Среда этой толпы находился довольно плотный усатый мужчина в мокрой расстегнутой косоворотке, который заразительно смеялся и принимал активное участие в веселой свалке.
Так состоялось мое первое знакомство со Всеволодом Федоровичем ЛУБЕНЦОВЫМ, впоследствии руководителем нашей школы, а в настоящее время — одним из профессоров Ташкентского Университета. До революции он был преподавателем литературы в старших классах Ташкентского Реального училища. Но там я его не знал и даже, по-видимому, не встречал.
1917-1918 учебный год был последним годом моего пребывания в Реальном. Весной 1918 г. я закончил третий класс Реального Училища, что соответствует шестому классу современной школы. Мне было в это время 12 лет.
Летом 1918 года мама отправила меня в горы. Там была организована тоже из учеников, но только взрослых, артель по обработке земли. На мой прокорм в течение лета мама дала пятипудовый мешок муки, а кроме того — одеяло, две смены белья, кусок мыла, чтобы сам стирал, да пачку бумаги — писать домой письма.
Тысячи новых впечатлений остались у меня от этого лета. Впервые мне пришлось ехать на узбекской арбе за сто с лишним километров. Ехали мы вдвоем, я и один из членов артели Володя Панфилов — крепкий малый лет 18. Через год он погиб в Фергане во время схватки с басмачами. Ночная езда, дневные отдыхи в кишлаках, рассказы о селях — грязевых потоках неимоверной мощности, скатывающихся с гор после проливных дождей, изогнутые могучими силами природы каменные пласты, скалы, горные хребты и бурные реки — все это до сих пор живет в моей памяти.
На месте оказалось следующее. В крохотном узбекском кишлаке Щунгак, расположенном в ста километрах от Ташкента в долине реки Чаткал, на участке земли около 10 га обосновалась артель из 15-20 юношей 16-18-летнего возраста. Организатором артели был тот же В.Ф.Лубенцов, Здесь я познакомился с ним значительно ближе. Так как я был самым маленьким, то меня привлекали только на легкие полевые работы, основным же моим занятием стала пастьба быков. На два летних месяца я превратился в пастуха. Около Щунгака долина Чаткала имеет ширину около 3-х километров. Со всех сторон она окружена горами. Значительная часть долины возделывается. Посреди нее Чаткал прорыл настоящий каньон о вертикальными станами глубиной метров 50 и там мечется и ревет. Выгонишь быков за пределы обработанных полей к Чаткалу, ляжешь среди засыхающей травы и любуешься перспективой островерхих гор. Солнце катится по бездонному, безоблачному темно-голубому небу, цикады звенят на разные голоса и веет мягкий, ласковый ветер. Пока быки паслись, занимался то ловлей цикад и сажал их в спичечные коробкм, то уходил на склон сплошь занятый непроходимой массой диких роз, рвал и жевал их разносортные ягоды, то бродил в другом соседнем месте, где в изобилии росла горная вишня (мелкий кустарничек5 высотою сантиметров 40) и набирал полные пригоршни ее слегка вяжущих ягод. Часто, уходя на пастьбу, я захватывал с собою Ростана или Мольера и, пристроившись в тени камней, зачитывался ими.
Впоследствии мне довелось много раз бывать в горах и видеть прекрасные места, по сравнений с которыми Шунгак — жалкая дыра. Но в те дни «мне были новы все впечатления бытия», и до сих пор они в моей памяти остались такими же. Здесь же я узнал, что Всеволод Федорович — человек сильной волн, не ломающийся и идущий своими собственными путями. Вся его сознательная жизнь была заполнена бесконечными поисками, организационными хлопотами и экспериментами. Ипподром и Шунгак, так же как и другие его начинания, были подготовительными ступенями к постановке производству экспериментов по разработке общих и частных методов воспитания действительно «новых» людей. В какой мере ему удалось осуществить эти замыслы, я постараюсь описать ниже.
