Забытое военное училище История Старые фото Фото

Прилагаю свою статью. Она о Ташкенте. Точнее, это мои воспоминания о Ташкентском военном училище. Я конечно не такой старожил, чтобы полнить, что было в училище сто лет назад. Но то, что от того военного училища сохранилось в середине семидесятых годов двадцатого века я помню. Если сочтете мою статью интересной, разместите на сайте. По моей просьбе она уже размещена на двух сайтах: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55438.msg395027#msg395027, http://www.tvoku.ru/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=509 — С уважением, Рожук Анатолий Иосифович.

Высочайшим повелением его императорского величества Николая II 6 июля1914 году (по старому стилю) было открыто Ташкентское военное училище. Открывалось оно как раз к началу первой мировой войны. Вовремя. Генеральный штаб Российской императорской армии предвидел грядущую мировую войну и колоссальные потери в офицерском составе.

Правила приема в военное училище были довольно демократичны. Туда могли поступать не только лица дворянского происхождения, но и разночинцы. Столетний юбилей этого, одного из самых молодых военных училищ Российской императорской армии прошел незаметно. Никто на его не обратил внимания ни в России, ни в Узбекистане, может быть, только за исключением нескольких частных лиц. Может оно так и надо? Успело это училище просуществовать всего три года, как в стране сменилась власть. Училище со сменой власти не кануло в лету безвозвратно. Война в стране продолжалась. Теперь уже гражданская. Требовалось восполнять потери теперь уже красных командиров. По этому, в 1918 году было решено готовить красных командиров для Туркестанского фронта на специально созданных Туркестанских советских командных курсах в Ташкенте. Создали эти советские курсы на базе императорского Ташкентского военного училища. На советских курсах остались преподавать педагоги и командиры императорского военного училища. Досталась курсам и территория, материальная база, вооружение, здания и сооружения. И даже первыми на руководителями курсов на некоторое время стали, полковник русской императорской армии Кушаков К.П. и царской генерал Востросаблин А.П.

В дальнейшем Туркестанские советские командные курсы в Ташкенте ждала бесконечная череда реорганизаций, переименований и преобразований. Они назывались и Туркестанской школой военных инструкторов имени В. И. Ленина и Ташкентскими пехотными командными курсами и Средне Азиатской объединенной школой, и Ташкентским пехотным училищем, и Ташкентским высшее общевойсковое командным училищем. Все выше приведенные наименования имели два слова, переходящих из одного названия в другое.

Первое слово – военное учебное заведение всегда носило имя В.И. Ленина. Не многие учебные заведения или организации в СССР, имевшее почетное наименование: имени В.И. Ленина, могли похвастать тем, что получило согласие на это у самого вождя мирового пролетариата, то есть еще при его жизни.

Второе слово прилагательное, указывающее на место расположения учебного заведения: Ташкентское или Ташкентские.

В книге Ташкентское общевойсковое училище имени В.И. Ленина изданной издательством «Узбекистан» в Ташкенте в 1978 году на странице 13 есть короткая строчка: «Базой для формирования курсов явилось бывшее юнкерское военное училище». Это о советских военных курсах, формировавшихся в 1918 году в Ташкенте. Ниточка исторической связи на этом, согласно советской идеологии и историографии обрывается.

Мне, выпускнику Ташкентского ВОКУ 1978 года, этой строчки достаточно для того, что бы попробовать вспомнить, что мне, как курсанту советского училища чуть больше чем через полвека досталось от того царского юнкерского училища.

Территория.

