Борис Голендер. Археологические холмы Ташкента Видео История

Кроме свидетельств средневековой истории Ташкент обладает и памятниками античной древности. Более двадцати глинистых холмов – остатков древних поселений, зороастрийских храмов огня, крепостей – возвышаются над столицей Узбекистана, представляя собой археологические объекты, исследованные в разной степени. И наиболее впечатляющими из них являются три древних холма — Актепа, Шаштепа и Мингурюк.

Для того чтобы представить вам, что такое археологический Ташкент, мы решили начать наш рассказ с самого грандиозного холма, который возвышается на высокой точке Ташкента, между Юнусабадом и северо-востоком, где высота над уровнем моря почти 500 метров, даже больше. И вот этот холм, как и некоторые другие в Ташкенте, называется Ак-тепе — белый холм — Ак-тепе Юнусабадское.

Несмотря на то что этот холм имеет впечатляющие размеры, в виде запятой он возвышается даже над высотными жилыми домами жилого массива Юнусабад, тем не менее это не самый главный археологический остаток старого Ташкента, вернее Чача, как назывался наш город еще до арабского завоевания. Это сторожевая крепость. По некоторым представлениям, это летняя резиденция царей Чача. Она имеет очень интересное строение — низкая часть значительная и высокий донжон (цитадель или башню).

Это остатки Храма огня. Раскопки здесь производились еще после Второй мировой войны. Археолог Шишкин в 1948 году установил, что это поселение, которое находится под глинистыми холмами, вот здесь под нами, возникло не ранее III века нашей эры, то есть 1700 лет назад. Где-то уже в V–VI веках такая активная жизнедеятельность здесь была прекращена. Скорее всего, это была сторожевая крепость на северных окраинах Чача.

Действительно, если мы посмотрим на окружающую нас местность, то отсюда прекрасно видны все районы нынешнего города Ташкента и видна горная цепь, покрытая еще снегами в это время года. Это западный Тянь-Шань. А левее открывается степь. Именно отсюда древние жители Чача ожидали всегда нападений врагов — кочевников. Поэтому вполне естественно, что наши далекие предки выбрали это место для сторожевой крепости.

Интересно, как выглядели вот эти возвышающиеся над укрепленными поселениями Храмы огня. Их несколько найдено на территории Ташкента. Стратиграфические исследования археологов, то есть послойное изучение этих остатков строительных, показывают, что они построены были примерно одинаково. Это были такие усеченные пирамиды, на верхушке которых горели вечные огни, а этот вечный огонь приносили от царского огня.

Обряд, видимо, был зороастрийский такой, напоминающий несение современного олимпийского огня. Царский огонь зажигался самим верховным жрецом, чаще всего это и был хорезмшах, или шахиншах Ирана, или правитель Самарканда Ихшид. И вот от него потом несли этот огонь торжественно жрецы к тем храмам, которые располагались по всей территории современного Узбекистана. Основание прямоугольное имело как будто четыре львиные лапы. Это очень характерный пример Храма огня.

И вот когда уже в наше время, несколько десятилетий назад, в Ташкенте одна индийская фирма строила высотную гостиницу, то руководитель этой фирмы происходил из Бомбея, из религиозной общины парсов. А парсы — это наследники зороастризма в современном мире. И вот он очень заинтересовался этим холмом Ак-тепе Юнусабадское, где мы сейчас находимся, и даже приезжал сюда для совершения каких-то, ему только известных обрядов в Навруз.

Кроме того что здесь были обнаружены строительные остатки, здесь еще и были найдены различные артефакты, которые неопровержимо свидетельствуют, что жизнь здесь бурлила, протекала в это время — с III по VI век нашей эры, когда был расцвет государства Чач. Сегодня мы находим в почве Ташкента старинные, домусульманские монеты, выпущенные царями Чача. Они очень характерны и на них очень часто изображается хищник, либо это лев, который смотрит влево, либо вообще непонятный какой-то леопард, может быть, с изогнутым хищно хвостом. Это, видимо, была тамга правителей Чача, и по ней очень характерно эти монеты можно определить. А вокруг идут всегда согдийские надписи. И эти согдийские надписи свидетельствуют, читаются — такой-то царь Чача. Это происходило на протяжении многих столетий. Видимо, часть из этих монет обращалась, а может, даже и чеканилась вот здесь, где мы с вами находимся, потому что такого рода монеты были здесь тоже найдены. Это все происходило до арабского завоевания Мавераннахра.