Осенью 1918 года мама сказала, что в Реальном я больше учиться не буду, а перейду в другую школу. Действительно, через некоторое время она свела меня и сестру Лену на медицинский осмотр в помещение бывшего Кадетского корпуса, находившееся на окраине города. Врач нашел у меня перебои сердца, и вначале по этой причине меня не согласились принять, но затем через некоторое время все было улажено и вот с 1-го октября 1918 года — я стал учеником старшего 7-го класса новой школе, носящей название «Трудовой».
В нашем обиходе название «Трудовая» школа и «Трудовики» — воспитанники школы, прочно укоренилось и продолжает до сих пор сохраняться всеми лицами, имевшими отношение к школе. Однако, когда все школы стали «Трудовыми», впоследствии официальное название нашей школы постепенно изменялось, усложнялось и окончательно установилось в довольно длинной форме: «Опытно-показательная школа — коммуна имени Карла Либкнехта». В этом названии каждое слово имело глубокий смысл. Школа, действительно, была «Опытной» — вся ее деятельность была сплошной цепью экспериментов, она стала «Показательной» — ее знали и постоянно посещали педагоги со всей Средней Азии, а также многие работники Центра. Она стала настоящей «Коммуной». Наконец, она с честью носила имя мужественного человека, единственного парламентария мира, открыто поднявшего свою руку против войны. Этот смелый акт во имя гуманизма был как бы символом истинного гуманизма начертанного на идейном Знамени школы. В Ташкенте — это была одна из первых школ вновь организованных после революции. Ее инициатором был тот же неутомимый Всеволод Федорович ЛУБЕНЦОВ.
Первый контингент учащихся был набран из детей сирот, которые принимались на полное обеспечение и постоянное жительство вплоть до окончания школы. Основание к этому заключалось не в каких-либо сантиментальных или филантропических соображениях, а в том, что такие ученики могли целиком отдаваться школе, школа же была избавлена от возможного вмешательства со стороны родителей, что при постановке педагогических экспериментов могло вредить делу. В дальнейшем этот принцип пополнения школы продолжал сохраняться. Исключения делались только для детей сотрудников школы. Моя мать сначала была тесно связана с основной группой педагогов, а затем с 1919 года перешла на работу в школу. Поэтому я и мои сестры, хоть мы и не были сиротами, тоже учились в школе. Из бывших реалистов в школу попал я один, из гимназистов, кажется, — никто. Несколько бывших кадетов — сирот, оставшихся жить после ликвидации Кадетского корпуса в его помещении, отведенном под нашу школу, были включены в ее состав. Таким образом, к нам попали Анатолий и Кирилл Кочневы, Сережа Борисов и некоторые другие, из их числа Анатолий Кочнев, мой одноклассник, погибший два года спустя от воспаления легких, в 1919/20 гг. сыграл большую роль в деле оформления ученической организаций. Из каких учебных заведений были взяты остальные ученики первого набора, я не знаю. В последующие годы одиночками и небольшими группами вливались беспризорники, приток их усилился в 1921 г., когда в Среднюю Азию нахлынула масса беженцев с Поволжья. Однако, попадая в хорошо сформировавшийся ученический коллектив, беспризорники быстро ассимилировались и теряли свой специфический «дух”. Прибегать для их перевоспитания к каким-либо сугубо «сильным» приемам не приходилось.
Сначала под школу было отведено прекрасное здание бывшего Кадетского корпуса. Часть кадетского обмундирования пошла в школьный цейхгауз, и мы в течение трех лет донашивали добротные мундиры и сапоги. Поэтому первые годы «трудовиков» всегда можно было узнать издали по своеобразной форме, отличавшейся от кадетской отсутствием погонов, споротыми кантами да зашитыми черным сукном пуговицами. Сапоги, мундиры и шинели носили так же и девочки.
