Чемпионат СССР по футболу, 1964 год Видео История
18 ноября 1964 (ср)
Чемпионат СССР 1964. Динамо (Тбилиси) — Торпедо (Москва) 4:1 Ташкент
«Динамо» (Тбилиси) — «Торпедо» (Москва) 4:1 (0:1, 1:0, д.в. 3:0). Дополнительный матч за первое место.
18 ноября 1964. 18:00. Ташкент. Стадион «Пахтакор». 70000 зрителей.
Судьи: М.Рубенис, Х.Стренцис, М.Титаренко (все — Рига).
«Динамо» Тб: Котрикадзе, Б.Сичинава, Зейнклишвили, Цховребов, Рехвиашвили, Яманидзе (к), Г.Сичинава, Метревели, Датунашвили, Баркая, Месхи.
«Торпедо» М: Шаповаленко, Андреюк, Мещеряков, Шустиков, Сараев, Марушко, Воронин, Соловьёв, Вал.Иванов (к) (Сидоров, 62), Щербаков, Сергеев.
Голы: 0:1 Щербаков (56), 1:1 Датунашвили (73), 2:1 Датунашвили (92), 3:1 Месхи (102), 4:1 Метревели (107, с пенальти).
Вспоминает Анзор Кавазашвили:
ТАШКЕНТСКАЯ ПЕРЕИГРОВКА
— 1964-й год. Как нас Тбилиси догнало, не понимаю — но факт. Пришлось в Ташкенте за первое место переигровку устраивать. Жили на базе «Пахтакора» за высоченным забором, и я заранее знал: сейчас ко мне грузины толпами пойдут. Уговаривать, чтоб игру отдал. Пришли. За забор не выхожу, чтоб не подумали, что вступил в переговоры. Знаменитые «цеховики» три машины мне в подарок предлагали: «Анзорчик, только пропусти! Когда еще Тбилиси чемпионом станет?» Иду к Марьенко, к тренеру, и Вольскому. Говорю: сами решайте, ставить меня или нет, но только если пропущу, все пальцем на Кавазашвили покажут — игру отдал. Поставили Эдика Шаповаленко, а он провалился — с углового пропустил, еще… Еще Валька Иванов, мышцу потянул — заменили. Короче — 1:4 продули. Зато, на следующий год чемпионами стали чисто. «Торпедо» тогда сильнее всех было.
КАК ЭТО БЫЛО.
ЧЕМПИОНАТ СССР-64.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЧ ЗА ЗВАНИЕ ЧЕМПИОНА.
ДИНАМО Тбилиси — ТОРПЕДО Москва — 4:1 (0:0, 1:1, 3:0)
Голы: Щербаков, 56 (0:1). Датунашвили, 73 (1:1). Датунашвили, 92 (2:1). Месхи, 102 (3:1). Метревели, 107 — с пенальти (4:1).
«Динамо» (Тбилиси): Котрикадзе, Цховребов, Зеинклишвили, Рехвиашвили, Б.Сичинава, Яманидзе, Г.Сичинава, Метревели, Датунашвили, Баркая, Месхи.
«Торпедо» (Москва): Шаповаленко, Андреюк, Шустиков, Сараев, Марушко, Воронин, Батанов, О.Сергеев, Вал.Иванов (Сидоров, 60), Щербаков, Вяч.Соловьёв.
Наказания: не было.
Судья: М.Рубенис.
18 ноября 1964 года. Ташкент. 70 000 зрителей.
Правило проведения дополнительного матча как способа определения чемпиона страны было введено в чемпионате СССР в 1947 году. Повод — результаты сезона-47, который закончился ожесточенным спором ЦДКА и московского «Динамо», избравшими в итоге одинаковое число очков. Тогда действовало старое положение, предусматривавшее определение обладателя золотых медалей по соотношению забитых и пропущенных мячей. ЦДКА в последнем матче со сталинградским «Трактором» нужно было побеждать 5:0 (или 9:1, или 14:2), чтобы догнать «Динамо», к тому времени завершившему чемпионат, по очкам и опередить его по соотношению мячей. «Команда лейтенантов» победила как по заказу — 5:0, но эта победа вызвала немало пересудов. В итоге более справедливым был признан способ определения победителя чемпионата с помощью дополнительного матча.