То, что Ташкент никогда не был каменным городом, как иногда переводят его название, он был всегда городом глиняным, особенно хорошо видно в местах этих археологических памятников. Эти глиняные стены, которые мы здесь открыли, говорят о том, что цивилизация на территории Узбекистана одна из древнейших, потому что древнейшие цивилизации были глиняными. Мохенджо-Даро, Хараппа в долине Инда или в Междуречье древние шумерские цивилизации, старовавилонская, сирийская, это были из царства глины. «Из праха мы пришли и в прах уйдем», — писал великий поэт Востока Омар Хайям.

Археологи, кстати говоря, тоже после раскопок в наших памятниках засыпают глиной то, что им удается открыть, потому что глинистая цивилизация очень нестойкая. Проходит несколько десятилетий, и погодные условия, дожди, атмосферные осадки, ветры, изменяют очень то место, где все происходит.

Особенно это было интересно в героический период археологии, когда англичане, например, в нынешнем Ираке раскопали древнейшую цивилизацию человечества — Ур и Урук. Кроме глины они там ничего не нашли. Как-то было даже странно, что люди, которые жили 5 тысяч лет назад, имели письменность, они не создавали каких-то грандиозных каменных изваяний, все ожидали этого.

На самом деле археология — это в основном наука черепков, потому что кусочки глиняных сосудов имеют большую специфику. В зависимости от того, как она залегают, археологи чаще всего датируют подобного рода открытые древние поселения. С этой точки зрения Ташкент не приобрел особой древности при раскопках Ак-тепе Юнусабадского, потому что III век нашей эры — это уже время, когда Кушанское государство сходило на нет, наступления хионитов, эфталитов происходили на территории нынешнего Узбекистана. Это уже ближе к нам. А вот где же более древние остатки Ташкента? Ведь известно, что Ташкент уже во II веке до нашей эры был большим городом, Чачем, Ши, китайцы говорили. А где он? Получается, что надо искать в другом месте.

Доказательства существования городского поселения на территории Ташкента впервые были получены на этом холме, куда мы переехали с северной стороны Ташкента на самый его юг. Здесь была воздвигнута 2 тысячи лет назад небольшая сторожевая крепость. Она небольшая, потому что южная сторона Ташкента, видимо, была безопасней. Здесь уже были свои земледельцы, и нападения отсюда ожидать приходилось меньше. И вот здесь в 1982–1983 годах работал небольшой археологический отряд Маргариты Филанович.

Маргарита Филанович много десятилетий возглавляет ташкентский археологический отряд. И вот тогда ей удалось в основании этого холма обнаружить артефакты, связанные с рубежом нашей и не нашей эры. Если посмотреть на этот археологический объект из космоса, а такие снимки в Интернете есть, мы увидим квадрат, в одном углу которого возвышается круглый холмик. Вот этот круглый холмик, около которого я стою, начали раскапывать археологи, и они обнаружили в основании холма основание Храма огня, а также некоторые предметы, которые свидетельствовали о существовании здесь зороастрийского храма, в том числе частей ритонов, специальных сосудов, которые употребляются жрецами при жертвоприношению огню — маслом, вином — для того, чтобы можно было красиво подносить это при пении гатов зороастра.

И вот кусочек такого ритона в виде жреца чисто ахеменидского вида и многие другие факты свидетельствовали о том, что здесь существовало городское поселение, поселение городского типа, как говорили тогда. И это послужило основанием для утверждения празднования Ташкентом 2 тысячи лет.

Отсюда.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.