Через три месяца громадное здание б.Кадетского корпуса было отдано под госпиталь, а школу переселили в недостроенное помещение б.Юнкерского Училища. Хорошо помню, как нам пришлось таскать на себе школьное имущество по страшной слякоти и под дождем. Было начало зимы, оказавшейся в 1918/19 году очень суровой. Снег не таял в течение трех месяцев, что для Ташкента является редкостью. В январе 1919 года вспыхнуло эссеровское восстание, и город превратился в поле боя. За эту тяжелую зиму школа не получала почти никакого снабжения, не имела топлива, и героические усилия ее организаторов были направлены в первую очередь на то, чтобы достать для нескольких сотен голодных ртов хлеба и крупы. Ребята отчаянно мерзли, спали в сапогах и шинелях, кто ухитрялся раздобыть лишний матрац — наваливал его поверх одеяла. Почти все ходили с отмороженными пальцами и лицами, т.к. в спальне температура спускалась до -10°С.
Учебная работа разваливалась, во время январского восстания занятия были прерваны и возобновились только месяца через полтора. Мастерские, они были организованы немедленно после открытия школы, так же почти не работали. Кто из учеников мог уйти к каким-либо родственникам — ушли, и многие в шкоду больше не вернулись. Среди оставшихся, которым деваться было некуда, быстро началось моральное разложение, выразившееся в первую очередь в катастрофически нараставшем воровстве и расхищении школьного имущества. Казалось, что вся затея с «новой» школой под действием этих факторов развеется прахом. И тем не менее, школа выдержала, а пережитая отчаянная зима, в конечном счете, принесла пользу, т.к. вызвала к жизни такие формы школьной организации, которые оказались пригодными и для одоления текущих трудностей и на много лет в будущем обеспечили успешное развитие школы.
Когда стало ясно, что школа стоит на границе полного развала, в конце февраля или начале марта 1919 года было созвано собрание двух старших классов — нашего седьмого и шестого. На нем не присутствовал ни один из педагогов и не было никакой официальной повестки дня. Не помню даже, были ли выбраны председатель и секретарь и велся ли протокол. Открыл это собрание Щурка Цыганков, мой одноклассник, красивый черноволосый парень. На первых порах он играл в школе заметную роль, но затем года через два вместе с другим Шуркой — Шапоренко ушел из школы, поступил добровольцем в Красную Армию и сложил голову под басмаческими пулями в Восточной Бухаре. Тела его и погибших его товарищей были сброшены басмачами с кручи в бурные волны Аму-Дарьи.
Речь, произнесенная Цыганковым при открытии этого исторического собрания, была короткой и простой. Вот ее приблизительное содержание:
«Жить в школе очень трудно. Однако, если школа развалится и мы разойдемся, то многие из нас погибнут совсем. Останется цела школа — и мы уцелеем. Что мы делаем для поддержим школы? -Ничего! Наоборот, мы ее разворовываем. Все это делают, и я в том числе. Я сам украл шинель, два полотенца и простыню. И каждый, у кого хватит смелости, скажет о себе то же самое. Я хочу спросить всех — что нам делать? Должны ли мы разойтись и стать настоящими ворами или нам удастся придумать, как спасти школу и самих себя?»
Позднее мне стало ясно, что и это собрание, и речь Цыганкова и последующее выступления нескольких самых взрослых учеников были тонко инспирированы педагогами, поставившими последнюю ставку на призыв к совести. Однако, расчет на психологическое действие честного признания оказался неизмеримо более действенным, чем обычно употребляемые в таких случаях полицейские меры.
Вслед за Цыганковым с подобными же признаниями выступили Володя Пошляков, Анатолий Кочнов, Гурий Мужиченко, и пошло, и пошло… Начался бесконечный поток признаний, да таких, которые самый опытный следователь не сумел бы вытянуть. Короче говоря, в расхищении школьного имущества, действительно, оказались виновны все. В том числе и я. Правда, у меня была мелочь — финский нож, украденный в столярной мастерской, да пригоршня восьмидюймовых гвоздей оттуда же, привлекших мое внимание своей редкостной величиной. Но все-таки было. А «смелости сказать о самом себе» — хватило у всех. Это собрание продолжаюсь в течение двух дней до глубокой ночи и закончилось созданием первой ученической организации, названной «Советом Старших классов», который брал на себя руководство всей внутренней школьной жизнью. Было решено, что украденные и не реализованные вещи возвращаются в школу, о прочих вещах, в краже которых ребята сознались, больше не вспоминать, но если впредь кто-нибудь попадется в воровстве, то исключать его из школы постановлением ученической организации. Было выбрано первое ученическое правительство — Исполком и через некоторое время разработан Устав Совета Старших классов.