Только на 17-й год своего существования новое правило наконец вступило в силу — в 1964 году.
В то время тбилисское «Динамо» считалось самой невезучей командой высшей лиги. При очевидном высоком мастерстве футболистов тбилисцы никак не могли завладеть ни одним трофеем — ни Кубком страны, ни золотыми медалями чемпионов. Много раз они были близки к победе, но та каждый раз ускользала от них в последний момент: видимо, в силу каких-то психологических причин.
Чемпионат-64 главная грузинская команда начала с четырех побед подряд, но затем в ней поменялся тренер. В «Динамо» пришел Гавриил Качалин, который уделил основное внимание именно психологическому аспекту. В середине первого круга команда пережила спад (две ничьи и три поражения в пяти матчах подряд), но затем нашла в себе силы вернуться в стан лидеров. Очень важный матч состоялся в Тбилиси 22 октября. В этот день «Динамо» принимало «Торпедо», занимавшего первую строчку в таблице, и добилось победы 3:1. После той встречи две команды сравнялись по очкам и сохранили это равенство до конца чемпионата.
Дополнительный матч вызвал огромный ажиотаж и собрал на трибунах переполненного ташкентского стадиона 70 тысяч зрителей. Игра началась в три часа дня по московскому времени, и с центра поля по жребию мяч разыграли тбилисцы.
С первых же минут был задан очень высокий темп, и пошли попеременные атаки то на одни, то на другие ворота. Однако по-настоящему острые моменты возникали нечасто: сказывалось большое нервное напряжение. К середине тайма игровое преимущество постепенно перешло к москвичам. В одном из эпизодов великолепная передача Валентина Иванова нашла Вячеслава Щербакова. Тот вошел в штрафную, ударил, но прозвучал свисток судьи Рубениса — офсайд. Тут же Слава Метревели нанес удар по воротам своего бывшего клуба (он перешел в тбилисское «Динамо» из «Торпедо»), но мяч прошел рядом со штангой. Самым запоминающимся моментом первого тайма был сильнейший удар головой Щербакова, после которого тбилисские ворота спасла штанга.
На 56-й минуте счет в матче наконец был открыт. Это все тот же Щербаков совершил ловкий маневр в условиях большой скученности игроков в штрафной площади «Динамо». Двумя финтами он «убрал» защитников, а затем обманул и вратаря — 1:0. Гол этот, однако, подействовал в лучшую сторону не на торпедовцев, а на их соперников, которые избавились от нервного пресса и заиграли легко. К тому же «Торпедо» лишилось одного из своих лидеров — Валентина Иванова, который получил травму и уступил свое место Сидорову (это, к слову, была вторая большая потеря в команде: накануне игры был травмирован и основной вратарь Анзор Кавазашвили, который не смог принять участия в матче).
Тбилисцы вынудили соперника прижаться к своим воротам. Последовал затяжной штурм. Четырежды мяч подавался с углового, три раза защитники сумели выбить его за пределы поля, а на четвертый Илья Датунашвили закрутил мяч прямо от флажка в ворота «Торпедо», да так удачно, что мяч, никого не коснувшись, опустился в сетку! 1:1. Остаток второго тайма также прошел в атаках динамовцев, но равенство в счете удержалось до конца основного времени.