К началу 20 века русский Ташкент был уже вполне сформировавшимся колониальным городом. Границей между туземной (узбекской) и русской частями города служил канал Анхор. Русский город сразу строился отдельно от старого, древнего Ташкента уже по законам европейской архитектуры. Строился русский Ташкент с широкими проспектами, роскошными площадями и тенистыми скверами. Но власть не забывала и про удаленность от метрополии. Главной коммуникацией была железная дорога. Администрация Туркестанского края имела в своем распоряжении войска, размещенные как в крепости Ташкента, так и в районах города и пригорода, вблизи русских поселений и вдоль железной дороги. После издания высочайшего указа о создании Ташкентского военного училища под его размещение и строительство здания были отданы лагеря 10 линейного батальона. И лагерь линейного батальона, и военное училище в отведенном месте располагались не случайно. С точки зрения обороны, место очень удобное. Основное здание капитальной постройки с мощными кирпичными стенами расположено на холме. С одной стороны оно опиралось на насыпь железной дороги, с другой — на высокий берег канала Салара. Под прикрытием основного здания уютно раскинулся городок двух этажных коттеджей для семей командного состава, выходивший в тыл кадетского корпуса, также размещенного между железной дорогой и каналом Салар. Такая большая, но надежно защищенная территория легко могла вместить тысячи беженцев и обеспечивала надежную круговую оборону. Практически, оборонительную функцию, заложенную военным командованием, инженерами и строителями при планировании военного училища, применяли только дважды за сто лет. И уже не юнкера, а советские курсанты.

Первый раз пришлось оборонять территорию военного училища 19 января 1919 года во время мятежа поднятого военным комиссаром Туркестанской Республики Осиповым Константином Павловичем. За пять дней до этого, Туркестанская школа военных инструкторов имени В.И. Ленина была переведена в Ташкентскую крепость и территория училища опустела.

«Самоотверженно действовали курсанты, оставленные для охраны материальных ценностей в старых помещениях школы военных инструкторов на Паркентской улице. Мятежники стремились, во что бы то ни стало захватить старое здание школы. Курсанты вступили в бой с численно превосходящими силами осиповцев, отразили все их атаки, отстояли здание школы и находившиеся там материальные ценности. Бандиты, понеся потери, отступили перед горсткой храбрецов.»(1)

Второй раз практическое применение оборонительных возможностей училища в мирное время состоялось во время землетрясения 25 апреля 1966 года. Тогда территория училища стала местом для размещения горожан из ближайших жилых районов разрушенных землетрясением. На площади между Саларом, вторым КПП, БОУП и железной дорогой был развернут большой палаточный городок, взятый под надежную охрану. В палаточном городке были созданы максимально комфортные условия для безопасного проживания горожан пострадавших от землетрясения.

Основное здание.

Внешний вид самого здания с его портиком, опирающимся на шесть колон оформленных в коринфском типе классических ордерных капителей, мало изменился за сто лет. Наружные стены здания, и сегодня по-прежнему, украшены фасадным лепным декором. Здание имеет форму буквы Е. Боками здание развернуто, одним в сторону железной дороги, вторым в сторону Салара.

Стены здания, внутреннего двора такие же как Питерские дворы — колодцы. Не оштукатуренные, лишенные всяческих лепных украшений, так изобилующих на парадной стороне здания, они дают яркий контраст разным сторонам одного и того же здания. Лицевой и изнаночной.

Еще мне запомнились высокие и большие окна в казармах, которые были оборудованы запорами специальной конструкции. К окну, на всю его высоту прикреплен валик диаметром в сантиметр с зацепами на концах. Валик проворачивается специальной ручкой, и зацепы входили в специальные пазы, прижимая окна к раме. Ручка, как и вся конструкция, была сделана из меди и имела маркировку изготовителя. Кто именно их изготовил, я уже не помню. Но то, что они были сделаны в Санкт – Петербурге, это помню точно. Сама рукоятка, складывалась вдоль окна, на подобии затвора. Подобные запоры на окнах я вижу сегодня в Санкт – Петербурге, во дворцах принадлежавших до революции членам царской семьи.

Дверные ручки на больших дверях в казарме состояли из широких, массивных, огнём горящих латуневых накладок с огромными замочными скважинами. К этим накладкам крепились латуневые стержни с кольцами на концах. В кольцах стрежней крепились сами ручки из какого-то ярко голубого, полупрозрачного материала.

Запомнился и кафельный пол на первом этаже учебного корпуса. Он был идеально гладким и состоял из желтых плиток квадратной формы, но с усеченными углами, с размещенными как раз в этих усечениях маленькими коричневыми квадратами. Мы по — этому кафельному полу катались на сапогах как на коньках, разогнавшись из одного конца коридора в другой. Через много лет я увидел, что такой кафельный пол очень распространен в старых доходных домах Санкт – Петербурга. Фотографию кафельного пола из дома №6 на улице Восстания в Санкт — Петербурге прилагаю.