После этого собрания кражи прекратились и в последующем стали крайне редким явлением. Я помню только два случая, происшедшие несколько лет спустя. В одном из них (кража микроскопа из биологического кабинета) виновность подозреваемого доказана не была. Но разбор этого дела взбудоражил всю школу, и споры на нескольких общих ученических собраниях, выполнявших так же и судебные функции, ясно показывали — каково отношение ученической массы к такого рода поступкам. В другом случае, когда виновный был схвачен с отмычкой на месте преступления, он по решению общего ученического собрания был отправлен в колонию для малолетних преступников. Наконец, третий случай — кража ружья из препаровочной мастерской раскрыта не была. Спустя несколько лет, когда я уже не учился в школе, мне совершенно случайно пришлось напасть на след виновного. Это преступление организовал бывший ученик в момент кражи не имевший к школе никакого отношения.
Возвращаясь к первому собранию и к первым шагам ученической организации, я должен отметить два существенных результата, изменивших весь тонус школьной жизни. Во-первых, в школе сразу же очистилась моральная атмосфера, «покаявшись» и признавшись друг другу, все словно вдохнули чистого воздуха. Во-вторых, у ребят пробудилось чувство общности, они стали ближе друг другу и почувствовали себя членами «коллектива», а не случайным сборищем, посаженным за парты.
Новая организация немедленно принялась за дело. Вся ее сила сказалась в дальнейшем, при переезде школы за город.
Весной 1919 г., точно не помню, кажется в апреле, сначала небольшая группа школьников, а потом и вся школа переехала в здание бывшего приюта, расположенное в четырех километрах от Ташкента по соседству с селом Никольским, позднее переименованном в село Луначарское.
Этот переезд был сделан не по нужде, а совершенно сознательно, т.к. именно здесь, в условиях сельской местности предполагалось производить эксперименты с «трудовым» воспитанием. На первых порах школа не ставила себе целью готовить специалистов сельского хозяйства (до этого дело дошло через несколько лет и речь об этом будет ниже), и «труд» был нужен школе с двух точек зрения. Во-первых, как сильный воспитывающий фактор, формирующий и подготавливающий будущего человека к любой деятельности – интеллектуальной и физической. И, во-вторых, с чисто экономической стороны, как фактор, обеспечивающий нормальное существование школы. Забегая несколько вперед, могу сказать, что первые годы своего существования школа получила из государственных средств менее 15% своего бюджета. Более 85% получались школой за счет своего собственного производительного труда. Не забывайте, что все ученики находились полностью на школьном содержании, и следовательно, содержание школы обходилось государству во много раз дешевле, чем содержание любого детдома или современного Ремесленного училища, с равным количествам воспитанников.
Первые попытки создания базы для трудового воспитания были сделаны еще в самом начале, когда школа находилась в городе. В это время при школе были организованы столярная, сапожная, швейная и корзиночная мастерские. Вначале предполагалось, что каждый ученик должен поочередно работать во всех мастерских, но затем довольно скоро от этого отказались, и началась специализация. Мне хотелось работать в столярной мастерской, но т.к. я был мал ростом и слабосилен, то мне предложили выбирать любую из остальных. Я выбрал сапожную и в течение четырех лет там работал. Сколько пар обуви за это время мне пришлось починить и сшить заново. В Луначарское переехало около 300 человек, а когда я уходил в 1923 году, число учеников перевалило за 500. Ни пап, ни мам ни у кого не было, кадетское наследство было давно разбито вдребезги, а между тем никто босиком не ходил. То же самое было с одеждой. Весь ремонт, вся пошивка новой одежды и обуви производились руками таких же подростков, каким был я в те годы. Чтобы не возвращаться еще раз к мастерским, скажу, что позднее в школе были дополнительно организованы мастерские: картонажная, слесарная, кузнечная, препаровочная. Столярная сначала была механизирована при помощи конного привода, а затем в ней поставили два двигателя внутреннего сгорания, работавших на целую серию пил и деревообделочных станков. Наконец, школа завела себе собственный кирпичный завод, на котором был изготовлен и обожжен кирпич для постройки новых зданий. Мне лично пришлось позднее работать немного в столярной мастерской, изготавливая колодки для сапожной, затем в корзиночной, имевшей в школе большое значение, т.к. требовалась масса корзин для уборки урожая овощей и фруктов. Последний год своего пребывания в школе я работал в препаровочной по изготовлению чучел и скелетов.