А вот едва началось дополнительное, грянул гром. Михаил Месхи резко рванулся со своего левого фланга в центр, запутал защитников и отдал мяч направо открывшемуся Датунашвили. Тот нанес мощный неотразимый удар — 2:1. Похоже, этот быстрый успех тбилисцев сломил игроков «Торпедо». В безобидной ситуации ошибся защитник Андреюк, нерасчетливо отпасовав вратарю Шаповаленко. Мяч перехватил Месхи, и счет стал — 3:1. Торпедовцы еще уповали на чудо, но когда Сараев снес неудержимого Месхи в штрафной площади и Метревели реализовал пенальти, игра, по сути дела, закончилась. 4:1 — безоговорочная победа «Динамо». А на торпедовской улице праздник состоится чуть позже: они станут чемпионами 1965 года.
Вспоминает Виктор ШУСТИКОВ
ТЮБЕТЕЙКА НА ПАМЯТЬ
О неудачах, тем более в таких матчах, люди обычно вспоминают с неохотой. Вот и рекордсмен московского «Торпедо» по играм в высшей союзной лиге Виктор Шустиков многое из случившегося в 1964 году уже забыл. А выиграй в той ташкентской переигровке его клуб, уверен, наш разговор получился бы более содержательным.
— В 1964 году и мы, и тбилисцы на финише чемпионата шли очко в очко, поэтому дополнительный матч в Ташкенте стал логичной развязкой турнира.
-За сколько дней до начала матча торпедовцы прибыли в узбекскую столицу?
— Дня за два. Добирались, естественно, самолетом. В Ташкенте разместились в одной из лучших гостиниц в самом центре города. Там же, кстати, остановились и тбилисцы. Распорядок дня был самый обычный. Приехали, немного отдохнули, пообедали — и на тренировку.
-Интересно, чем потчевали футболистов в самом «хлебном» городе Союза?
— В этом смысле все было по высшему разряду. Не знаю, кому как, а мне очень нравится узбекская кухня: шашлыки, плов, манты.
-Восточный базар до игры успели посетить?
— Разок заглянули туда всей командой, купили фруктов. Некоторые продавцы нас узнавали, просили автографы.
-До матча общались с кем-нибудь из динамовцев?
— Со Славой Метревели. Вспомнили былые времена, когда вместе играли за «Торпедо». Но о предстоящем поединке — ни слова.
-Какая погода стояла в те дни в Ташкенте?
— Самая что ни на есть футбольная — плюс 15, солнечно. Поле было в прекрасном состоянии, а на переполненном стадионе царила праздничная атмосфера.
-За кого болели ташкентцы?
— Их симпатии поделились поровну. Шум стоял невероятный.
-Расскажите о самой игре.
— Надо признать, что тбилисцы в тот день были сильнее нас. Первый тайм мы провели неплохо, но во втором и особенно в дополнительное время откровенно «подсели». К тому же по ходу матча получил травму лучший бомбардир «Торпедо» Валентин Иванов. А еще до игры по той же причине мы лишились основного вратаря Анзора Кавазашвили. Место в воротах занял его дублер Эдик Шаповаленко, который очень уж волновался.
-И все-таки, почему в споре двух сильных и примерно равных по классу команд динамовцы одержали победу с крупным счетом?
— Мне кажется, у тбилисцев настрой был получше. К тому же они в отличие от «Торпедо» ни разу до этого не побеждали в чемпионатах. Возможно, более сильная мотивация и сыграла решающую роль.
-Кто из динамовцев вам особенно понравился?
— Вся линия нападения — Месхи, Метревели, Датунашвили, Баркая.
-Что происходило после матча?
— Сразу после финального свистка арбитра команды построились в центре поля, и местное руководство вручило каждому игроку национальный узбекский халат и тюбетейку.
-Что вы думаете о нынешней переигровке?
— Шансы примерно равны. У «Спартака» сильнее средняя линия, у «Алании» более острые форварды.
-На чьей стороне будут ваши симпатии 16 ноября?
— Как москвич, я желаю победы своим землякам — спартаковцам.
Вспоминает Серго КОТРИКАДЗЕ.
