Легенды старого Ташкента и Другие истории Искусство История
В середине июня т.г. питерское издательство «Алетейя» выпустило новую книгу живущего в Мюнхене писателя и журналиста Александра Фитца «Легенды старого Ташкента и Другие истории». Станет ли она бестселлером подобно предыдущим утверждать не берусь, но то что она разительно отличается от всего, что вышло из под пера Александра раньше, однозначно.
Эта книга, как сказано в аннотации, о Ташкенте, которого нет, и никогда больше не будет, о событиях, запечатлевшихся в памяти людей, когда-то в нём живших, а теперь разбросанных по всему миру: от Канберры и Лос-Анджелесе до Москвы, Хайфы, Торонто, Минска, Лондона, Киева, других больших и малых городов и посёлков. Во вторую её часть включены истории, случившиеся в основном в Германии, главные герои которых — эмигранты и переселенцы, перебравшиеся сюда в том числе из Ташкента.
Книга уже продаётся. Тем, кто живёт в Западной и Восточной Европе её можно приобрести через берлинский книжный каталог GELIKON. E-mail: knigi@gelikon.de; Tel.:(00)49 (0)30-323-48-15, (00)49 (0)30 327-64-638. Тем же, кто живёт в РФ, советуем зайти на сайт книжного магазина «Москва» или поинтересоваться в других книжных магазинах России. «Легенды старого Ташкента и Другие истории» будут также продаваться в США и Израиле.
Татьяна Куштевская, писатель и литературовед,
Эссен.
Ташкент был, есть и всегда будет — независимо от бросивших его и уехавших за более сытной жизнью !
Munavvaropa[Цитировать]
Ну, скажите ещё что никакого национализма на бытовом и государственном уровне не было в 90-х годах и «русскоязычных» (до чего же отвратительный термин!) никто не вынуждал уехать! Не сотни тысяч, а несколько миллионов уехали из Узбекистана, начиная с 1991года, и не говорите, что это неправда! А теперь готовы носить на руках «последних из могикан» — русскоязычных врачей и учителей, кто ещё живёт в Ташкенте.
Виктор[Цитировать]
Да нормальный термин. Вот с этого и начинается демагогия на тему тяжкого бремени русских. Согласитесь, уезжать стали еще в середине семидесятых: Израиль, Штаты. А что касается национализма, да, на бытовом уровне он имел место со стороны ограниченных, закомплексованных отсталых людей, которые таким образом самореализовывались. Но их было меньшинство. Сечас такого нет. Разве этого нет и не было в России? Давайте объективно. Войны и резни здесь не было. С работы русскоязычных не увольняли. Назвать фамилии? Сами знаете. Основная причина отъезда как тогда, да и сейчас — банальный поиск лучшей жизни. И не нужно спекуляций. Вcе просто…
Гость Реалист[Цитировать]
СНБ, привет! Что-то припозднились со своим комментом, целых 14 часов прошло. Вступать с вами в полемику не собираюсь — это борьба с ветряными мельницами, мимо которых «караван идёт».
Виктор[Цитировать]
Виктор, а Вы уже забыли, как давали подписку опер работнику о сотрудничестве на негласной основе?
Денис[Цитировать]
Специально для Ирина:
25/06/2015 в 17:17
Более глупого изречения придумать сложно…
Lizka[Цитировать]
Старый Ташкент- это не то, что сейчас: взять хотя- бы то, как по варварски были вырублены чинары в Сквере, посаженные в 1880-х годах. Психология бай приказал. Ни закона, ни исторической культуры.
Дмитрий[Цитировать]
Я просто вежливо порекомендовал бы заткнуться тем кто рассуждает о «уехавших за более сытной жизнью».И напомнить — от хорошего не уезжают.Извините уж,если что не так
IMM[Цитировать]
А те, кто в Ташкенте, будут ждать выложенного кем-нибудь скана в Интернете, или присланного ЕС для всех ташкентцев.
Ирина[Цитировать]
Странно. Вот здесь постоянно говорят про Ташкент – как он изменился, или как он не изменился. А люди, как они изменились за эти годы?