Еще до переезда за город Всеволод Федорович и другие педагоги добились отвода для школы большого участка земли. В это время в соответствии с декретом о национализации были отобраны все частные земельные владения площадью более 8 гектаров. Школа получила пять таких участков, прилегавших друг к другу и имевших общую площадь немного более 50 га. Из них более половины были заняты садами. Кроме того в 12 километрах от основного школьного участка было получено еще два земельных участка около кишлака Кибрай гектар по 70 каждый. Первые годы эта земля полностью обрабатывалась и служила очень большим подспорьем. В дальнейшем, когда школа прочно стала на ноги, от Кибрайских участков она отказалась и у нее осталась только основная земельная площадь, в Луначарском. Земля обрабатывалась, и сады содержались в образцовом порядке. Сельскохозяйственные работы велись силами учеников. В качестве инструкторов работали педагоги, старшие ученики,и человек пять узбеков — Каюм, Шарип-Ходжа и др. Сложная система поливного сельского хозяйства школой была полностью освоена. После приведения садов в порядок школа стала получать урожаи фруктов до 15000 пудов ежегодно. Деревья регулярно подрезались, окучивались, поливались, производилась побелка, и окольцовывание и опрыскивание. Устаревшие участки садов пришлось выкорчевать и засадить новыми деревьями. Так, мне самому пришлось принять участие в посадке на Собенниковской даче около четырех гектаров персиков и яблонь, на Крюковской даче — двух гектаров абрикосового сада. Урожай в садах собирался, большая часть его высушивалась, а самые лучшие сорта яблок и груш закладывались на зимнее хранение. Сушка фруктов представляла весьма трудоемкую работу, которую выполняли, в основном ученики младших классов. Резка и сушка фруктов производилась при помощи знакомых мне еще по работе на ипподроме шинковок и фанерных щитов. Свежие фрукты сохранялись до самой весны и все ученики в течение зимы, вплоть до первомайских праздников ежедневно получали к столу свежие фрукты. После окончания гражданской войны, когда наладилось железнодорожное сообщение с центральной Россией, шкода стала ежегодно отправлять в Оренбург, Самару и в Москву по несколько вагонов фруктов на продажу.
В образцовом порядке содержались и школьные поля, на которых возделывались практически все огородные и полевые культуры: капуста, картофель, фасоль, помидоры, кабачки, баклажаны, дыни, арбузы, лук, огурцы, пшеница, люцерна, хлопок, просо и т.д.
Сельскохозяйственные работы в Средней Азии требуют много времени, сил, внимания и специфических знаний — когда и как ухаживать за какой культурой. Эти работы совершенно не похожи ни на русское, ни на украинское огородничество. Зато при умелом и добросовестном уходе земля в Средней Азии сторицей вознаграждает затраченный труд.
В условиях среднеазиатского поливного земледелия все культуры, кроме люцерны и злаков, высаживаются на грядки. Почта все работы, за исключением вспашки, боронования и культивации некоторых культур при помощи конной культивации в школе производились вручную, при помощи т.н. «кетменей». Кетмень — это широко распространенное среднеазиатское орудие, заменяющее собою одновременно лопату и мотыгу. По форме он похож на последнюю, но значительно больше, тяжелее и имеет более правильную форму. При работе кетмень приходится заносить над плечом, а затем, совершая рубящее движение, ударять с размаха в землю. Орудие прекрасное, гораздо более совершенное, чем обычная лопата. Кетменем земля вскапывается, делаются грядки, производятся многочисленные окучки и другие работы. Кетмень совершенно необходим при поливке т.к. с его помощью открывается и закрывается доступ воды в сложную систему канавок между грядками. Кетменями же в Средней Азии выкапываются арыки протяжением в десятки и сотни километров, копаются многометровые колодцы и т.д. и т.п.