МЫ ПОЛОЖИЛИ «ТОРПЕДО» НА ЛОПАТКИ
Серго Котрикадзе 20-летним пришел в тбилисское «Динамо», а через 6 лет стал лучшим вратарем Советского Союза. В 1964-м, чемпионском для «Динамо», году Котрикадзе отстоял в воротах бессменно весь сезон и внес огромный вклад в победу тбилисцев.
Вспомнить перипетии золотого матча в Ташкенте 60-летний ветеран согласился с большой охотой. Его цепкая память сохранила не только собственные воспоминания, но и высказывания других знаменитостей накануне той исторической футбольной битвы.
Гавриил КАЧАЛИН,главный тренер «Динамо»: — Никаких прогнозов, но скажу одно: мои ребята верят в победу и готовы положить «Торпедо» на обе лопатки.
Шота ЯМАНИДЗЕ,капитан «Динамо»:
— Никогда наш настрой не был таким боевым. Постараемся порадовать наших болельщиков.
Михаил МЕСХИ,форвард «Динамо»:
— До золотых медалей — всего лишь шаг, который мы обязаны сделать.
Слава МЕТРЕВЕЛИ,форвард «Динамо»:
— Трудно сказать, кто победит. Знаю наверняка, что и мы, и москвичи сделаем для этого все.
Георгий СИЧИНАВА,полузащитник «Динамо»:
— У меня нет ни малейшего сомнения в том, что мы победим.
Юрий ЗОЛОТОВ,старший тренер «Торпедо»:
— Матч будет очень интересным. Мы будем бороться за победу.
Виктор МАРЬЕНКО,начальник «Торпедо»:
— Команда — в отличной форме. «Торпедо» готово дать бой тбилисцам.
Валентин ИВАНОВ,капитан «Торпедо»:
— Чтобы победить «Динамо», мы должны забить как минимум три гола, так как тбилисцы забьют не меньше двух.
Валерий ВОРОНИН,полузащитник «Торпедо»:
— Нет, делать прогнозы не в моих правилах. Пусть нас рассудит игра.
Микенас РУБЕНИС,главный арбитр матча:
— Победит тот, у кого окажутся крепче нервы.
-Батоно Серго, а что вы думали перед этим матчем?
— Во-первых, не сомневался в нашей победе. С торпедовцами мы всегда играли удачно. В том же 1964 году обыграли их в Тбилиси — 3:1 и сыграли вничью в Москве — 1:1. Плюсом для нас было и то, что золотой матч проводился в теплом Ташкенте.
-Неужели совсем не опасались грозного торпедовского нападения во главе с Валентином Ивановым?
— А чего их было бояться, если у нас тоже были великие форварды — Месхи, Метревели, Баркая. По подбору игроков мы ни в чем не уступали москвичам.
-Слава Метревели годом раньше играл за «Торпедо» и наверняка знал его слабые стороны. Это вам помогло?
— Слава по натуре — большой молчун, но тогда перед матчем разговорился и он. Метревели знал «Торпедо» как свои пять пальцев, что было очень кстати. Кто видел этот матч, согласится со мной, что лучшим игроком в нем был Слава Метревели.
-Как повлиял на вашу игру первый пропущенный гол?
— Никак. Точный удар Щербакова на 21-й минуте на нашем победном настрое не отразился.
-Может быть, наоборот, этот гол лишь раззадорил динамовцев?
— Между прочим, наш тренер Гавриил Качалин придерживался именно такого мнения. Он об этом нам позже сам сказал.
-Но на вратаря пропущенный гол действует болезненнее, чем на остальных игроков — разве не так?
— В данном случае я совсем не расстроился. Ребята подбадривали: «Серго, держись, мы должны стать чемпионами». Мы в 18 играх подряд не знали поражений!
-Замена Валентина Иванова по ходу матча как-то сказалась на игре торпедовцев?