Во время землетрясения 1966 года никаких разрушений в основном здании училища не было. Сказалась добротность постройки. По рассказам очевидцев, только стекла в окнах повылетали. Через лет пять после землетрясения обрушилась стена караульного помещения царской постройки, стоявшего на краю стадиона. После этого, старое караульное помещение было разрушено полностью, а в другом месте училища, между полосой препятствий и санчастью, было построено новое караульное помещение, функционирующее и до сих пор.

В семидесятые годы прошлого века под зданием еще существовал подземный проход, включавший в себя подвалы и продолжавшийся дальше под зданием, в котором в мое время размещался магазин военторга, баня, парикмахерская и далее уходивший под медсанчасть, где он поворачивал в сторону домов офицерского состава. По рассказам старожилов при строительстве парка боевых машин батальона обеспечения учебного процесса был разрушен подземный ход, шедший от училища под здания кадетского корпуса, где и тогда и сейчас размещался Ташкентский медицинский институт.

В интернете опубликованы фотоальбомы нескольких выпусков Ташкентского военного училища. Судя по снимкам, повествующим об учебе, жизни и быте юнкеров, прожить и учиться в новом здании им не пришлось. Те здания и местность, где проводились занятия и делались групповые снимки, сделаны явно не на территории училища. Здание в это время строилось, и вероятно было закончено только к моменту революции.

Библиотека.

Еще нам, советским курсантам досталась библиотека. Фундаментальная. Были библиотеки такого разряда в Российской империи. Все книги, издаваемые в типографиях империи, по одному экземпляру, направлялись в обязательном порядке издателями в каждую такую фундаментальную библиотеку. При Советском союзе тоже существовала аналогичная система, но библиотека ТВОКУ в неё уже не попадала.

Без лишней скромности можно уверждать, что в начале двадцатого века светоч научной и культурной жизни Туркестанского края Российской империи был сосредоточен в этой библиотеке Ташкентского военного училища. То есть, в этом учебном заведении Ташкента тех лет.

Во время моей учебы в училище, библиотека в очередной раз переезжала. На этот раз в крыло основного здания, где после переселения батальона курсантов во вновь построенное общежитие освободились помещения. Они были отданы для расширения учебного корпуса и под размещение библиотеки.

То один, то другой взвод курсантов приходил в старое помещение библиотеки, находившейся в двух этажном здании недалеко от 2 КПП, с мешками. В мешки загружались книги из основного фонда, из читального зала, и из запасников, в том числе и тяжелые фолианты в кожаных переплетах. Мешки с книгами переносились в учебный корпус. По дороге можно было сесть на высоком берегу Салара, за кустами, подальше от глаз командиров, свесить с обрыва ноги, покурить, и за одно, посмотреть, что за книги достались для переноски в этот заход.

Потом провели инвентаризацию. И выяснилось, что по итогам переезда книжного фонда образовалась большая недостача книг. Был большой скандал.

Канал Салар.

Одна сторона училища опирается на канал Салар. На него же развернута боковина здания. Как утверждают советские археологи, канал Салар является древнейшим каналом оросительной системы долины реки Парак (древнее персидское название) сегодняшней реки Чирчик (более позднее тюркское название) и относят время его создания к первому веку нашей эры. Высоко в горах от реки Чирчик был отведен канал, и в него были направлены воды реки. Древние мелиораторы в своей работе максимально использовали рельеф местности для прокладки русла полноводного канала и всячески стараясь сократить объем земляных работ. По этому, на своем пути Салар, то втиснут в узкое русло берегов рукотворных каналов, то свободно растекается мелкими плесами по низинам обтекая возвышенности и холмы. Салар, оставаясь основным каналом Ташкентского оазиса дает воду во все основные каналы и арыки Ташкента, В районе училища канал Салар делает изгиб, огибая холм, на котором расположено училище. Такое положение капитального здания с высокими и толстыми стенами обеспечивает, в случае ведения обороны, хороший обзор и условия для ведения огня по низкому правому берегу. Сегодня этот низкий берег застроен кварталами современных многоэтажных домов. Но еще в середине семидесятых годов прошлого века это была долина, простиравшаяся до возвышенности, на которой располагался жилой район под названием Дархан. Долина была занята низкими строениями (бараками) хлопко обрабатывающего завода.