Вспашку производил обычно Шарип-Ходжа или кто-нибудь другой из узбеков, молировку — раздавливание засыхающх комков земли, при помощи «молы» — тяжелого бревна, которое тянут быки и на которое становится работающей, — кто-нибудь из старших учеников. В дальнейшем, начиная с 1923 года, когда школа завела собственный «Фордзон», вспашку производили старшие ученики на тракторе, а молировка была заменена боронованием при помощи дисковой бороны.
Все остальные работы — разделку грядок, окучки, посадку, поливки и уборку урожая производили сами ученики.
Воскресенье, 10 октября 1948 года.
Я только что вернулся из кино, смотрел «Валерия Чкалова». Роль Сталина в этой картине играет Мдивани. Наш Всеволод Федорович внешне был очень похож на этого артиста. И раньше я неоднократно отмечал сходство между Сталиным и Лубенцовым. Это сходство особенно заметно на нескольких более простых фотографиях, где Сталин изображён не подчеркнуто волевым государственным мужем, а в более спокойном виде или улыбающимся. По сравнению с Мдивани Всеволод Федорович был чуть-чуть полнее и «увесистее”. Кроме того, он имел более высокий лоб, голубовато серые глаза и немного более пушистые усы. Нос, подбородок, общий овал лица, — были чрезвычайно похожи. В довершение сходства, он так же носил полувоенную форму: фуражку и серую, хорошо облегавшую фигуру шинель солдатского сукна. Сходство было совершенно случайным, и не о каком подражании речи не могло быть. Летом Всеволод Федорович носил белую рубашку на выпуск, подпоясанную тонким ремешком, и неизменную белую панаму. Впрочем, панамы летом носили все трудовики того и другого пола. В поведении и речи сходства не было. Речь его не прерывалась паузами, в течение которых Мдивани как бы собирался с мыслями, а текла свободно и очень последовательно. В деловых случаях со всеми обращался как с равными, но в высшей степени серьезно, т.ч. никогда и ни у кого не возникало поползновения на панибратство, хотя очень многие были с ним на «ты». В минуты отдыха бывал весел и умел искренне и заразительно смеяться. Энергии, работоспособности и эрудиции у Всеволода Федоровича с избытком хватило бы на добрый десяток рядовых директоров обычных шкал. Личным авторитетом в глазах учеников, педагогов и всех работников школы он пользовался очень большим, и не как «заведующий», а просто как «Всеволод» (так его звали за глаза и до сих пор так называет бывшие учителя и ученики). В споры на деловой и принципиальной почве с ним вступали многие и неоднократно, это не возбранялось, не преследовалось и не роняло его авторитета. Во всем коллективе он просто был самым умным и самым дальнозорким членом этого коллектива, а потому и его естественным вождем, а не назначенным администратором.
Возвращаюсь к продолжению рассказа…..
(Рассказ, к сожалению, закончен не был)
Все сохранившиеся фотографи можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/YWkkpB
Продолжение следует…. ( в продолжении письма, в которых упоминается школа)
http://damary54.livejournal.com/23724.html
Прошлась по ссылке на фотографии. На одной из них рассмотрела своего деда. ЗдОрово!
Светлана[Цитировать]
Светлана, Вы бы рассказали нам о нем
aida[Цитировать]
Светлана на фото увидела своего деда,а моего отца Нусберга Роберта,он тоже выпускник этой школы, потом они с другом Михаилом Лобашёвым поступили вЛенинградский университет ,отец стал инженером-химиком,работал на заводе искусственного каучука,эвакуироваться с заводом не успели,началась блокада,а при 2-й попытке в январе 1942г. прямо на Финляндском вокзале он умер от голода на руках у мамы, и только в марте 42г. она со мной, 9-ти месячной, сумела эвакуироваться в родной Ташкент по тающему льду Дороги жизни. .А Лобашёв М.Е. стал знаменитым генетиком. В интернете я нашла статью о нём,отрывок из которой предлагаю вниманию.