Недавно однокурсник спросил меня о том, как сложилась жизнь у нескольких наших выпускников. А я вдруг поймал себя на мысли, что я не знаю и уже знать этого не хочу. За последнее время, я столько много узнал о тяжелой судьбе знакомых мне людей, что пусть уж лучше они остаются в моей памяти молодыми, здоровыми и красивыми, у которых вся жизнь впереди.
Константин ташкентский[Цитировать]
фрагмент из «Легенды старого Ташкента и Другие истории»
Раньше Ташкент называли «звездой Востока», «хлебным городом», а ещё – «зелёным», но не потому, что здесь была популярна партия «зелёных». Или потому, что зелёный – свящённый цвет для мусульман, так как пророк Мухаммед носил изумрудный халат. Просто в Ташкенте немыслимое количество деревьев. И это не только его украшение, но и могучие «лёгкие», помогающие переносить удручающе жаркое лето.
Больше деревьев, пожалуй, только в Мюнхене. Хотя допускаю, что есть города позеленее, но в них бывать мне не доводилось. И вдруг в 2009 году в центре Ташкента, а затем в других его районах принялись вырубать деревья.
Начали со сквера, носящего имя Тамерлана. В советское время он назывался сквером Революции. В царское – Кауфмановским сквером, а чинары здесь были посажены ещё в XIX веке.
В 60–90-е годы прошлого века сквер был «духовным центром» не только города, но и всей Средней Азии. Здесь собирались и спорили поэты и политики местного разлива. Родным его считали футбольные болельщики, шахматисты, влюблённые парочки и… проститутки. Именно здесь впервые появился двойник Адольфа Гитлера – Александр Шишкин.
Был он человеком странным, добрым и светлым. Сын «врага народа», сполна хлебнул лиха. Его по этой причине даже в школу отказывались принимать. Сменив массу профессий, в основном малопрестижных, поработав журналистом и киноактёром, покуролесив в составе российской рок-группы «Коррозия металла», Шишкин в начале 90-х переехал в Москву, но через несколько лет, всё бросив, возвратился в Ташкент. Почему? Вот как об этом он сам рассказывал: «Я думал: круто, конечно, Москва, Россия. Но среди кого там жить? Там русские, и здесь тоже русские, но у нас русские совершенно по-другому воспитаны. В Москве каждый бухой, каждый пиво пьёт. Я не мог ни с одной москвичкой договориться, потому что каждая курит и водку пьёт, а у нас это не принято. То есть мы русские и они русские, но мы говорим на разных языках. Тут принято по обычаям соседей угощать. И никто говна на лопате тебе не поднесёт. Вот живу я в одном доме с узбеками. Они ещё бедней меня, но у них обычаи такие, они мне постоянно, через день какую-то еду приносят, плов, ещё что-то. Каждое 9 мая люди в Москве подпитые начинают мне претензии предъявлять: „Ты войну начал!“ Я войну начал?! Ко мне относятся как к настоящему. И били бывало в метро, потом на Арбате, несколько раз. А узбеки другие: „Гитлер-ака, я вам пригласительный принёс, приходите, пожалуйста, ко мне на свадьбу“. Они вообще его не знают и знать не хотят. Я хожу по Ташкенту, ну кто-то скажет: „Ой, что-то форма у вас странная“. Фактически я хожу не в немецкой форме, а в форме литовских лесных братьев. Я уверен, и десяти шагов не прошёл бы в Москве в такой форме, обязательно бы начались подколки, наскоки, оскорбления… Нервов бы не хватило. А здесь никто мне ничего не говорит. Хотя эта неосведомлённость иногда удручает. Мне один киоскёр как-то говорит: „Вы знаете, вот ваш портрет вышел в узбекской газете“. Я поясняю: „Это Гитлера вышел портрет“. А он: „Гитлер? Вот вратарь германский – знаем. Оливер Кан зовут. А Гитлер не знаем“».
12 марта 2012 года Александр Шишкин скончался. Отпевали его в церкви на Боткинском кладбище, а похоронили на кладбище в поселке ТашГРЭС.
Кстати, первый двойник Ленина появился тоже в Ташкенте и тоже в сквере. Зовут его – Анатолий Кокленков. В 1994 году в Москву его перетянул Гитлер-Шишкин. Они дружили. Но потом пути их разошлись.