И еще о Саларе. Русские войска полковника Черняева, летом 1865 года принуждая жителей Ташкента к сдаче, изменили течение канала и отвели воду от города. Это лишило защитников крепости и города возможности рассчитывать на длительную пассивную оборону и вынудило их к решительным боевым действиям, направленным на снятие осады. Но силы, а особенно технические возможности вооружения воюющих сторон были не равны. И это ускорило успешный штурм города, после которого вода снова была направлена в старое русло и вновь заполнила все городские каналы и арыки.

Котельная.

Несмотря на жаркое лето, в Ташкенте бывает и зима. Один или два месяца в году температура падает до ноля градусов по Цельсию, а часто и ниже. Отопительный сезон, хоть и не продолжительный, по сравнению с центральной Россией, но все равно есть. Поэтому, вместе с основными зданиями сразу строилась и газовая котельная. Хотя есть сведения о том, что строительство котельной началось раньше. Котельная была встроена в холм одним боком, так что ее крыша была на уровне самого холма и имела в основных помещениях сводчатые кирпичные потолки. В стене помещения соприкасающегося с холмом был вход в общую систему подземных проходов. Узкий кирпичный коридор со сводчатым потолком через тридцать метров выходил в широкий коридор основного подземного периметра. Осенью 1975 года котел котельной взорвался. Узбек, дежурный оператор котельной, работа которого заключалась в наблюдении за манометром, не доглядел. Потом его самого нашли только через неделю. Живого и здорового. Не под завалами битого кирпича, а дома. При взрыве никто не пострадал. В разборе обрушившейся кровли и стен мне пришлось поучаствовать лично. В казарме мы в ту зиму спали, укрывшись шинелями поверх одеял.

В систему отопления училища входили бойлерные, расположенные в подвалах главного корпуса, представлявшие из себя большие цистерны. Мне хорошо запомнились торцевые крышки этих цистерн, прикрученные к корпусу на дюжину болтов. Запомнились они тем, что на них были изображения государственного герба Российской империи и по кругу надпись: — «Путиловский завод».

Когда встал вопрос замены взорвавшегося котла, то выяснилось, что в то время, а это были 70 -е годы 20 века, в СССР паровые котлы имевшие габариты аналогичные взорвавшемуся котлу, подобной мощностью не обладают. Поэтому, котельную пришлось расширять, перестраивать и устанавливать два паровых котла.

Мазар.

На территории училища до 20 апреля 1975 года находилось сооружение, вероятно Мазар, историю происхождения которого я не знаю. Располагалось оно на склоне холма справа, если идти по дороге от 2 КПП в сторону 1 КПП. Примерно в створе между двумя двух этажными зданиями. В мое время в этих зданиях располагалась и библиотека и кафедры сопромата и деталей машин и классы для проведения занятий и самоподготовок.

Сооружение, о котором я рассказываю, напоминало классический мусульманский мавзолей — Мазар. Квадратное здание арочного типа, увенчанное круглым куполом и не имеющее ни дверей, ни окон. Возможно когда то, это было местом поклонения. Но со временем память народная потеряло этот мазар из видимости, за высоким забором училища. Наступило время невостребованости данного сооружения. И командование училища приняло решение снести этот мазар. Мне лично довелось участвовать в его разрушении. Поэтому, я могу рассказать, что было и внутри этого здания, поскольку при его разрушении я побывал и внутри его. Конечно я не археолог, и не специалист по Средне Азиатской архитектуре. Но и ломать и строить за время службы пришлось много.

Здание в своей основе имело по углам четыре кирпичных столба, смыкающихся вверху симметричными арками в четырех сторонах. Арки, в свою очередь, служили опорой для сводчатого купола, венчавшего здание. Кирпич, из которого были выложены столбы, был крупнее кирпича, которым были заложены проемы арок. Да и кладка столбов была выполнена более качественно и с применением в качестве скрепляющего материала, что-то напоминающее по цвету и стойкости известковый раствор. Кирпичи разрушались легче, чем раствор, их соединявший.