«……Михаил Ефимович Лобашев был одним из ведущих биологов ХХ в., который во многом определил облик советской и российской генетики и науки в целом. Посему, рассказ о нем может быть интересен даже тем читателям, которые непосредственно биологией не занимаются. Биография Лобашева была не типичной для профессиональных ученых и даже, в некотором роде, аномальной. Не секрет, что в науке огромную роль играет династическая преемственность. Формирование ученого начинается в раннем детстве, и здесь влияние родителей имеет первостепенное значение. У Михаила Лобашева не было семейного трамплина. Родился он 11 ноября 1907 г. на Волге в селе Большое Фролово. Ныне – Буинский район Татарии. Отец его был малообразованным грузчиком. В 1915 г. он умер, так что влияние на сына смог оказать самое минимальное. У Михаила в детстве возникли проблемы с психикой, и он потерял речь. До 7 лет мальчик оставался немым (хотя не глухим – редкое сочетание) и ему пророчили судьбу олигофрена. Только в 13 лет, когда речь восстановилась, он освоил азбуку. В 1919 г умерла мать, и Миша был определен в детский дом города Покровска (ныне – Энгельс Саратовской области). Порядки в этом доме ему настолько не понравились, что он сбежал и стал бомжом. В ходе своих странствий он случайно встретился с талантливым педагогом Георгием Андреевичем Владимирским, который смог разглядеть в юном сорванце и беспризорнике крупный талант. Владимирский направил его в одну из лучших в стране школу-коммуну им. К.Либкнехта в Ташкент, где Лобашев успешно проживал и учился с 1920 по 1928 гг. Оттуда он уже не убегал. Там в нем пробудился ряд талантов – художественный, скульпторский. Его произведения даже экспонировались на выставках. Но более всего молодого Лобашева интересовали естественные науки, в первую очередь биология.
Этот период его жизни хорошо известен из довольно неожиданного источника. Много лет спустя Лобашев встретился с известным писателем В.Кавериным. В результате встречи возник сюжет, описанный в прекрасном романе «Два капитана». Судьба главного героя – Александра Григорьева – повторяет начало жизненного пути Лобашева. Зрелые годы главного героя Каверин писал с другого человека – летчика. Но это уже иная история
Янина[Цитировать]
Лобашёв стал одним из прототипов Саньки Григорьева в «Двух капитанах» Каверина: Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.
Владимир[Цитировать]
Попробую. На этом фото мой дед Роберт Нусберг — во втором ряду сверху. Если смотреть на фото, то с правой стороны смотрящего — 5-й. Его родители, латыши, приехали в Туркестан с Латвии в конце 19 века. Как он попал в эту школу — я не знаю, сразу ли или потом. Он очень хорошо рисовал, и, как рассказывала моя бабушка — именно в этой школе он обнаружил у себя эту способность. Во время учёбы он очень сдружился с Михаилом Лобашёвым (прообраз Сани Григорьева в «Двух капитанах»), который тоже закончил эту школу. Потом, в 1928 г. мой дед и Лобашёв вместе поехали в Ленинград. Михаил поступил на биофак, а мой дед — на химический факультет университета. Там он и остался. Работал на Ленинградском заводе по производству резиновых изделий, в цеху по производству каучука. В 1935 или 1936 гг. (к сожалению, точно не знаю(() его, как врага народа (латыш с немецкой фамилией, диверсант однозначно) посадили. Сидел в «Крестах». В 1938 году, при смене Ежова на Берию, был выпущен тоненький ручеёк заключённых. Мой дед попал в этот ручеёк. Было сказано — что это была «ошибка ежовщины». Когда началась война — деда не взяли, несмотря на то, что он очень хотел воевать. Но….вот этот след «сидельца» ему помешал. В январе 1942 года, в блокаду, он умер. Похоронен на Пискарёвском кладбище. Вот такая вот печальная судьба…