Но главной достопримечательностью сквера были, конечно, не Гитлер с Лениным, и не кафе с фонтанами, и не самодеятельные шахматисты, проводящие бесконечные турниры, не футбольные болельщики, традиционно здесь собиравшиеся, а столетние чинары.
long59[Цитировать]
Книгу Александра Фитца я разыскал в Москве на специально открытой для этого Книжной Ярмарке на Красной площади. Нашел там то самое питерское издательство. Вот там и была была книга Александра Фитца. Но, в одном экземпляре. Мне сказали, что так как эта ярмарка бесплатная для книгоиздателей, то никаких складских помещений на Красной площади кроме Мавзолея Ленина нет. Поэтому всё привезли по одному-два экземпляра, чтобы маркетингом московский рынок прощупать.
В общем, эту книгу я купил. Но познакомился с питерской издательницей. Она сказала, что хоть тонну в Ташкент привезет. Символично, что книга украшала собой то самое место, на котором некогда на своём одномоторном самолёте приземлился земляк Александра Фитца — Руст. Я этому не удивился, поскольку и сам прибыл в Москву за книгой, по существу, на летающей тарелке. Полагаю, что отныне Руста, его полёт и приземление на Красной площади будут называть Легендой старого Ташкента.
А сейчас фотоотчёт с места события.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Народ с вечера книгу Александра Фитца возле Спааской Башни ждал.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
точно, а заодно и послушать «Яллу», для которой построены эти сцены.
long59[Цитировать]
После того, как женская половина любителей книги увидела у меня в руках вожделенный труд Александра Фитца она немедленно выстроилась в огромную очередь, конец которой едва просматривался где то за пределами Большого Каменного моста.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Народ с надувными матрасами с вечера книгу Александра Фитца возле Спасской Башни ждал.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Браво, Виктор Арведович! ))))
Виталий[Цитировать]
Давка за книгой была такая, что девицы, рассматривая в моих руках заветную книгу Александра Фитца, на мне рубашку порвали.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
кстати,
автор Вас в своей книге обозвал: «Бывший ташкентец Виктор Ивонин»
long59[Цитировать]
longу59: В принципе, верно обозвал. В Ташкенте я пенсионер, а в Москве и Филадельфии Научный руководитель Российского и Американского экономических ВУЗов. Плюс редактор четырёхтомного (по направлениям) научного журнала «RU SCIENCE — РОССИЙСКАЯ НАУКА».
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Мне наш ташкентский товарищ, ныне работающий на Чеховском полиграфическом комбинате, принес эти книги, бракованные, три штуки.
Не знаю, в чем заключался брак, но я прочел книгу запоем, и переслал их в Ташкент, где за ними стоит очередь. Мне в книге понравилась в первую очередь та мысль,что мы в то время уже жили при коммунизме, но об этом не догадывались. Хорошая, добрая книга.
Жалко тот Ташкент,которого уже нет, и никогда уже не будет.
Жалко, что продолжают убивать все, связанное с прошлым, будь оно русское или узбекское.
Жалко, что молодежь на ура воспринимает все бетонное уродство, насаждаемое в Ташкенте. Они не жили в Ташкенте без кондиционеров, когда только в тени деревьев можно было понять ташкентскую жару. И жаль, что они не интересуются своим историческим прошлым, кем бы оно не создавалось…
Караханов Тимур[Цитировать]
Спасибо, чувствую и понимаю то- же самое.
Дмитрий[Цитировать]
Поздравляю автора!
Книга выглядит заманчиво и обещает быть интересной.
Постараюсь купить.
Как говорится, дай Бог, не последняя.
MK[Цитировать]
Ну вы, земляки, даете… :) После обеда сегодня посмотрел сайт книжного магазина на Тверской — 2 книги в наличии. Ну, думаю, вечером скатаюсь и прикуплю одну. Кто ж под вечер пятницы разберет остаток то?!
Не тут то было. Зайдя в магазин был огорчен — 2 книжки успели уйти в предзаказ пока я ехал в магазин. В будущем буду бронировать по телефону.
Слава с Г-9-А[Цитировать]