При разрушении здания мы легко и быстро поломили кирпичные стены, закрывавшие арки. Они были тонкими, в один кирпич и явно выложены в более позднее время, чем само здание. Проломив и выломав все, что могло сломаться, мы нечего не смогли поделать с четырьмя столбами. Ни ломы, ни кирки небыли способны их разрушить. Закончилось все приездом танка из парка боевых машин. Танк столбы просто вывернул из фундамента. Они, так и не разрушившиеся были загружены на машины и куда — то увезены. Само место, где стоял мазар мы задерновали. Получился замечательный газон.

Что это было за сооружение? Кто — то знает?

Сейф.

Помню нас когда — то учили, что настоящим командиром считается только тот, кому доверили: боевое знамя, печать и денежный ящик. Вот денежный ящик Ташкентскому ВОКУ явно достался от юнкеров. Он находился, как ему и положено на первом посту. Возле боевого знамени училища. Его охраняли денно и нощно. Пост номер один все — таки. И все курсанты, за годы учебы бывали на этом посту часовыми, да и не по одному разу. По этому, многие помнят процедуры вскрытия денежного ящика. Эдакого комода, на котором иногда ночью удавалось и поседеть. Недолго.

При вскрытии этого денежного ящика священно действие начиналось с прихода разводящего и начальника финансовой службы. Снимался слепок с печати и навесной замок. После снятия навесного замка поднималась металлическая платина, состоящей из двух частей и открывался доступ к замочной скважине внутреннего замка.

После вскрытия внутреннего замка, тяжелая крышка денежного ящика поднималась, ставилась на стопор и вместо ожидаемых пачек денег, взгляду открывался вид на внутреннюю сторону поднятой крышки и плоской поверхности еще одной дверцы с замочной скважиной внутреннего замка. Поверхность поднятой крышки была богато украшенной нарисованными медалями, теснившими друг друга выстроившись по дуге от края до края. На медалях читались названия выставок и городов, в которых они проводились. Награды были получены производителями таких сейфов на всевозможных мировых выставках, начиная от Парижа и Лондона до Харькова. Также дугой, располагалась надпись, что этот сейф изготовлен компанией «…….и сыновья в 190? году».

И уже потом открывалась следующая крышка — дверца, после отпирания следующего внутреннего замка. И снова никаких пачек денег. Один коричневый портфель. Больше ничего и не могло поместиться в открывшееся под последней крышкой пространство.

Конечно, такой серьёзный сейф мог достаться только от царского военного училища.

И всё это досталось нам, курсантам ТВОКУ от того, промелькнувшего в истории сто лет назад Ташкентского военного училища Российской императорской армии. Возможно, кто — то обратил внимание и на что — то другое. Мне запомнилось именно то, о чем я написал.

Список Иллюстраций:

  1. Вырезка из газеты о «Высочайшем повелении… .».
  2. Фотография парадного входа здания училища.
  3. Фотография парадного входа здания училища.
  4. А. Кафельный пол в учебном корпусе основного здания училища.
  5. Б. Кафельный пол в учебном корпусе основного здания училища.
  6. А. Сегодняшняя фотография кафельного пола, из подъезда (парадной) здания №6 по улица Восстания в городе Санкт — Петербург. Аналогичный кафельный пол был в учебном корпусе задания училища.
  7. Б. Сегодняшняя фотография кафельного пола, из подъезда (парадной) здания №6 по улица Восстания в городе Санкт — Петербург. Аналогичный кафельный пол был в учебном корпусе задания училища.
  8. Учетная карточка из каталога «Фундаментальной библиотеки Ташкентского военного училища».
  9. Автор статьи на фоне крыши котельной училища пристроенной к холму.
  10. Здание, из которого переезжала библиотека в семидесятые годы прошлого столетия.