Светлана[Цитировать]
И ещё об одном друге отца,ставшим знаменитым учёным — ихтиологом. «ЛЯМИН Константин Андреевич, (04.02.1907–10.12.1979), ихтиолог, кандидат биологических наук (1955). Род. в г. Ташкенте, закончил знаменитую ташкентскую школу-коммунну. Окончил ЛГУ (1936). Начал свою научную деятельность в лаборатории сельди, которой руководил в 1961–1963. Занимался исследованием биологии сельди Норвежского и Гренландского морей. Открыл места летних нагульных скоплений атлантическо-скандинавской сельди в Норвежском море, что способствовало организации ее круглогодичного промысла. В 1963–1974 зам. директора ПИНРО по науке. Возглавлял ряд морских экспедиций.» В 1968г нас с мамой пригласили на встречу выпускников школы 1928г,40-летие. Мы побывали и в здании школы, почтили память Всеволода Фёдоровича Лубенцова на его могиле в Луначарском.Торжественная встреча проходила в Доме знаний, были очень трогательные речи,воспоминания, встречи.Завершились торжества вечером в ресторане на Ш.Руставели(около текстиля). Было весело,непринуждённо вспомнили всех, погрустили об ушедших. Пропели весёлые частушки с припевом «ала верды», я до сих пор помню только одну:»Селёдка скоро станет тенью,ала верды,ала верды,заменит Лямин нототенью ала верды,ала верды!»Больше с друзьями отца М.Е.Лобашёвым и К.А.Ляминым мы не встречались…
Янина[Цитировать]
Владимир, большое спасибо! Как-то уже начинали про трудовые школы и Лубенцова, но всё увяло на корню. Пыталась связаться с Русским Альбомолм, но оттуда не отозвались. Ещё раз спасибо за публикацию!
LVT[Цитировать]
Точно — был в Ташкенте свой Макаренко. Современным детям тоже не помешало бы трудовое воспитание.
Спасибо, что поделились этими записками и сами рассказали о Лубенцове в очерках на сайте газеты «новости Узбекистана». Хорошо бы собрать все воспоминания современников — Лубенцова помнят, к примеру Александра Николаевна и Эней Акимович Давшан. Наверное, кто-то еще из выпускников университета.
Тамара[Цитировать]
Ой!!! А ответ от г-на Соколова ПРИШЁЛ! От кого : Соколов Виталий
Г-жа Лидия! Давно не заглядывал в Альбом, не имея новых фотодокументов и не предполагая, что они кого-то могут заинтересовать. Интересующие Вас фотографии можете скопировать и использовать для Альманаха, если ещё не поздно. С уважением, Виталий .
LVT[Цитировать]
Чрезвычайно интересно! Великолепное продолжения материалов о Кауфманском приюте, который в этом здании располагался ранее. Надо собрать всё вместе — будет история здания тоже. Рисунки на его стенах остались на память от школы.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Владимир, спасибо за публикацию!
aida[Цитировать]
Спасибо, Янина и Светлана, все это очень интересно!
aida[Цитировать]
Могила М.Е. Лобашева (Красненькое кладбище, Санкт-Петербург)
aida[Цитировать]
издания
aida[Цитировать]
еще
aida[Цитировать]
Первый отечественный учебник генетики.
aida[Цитировать]
Михаил Ефимович во время ташкентской встречи 1968г. ,в Доме знаний, подарил свой учебник и награду тогда ещё здравствующей вдове В.Ф.Лубенцова.
Янина[Цитировать]
Невестка Лубенцова много лет преподавала психологию
aida[Цитировать]
Институт физиологии, в котором работал М.Е. Лобашев (г. Колтуши Ленинградская обл.)
aida[Цитировать]
фотография институтского здания, сделана два года назад во время поездки в Колтуши
aida[Цитировать]
Михаил Ефимович Лобашев
aida[Цитировать]
Памятник двум капитанам в г. Пскове
aida[Цитировать]
Мемориальная доска на доме, в котором жил М.Е. Лобашев
aida[Цитировать]
Дом, в котором жил М.Е Лобашев в Ленинграде — пр. Римского-Корсакова, 37
aida[Цитировать]
Вениамин Александрович Каверин, который подарил историю двух капитанов всем нам — его читателям
aida[Цитировать]