— Иванов получил травму в единоборстве с Джемалом Зеинклишвили. Что поделаешь: футбол — не балет. Но даже если бы этого не произошло и лидер «Торпедо» остался на поле, вряд ли он смог склонить чашу весов в пользу торпедовцев.
-Вы проигрывали торпедовцам 0:1 до 72-й минуты, когда мяч, поданный с углового Ильей Датунашвили, никого не задев, влетел в ворота.
— Датунашвили часто так забивал. Он не скрывал, что подавать угловые учился у Валерия Лобановского. После этого гола торпедовцы еще как-то держались, а вот после второго мяча, забитого тем же Датунашвили, видимо, поняли, что их песенка спета. При счете 4:1 мы еще дважды попадали в перекладину. Защита «Торпедо» во главе с Шустиковым растерялась и допускала одну ошибку за другой.
-Что стало, по-вашему, причиной поражения «Торпедо»?
— Пусть извинит меня мой коллега вратарь Эдуард Шаповаленко, но, думаю, торпедовцы ошиблись, когда доверили ворота ему, а не Анзору Кавазашвили, «беда» которого заключалась в том, что он — грузин. Между прочим, после победы во втором круге над «Торпедо» 3:1 в Тбилиси я разговаривал с Валентином Ивановым, и он прямо намекнул, что Анзор все три гола пропустил нарочно, из любви к землякам.
-В 1989 году на 25-летнем юбилее первой победы тбилисского «Динамо» в чемпионате СССР присутствовал и арбитр ташкентского матча рижанин Микенас Рубенис, которому после той памятной переигровки 1964 года запретили судить в Грузии.
— Не то что в Грузии — ему вообще запретили заниматься судейством! И далее устроили… проверку в психиатрической больнице. Такие тогда были нравы, любой успех нeмосковской команды воспринимался в штыки. Между прочим, финал Кубка СССР 1960 года, который мы проиграли московскому «Торпедо» — 3:4, должна была обслуживать прибалтийская бригада арбитров, но в последний момент ее заменили. А новый судья в поле — некто Цаповецкий — судил, «как надо», в пользу торпедовцев.
На хлопке мы были. Я, Юра Пак, Орал Чиникулов собирали в один котёл. Они меня намного старше были. Уже армию отслужили. Юра ещё в солдатской форме был. Я тогда уже хорошо собирал. Так что проблем у нас с установленной нормой не было. В конце каждой недели премии по 10 рублей получали как лучшие сборщики. В общежитии жили, а потому экономно хозяйство вели. Хлопковые деньги хорошим подспорьем были. О предстоящей игре Торпедо с Динамо всё знали. И все этой игрой бредили. Юра почему то неожиданно в Ташкент уехал. А мы с Оралом дальше собирали и на него тоже записывали. Дня через два-три нас с хлопка всех вывезли. Юра нас встретил. Помог вещи дотащить. А потом дал мне с Оралом билеты на этот матч. Прекрасно, зная ажиотаж вокруг матча, мы в шоке были. Достать билеты было невозможно. А Юра достал. Ему декан наш Данилов дал специально для нашей троицы как приз за всю хлопковую компанию. А у него билеты через нашу сокурсницу Согонову оказались. У неё отец директором стадиона Пахтакор был. Вот он и выделил энное количество заветных билетов, а Данилов с нами поделился. И видимо только с нами, поскольку рядом на трибуне никого из институтских больше не было. Пришли мы заранее. Увидев толпы безбилетных болельщиков у входа, не верилось, что мы всё же попадём на стадион. Но попали. Места у нас в середине трибуны под табло были. Как оказалось, счастливые. Все пять голов в наши ближние ворота забили. Так что мы их чуть руками не щупали. Всё как на ладони было. Илью Датунашвили — героя матча, хорошо запомнили. Худенький он был, пониже других и на поле поначалу совсем не выделялся. Это он только после забитого гола разыгрался. Торпедо