Список использованной литературы:

  1. «Ташкентское общевойсковое училище имени В.И. Ленина». Издательство «Узбекистан». Ташкент. 1978 год. Стр.19.
  2. Сайт Ташкентского высшего общевойскового командного училища имени В.И. Лепнинаhttp://www.tvoku.ru/index.php

22 комментария

  • Фото аватара Усман:

    Метлахская плитка.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ирина:

    Недостача в библиотеках при переездах — обычное явление. Знакома с этим не понаслышке. А также приходилось участвовать в списании книг. «списать книги, выпущенные до 36 года», и начинается целая эпопея: и отчитаться надо, и старания спасти книги, разбирая их по себе. Вспоминать не хочется.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Baland:

    Возле 1 КПП до 1995 года просуществовало отлитое бронзовыми буквами полное название ТВОКУ. Когда эту надпись сбивали со стены, я сохранил одну из двух букв «А». Ох и тяжеленная буковка! Хорошую бронзу использовали в те времена.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Халдар:

    Почему «забытое»? Вполне себе даже действующее.

    Если речь о предшественнике царских времен, то может быть причина в его «демократичных» правилах приема». Или, чтобы совсем было ясно, в «удобном для обороны местоположении, позволявшим обстреливать правый берег Салара».

      [Цитировать]

    • Фото аватара Baland:

      Ну и что из этого следует?
      На то оно и «воинское», чтобы мочь обороняться от желающих напасть с целью уничтожения.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Константин ташкентский:

      Халдар:
      Почему «забытое»?

      Согласен с этим вопросом. Кем забытое?

      Халдар:
      чтобы совсем было ясно, в «удобном для обороны местоположении, позволявшим обстреливать правый берег Салара».

      А тут не согласен. С левого, с более высокого берега вести прицельный обстрел более правильно.

        [Цитировать]

  • Фото аватара urman:

    «Но власть не забывала и про удаленность от метрополии. »
    Под метрополией понимается государство по отношению к своим колониям или заморским территориям. Туркестан не был ни колонией, ни заморской территорией.

      [Цитировать]

  • Фото аватара LVT:

    Запоры точно такой системы из жёлтого металла стояли в хореографическом классе Дворца Пионеров им. Ленина! А вот узор плитки очень напоминает мне пол в коридорах особняка на Жуковской, где размещался наш детский сад. Так что в Ташкенте существовали свои излюбленные приёмы оформления домов.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Дмитрий Попадьин:

      Спасибо автору за возможность вернуться в своих воспоминаниях о счастлив o прожитых годах учебы, наших командирах, преподавателях и друзьях. Горжусь, что был маленькой частичкой огромной и славной истории ТВОКУ.
      1977 — 1981

        [Цитировать]

    • Фото аватара leo:

      такая же плитка была с старых корпусах медсанчасти Главташкентстроя.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Игорь:

    Вспомнились годы обучения в ТВОКУ. Спасибо!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сергей:

    В 90-х в этом здании была кафедра ин. яза. И я, будучи курсантом, помню ощущение истории этих стен. Спасибо!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Санджар Усманов:

    Сейчас в ТВОКУ идет полным ходом перестройка, сам поступал в 1997 году закончил в 2001 году, хотели справить 100 летия в 2018 году, но оказалось что что теперь ТВОКУ переименовали в Академию ВС РуУз. Так что вот такие пироги.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Колчинский Соломон Ионович:

    Я,выпускник ТВУ им В.И.Ленина 1957 г. В годы моей учебы библиотека находилась рядом с актовым залом училища.Рядом был расположен небольшой училищный музей. Конечно,в те годы никаких упоминаний об истории училища в предреволюционный период нигде не было…
    Спасибо за замечательную статью!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Феликс:

    Спасибо , вернулся в молодые годы , 1969-1973

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимир Чернышков:

    Кстати о запорах на окнах. Там их производителем был написан «Растеряев и К» Санкт-Петербург». Помню отлично до сих пор, т.к. регулярно приходилось их натирать до блеска во время службы в наряде по роте.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Шавкат Куватов:

    Очень понравилась заметка. Автор поделился сведениями, которые не узнаешь из других источников. Наша пятая рота (1965-1968 гг.) располагалась слева при входе в основное здание училища. И все комиссии. проверявшие училище, водили в наше подразделение. Курсанты жили по-взводно, кровати были одноярусные. В отличие от других рот. А во время землетрясения 1966 года всё же треснула стена напротив входа в умывальник. А первый курс (1964-1965 гг.) мы проходили в з72 гв. учебном мотострелковом полку в г. Самарканд. Наш набор был последним по такой системе. Следующие курсы учились уже всё время в ТВОКУ.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Акулина:

