Черубина де Габриак — урождённая Дмитриева Елизавета Ивановна Ташкентцы
Громобой Худояров:
Впервые вижу фото могилы Черубины де Габриак на Боткинском кладбище в Ташкенте. Подписано: «Могила Е.И.Васильевой. Ташкент. 1970-е годы.» Черубина де Габриак — урожденная Дмитриева Елизавета Ивановна (1882-1928), по мужу — Васильева с 1911 г. Нашел в книге: Черубина де Габриак. Из мира уйти неразгаданной: Жизнеописание. Письма 1908-1928 годов. Письма Б.А.Лемана к М.А.Волошину. / Сост., подгот. текстов и примеч. В.А.Купченко и Р.П.Хрулевой. — Феодосия: М.: Издат. дом Коктебель, 2009. — 240 с.: илл. — (Образы былого. Вып. 13).
Купил на Московской книжной ярмарке на Красной площади. Сейчас проходит. Буквально. Отдел Республики Крым находится прямо напротив мавзолея. Молодцы крымчане. Хороший отдел у них. Лишнее свидетельство, что они принадлежат русской культуре. В 2009 г., когда была издана книга, они как бы административно еще принадлежали Украине. Но какие книги издавали! Высочайший уровень книгоиздательства. Могли ведь тоже продаться за тридцать грантовских серебренников и издавать какой-нибудь мусор про Степана Бандеру.
Между прочим, Феодосия, по эрэфовским меркам, — это как бы райцентр. Т.е. хорошую литературоведческую книжку издало издательство в райцентре. Аналогов в России, редко ошибаюсь, нет. Да, наверное, и в других сегментах бывшего СССР. Коммунисты придумали эту иерархию: всесоюзное издательство, республиканское, городское, отраслевое… Районных вроде бы не было. Прецедентов нет. И здесь даже крымчане выносят мозг шаблонно мыслящим… Это хорошо. Рядом с ними на выставке были отделы областей и национальных республик РФ. Так,- посмотрел, — вроде бы райцентры еще нигде не доросли до книгоиздательства. Ну, и хорошо, пусть Крым будет в авангарде.
Теперь о самом фото. Немного смущает обилие снега на кладбище. Такую снежную зиму помню 1968-го года. Но написано: «70-е года». Хорошо бы сослались на кого-нибудь: фото такого-то, посещал Ташкент в таком году и заснял тогда-то».
Боткинское кладбище — это черная дыра. Я искал эту могилу в 1989 г. Именно вот так представлял себе ее, как на фото. Но ее уже не было. Ответственно заявляю. Я все ряды и все могилы обследовал. Нет. Годы ушли. За могилой никто не ухаживал. В 80-е годы на Боткинском кладбище началась уже коммерция. У меня отец умер в 1986 г., я хотел похоронить его на Коммунистическом кладбище, где похоронены мои дед с бабкой, и была семейная оградка и место было. Так не дали. Деньги готов был заплатить. Хотя за что? За то, что и так они должны были разрешить. Взятку даешь ни за что, так они не берут! Пошел даже в горисполком к какому-то чинуше, зампреду, харе бюрократической. Нет, мы типа закрыли захоронения на Коммунистическом и Боткинском кладбищах. Так и пришлось переться на Домбрабад.
Грязная эта коммерция на могилах. В мозгу не укладывается. Предел нравственного падения. Смотрят, за какой могилой не ухаживают. У Е.И.Васильевой детей не было, близкие и друзья тоже вскоре отошли в мир иной. 1928-го года могила. По санитарным нормам 15 лет, и можно… Скорее всего, даже раньше место продали.
Худояр, это так интересно — если можете, купите ещё одну, для меня, я найду возможность Вам быстро оплатить и кто-нибудь заберет у Вас по договоренности, чтобы переправить мне в Торонто.
Посмотрите на сайте по поисковой системе — мы очень долго занимались поиском этой могилы вместе со знающими людьми в Ташкенте, многое отражено в интересных публикациях и сотнях комментариев на сайте.
Заранее благодарю Вас Зелина Искандерова
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Эту книгу я видел на осенней Международной книжной ярмарке в Москве в 2009 году. Хотел, было, уже купить, но когда увидел на фото могилу Васильевой, а рядом посаженную ёлочку, отложил в сторону. Сказал издателям, что могилы Васильевой на Боткинском кладбище, где она похоронена, нет. Те удивлённо пожали плечами и промолчали: шла бойкая торговля. О самом тексте ничего не буду говорить. Здесь на сайте есть мой очерк «Над вечным покоем». Там есть несколько строк о поисках захоронения Васильевой. И ещё. Издательств по всей России десятки тысяч. В одной только Москве зарегистрированы около трёх тысяч. Я знаю несколько ребят, которые живут в российской глубинке в деревнях и издают прекрасные (в полиграфическом исполнении книги), однако за тексты художественные и научные никакой ответственности не несут, как впрочем и в столичных раскрученных издательствах, и восторгаться никак не приходится. Нет ни редакторского, ни корректорского глаза. Пиши, по принципу, что хочешь и как можешь, и сам себя издавай!
Николай Красильников[Цитировать]