прекрасно играло. И по всему было видно, что перевес на его стороне. Перелом в матче произошёл после того, как Иванов покинул поле. Атаки Торпедо как то померкли, стали вязкими и неубедительными. Игра сдвинулась ближе к «нашим» воротам. Это до сих пор были только контратаки тбилисцев. А вот когда в ворота залетел «сухой лист», всё у торпедовцев разладилось. Тбилисцев они к воротам прижали, но забить никак не могли. Вязли в обороне. А в дополнительное время контратака и Датунашвили решил судьбу матча. После этого гола торпедовцы матч просто доигрывали, смирившись с поражением. А болельщики на трибунах обсуждали сколько Волг дадут Илье Датунашвили благодарные грузины по возвращению в Тбилиси. Кстати, герой этого матча Илья Датунашвили ни до ни после в играх чемпионата СССР не блистал. Он всегда был в тени великих нападающих Месхи и Метревели. Только через два года после этого матча ему в явно договорном последнем матче Чемпионата СССР с Араратом, армяне дали ему забить 5 голов за 27 минут. В результате он стал лучшим бомбардиром и установил рекорд забитых голов в одном матче. После этого всплеска, он и вовсе сник. И больше особо нигде не светился.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Датунашвілі в 1966 р. забив 5 голів не «Арарату», а торпедівцям з Кутаїсі!
Pashim[Цитировать]
Спасибо за ссылку на все протоколы, откуда следует, что за всё время чемпионатов СССР итоги матчей Динамо (Киев) — Пахтакор (Ташкент) — Всего игр: 40. Выигрыш Киева : +23(58%), Ничьи =10(25%), поражений -7(18%). Мячи: 68 — 36. Так, к слову…
yultash[Цитировать]
А итоги матчей с Киева с Кайратом (нашими извечными друзьями-соперниками) — +26(57%) =14(30%) -6(13%), мячи 84 — 27, Крупные победы: 13 — 0. Это, так, к слову, впечатляет больше.
Халатов-Дюбуа[Цитировать]
Это как средняя температура по больнице. Все победы Динамо Киев над Пахтакором были тогда, когда само Динамо Киев ничего из себя не представляло. А вот когда оно гремело на всю Европу и разносило всех и вся, Пахтакор был его традиционным обидчиком. Не по зубам он был Динамо Киеву. А все Ваши проценты начались тогда, когда Пахтакор сбили неподалёку от Донецка. Там же в прошлом году в прошлом году сбили Боинг, на котором летели голландцы, на которых у злопамятных болельщиков Динамо Киев ещё с тех времён тоже был большой зуб.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Вот вроде бы я намекал, намекал на договорные матчи между «Пахтакором» и киевским «Динамо». А у «Кайрата», реально, хуже получалось с ними договариваться.
Константин ташкентский[Цитировать]
Всё правильно – невозможно. Но и у нас с братом были два билета. Он, как и Вы, трудился на хлопковом поле, учась на дневном отделении института. Я тогда сбегал, посмотрел, и наши билеты были под табло. Но жизнь распорядилась по-своему. Брат приехал с хлопка, а его в этот день призвали в армию. Пошли в скверик и продали билеты по себестоимости. Покупатели поинтересовались, почему продаем билеты. Мы сказали, что призывают в армию. Они пожелали лёгкой службы. Сбылось. Полгода в учебном центре Свердловска в «радио школе». И 2.5 года в Уюн-Югане на точке радиорелейной правительственной связи в западной Сибири. Вообще без начальства прошла вся служба. Провожали брата с вокзала, в это время как раз шел футбольный матч. Так на вокзале по громкой связи объявляли счет, когда забивали гол. Великое событие это было для нашего города! Стадион на 60000 зрителей реально вместил 70000 человек. Хорошие были времена, да и сейчас не плохие!
Константин ташкентский[Цитировать]