    Я слегка постарше автора, поэтому позволю себе дополнить его статью. Можно? (Думаю, что все согласны) тогда продолжу. Училище я помню с 1953 года, когда мы приехали в Ташкент после окончания моим отцом военно-педагогического института. Училище тогда называлось пехотным. Папа получил назначение на службу в огневом цикле. Географически цикл находился в левом углу вестибюля при входе. Справа располагалась такая же пристройка, в которой находилось помещение, где располагался дежурный по училищу. Первый пост располагался тогда в нише между этажами. Проходя в клуб, нужно было пройти мимо Знамени. Я не могу сказать, когда его перенесли в здание штаба, но в 1962 году 1 пост располагался уже там. Я разговаривала с выпускником 1972 года, который не помнит скульптур черного дерева, украшавших лестницу. В моем детстве и юности они стояли, сверкая своими перламутровыми глазами. А уж плитка, покрывавшая пол в вестибюле! Таким отличным катком она была. А вот пол в зале был паркетным. Влево и вправо шли двери, ведущие в коридоры. В левом располагались библиотека и читальный зал ( в 1965 году читальный зал если и был, то поменьше, в части его располагалась секретная библиотека). По правому коридору можно было попасть в биллиардную. Назначение второго помещения, где в 1958 году разместился музей, я не знаю. Музей был открыт к 40-летию училища и наполнен интереснейщими экспонатами: знаменами, оружием, драными халатами басмачей и другими предметами самого разного назначения и даже вышивками жен офицеров, которые занимались в самых разных кружках при клубе. Занятия этих кружков и проходили в этой самой биллиардной. Там же поначалу происходили и занятия детской музыкальной школы (филиала школы ОДО). Та часть здания, которая расположена перпендикулярно, была гарнизонной гостиницей, где первые 3 месяца ташкентской жизни мы и провели. Окна нашей «квартиры» выходили на Салар, на берегу которого находились самые разные складские постройки, в том числе и гараж с несколькими грузовиками. Уже в начале 60-х годов гараж стал автопарком и переместился на место ликвидированной конюшни. Кроме того , из наших окон было видно какое-то странное здание, которое автор называет мазаром. Она меня чрезвычайно интересовало. Когда наши соседи получили возможность переехать из гостиницы, местом их жительства стал так называемый 13 флигель-первый из двух двухэтажных зданий справа от 2-го кпп, которого тогда еще не было. Я почему-то решила, что переедут они в тот самый странный домик. Позже, когда мы носились по городку, играя в казаки-разбойники, часто лазили за колокольчиками на этот склон, который охранялся часовым, стоявшим на 5-м посту. Часовой нас, конечно видел, но , как правило, не мешал нашей детской радости. На противоположной стороне Салара находился хлопкоочистительный завод с горами хлопка, по которым двигались люди, что-то с этим хлопком делая. Иногда слышно было их пение (тишина же тогда стояла). Другие песни были слышны когда под окнами проходили строем курсанты. Часто они пели:»Вперед краснознаменное, за подвиг награжденное, военное училище..» Написана эта песня была кем-то из курсантов. Музыку написал наш баянист,старшина дядя Вася Тропинин.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Юрий:

    Спасибо автору. Превосходно! Мой отец оканчивал это училище, а потом воевал в Отечественную. Читал статью и как-бы видел отца в курсантскую пору. Спасибо.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Вадим:

      Мой отец Кривоспицкий Михаил Григорьевич окончил училище в 1941г в составе 238 стрелковой дивизии прибыл под Москву воевать начал под Тулой в районе г Алексин адьютант ПНШ 2 1 батальона 837 стр плолка

        [Цитировать]

    • Фото аватара Игрь:

      Мой отец тоже окончил училище перед войной, в 1939. После окончания был направлен в Бийск. Воевал. Возможно они были знакомы.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Екатерина Белова:

    Спасибо большое автору за подробную статью! Искала информацию о Ташкентском пехотном училище, которое окончил мой отец в 1944 году, перед отправкой на фронт. После окончания училища он был назначен командиром пулеметного взвода в составе 275 сп 117 сд. Начал свой боевой путь с обороны плацдарма на Висле. Ваша информация поможет мне в написании родословной книги. Спасибо!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.